Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Человек в системе социальных связей и отношений




Связь и отношение — это общие категории диалектики, выражающие взаимообусловленность явлений, разделенных во времени и пространстве, и взаимодействие элементов опреде­ленной системы. Социальные связи и отношения складывают­ся между людьми в процессе их совместной деятельности. В материалистической трактовке общества они делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологи­ческие, надстроечные). Главными и ведущими являются ма­териальные, экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные и др. Совокупность этих отношений определяет сущность той или иной общественно-экономической формации и входит в поня­тие сущности человека. Идеалистическое понимание социальных связей и отноше­ний исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.п. В этом случае государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма. «Порча» идеи приводит к развалу государства и деградации человека. Авторы социальных утопий прошлого и настоящего ищут магическую формулу, следование которой обеспечивает благо­получие общества и каждого человека. Во многих общественно-политических концепциях и философских взглядах на общество признается как значение мате­риального производства и возникающих при этом объективных общественных отношений, так и необходимость центральной идеи, объединяющей разные элементы общества в единое ценное. Современное философское знание обращает внимание на анализ социального процесса, в котором участвуют люди, вещи и идеи. В вещах социальный процесс обретает устойчивость своего бытия, где закрепляется культурная традиция, люди являются движущей силой исторического процесса, а идеи вы­полняют роль связующего начала, придающего смысл пред­метной деятельности человека и объединяющего людей и вещи в единое целое. Сущность общественных связей и отношений, соединяю­щих людей, вещи и идеи в единое целое, состоит в том, что отношение человека к человеку опосредуется миром вещей, и наоборот, контакт человека с предметом означает по сути дела его общение с другим человеком, его силами и способностями, аккумулированными в предмете. Здесь выявляется качествен­ная двойственность человека и всех предметов и явлений, от­носящихся к миру культуры. Кроме их природных, физичес­ких, телесных качеств, любое явление культуры, в том числе и человек, характеризуется системой социальных качеств, воз­никающих именно в процессе деятельности в обществе. Социальные качества сверхчувственны, невещественны, но вполне реальны и объективны и весьма существенно определяют жизнь человека и общества. Подобно явлениям потребительской сто­имости и стоимости, анализ диалектики которых составляет научную заслугу К. Маркса, человек и мир двойственны, и осознание этого факта позволяет дать качественный анализ общества как системы. По взаимоотношениях человека и общества на определен­ ном этапе их развития может возникнуть феномен отчуждения, суть которого состоит в растворении человека в абстрактных и социальных качествах, в утрате им контроля за результатами своей деятельности, за ее процессом и в конечном итоге потере им своей идентичности, своего Я. Человек может отчуждаться и от семьи, рода, культуры, образования, собствен­ности и т.д. Преодоление отчуждения в современном мире связывается с освоением личностью разнообразных условий и форм дея­тельности, ее плодов и результатов, необычайно усложнивших­ся в информационно-техническом обществе. Для этого необхо­димо представить себе основные этапы взаимодействия чело­века и общества. Исторически первой появилась система личной зависимос­ти людей в связи с переходом от охоты и собирательства к земледелию, что потребовало объединения в общую техноло­гическую цепь усилий многих людей (системы орошения и др.). Так создались предпосылки для формирования государства и аппарата. Образуется система социальных связей, характери­зующихся личной зависимостью человека от человека и тради­цией как основной формой социального производства. Вторым этапом было общество как система вещных зави­симостей, когда мир машин образовал особый предметный слой социальности, через который стали реализовываться межчело­веческие связи и отношения. Это сопряжено с развитием капи­тала, когда человек сам превращается в товар определенного рода, а его силы и способности все более подчиняются логике воспроизводства вещей. Это способствует доминированию в мировоззрении идеи прогресса производства и потребления, с экстенсивным типом развития, что ведет к «одномерности» человека. Современность показала внутреннюю исчерпанность идеи неуклонного прогресса, связанной с непрерывным ростом производства, что привело к глобальным проблемам и обострению антигуманных тенденций в мире, кризису человека, который характерен для всех социальных систем. Сейчас может идти речь о личностной реконструкции социальности, об отношениях «свободных индивидуальностей», что может дать не вый импульс развития человеческих качеств. Вещная зависи­мость людей друг от друга, о которой речь шла выше, может быть преодолена на путях интенсивного личностного развития, ибо развитая индивидуальность становится «узлом» всех типе социальной организации.

Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты