КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семь интонационных конструкцийВ языке существуют определенные типы интонаций. При всем разнообразии интонаций их можно объединить в наиболее характерные для русского языка типы. Для этого прежде всего не обходимо найти в выражении центр – основной ударный слог. Все, что находится перед центром, называется предцентровой частью, а то, что после центра – постцентровой. Предцентровая, центр и постцентровая части образуют интонационную конструкцию – ИК ( произносится Ика ). Для определения типа ИК важно также различать, как изменяется основной тон: повышается он или понижается. По изменению тона можно судить о цели высказывания и о субъективном к нему отношении говорящего. Интонация играет значительную роль в устной речи. Интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу. Интонация отличает устную речь от письменной, делает ее богаче, придает ей неповторимый, индивидуальный характер. Необходимо сказать и о синтаксической функции интонации. Она указывает: - конец фразы; - ее законченность или незаконченность; - к какому типу относится предложение, содержит оно вопрос, восклицание или повествование. А письменной речи о синтаксической роли интонации читатель узнает по знакам препинания. Точке присуща интонационная фигура звукового понижения основного тона – своеобразного падения звука. Запятая, наоборот, характеризуется повышением звука, который завершается своеобразным «голосовым загибом», обрывающем звук и предупреждающем, как поднятая кверху рука, о том, что мысль не завершена. Двоеточие интонационно подготавливает слушающего к продолжению мысли, в его интонации ощущается движение, развитие, передаваемое лёгким звуковым толчком. Вопросительный знак требует резкого и быстрого подъёма звука на вопросительном слове, которое сопровождается характерной фигурой так называемого «кваканья». Высота и скорость подъёма, форма звуковой фигуры создают градацию вопроса. Восклицательный знак начинается с быстрого и энергичного звукового подъёма, после чего голос резко падает книзу. Чем выше взлёт и резче падение, тем интенсивнее звучит восклицание. Характеристика устной речи будет не полной, если не сказать ещё ободной её особенности – о паузе. Пауза (лат. рausa от греч. pausis – прекращение; остановка) – временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют и которая разрывает поток речи. Пауза – это молчание. Виды пауз – хезитация, логическая, психологическая, интонационно-синтаксическая, ситуативная, физиологическая. Из истории изучения интонации. Интонация заинтересовала, прежде всего, теоретиков ораторского искусства ещё в античные времена. В их трудах, дошедших до нас, описана речевая мелодия, определено её отличие от музыкальной, охарактеризованы ритм, темп, паузы, говорится о важности разделения патока речи на смысловые части. Проблема интонации привлекла теоретиков публичной речи и в средние века. Но для нас больший интерес представляют работы, появившиеся в России в 18 столетии. Именно в это время формулируются основные теоретические положения ораторского искусства, которые остаются актуальными и в наши дни. Одним из таких теоретиков был М.В. Ломоносов. В 18-19 веках с развитием театрального искусства интонацию начинают рассматривать как важный элемент сценической речи. Для актёра, как и для оратора, звучащая речь – основное средство передачи мыслей, чувств, средства воздействия на зрителей, поэтому актёр должен уметь использовать все возможности языка, знать его законы.
|