Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Текст 1.




Читайте также:
  1. B.6.4.1. Способы выделения текста.
  2. HTML- язык разметки гипертекста
  3. II. Работа над текстом и его оформление
  4. Lt;variant> текстовую числовую графическую музыкальную комбинированную.
  5. Quot;Понимание" текста на естественном языке
  6. Актуальное членение предложения. Виды связи между предложениями текста.
  7. В предложенном тексте определите тезис, аргументы, выясните, какая структура использована при составлении текста.
  8. В. Характеристика функции и процессов управления в текстильной и легкой.
  9. В.Пример фактической и перспективной типовой организационной структуры управления предприятием текстильной и легкой промышленности.
  10. Введення й редагування формул та тексту.

Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплот­ную подошло к экологической катастрофе, когда предельно яс­ны все страшные последствия утопических претензий на тоталь­ное управление социальными процессами, судьба гуманистичес­кого идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношений природы и челове­чества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим ученым Н. Н. Моисеевым идея коэволюции, совместной эволю­ции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнеров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге...

Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установле­ние" равноправно-партнерских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей соб­ственной психики.

В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управля­ется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предпола­гает взаимодействие и взаимоизменение.) При этом речь идет ... о свободном принятии, основанном на понимании в ре­зультате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с осо­бого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя, т. е. такого предмета, который как бы принадле­жит субъекту. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнеров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются.

(В. А. Лекторский)

С1. Какие две реалии современного общества требуют, по мнению автора, нового понимания гуманистического идеала? В чем он видит сущность этого нового понимания?

Реалии: человечество вплот­ную подошло к экологической катастрофе



предельно яс­ны все страшные последствия утопических претензий на тоталь­ное управление социальными процессами

Сущность: идея коэволюции, совместной эволю­ции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнеров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге

 

С2. Приведите любые две фразы, в которых отражается ав­
торское понимание свободы

1. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установле­ние" равноправно-партнерских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей соб­ственной психики.

2. как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня.

3. свободном принятии, основанном на понимании в ре­зультате коммуникации

СЗ. Объясните, почему гуманистическому идеалу на со­временном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни.



3. Установка господства над природой привела к необратимым изменениям внешней среды

4. Необратимые изменения внешне среды негативно воздействуют на здоровье человека и функционирование общества

5. Существенно сократилось количество ресурсов, которые может использовать для своего развития стремительно растущее в численном отношении человечество

6. Установка господства распространилась на отношение человека к себе подобным, общественным интересам

С4. Автор пишет о необходимости «установления равно­правно-партнерских отношений с тем, что находится вне чело­века». Опираясь на содержание текста и знания обществовед­ческого курса, предположите, в чем могут состоять эти отноше­ния с любыми тремя из названных автором партнеров. (Сначала назовите партнера, с которым устанавливаются партнерские от­ношения, а потом выскажите предположение.)

1. О.природными процессами: использование природо-сберегающих, ресурсосберегающих технологий, ограничение потребления

2. О. с другими человеком: признание безусловной ценности личности другого человека, его свободы

3. О к ценностям иной культуры: толерантное отношение к культуре и ее носителям

4. О. с соц.процессами: отказ от установки личного или группового эгоизма, потребительства, стремление к социальному миру.

5. О. К психике: внимательное отношение к собственному псих.состоянию, максимальное использование возможностей

 

 

Сб. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь про­блем, связанных с увеличением разрыва между развитыми стра­нами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны

1. Значительное количество локальных вооруженных конфликтов приходится на страны 3 мира, некоторые располагают ядерным оружием

2. Проблема сырья и энергоресурсов - более развитые страны либо провоцируют, либо участвуют в войнах

3. Бедность отдельных районов провоцирует появлению радикальных идеологий - терроризм

 

Рост население в развивающих странах со всей остротой поставил продовольственную проблему Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства – освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь отслеживается? Укажите три проблемы.

Демографическая, экологическая, Север_ЮГ

 

 

Сб. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь глобальных проблем

 

 

План «Глобальные проблемы человечества»

1) Понятие глобальных проблем

2) Причины возникновения глобальных проблем

3) Классификация

4) Основные направления решения глобальных проблем

 

Назовите две причины возникновения глобальных проблем современности.

 

 


Верны ли суждения?

А. Ценности личной свободы, индивидуальной ответственности, инициативы являются характерной чертой духовной жизни традиционного общества

Б. В индустриальном обществе коллективистские ценности безусловно преобладают над ценностями свободы личности

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

 

 

При переходе от традиционного общества к индустриальному

1) Личность стала подчиняться общине

2) Выросла социальная мобильность

3) Возросла роль обычае в регулировании общественных отношений

4) Усилилось внеэкономическое принуждение к труду

 

 

Установить соответствие

Признаки Понятия
а. Локальные культуры б. Производственные отношения в. Общечеловеческие ценности г. Надстройка д. Социокультурная общность 1) цивилизация 2) формация

 

 

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «революция»? Составьте два предложения.

 

Верны ли суждения?

А. Регресс – это глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества на всем протяжении исторического времени

Б. Регресс – попятное движение общества, отступление от завоеванных позиций, возвращение к предшествующему уровню

1. верно только А 3. верны оба суждения

2. верно только Б 4. оба суждения неверны

Верны ли суждения?

А. По мере совершенствования орудий труда общество оказывает усиливающееся воздействие на природу.

Б. Общество может обойтись

3. верно только А 3. верны оба суждения

4. верно только Б 4. оба суждения неверны

 


Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 29; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2020 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты