Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Древний Египет. Географическое положение и его особенности. Древнейшее население. Становление государства. Раннее царство.




Страна и население. В древности Египтом называли узкую долину реки Нил, начиная от первого порога и обширную дельту Нила, образованную несколькими руслами, впадающими в Сре­диземное море. Долина Нила (ее ширина колебалась от 1 до 20 км, в среднем 5—10 км) называлась Верхним Египтом, а дельта — Нижним Египтом. Название «Египет» гре­ческое, происходит от видоизмененного греками египетского названия древнейшей столицы Египта города Мемфиса (по-еги­петски Хет-ка-Птах или Хикупта, что озна­чало «крепость души бога Птаха»). Египтяне называли свою страну словом Кемет — «Черная», по цвету вспаханной почвы ниль­ской долины, противопоставляя ее «Крас­ной стране» — раскаленным пескам и каменистым предгорьям ливийской и ара­вийской пустыни. «Египет есть вся та зем­ля,— писал греческий историк Геродот,— которую своими водами орошает Нил, а египтяне все те, которые живут ниже города Элефантины и пьют воду из реки Нил».

Египет расположен в северо-восточном углу Африканского континента и узким Су­эцким перешейком связан с Передней Азией. По Суэцкому перешейку проходила караванная дорога, связывавшая Египет с культурными центрами Передней Азии. По Нилу обеспечивались сношения Египта с далекими странами Тропической Африки и Средиземноморья. Довольно рано древние египтяне освоили дороги — русла высох­ших рек (арабское название «вади»), идущих от Нила к берегам Красного моря, откуда открывались морские пути на Синайский полуостров, в Аравию. Таким об­разом, Египет находился как бы на перекре­стке различных путей, связывающих его со многими странами и регионами Африки, Средиземноморья, Передней Азии и Ара­вии. Однако эти связи могли быть реализо­ваны лишь на довольно высокой стадии египетской цивилизации, когда египтяне освоили как сухопутные, так и морские пути. А на первых этапах Египет, напротив, оказался в некоторой географической изо­ляции. Труднопроходимые пороги Нила препятствовали сношениям с южными странами по реке, раскаленные пески ара­вийской пустыни отделяли долину от Крас­ного моря, болотистая дельта затрудняла продвижение к берегам Средиземного моря. К тому же жившие на южных, западных и восточных границах племена кочевников, враждебные Египту, усиливали его обособ­ленность.

Эта географическая изоляция способст­вовала формированию египетской цивили­зации как самобытного исторического явления. Однако по мере укрепления госу­дарственности и становления экономики и культуры налаживались связи Египта с со­седними странами, а его влияние распрост­раняется.

Геродот определил Египет как «дар Ни­ла», тем самым подчеркнув исключитель­ную роль реки в жизни древних египтян. Наносами была образована почва долины Нила и его дельта, Нил был единственным источником влаги в засушливом Египте, где практически не выпадает дождей. Длинная лента могучей реки обеспечивала связь всех областей Египта между собой и с берегами Средиземного моря. Но прежде всего в до­лине Нила существовали благоприятные ус­ловия для занятия высокопродуктивным земледелием. Особенностью водного режима Нила были его регулярные ежегодные разливы. Благодаря таянию снегов в горах и тропическим ливням истоки Нила, начи­нающиеся в Центральной Африке, перепол­нялись водой, и река разливалась. Подъем золы начинался 19 июля (это одновременно было началом Нового года) и продолжался до середины сентября. Нил выходил из бе­регов, вода заливала большую часть долины.

С середины сентября вода начинала убывать и к середине ноября входила в свои берега. После спада нильской воды на про­питанных влагой полях оставался плодород­ный ил. Этот мягкий почвенный слой был необычайно удобен для земледелия. Даже леревянной сохой не представляло труда провести борозду, а посеянные семена зер­новых затаптывал выпущенный на поля скот (овцы и свиньи). Засеянная земля при­носила урожай в апреле — мае. После жат­вы земля отдыхала, ожидая нового разлива. В связи с таким порядком земледельческих работ египтяне делили год на Три сезона: ■•сезон половодья» —разлив Нила (середи­на июля —середина ноября); «сезон всхо­дов» — проведение полного цикла сельско­хозяйственных работ от посева до жатвы «середина ноября —середина мая); «сезон сухости» —время отдыха земли и беспо­щадного зноя (середина мая — середина июля). Однако грозная стихия нильских разливов нуждалась в некотором регулиро­вании: необходимо было уменьшать или усиливать приток воды на поля в зависимо­сти от потребителей, спускать застоявшую­ся воду из низин и подводить ее к более возвышенным местам, строить запасные во­дохранилища для орошения полей в засуш­ливое время года. Целая сеть магистральных и отводных каналов, плотин и дамб разби­вала долину Нила на многочисленные уча­стки прямолинейной формы («бассейны»), на которых выращивались самые различные культуры. Такая система земледелия полу­чила название поливной или ирригацион­ной системы земледелия бассейнового типа. Плодородная, легкая для обработки, еже­годно удобряемая нильским илом почва — главное богатство Египта, основа основ жизни его населения, развития египетской цивилизации.

Нильская долина и окружающие ее страны имели богатый растительный и жи­вотный мир. На орошаемых землях выра­щивали ячмень, эммер (или полбу), пшеницу, лен, кунжут. В заводях Нила рос­ли густые заросли лотоса и папируса. В самой долине произрастали финиковые и кокосовые пальмы, древовидные акации (основной строительный материал егип­тян), сикоморы, в Дельте — виноградные лозы и фруктовые деревья. В Ниле водилась рыба, которая была одним из основных продуктов питания египтян; заросли кише­ли птицами. В соседних с Египтом областях, в Эфиопии, Ливии, пустыне Сахаре броди­ли стада диких быков, коз, овец, которые были одомашнены и успешно разводились в Египте. В крупных масштабах скотовод­ством занимались на обширных травяни­стых площадях Дельты. В пустыне обитали львы, гепарды, страусы, змеи, шакалы, мно­гие из которых почитались в качестве бо­жеств. Одним из лучших охотничьих парков, наполненных различными зверями и птицей, был район Фаюма к западу от города Мемфиса.

Окружающие Египет области были до­вольно богаты полезными ископаемыми. Особенно много было камня: гранита, ба­зальта, диорита, алебастра, известняка", пес­чаника, шифера. Залежи медных руд были обнаружены на западе Синайского полуост­рова и в Аравийской пустыне к востоку от Фив. Золото поступало с приисков Аравий­ской пустыни и из Северной Нубии, со времени Среднего царства присоединенной к Египту. Однако страна не располагала запасами олова, важнейшего компонента для получения бронзы, серебра —главного товарного эквивалента древности, и железа, отсутствие которого сдерживало развитие техники и ремесленного производства.

В специфических природных условиях нильской долины сформировался опреде­ленный этнический тип, переданный на сохранившихся фресках: древние египтяне были среднего роста, плотного телосложе­ния, брили бороду и коротко стригли воло­сы. Слегка скуластое лицо с толстыми губами и несколько продолговатым черепом имело некоторые «негритянские» черты, которые контрастировали с обликом азиа­тов, часто изображаемых на рельефах. Основной пищей древнего египтянина бы­ли ячменные лепешки, каша из эммера (этот злак из-за твердой оболочки зерна непригоден для приготовления лепешек или хлеба), свежая, но особенно сушеная рыба (в жарком климате свежая рыба быс­тро портилась), овощи (лук, салат-латук, -чеснок, возможно, огурцы). Излюбленным напитком было ячменное пиво. Мясо упот­ребляли очень редко.

Древнейшее оседлое население появля­ется в долине Нила в конце VI тысячелетия до н. э. Это были племена, которые прихо­дили из Сахары, Ливийской пустыни и об­ластей современной Эфиопии. Из слияния этнических групп постепенно сформирова­лась египетская народность. Некоторые ста­туэтки, изображающие древнейших жи­телей Египта, черепа, найденные в погребе­ниях Негады, черты сходства древнеегипет­ского языка с рядом африканских, а также с некоторыми берберскими языками Север­ной Африки подтверждают факт слияния различных этнических групп в долине Нила. В целом древние египтяне представляли собой впол­не сложившуюся устойчивую народность со своим языком, собственной письменно­стью и глубоко оригинальной культурой.

Долина Нила и соседние с ней области (территория будущего Египетского государ­ства) были рано освоены человеком. Здесь обнаружены остатки стойбищ палеолитиче­ских охотников и собирателей с очагами, костями животных и рыб и орудиями труда. Такие стоянки найдены на территории Фаюмского оазиса, в Верхнем Египте и в ряде других мест. Культура каменного века достигла наибольшего развития в период верхнего палеолита (20—10 тыс. лет до н. э.). Древние обитатели долины Нила в это время изго­товляли составные орудия из тонких пла­стин, вставлявшихся в костяные или деревянные рукоятки, добывали рыбу, со­бирали моллюсков и съедобные растения, охотились на диких зверей и птиц. Увеличи­вающееся население быстро освоило доли­ну Нила и почти полностью использовало имевшиеся здесь готовые пищевые ресурсы. Все это вело к решающим переменам в жизни древнего человека. Плодородные по­чвы нильской долины, наличие дикорасту­щих злаков в соседних областях, в частности на Эфиопском нагорье, диких животных, поддающихся одомашниванию, благопри­ятствовали переходу древних людей к зем­леделию и скотоводству. Этот переход происходил в период неолита, когда изго­товление орудий из кремня и камня путем их различной обработки, в частности шли­фования, достигло наибольшего совершен­ства.

Типичными памятниками земледельче­ских общин Нижнего Египта V тысячелетия до н. э. являются поселения, располагавши­еся по берегам Фаюмского озера.

В Верхнем Египте приблизительно в то же время жили племена скотоводов-земле­дельцев, оставившие памятники тасийской культуры, преимущественно могильники. Эти племена возделывали пшеницу и ячмень, разводили мелкий рогатый скот и изготовляли глиняные сосуды с серой и черной поверхностью, иногда покрытые резным орнаментом. Тем не менее, основ­ными источниками пищи оставались охота и рыболовство. Продукты хранили в специ­альных, вылепленных от руки грубых гор­шках. Тасийцы жили родовыми общинами. Вполне вероятно, что к этому периоду от­носятся зачатки примитивного орошения.

Дальнейший прогресс можно просле­дить в амратских комплексах (от названия современной деревни Амра), относящихся к первой половине IV тысячелетия до н. э. (первый додинастический период). Появи­лись поселения, нередко укрепленные сте­нами, что является свидетельством кон­центрации населения и развития ирригаци­онного земледелия, обеспечивающего егип­тянам прочную оседлость. Об увеличении населения говорят и крупные размеры мо­гильников. Значительно возросло число медных изделий, из металла теперь изготов­лялись иголки, булавки, гарпуны и рыбо­ловные крючки. Появляются и первые золотые украшения. Однако сами могилы еще мало разнятся друг от друга как устройством, так и сопровождающим инвентарем. Видимо, социальная структура общества была еще относительно однородна.

В середине IV тысячелетия до н. э., в так называемый герзейский период (от на­звания современной деревни Герзе; второй додинастический период), больших успехов достигло земледелие, основанное на систе­ме искусственного орошения.Многочис­ленные ремесла отделяются от земледелия, а общество несет явственные черты далеко зашедшей дифференциации. Глинобитные дома свидетельствуют о прочной оседлости, а резкое сокращение в могилах охотничьего оружия — об окончательном вытеснении охоты скотоводством. Делом рук мастеров-профессионалов были всевозможные литые медные предметы: топоры, ножи, кинжалы, сосуды.

Изменился характер и размах торговли. Из Азии в Египет поступали свинец, сереб­ро и даже лазурит, основные месторожде­ния которого располагаются на севере современного Афганистана. Систематиче­ская торговля приобретает поистине меж­дународные масштабы. Появляются в Египте и привозные вещи, например, месопотамские цилиндрические печати.

Происходят коренные изменения и всоциальной структуре. Различия в размерах могил позволяют предполагать, что в общи­нах уже ощущалось имущественное нера­венство и что в них выделились вожди, погребавшиеся с особой пышностью. При раскопках таких могил, в большинстве сво­ем разграбленных, обнаружены рукоятки ножей из слоновой кости, нередко с золотой обкладкой, тонкие ткани с художественной росписью. Выделяется крупная гробница вождя, найденная в Иераконполе. Ее стены были сложены из сырцового кирпича и украшены сюжетной росписью. Богатым общинникам и знати противостоят рядовые члены земледельческих общин. Излишки получаемых продуктов оказываются все ча­ще в руках знати, влиятельных общинников и служителей зарождающегося культа. Со­циальной дифференциации способствовало развитие скотоводства — отрасли, в кото­рой интенсивно накапливался прибавоч­ный продукт, попадавший в собственность племенной верхушки.

Показательно, что в иероглифической письменности термины «знатность», «бла­городство», «достоинство» представлены изображением мелкого рогатого скота, иногда с печатью на шее, обозначавшей право собственности. Термин «наследство» обычно передавался изображением лежа­щего теленка. Даже термин «вождь», кото­рый со временем стал обозначать «царя», передавался рисунком (пиктограммой) по­соха пастуха.

В этот период возникает институт раб­ства. Скорее всего рабы появились в резуль­тате военных столкновений между племенами и родами. Но в условиях перво­бытного строя, низкого уровня производи­тельных сил было невыгодно брать людей в плен, так как это лишь увеличивало число едоков. Создание продуктивного земледе­лия, дающего большие урожаи, необходи­мость в дополнительной рабочей силе повысили ценность человеческого труда и дали возможность использовать труд плен­ников, которых, вместо того чтобы уничто­жать, теперь оставляли в живых. Древние египтяне называли таких пленников выра­зительным термином «убитый-живой».

Итак, прежде всего рабов давали войны. Однако в условиях растущей дифференци­ации до уровня рабов-пленников могли опуститься и бывшие общинники. Следо­вательно, формирующийся слой рабов мог пополняться из источников как внешних, так и внутренних.

В середине IV тысячелетия до н. э. в Египте наметились контуры трех основных прослоек древнеегипетского общества: господствующий слой, куда входили потомки родоплеменной знати, жречество, зажиточ­ные общинники; члены земледельческих обшин, основные производители матери­альных благ древнеегипетского общества; прослойка рабов, пока весьма незначитель­ная, но постоянно увеличивающаяся. Наиболее многочисленной была вторая прослойка, т. е. члены земледельческих общин, все более теряющих родовой характер, превращающихся в территориальные или соседские общины.

Образование социальных прослоек И нормирование классов привели к появле­нию государства, которое должно было регулировать отношения между новыми гениальными группами и рождающимися классами в интересах господствующего слоя. В Древнем Египте государство высту­пало и как организатор работ по созданию и поддержанию ирригационной сети, без которой невозможно существование про­дуктивного земледельческого хозяйства. Первые государства возникали в пределах небольших областей (номов), которые охватывали несколько поселений, объединенныхвокруг городского центра. В силу осо­бенностей природных условий номы — древнейшие самостоятельные государст­венные образования, расположенные в долине или Дельте Нила,—тяготели к объединению, что привело к созданию более крупных царств.

Периодизация истории Древнего Египта. Под историей Древнего Египта подра­зумевается история египетской цивилиза­ции со времени зарождения в Египте раннеклассового общества и государствен­ности, которое произошло во второй поло­вине IV тысячелетия до н. э., до падения независимости египетского государства в конце VI в. до н. э., когда Египет был вклю­чен в состав Персидской державы.

История Древнего Египта, продолжав­шаяся около трех тысячелетий, подразделя­ется на следующие периоды:

1.Первый додинастический период (на­чало IV тысячелетия до н. э.). Начало раз­ложения родовых отношений.

2.Второй додинастический, илигерзейский, период (середина IV тысячелетия до н. э.). Появление социальной дифференци­ации, создание элементов ирригационной системы, появление первых номовых госу­дарственных образований. В конце периода — создание Верхнеегипетского и Нижнее­гипетского царств.

3. Раннее царство. Правление «нуле­вой», I—II общеегипетских династий. Об­разование единого общеегипетского госу­дарства (XXXIII—XXIX вв. до н. э.).

4.Централизация Египта в эпоху Древ­него царства. Правление III—VI династий (XXVIII—XXIII вв. до н. э.).

5.I Переходный период (VII—X дина­стии, XXIII—XXI вв. до н. э.). Распад единого египетского государства на отдельные номы.

6.Возрождение централизованного еги­петского государства в эпоху Среднего цар­ства. Правление XI—XIII династий (середина XXI—XVIII в. до н. э.).

II Переходный период (XIV—XVII династии, конец XVIII—середина XVI в. до н. э.). Ослабление Египта. Народные восстания. Захват Египта гиксосами.

8. Расцвет египетской цивилизации в эпоху Нового царств. Правление XVIII— XX династий (XVI—XI вв. до н. э.). Созда­ние египетской империи.

9. III Переходный период (XXI дина­стия, XI—X вв. до н. э.). Упадок Египта.

10. Позднее царство. Египет под вла­стью иноземных династий (XXII—XXV ди­настии, XI—VIII вв. до н. э.). Возрождение Египта при саисской (XXVI) династии (VII—VI вв. до н. э.).

11. Завоевание Египта Персией и вклю­чение его в состав Персидской державы (XXVII—XXX династии, конец VI—IV в. до н. э.).

1. Раннее царство (XXXIII—XXIX вв. до н.э.)

Объединение нижнеегипетского и вер­хнеегипетского царств было революцион­ным по своему значению в истории Древнего Египта. В рамках одного государ­ства были сосредоточены ресурсы всей до­лины и Дельты Нила, появились благоп­риятные условия для создания общеегипет­ской ирригационной сети. На смену посто­янным внутриегипетским войнам, ослаб­лявшим страну, пришло политическое единство.

Объединение Египта было достигнуто в результате многих войн между верхнееги­петским и нижнеегипетским царствами. До нашего времени дошла шиферная таблица, где рассказывается о деяниях царя Нармера.

Правитель верхнеегипетского царства стал первым царем всего Египта. В списках царских династий, составленных Манефоном, он назван Миной. Мина стал родона­чальником I общеегипетской династии, его многогранная деятельность нашла отраже­ние в произведениях античных писателей. Стремясь сплотить Египет, Мина на стыке Дельты и долины основал столицу объеди­ненного царства город Мемфис, один из крупнейших городов Египта. При Мине была построена система каналов и плотин, благодаря которой оказалась освоенной значительная территория вокруг Мемфиса. В столице был возведен храм богу Птаху.

Фараоны I династии начали строить себе особые гробницы в районе Абидоса. Это были внушительные сооружения с под­земной камерой, стены которой обкладыва­лись сырцовым кирпичом. Выработался ритуал торжественного погребения фараона вместе с его придворными и слугами, что свидетельствовало о росте значения цар­ской власти. Уже около обнаруженной гроб­ницы Нармера найдено 33 захоронения его слуг. Фараоны строят себе более внушитель­ные по размерам гробницы, и в последний путь их сопровождает значительно большее число служителей. Так, рядом с погребени­ем Джера обнаружено 338 дополнительных захоронений, а невдалеке от него — еще 269 могил его придворных и вельмож.

Фараон Джер был удачливым завоева­телем. Наскальные изображения, обнару­женные в Нубии, —доказательство его успешных походов за пределы Египта. При I династии египтяне стали продвигаться и на богатый медью Синайский полуостров, о чем свидетельствуют надписи и изображе­ния, в частности в районе Вади-Магхара.

При II династии опять становится не­спокойным Нижний Египет, одной из глав­ных задач остается окончательное вос­соединение страны, решительное подавле­ние нижнеегипетского сепаратизма. Глав­ные события развернулись при фараоне Хасехемуи. На двух дошедших до нас его статуях Нижний Египет символически изо­бражен поверженным, а надписи сообщают, что в одном случае число убитых достигает 48 205, а в другом —47 209. Последние ца­ри II династии называют себя не только именем Гора — покровителя Верхнего Египта, а Гором и Сетом, т. е. уже находятся под покровительством и бога Сета, почи­тавшегося в Нижнем Египте.

Видимо, при фараонах II династии был успешно решена задача окончательного объединения Египта в одно сильное централизованное государство.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты