Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Анна Мар




1)Образование государства у восточных славян

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. Есть сведения о некоем русском князе Бравлине который воевал в хазарско-византийском Крыму в VIII-IX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании — третьего крупного объединения славян — точно не установлено.

То есть в начале VIII века нашей эры на территории Руси уже были зачатки государственности.

Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. Северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.

Легенда о призвании варяжских князей Нормандская послужила основанием для создания так называемой нормандской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность нормандской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей.

Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о нормандском происхождении княжеской династии.

Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья. Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

Главой государства являлся князь, которого в народе считали наставником божьим на этой земле. Князь собирал налоги с подвластных ему земель и защищал их от набегов других племён, старался увеличить подвластные территории в виде захвата, для получения большей прибыли в форме налогов. Таким образом, первые зачатки государственности проявились в виде отдельных княжеств. В то время были все предпосылки для появления сильного государства на территории восточных славян. Но не было сильного государства по причине постоянных усобиц между правящими князьями. Каждый раз Русь делилась после смерти князя, имевшего несколько детей, на отдельные княжества, в которых правили дети погибшего князя. Каждый из князьков хотел владеть большей территорией и убивал своих братьев для получения их земель.

При подготовке данной работы были использованы материалы

2)Борьба за власть после смерти Владимира. Владимир умер в 1015 г., в разгар подготовки похода против сына Ярослава, посаженного отцом в Новгороде. Новгородцы тяготились киевским владычеством, и Ярослав, опиравшийся, по-видимому, на вече, отказался платить дань отцу. Это было открытое неповиновение, и Владимир решил примерно наказать сына. Смерть киевского князя смешала все планы. Между наследниками Владимира началась упорная борьба за власть.

«Повесть временных лет» рассказывает о ней с пристрастием, оправдывая победителя — Ярослава Владимировича. Главным его противником выступил Святополк, получивший за свои злые деяния прозвище Окаянного. Именно он считался повинным в убийстве его братьев-соперников, Бориса и Глеба, погибших от рук подосланных убийц. Впоследствии Борис и Глеб были канонизированы и стали первыми русскими христианскими святыми.

Борьба между Ярославом и Святополком шла с переменным успехом. Святополк опирался на военную помощь своего тестя, польского короля Болеслава Храброго, а в последующем привлек на свою сторону печенегов. Святополк приглашал в свои дружины варягов. Решающее столкновение произошло в 1019 г. на реке Альте. Святополк был разбит и бежал. Ярослав утвердился на киевском престоле.

Но не сразу Ярослав стал единовластным держателем Русской земли. Соперником киевского князя выступил тмутараканский князь Мстислав. Правда, он не посягал на киевский престол и не собирался оставлять Тмутараканское княжество. Нападавшей стороной был Ярослав. Но в сражении у Лиственя, близ Чернигова, в 1024 г. он потерпел сокрушительное поражение и в очередной раз бежал в Новгород. Однако Мстислав предложил брату мир на условиях раздела Русской земли: себе он взял Чернигов, Тмутаракань и левобережье Днепра, к Ярославу отошли Киев, Новгород и правобережье. Лишь после смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав вновь собирает под свою руку всю землю. Летописец отметил это событие фразой: «Перенял власть... всю Ярослав, и был самовластець Русской земли».

Правление Ярослава. С именем Ярослава связан расцвет Древнерусского государства. Именно при нем оно достигло наибольшего могущества, превратившись во влиятельную силу на Западе и Востоке. Достаточно убедительно доказывают это династические связи, которые были установлены Ярославом с европейскими и византийским дворами.

В средневековье династические браки были неотъемлемой частью дипломатии. В них каждая из сторон искала политическую выгоду. Понятно, что породниться со слабой правящей династией охотников находилось мало. Престиж династических связей оказывался в прямой зависимости от могущества государства. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля

Ярослав Мудрый. Реконструкция М. М. Герасимова

Олафа. Его сыновья взяли в жены дочерей польского короля Мешко II (Изяслав), византийского императора Константина Мономаха (Всеволод) и немецкого графа (Святослав). Дочери Ярослава стали королевами Венгрии (Анастасия), Норвегии и Дании (Елизавета), Франции (Анна).

За время своего княжения (1019— 1054) Ярославу пришлось вести многочисленные войны. Он ходил походами в Прибалтику, на чудь, где основал к западу от Чудского озера город Юрьев (ныне Тарту), в польские и литовские земли. Князю удалось покончить с угрозой, исходящей от печенегов. Разбитые дружинами Ярослава, теснимые другими кочевыми народами из южнорусских степей, печенеги частично ушли на Балканский полуостров, частично смешались с мелкими тюркскими племенами и признали свою зависимость от Киева.

Не все военные экспедиции заканчивались столь счастливо. Война с Византией завершилась разгромом войск сына Ярослава — Владимира.

Подобно отцу, Ярослав правил, рассадив своих сыновей на престолы. Старшие — Изяслав, Святослав и Всеволод — сидели в городах, «выстроенных» по значимости: в Новгороде, Чернигове и Переяславле. Перемены в положении одного влекли изменения в положении остальных: так, до своей смерти новгородским князем был Владимир. Изяслав пребывал в Чернигове и отправился на север лишь после кончины старшего брата. Древнерусская земля выступала как бы родовой собственностью Рюриковичей, владевших и правивших отдельными ее областями под началом киевского князя на основе старшинства. Само же старшинство выстраивалось по линии не «отец — старший сын», а «старший брат — следующий брат». На практике такой порядок наследования соблюдался с большим трудом (вспомните междоусобную борьбу между сыновьями Владимира), особенно с разрастанием «племени» Рюриковичей.

При Ярославе окончательно сложился политический строй Древней Руси. По форме правления Древнерусское государство можно отнести к феодальной монархии, по типу — к феодальному государству. Высшая власть принадлежала киевскому князю.

Раннефеодальные государства никогда не отличались прочностью. Экономическая обособленность земель, весь уклад их жизни порождали силы центростремительные, диктующие свои условия местным правителям. Сам Ярослав, будучи новгородским князем, выступил против власти Киева, руководствуясь совсем иной, чем в зрелые годы, политической логикой. Поэтому ясно, что важным условием прочности раннефеодального государства становится личность князя, его умение навязывать свою волю, ставить и достигать цели, побеждать, а не проигрывать. Именно таким государственным деятелем и был Ярослав.

Летописцы позже назвали его Мудрым. Несомненно, это был дальновидный политик, умевший при необходимости ждать или, напротив, действовать решительно и энергично. Князь высоко ценил власть, ради которой преступал даже нормы благочестивого поведения. Возможно, в этом один из истоков истовой религиозности Ярослава, стремившегося искупить свои прегрешения. Достигнув власти, Ярослав показал себя неутомимым строителем Руси и поборником православия, при котором, по словам летописца, «вера христианская начала плодитися и расширятися».

Немало сил положил Ярослав для украшения и возвышения Киева. При нем был воздвигнут грандиозный Софийский собор (1037), Золотые ворота. Киев стали рассматривать как соперника Константинополя, и в этом был свой смысл: князь ни в чем не желал уступать православной Византии и ее императорам-властителям — ни в полноте власти, ни в благочестии. В этой связи вовсе не случайным выглядит избрание на митрополичий престол по воле Ярослава писателя-монаха Илариона. Киевский князь поступил так, как поступали византийские императоры: он не испрашивал согласия у константинопольского патриарха и возвел угодного и послушного ему Илариона самовластно — своею волею.

Высок был авторитет князя за пределами Руси и среди подданных. Потому не случайно его первым на Руси назвали царем. Символика этого титула многозначительна: в благочестии своем Ярослав сравнивался с библейскими царями, в полноте власти — с византийскими цезарями.

Правление Ярославичей. Князь Ярослав скончался в глубокой старости в 1054 г. Предчувствуя будущие политические потрясения, он сам разделил землю между сыновьями, наказав им жить в согласии и слушаться старшего в роду нового киевского князя Изяслава Святославича. Следующий по значению город Чернигов достался Святославу, в Переяславле стал княжить Всеволод, в Смоленске — Вячеслав, во Владимире Волынском — Игорь. Этим решением разделение Древнерусского государства на отдельные княжества, практически уже начавшееся в XI в., было закреплено окончательно.

В первые годы правления сыновья Ярослава не осмеливались нарушить волю отца. Действенной силой стал политический союз старших Ярославичей — Изяслава, Святослава и Всеволода. Оказавшись на престолах самых сильных княжеств, они могли поддерживать установившийся порядок. Так, Ярославичи разбили и пленили разгромившего Новгород полоцкого князя Всеслава, правнука Владимира I.

Однако затем между братьями начались распри. Конечно, характер и размах усобиц во многом зависел от самих участников: иные готовы были обманом достичь своих целей, легко нарушая клятву и преступая через кровь и слово. Но в нараставшем соперничестве нетрудно разглядеть влияние сил центробежных, ведущих к распаду единого государства, а значит, к упадку и упразднению реальной власти киевского князя. Пока, правда, вожделенной целью борющихся сторон остается киевский престол. Но захват его если и приводит к политической стабильности, то временной.

Положение осложняется появлением новой опасности. В южнорусских степях во второй половине XI в. обосновываются кочевники-половцы. Они совершали опустошительные набеги на русские княжества. Но если ранее угроза извне или потребность контроля за торговыми путями выступали как консолидирующий фактор, то в обстановке распада государственности князьям становится все труднее и труднее сговориться. Нередко они оказываются заинтересованы в ослаблении соперников и сами наводят «поганых» — половцы были язычниками — на Русь.

В 1068 г. Ярославичи на реке Альте потерпели поражение от половцев. Под угрозой оказался Киев. Киевское вече потребовало от князя Изяслава оружие, чтобы защитить город от половцев. Изяслав отказал, и тогда горожане изгнали его.

По воле веча князем стал полоцкий князь Всеслав, сидевший тогда в тюрьме. Правда, вскоре Святослав разгромил половцев, а Изяслав с помощью поляков вернул киевский престол.

В начале 70-х гг. началась борьба за Киев между сыновьями Ярослава. Несмотря на завещание Ярослава Мудрого, его второй сын Святослав при поддержке следующего по старшинству брата Всеволода и, вероятно, киевского веча изгнал своего старшего брата Изяслава и сам сел на киевский престол. После смерти Святослава Изяслав вернулся в Киев, а Всеволод занял Чернигов, принадлежавший до того Святославу. Старший сын Святослава Олег остался без своего удела. Он с помощью половцев предпринимает попытки вернуть Чернигов себе. В этой борьбе при таинственных обстоятельствах был убит Изяслав Ярославич, и его брат Всеволод перешел на киевский престол. Однако Чернигов он оставил своему сыну Владимиру Всеволодовичу Мономаху, вызвав этим еще большую ненависть Олега Святославича.

В 1094 г. Олег Святославич вновь привел половцев на Русь, заставив Владимира Мономаха уступить ему Чернигов. Но за помощь надо платить: черниговская земля была разграблена, «много христиан изгублено бысть». Два года спустя половцы чуть не взяли Киев.

Историки нашли упоминания о 46 половецких набегах, совершенных в продолжение полутора веков, со второй половины XI — до начала XIII в., причем большая часть их пришлась на время жизни сыновей и внуков Ярослава. «Городы все опустеша, села опустеша; пейдем поля, идеже пасома беша стада... (где прежде паслись стада) все тоще (пусто) ныне видим», — горько сетовал летописец, свидетель набегов половцев. Половцы сдвинули на север южные границы Переяславского и Киевского княжеств, и вместе с ними кочевья отодвинули на север и деревни.

Следствием наступления степных кочевников стала миграция населения на север, в Волжско-Окский район. Повлияли набеги и на политическое устройство Древней Руси.

В зареве половецких пожаров, в кровавых межкняжеских столкновениях нарождался новый политический порядок, который должен был принести хоть какую-то стабильность. Необходимость его была очевидна многим. В 1097 г. в Любече близ Киева собрались на съезд князья. «Зачем губим Русскую землю, сами между собой заводя распри?» — вопрошали потомки Владимира, съехавшиеся «на устроение мира». Князья решили встать на защиту земли, а для прекращения бесконечных споров о старшинстве и княжеских престолах постановили: «Пусть каждый владеет отчиной своей».

Решения Любечского съезда устанавливали иной принцип владения. Отныне князья не должны были переходить с одного стольного города на другой: княжества превращались в наследственные отчины-владения отдельных ветвей княжеского дома. Известное исключение составляли центральные княжества — Киевское, Волынское, Черниговское, Смоленское и Переяславское, которые оставались как бы в собственности всего рода и занимались по старшинству.

Династическое разделение Руси между ветвями потомков Рюрика подразумевало сохранение единства, союза самостоятельных князей перед лицом внешней опасности: «Отселе имеемся в едино сердце и блюдем Рускые земли».

Однако вскоре достигнутая договоренность была нарушена. Киевский князь Святополк Изяславич и волынский князь Давыд Игоревич обманом захватили теребовльского князя Василько Ростиславича и ослепили его. Вероломство вызвало всеобщее осуждение. После нескольких лет борьбы Давыд Игоревич, признанный зачинщиком неблаговидного дела, был лишен своей отчины — Владимира-Волынского.

Любечские решения не могли полностью предотвратить междоусобные столкновения. Но перемены в наследовании все же стали давать и положительные результаты. С укреплением за князьями их отчин-волостей не было утрачено чувство общности, представление о единстве Русской земли. Формировалась своеобразная федерация княжеств, позволявшая князьям выступать на военном поприще или в международных делах сообща. В итоге удалось добиться важного перелома в борьбе с половецкими набегами. В 1103 г. объединенные дружины Святополка киевского, Владимира Мономаха и других князей в сражении при Сутени разгромили орды кочевников. Погибли 20 половецких ханов. В 1111 г. в верховьях Северного Донца Владимир Мономах с союзниками нанес новое тяжелое поражение половцам. В результате наступательный порыв половецких ханов стал иссякать. Стороны все чаще строили свои взаимоотношения на договорных началах, нередко скрепляя их династическими браками.

Владимир Мономах. С именем Владимира Мономаха, сына Всеволода Ярославича и византийской принцессы, дочери императора Константина IX Мономаха (отсюда и прозвище Владимира Всеволодовича) Марии, связан последний всплеск былого единства и могущества Древней Руси.

К моменту появления в Киеве за плечами Владимира Мономаха лежал долгий жизненный путь, полный ратных и государственных трудов. Князь успел поменять по меньшей мере пять стольных городов, среди которых был богатый Чернигов, откуда его в конце концов свел Олег Святославич, и пограничный Переяславль, первым принимавший на себя волны половецких набегов.

По признанию Мономаха (незаурядный писатель, он оставил после себя своеобразную автобиографию «Поучение Владимира Мономаха»), князь участвовал в 83 больших походах (малые не считал!), в полной мере испытав на себе все тяготы вассальной службы и пагубные последствия усобиц. Не удивительно, что Мономах был одним из инициаторов создания нового политического устройства, впервые провозглашенного в Любече. Впрочем, это не мешало ему бороться за киевское княжение.

Снискал себе авторитет переяславский князь своими неустанными попытками объединить князей и отвести половецкую угрозу. Для этого нужны были твердость и репутация князя-воина, дипломатический такт и удача. Всем этим сполна обладал Владимир Мономах. Потому не был случаен выбор киевлян, пригласивших его на княжение: все жаждали умиротворения и справедливости, олицетворявшейся во Владимире Мономахе.

Киевским князем Мономах стал в преклонных летах. В 1113 г. в Киеве скончался князь Святополк Изяславич, стяжатель и ростовщик, поведение которого вызывало ропот и возмущение. Жадность его доходила до того, что по княжескому приказу мучили иноков в надежде выпытать тайны монастырских сокровищ. Не оправдал он надежды киевских бояр на успешное противоборство с половцами.

Его смерть вызвала волнение в городе. Гнев киевлян обрушился на наиболее одиозные фигуры из окружения покойного и на евреев-ростовщиков, до того находивших покровительство у Святополка. Бояре и дружинники тотчас послали в Переяславль, призывая Владимира Мономаха на освободившееся

Изображение Владимира Мономаха на старинном знамени

великое княжение. Взывало к князю и киевское вече..

Заняв престол, Владимир Всеволодович поспешил снять социальную напряженность законодательным путем. Существующее законодательство было дополнено новыми статьями, так называемым «Уставом Владимира Мономаха», который сильно ограничил размеры процентов по займам и запретил обращать в рабство отрабатывавших долг зависимых людей. Новый киевский князь еще раз продемонстрировал свое умение маневрировать и при необходимости находить социальный и политический компромисс. В сознании простых людей подобный тип поведения ассоциировался с образом князя-заступника, творящего правый суд. Это упрочило положение нового киевского князя.

Владимиру Мономаху удалось приостановить распад Древнерусского государства. Правда, это не было возрождением времен Ярослава, единовластного правителя всей Руси. Тем не менее при Владимире Мономахе титул киевского князя не означал власть номинальную: к слову авторитетного Мономаха прислушивались все, и мало кто осмеливался открыто перечить его воле. Тем более что это слово подкреплялось немалыми вооруженными силами, освободившимися от степной угрозы после того, как пораженные Мономахом половцы откочевали на юг.

В 1125 г. Владимир Мономах умер. Мстиславу, сыну Владимира Мономаха, удалось продолжить политику отца. Но то была последняя личность, способная как-то сдерживать напор центробежных устремлений. Со смертью Мстислава в 1132 г. точно плотину прорвало — княжеские распри вспыхнули с новой силой, причем не только между отдельными ветвями Рюриковичей, но и между близкими родственниками: друг на друга ополчились и Ольговичи, и Мономаховичи. На этом фоне началось стремительное дробление Древнерусского государства на суверенные княжества.

Наступал удельный период — феодальная раздробленность.

3)Принято считать, что христианство становится государственной религией Киевской Руси в 988 году. Однако христианизацию русских земель нельзя свести к единовременному акту, она продолжалась длительное время, сведения о ней порой принимают мифологическую окраску. Существует легенда о том, что христианство на русские земли принес апостол Андрей, который якобы на пути из Константинополя в Рим доехал по Днепру до Киева и Новгорода. Исследователи считают, что эта легенда появилась уже в XII в. для подтверждения идеи о раннем появлении христианства на Руси.

Другая легенда повествует о том, что Владимир посылал гонцов в разные страны для того, чтобы они ознакомились с существующими там религиями. Выслушав рассказы послов, Владимир склонился к принятию православия.

В действительности христианизация происходила на протяжении нескольких столетий и была обусловлена прежде всего политическими причинами. Христианами становились киевские купцы, торговавшие с Византией, воины, посещавшие христианские страны. Христианство приняли киевские князья Аскольд и Ольга.

В X в. Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем ремесла и торговли, духовной и материальной культуры. Дальнейшее развитие требовало консолидации сил внутри страны, а это было трудно сделать в условиях, когда разные города поклоняются разным богам. Нужна была объединяющая идея единого Бога. Международные отношения также требовали принятия христианства, так как Русь поддерживала постоянные контакты с христианскими странами Западной Европы и Византией. Для упрочения этих контактов нужна была общая идейная платформа.

Получение крещения от Византии также было не случайным. Киевскую Русь связывали с Византией более тесные торговые и культурные связи, чем с другими странами. Подчинение церкви государству, характерное для Византии, также импонировало княжеской власти. Принятие христианства от Византии давало возможность совершать богослужение на родном языке. Византии также было выгодно совершить крещение Руси, так как она получала при этом союзника в борьбе за расширение своего влияния.

Год крещения Руси

Акт крещения в Киеве и Новгороде, совершившийся в 988 году, еще не исчерпывал собой принятие христианства целым народом. Этот процесс растянулся на столетия.

Князь с дружиной крестился в Корсуне (Херсонес). Крещение было подкреплено бракосочетанием князя с сестрой визаитийкого царя Василия III. По возвращении князя Владимира с дружиной и новоявленной княгиней в Киев он отдал приказ о ниспровержении старых богов и о необходимости собраться всему населению Киева в определенный день и час к берегу Днепра, где и было совершено крещение. Крещение Новгорода было более сложной задачей, так как Новгород постоянно проявлял сепаратистские тенденции и воспринимал крещение как попытку подчинить его воле Киева. Поэтому в летописях можно прочитать о том, что «Путятя крестил новгородцев огнем, а Добрыня мечем», т.е. новгородцы оказали ожесточенное сопротивление крещению.

Последствия крещения Руси

В течение XI в. в разных концах Киевской Руси возникали очаги сопротивления христианизации. Они имели не столько религиозный, сколько социальный и политический смысл; были направлены против угнетения и распространения власти киевского князя. Во главе народных возмущений, как правило, стояли волхвы.

После принятия христианства, уже при Ярославе Мудром, в Киеве была создана митрополия во главе с присланным греком-митрополитом. Митрополия делилась на епархии во главе с епископами — в основном греками. До татаро-монгольского нашествия Русская православная церковь насчитывала 16 епархий. С 988 по 1447 г. церковь находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата, ее предстоятели назначались в Константинополе. Известны только два случая назначения предстоятелями русских — Иларион (XI в.) и Климент Смалятич (XII в.). Уже при Владимире церковь стала получать десятину и скоро превратилась в крупного феодала. Появляются монастыри, выполняющие оборонительные, просветительские, благотворительные функции. В правление Ярослава были основаны монастыри св. Георгия (христианское имя Ярослава) и св. Ирины (небесной покровительницы жены Ярослава). В 50-е гг. XI в. появляется самый значительный из древнерусских монастырей - Киево-Печерский, основанный Антонием и Феодосием Печерскими, основоположниками русского монашества. В начале XII в. этот монастырь получил статус лавры. Ко времени татаро-монгольского нашествия монастыри были почти в каждом городе.

Благодаря материальной поддержке князей строятся церкви. В 1037 году был заложен собор св. Софии — главный соборный храм в Киеве, построенный по образцу константинопольского. В 1050 году строится одноименный собор в Новгороде.

В условиях феодальной раздробленности церковь оказалась в непростой ситуации. Ей приходилось играть роль посредника в улаживании споров и противоречий, роль примирителя враждующих князей. Князья часто вмешивались в дела церкви, решая их с точки зрения собственной выгоды.

С конца 30-х гг. XIII в. русские земли оказались порабощенными татаро-монгольскими завоевателями. Церковь характеризовала это бедствие как наказание за грехи, за недостаточность религиозного рвения и призывала к обновлению. К моменту нашествия на Русь татаро-монголы исповедовали примитивный полидемонизм. Они относились к служителям православной церкви как к людям, связанным с демонами, которые могут навести на них порчу. Эту опасность, по их мнению, можно было предотвратить или обезвредить хорошим обращением со служителями православия. Даже когда татаро-монголы в 1313 г. приняли ислам, это отношение не изменилось.

4)Общества с закрытой и открытой структурой

В социологии известны четыре главных типа стратификации (социальные структуры общества) — рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества и последний тип — открытые.

Закрытым считается такое общество, в структуре которого социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.

Рабство

Рабство — экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Рабство исторически эволюционировало. Различают две его формы: патриархальное и классическое. На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Когда говорят о рабстве как историческом типе стратификации, подразумевают его высшую стадию. Рабовладение — единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод.

Касты

Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий, и менее распространенный. Если через рабство прошли практически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия — классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам люди проживают больше чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту и наоборот.

В Индии 4 основные касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне). При этом существует около 5 тысяч неосновных каст и полукаст. Особо стоят неприкасаемые. Они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию.

В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 7/10 населения, остается кастовой.

Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по ХIV в.

Сословия

Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации была Европа, где на рубеже XIV-XV вв. структура общества делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В X-XIII вв. главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство.

В России со второй половины ХVII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии передавалось по наследству. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сословий.

Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарство).

Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус. В противоположность кастам межсословные браки вполне допускались. Иногда допускалась индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение. Но термин «сословие» со временем заменяют на новое понятие «класс», выражающее социально-экономическое положение людей, способных изменить свой статус.

Класс

Класс понимают в двух смыслах: широком и узком.

В широком значении под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.

Поскольку частная собственность возникает в период зарождения государства, считается, что уже на Древнем Востоке и в античной Греции существовали два противоположных класса: рабов и рабовладельцев. Феодализм и капитализм не являются исключением. И здесь существовали антагонистические классы: эксплуататоров и эксплуатируемых. Такова точка зрения К. Маркса, которой придерживаются и сегодня. Другое дело, что с вызреванием, усложнением многогранности социального организма возникла необходимость вычленения в обществе не одного-двух классов, а множества социальных слоев, называемых на Западе стратами. И соответственно расслоение общества — его стратификацией (появлением множества элементов в структуре общества).

5)Подобно процессам в большинстве раннесредневековых держав, распад Древнерусского государства был закономерным. Период дезинтеграции обычно интерпретируется не просто как раздоры разросшегося потомства Рюрика, но как объективный и даже прогрессивный процесс, связанный с увеличением боярского землевладения[2]. В княжествах возникла собственная знать, которой было выгодней иметь своего князя, защищающего её права, чем поддерживать великого князя киевского. В современной историографии господствует мнение, что на первом этапе (в домонгольский период) раздробленность не означала прекращение существования государства.

Первая угроза целостности страны возникла сразу же после кончины Владимира I Святославича. Владимир управлял страной, рассадив 12 своих сыновей по основным городам. Старший сын Ярослав, посаженный в Новгород, уже при жизни отца отказался посылать в Киев дань. Когда Владимир умер (1015), началась братоубийственная резня, закончившаяся гибелью всех детей, кроме Ярослава и Мстислава Тмутараканского. Два брата поделили «Русскую землю», являвшуюся ядром владений Рюриковичей, по Днепру. Только в 1036 после смерти Мстислава Ярослав стал править единолично всей территорией Руси, кроме обособившегося Полоцкого княжества, где с конца X века утвердились потомки другого сына Владимира — Изяслава[3].

Киевская Русь в XI — нач. XII веках

После смерти Ярослава в 1054 году Русь была разделена в соответствии с его завещанием между пятью сыновьями. Старшему Изяславу отошли Киев и Новгород, Святославу — Чернигов, Рязань, Муром и Тмутаракань, Всеволоду — Переяславль и Ростов, младшим, Вячеславу и Игорю — Смоленск и Волынь[4]. Установившийся порядок замещения княжеских столов получил в современной историографии название «лествичного». Князья продвигались поочерёдно от стола к столу в соответствии со своим старшинством. Со смертью одного из князей происходило передвижение нижестоящих на ступеньку вверх. Но, если один из сыновей умирал раньше своего родителя и не успевал побывать на его столе, то его потомки лишались прав на данный стол и становились «изгоями». С одной стороны, такой порядок препятствовал изоляции земель, так как князья постоянно перемещались от одного стола к другому, но с другой, порождал постоянные конфликты между дядьями и племянниками.

В 1097 году по инициативе Владимира Мономаха следующее поколение князей собралось на съезд в Любече, где было принято решение о прекращении усобиц и провозглашён новый принцип: «каждый да держит отчину свою»[5]. Тем самым был открыт процесс создания региональных династий.

Киев по решению Любечского съезда был признан отчиной Святополка Изяславича (1093—1113), что означало сохранение традиции наследования столицы генеалогически старшим князем. Княжение Владимира Мономаха (1113—1125) и его сына Мстислава (1125—1132) стало периодом политической стабилизации, и практически все части Руси, включая Полоцкое княжество, вновь оказались в орбите Киева.

Мстислав передал киевское княжение своему брату Ярополку (1132—1139). Намерение последнего выполнить замысел Владимира Мономаха и сделать своим преемником сына Мстислава — Всеволода в обход младших Мономашичей — ростовского князя Юрия Долгорукого и волынского князя Андрея привело к всеобщей междоусобной войне, характеризуя которую, новгородский летописец в 1134 году записал: «И раздрася вся земля Русская»[6].

Киевская Русь в 1237 году накануне монгольского нашествия

К середине XII века Древнерусское государство фактически разделилось на 13 (по др. оценкам от 15[2] до 18[7]) княжеств (по летописной терминологии «земель»)[8]. Княжества различались как по размеру территории и степени консолидации, так и по соотношению сил между князем, боярством, нарождавшимся служилым дворянством и рядовым населением.

Девять княжеств управлялись собственными династиями. Их структура воспроизводила в миниатюре систему, ранее существовавшую в масштабе всей Руси: местные столы распределялись между членами династии по лествичному принципу, главный стол доставался старшему в роду. Столы в «чужих» землях князья занимать не стремились, и внешние границы этой группы княжеств отличались стабильностью.

В конце XI века за сыновьями старшего внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича закрепились Перемышльская и Теребовальская волости, позже объединившиеся в Галицкое княжество (достигшее расцвета в правление Ярослава Осмомысла). В Черниговском княжестве с 1127 правили сыновья Давыда и Олега Святославичей (впоследствии только Ольговичи). В отделившемся от него Муромском княжестве правил их дядя Ярослав Святославич. Позже из состава Муромского княжества выделилось княжество Рязанское. В Суздальской земле закрепились потомки сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого, столицей княжества с 1157 года стал Владимир. Смоленское княжество с 1120-х закрепилось за линией внука Владимира Мономаха Ростислава Мстиславича. В Волынском княжестве стали править потомки другого внука Мономаха — Изяслава Мстиславича. Во второй половине XII века за потомками князя Святополка Изяславича закрепляется Турово-пинское княжество[9]. Со 2-й трети XII века за потомками Всеволодка (его отчество в летописях не приводится, предположительно он был внуком Ярополка Изяславича), закрепляется Городенское княжество[10]. Анклавные Тмутараканское княжество и город Белая Вежа прекратили своё существование в начале XII века, пав под ударами половцев.

Четыре княжества не закрепились за какой-либо одной династией. Не стало отчиной Переяславское княжество, которым на протяжении XII века — XIII веков владели младшие представители разных ветвей Мономаховичей, приходившие из других земель.

Киев оставался постоянным яблоком раздора. Во второй половине XII века борьба за него шла в основном между Мономаховичами и Ольговичами. При этом область вокруг Киева — так называемая «Русская земля» в узком смысле слова — продолжала рассматриваться как общий домен всего княжеского рода и столы в ней могли занимать представители сразу нескольких династий. Например, в 1181—1194 Киев находился в руках Святослава Всеволодовича Черниговского, а в остальной части княжества правил Рюрик Ростиславич Смоленский.

Новгород также остался общерусским столом. Здесь сложилось чрезвычайно сильное боярство, которое не дало закрепиться в городе ни одной княжеской ветви. В 1136 году Мономахович Всеволод Мстиславич был изгнан, и власть перешла к вечу. Новгород стал аристократической республикой. Боярство само приглашало князей. Их роль ограничивалась выполнением некоторых исполнительных и судебных функций (совместно с посадником), и усилением новгородского ополчения княжескими дружинниками. Схожий порядок установился в Пскове, который к середине XIII века стал автономным от Новгорода (окончательно с 1348 года).

После пресечения династии галицких Ростиславичей (1199) в числе «ничейных» столов временно оказался Галич. Им завладел Роман Мстиславич Волынский, и в результате объединения двух соседних земель возникло Галицко-Волынское княжество. Однако после смерти Романа (1205) галицкое боярство отказалось признать власть его малолетних детей, и за Галицкую землю развернулась борьба между всеми основными княжескими ветвями[11], победителем из которой вышел сын Романа Даниил.

В целом, политическое развитие Руси в этот период определялось соперничеством четырёх сильнейших земель: Суздальской, Волынской, Смоленской и Черниговской, управлявшихся, соответственно, субдинастиями Юрьевичей, Изяславичей, Ростиславичей и Ольговичей. Остальные земли были несравнимо слабее и в той или иной форме зависели от них.

6)Владимиро-Суздальское княжество

Владимиро-Суздальское княжество - типичный образец русского княжества периода феодальной Владимир. Золотые ворота. 1158г.раздробленности. Занимавшая большую территорию - от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до ее слияния с Окой, Владимиро-Суздальская Русь со временем стала центром, вокруг которого объединились русские земли, сложилось Русское централизованное государство. На ее территории была основана Москва. Росту влияния этого крупного княжества в немалой степени способствовало то, что именно туда перешел из Киева великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки Владимира Мономаха, - от Юрия Долгорукого (1125-1157 гг.) и до Даниила Московского (1276-1303 гг.) - носили этот титул.

Туда же была перенесена и митрополичья кафедра. После разорения Батыем Киева в 1240 г. на смену греку Иосифу константинопольский патриарх поставил в качестве главы русской Православной церкви митрополита Кирилла, русского по происхождению, который во время разъездов по епархиям явно отдавал предпочтение Северо-восточной Руси. Следующий митрополит Максим в 1299 г., "не терпя насилья татарского", окончательно покинул Киев и "седе в Володимире со всем клиром своим". Он же первым из митрополитов стал называться митрополитом "всея Руси".

Ростов Великий и Суздаль, два древнейших русских города, издревле давались великими киевскими князьями в уделы своим сыновьям. Владимир основал в 1108 г. Владимир Мономах и дал его в удел сыну своему Андрею. Город вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, где княжеский престол занимал старший брат Андрея - Юрий Долгорукий, после смерти которого его сын Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.) перенес столицу княжества из Ростова во Владимир. С тех пор и берет свое начало Владимиро-Суздальское княжество.

Владимиро-Суздальское княжество недолго сохраняло единство и целостность. Вскоре после своего возвышения при великом князе Всеволоде Большое Гнездо (1176-1212 гг.) оно распалось на мелкие княжества. В 70-х гг. XIII в. стало самостоятельным и Московское княжество.

Общественный строй. Структура класса феодалов во Владимиро-Суздальском княжестве мало чем отличалась от киевской. Однако здесь возникает новая категория мелких феодалов - так называемые дети боярские. В XII в. появляется и новый термин - "дворяне". К господствующему классу относилось также духовенство, которое во всех русских землях периода феодальной раздробленности, и во Владимиро-Суздальском княжестве в том числе, сохранило свою организацию, строившуюся по церковным уставам первых русских христианских князей - Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Покорив Русь, татаро-монголы оставили неизменной организацию православной церкви. Привилегии церкви они подтвердили ханскими ярлыками. Древнейший из них, выданный ханом Менгу-Темиром (1266-1267 гг.), гарантировал неприкосновенность веры, богослужения и церковных канонов, сохранил подсудность духовенства и других церковных лиц церковным судам (за исключением дел о разбое, убийствах, освобождении от податей, повинностей и пошлин). Митрополит и епископы Владимирской земли имели своих вассалов - бояр, детей боярских и дворян, которые несли у них военную службу.

Основную массу населения Владимиро-Суздальского княжества составляли сельские жители, называвшиеся здесь сиротами, христианами, а впоследствии - крестьянами. Они платили феодалам оброк и постепенно лишались права свободного перехода от одного хозяина к другому.

Политическая система. Владимиро-Суздальское княжество представляло собой раннефеодальную монархию с сильной великокняжеской властью. Уже первый ростово-суздальский князь - Юрий Долгорукий - был сильным правителем, сумевшим покорить Киев в 1154 г. В 1169 г. Андрей Боголюбский вновь покорил "матерь городов русских", но столицу свою туда не перенес -вернулся во Владимир, тем самым вновь утвердив его столичный статус. Он же сумел подчинить своей власти ростовских бояр, за что и был прозван "самовластием" Владимиро-Суздальской земли. Даже в пору татаро-монгольского ига владимирский стол продолжал считаться первейшим великокняжеским престолом на Руси. Татаро-монголы предпочли оставить нетронутыми внутреннее государственное устройство Владимиро-Суздальского княжества и родовой порядок преемства великокняжеской власти.

Великий князь владимирский опирался на дружину, из числа которой, как и во времена Киевской Руси, формировался Совет при князе. Кроме дружинников, в совет входили представители высшего духовенства, а после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир - и сам митрополит.

Великокняжеским двором управлял дворский (дворецкий) - второе по значению лицо в государственном аппарате. Ипатьевская летопись (1175 г.) в числе княжеских помощников упоминает также тиунов, мечников, детских, что свидетельствует о том, что Владимиро-Суздальское княжество унаследовало от Киевской Руси дворцово-вотчинную систему управления.

Власть на местах принадлежала наместникам (в городах) и волостелям (в сельских районах). Они же вершили суд в подведомственных им землях, проявляя при этом не столько заботу об отправлении правосудия, сколько стремление к личному обогащению за счет местного населения и пополнению великокняжеской казны, ибо, как говорит та же Ипатьевская летопись, "много тяготу людем сим створиша продажами и вирами".

Право. Источники права Владимиро-Суздальского княжества до нас не дошли, но не подлежит сомнению, что в нем действовали общенациональные законодательные своды Киевской Руси. Правовая система княжества включала источники светского и церковного права. Светское право было представлено Русской Правдой (многие ее списки были составлены именно в этом княжестве в XIII-XIV вв.). Церковное право исходило из норм общерусских уставов киевских князей более раннего времени - Устава князя Владимира о десятинах, церковных судах и людях церковных, Устава князя Ярослава о церковных судах. Эти источники опять же дошли до нас в списках, составленных во Владимиро-Суздальской земле. Таким образом, Владимиро-Суздальское княжество отличалось высокой степенью правопреемства с Древнерусским государством.

7)В 1227 году умер Чингиз-хан, оставив своим наследником сына Угэдея, который продолжал завоевательные походы. В 1236 году он отправил в поход на русские земли своего старшего сына Джучи-Бату, более известного нам под именем Батый. Ему во владение были отданы западные земли, многие из которых еще предстояло покорить. Практически без сопротивления, овладев Волжской Булгарией, осенью 1237 года монголы переправились через Волгу и скопились на реке Воронеж. Для русских князей не было неожиданностью нашествие монголо-татар, они знали об их передвижениях, ждали нападения и готовились дать отпор. Но феодальная раздробленность, княжеские распри, отсутствие политического и военного единства, помноженное на численное превосходство хорошо обученных и жестоких войск Золотой Орды, использующих современную осадную технику, уже заранее не давали рассчитывать на успешную оборону.

Рязанская волость оказалась первой на пути войск Батыя. Подойдя к городу без особых препятствий, хан Батый потребовал подчиниться ему добровольно и выплатить затребованную дань. Князь рязанский Юрий смог договориться о поддержке только с Пронским и Муромским князьями, что не помешало им ответить отказом и, практически в одиночку, выдержать пятидневную осаду. 21 декабря 1237 года войска Батыя захватили Рязань, перебили жителей, в том числе и княжескую семью, город разграбили и сожгли. В январе 1238 г. войска хана Батыя двинулись на Владимро-Суздальское княжество. Под Коломной они разбили остатки Рязанцев, и подошли к Москве, бывшей небольшим поселением, пригородом Владимира. Москвичи под предводительством воеводы Филиппа Нянка оказали отчаянное сопротивление, осада длилась пять дней. Батый разделил войско и одновременно приступил к осаде Владимира и Суздаля. Владимирцы сопротивлялись отчаянно. Татары не смогли попасть в город через Золотые ворота, но, подорвав крепостную стену в нескольких местах, они ворвались во Владимир. Город подвергся жуткому грабежу и насилию. Успенский собор, в котором укрылись люди, подожгли, и они все погибли в страшных муках.

Князь владимирский Юрий, попытался оказать сопротивление монголо-татарам из собранных полков Ярославской, Ростовской и прилегающих земель. Битва состоялась 4 марта 1238 года на речке Сити, северо-западнее Углича. Русская рать во главе с владимирским князем Юрием Всеволодовичем была разбита. Северо-Восточная Русь была полностью разорена. Войска монголо-татар, отправившиеся в Северо-Западную Русь на Новгород, целых две недели вынуждены были осаждать отчаянно сопротивлявшийся Торжок – пригород Новгорода. Ворвавшись, наконец, в ненавистный город, они изрубили всех оставшихся жителей, не делая различия между воинами, женщинами и, даже младенцами, сам город разрушили и сожгли. Не захотев отправиться по открывшейся дороге на Новгород, войска Батыя повернули на юг. При этом они разделились на несколько отрядов и разрушали все населенные пункты, попадавшиеся на пути. Дорого им стал небольшой городок Козельск, оборону которого возглавлял совсем юный князь Василий. На семь недель задержал монгол городок, который они назвали “Злым городом”, а захватив, не пощадили не только отроков, но и младенцев. Разорив еще несколько крупных городов, войско Батыя ушло в степи, чтобы вернуться через год.

В 1239 году на Русь обрушилось новое вторжение хана Батыя. Захватив Муром, монголы отправились на юг. Подступив к Киеву, они не смогли взять его с набега, осада длилась почти три месяца и в декабре монголо-татары захватили Киев. Через год войска Батыя разгромили Галицко-Волынское княжество и ринулись в Европу. Ослабевшие к этому времени ордынцы, потерпев несколько неудач в Чехии и Венгрии, повернули свои войска на Восток. Пройдя через Русь еще раз, кривая татарская сабля, призвав на помощь огонь, разорила и опустошила русские земли, но не смогла поставить ее народ на колени.

Началом периода захвата Руси можно считать весну 1223 года, когда отряды Орды под предводительством Чингисхана подошли вплотную к Днепру, где на тот момент находилась граница государства.

Русские князья на тот момент находились в состоянии вражды, поэтому не смогли дать достойный отпор захватчикам. Несмотря на то, что на помощь пришли половцы, армия татаро-монгол быстро захватила преимущество.

Первое прямое столкновение между войсками состоялось на реке Калке, 31 мая 1223 года и было довольно быстро проиграно. Уже тогда стало ясно, что нашей армии не удастся победить татаро-монголов, однако натиск противника еще довольно долго сдерживался.

Зимой 1237 года началось целенаправленное вторжение основных войск татаро-монголов на территорию Руси. На этот раз армией противника командовал внук Чингисхана – Батый. Армии кочевников удалось достаточно быстро подвигаться вглубь страны, разграбляя княжества по очереди и убивая на своем ходу всех, кто пытался сопротивляться.

Основные даты захвата Руси татаро-монголами

1223 год. Татаро-монголы подошли к границе Руси;

31 мая 1223 года. Первое сражение;

Зима 1237 год. Начало целенаправленного вторжения на Русь;

1237 год. Захвачены Рязань и Коломна. Пало Рязанское княжество;

4 марта 1238 года. Убит великий князь Юрий Всеволодович. Захвачен город Владимир;

Осень 1239 года. Захвачен Чернигов. Пало Черниговское княжество;

1240 год. Захвачен Киев. Пало Киевское княжество;

1241 год. Пало Галицко-Волынское княжество;

1480 год. Свержение монголо-татарского ига.

Причины падения Руси под натиском монголо-татар

отсутствие единой организации в строю русских воинов;

численный перевес противника;

слабость командования русской армии;

плохо организованная взаимопомощь со стороны разрозненных князей;

недооценка сил и численности противника.

Особенности монголо-татарского иго на Руси

На Руси началось установление монголо-татарское ига с новыми законами и порядками.

Фактическим центром политической жизни стал Владимир, именно оттуда татаро-монгольский хан осуществлял своё управление.

Сущность управления татаро-монгольского ига заключалась в том, что Хан вручал ярлык на княжение по своему собственному усмотрению и полностью контролировал все территории страны. Это усиливало вражду между князьями.

Феодальная раздробленность территорий всячески поощрялась, так как это снижало вероятность централизованного бунта.

С населения регулярно взималась дань, «ордынский выход». Сбором денег занимались специальные чиновники – баскаки, которые проявляли чрезвычайную жестокость и не чурались похищениями и убийствами.

Последствия монголо-татарского завоевания

Последствия монголо-татарского ига на Руси были ужасными.

Многие города и села были разрушены, люди убиты;

Сельское хозяйство, ремесленничество и искусство пришли в упадок;

Значительно усилилась феодальная раздробленность;

Значительно сократилась численность населения;

Русь стала заметно отставать в развитии от Европы.

Конец монголо-татарского иго

Полное освобождение от монголо-татарского ига произошло лишь в 1480 году, когда великий князь Иоанн III отказался выплачивать орде деньги и заявил о независимости Руси.

8)

9) СВЕРЖЕНИЕ ОРДЫНСКОГО ИГА

К концу XV в. Золотая Орда переживала упадок. От нее отпали ханства Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское.

Усилив свои позиции, Иван III стал вести себя как независимый государь, перестал платить Орде дань. Хан Ахмат решил восстановить господство Орды над Русью.

Чтобы не допустить объединения сил татарских ханств, Иван III вступил в союз с сильнейшим из них - Крымским. Ахмат же заручился поддержкой короля литовского Казимира и летом 1480 г. выступил в поход.

На реке Угре /приток Оби/ произошла встреча русских и татарских войск. Осознав превосходство многочисленных и лучше вооруженных русских войск, и не получив помощи от Казимира, вынужденного отражать натиск крымцев, Ахмат не решился на сражение и 11

ноября 1480 г. ушел. Его армия была разбита в низовьях Волги сибирскими и ногайскими татарами . Сам Ахмат погиб.

Завершилась 240-летняя борьба русского народа за свою свободу.

10)Сын Василия Темного пробыл на престоле 43 года. Слепой отец рано сделал Ивана соправителем и великим князем. С подданными Иван III часто оказывался грозен, своеволия не терпел, но, с другой стороны, ничего не делал без совета с «мудрыми и мужественными» соратниками. Великий князь -в большинстве ситуаций мог подниматься над личными интересами ради государственных. Иван III живо интересовался европейскими ремеслами и культурами, выдвигал на первый план людей талантливых в военном деле и дипломатии. Будучи сыном своего века, князь не чурался коварства, интриг, иногда выглядел боязливым и излишне осторожным.

Иван III первым принял гордый титул «государя всея Руси», именно в 70—80-е годы XV века к княжескому титулу правителя великий князь Московский и Владимирский прибавляется определение «государь всея Руси». Именно в это время появилось на Руси само слово «государство» (этот термин впервые употреблен в Московском летописном своде в конце 90-х годов XV века). Итак, при Иване III в конце XV века возникает Русское государство (государство всея Руси), а с 1547 г. — Российское.

Иван III создал Русское национальное государство примерно в ту же эпоху, когда были созданы национальные государства основных европейских народов — Англия, Франция, Испания. За 43-летнее правление Ивану III удалось расширить территорию большого (400 тыс. кв. км) княжества до огромной державы, площадь ее выросла в пять раз и превышала 2 млн. кв. км.

Уже в начале правления присоединилось к Москве Ярославское княжество. В 1472 г. присоединена к Москве Пермская земля. В 1474 г.— Ростовское княжество. Новгородом борьба осложнялась. Военные походы на новгородцев сменялись визитами дипломатов. Новгородская знать пыталась найти союзника в Литве в лицо князя Казимира. Пролитовской ориентации в борьбе е военной угрозой со стороны Москвы придерживалась ДА арфа Борецкая, незаурядная женщина, вдова посадника. Ей удалось объединить ради этой цели боярство, купцов, рядовых новгородцев. Иван III обвинил Новгород в измене и двинул на город войско. Необученное новгородское войско в битве при Шелони в 1471 г. бежало перед привычным к войне московским войском. Перед ищом угрозы голода и военного разгрома Новгород пил сдан. Основы независимости Новгорода были подорваны, хотя Иван III тогда еще не включил вольный юрод в состав своих земель.

В сентябре 1477 г. под предлогом наказания Новгорода за нарушение «крестного целования» Иван III циинулся во главе огромного войска в новый поход. На этот раз до сражения дело не дошло. В январе 1478 г. архиепископ и новгородские послы приняли все требования великого князя, что означало уничтожение былой вольности города. Речевой колокол — символ независи­мости города был увезен в Москву. Вместо посадника и тысяцкого в Новгороде стали править московские на­местники. Одной из обязанностей новгородцев стало и тимное доносительство друг на друга. Преследования мятежных новгородцев продолжались еще около десять лет, пока большая часть населения города не была выселена в другие земли, прежде всего в Поволжье, воспоминания о попытке демократического устройства русского общества были полностью уничтожены.

В 1480 г. крепнущая Русь сбросила ярмо ордынского ига. Уже после 1476 г. Иван III не посылал в Орду лши и хан Ахмат решил наказать Москву, собрав I (И) -тысячное войско. В октябре 1480 г. произошло знаменитое «стояние». Татары отступили, не осмелившись перейти через реку Угру, хан Ахмат вскоре погиб. Так произошло падение 240-летнего монголо-татарского ига.

В 1485 г. московские войска подошли к Твери и по­ело перехода тверских князей и бояр на сторону великого князя было подчинено Тверское княжество. Пили и другие средства присоединения. Так, князья

Пскова и Рязани были не только вассалами, но и родичами Ивана III; сбором налогов в их владениях ведали московские дьяки. Поэтому Ивану было удобнее дождаться естественной смерти обоих князей, добившись от них завещания в свою пользу или в пользу своего сына. Псков был присоединен в 1510 г. Последним была ликвидирована в 1521 г. самостоятельность Рязанского княжества.

Собирание русских земель пришлось не по душе литовским князьям, присоединивших за время «ига» многие исконно русские земли. На грани XVI века это привело к трехлетней войне между Литвой и Русским государством. Под Дорогобужем на реке Ведроши в июле 1500 г. литовские войска были разбиты. Семьдесят волостей и двадцать пять городов — Чернигов, Брянск, Путивль и многие другие — вернулись в русское владение.

В 1501 г. были разгромлены войска Ливонского ордена и Ливония стала платить Москве дань.

Образование национального государства шло на основе феодализма (по существу феодализм стал развиваться лишь с Ивана III), отмирающего и разложившегося и вытесняемого порождающимся буржуазным укладом.

К концу XV в. при Иване III сложилась неограни­ченная единоличная власть Московского князя. Устанавливались отношения подданства, выразившиеся в обращениях феодалов к своему сюзерену «Яз холоп твой». Князья требовали беспрекословной покорности подданных и имели практически безграничную власть. Не только простой хлебопашец, но и знатный боярин, был лишь холопом князя.

На Западе же устанавливались отношения вассалитета — правовая система, при которой господствующий класс получал юридические гарантии всех своих прав и привилегий.

Абсолютная власть западного монарха была сопоставима с властью русских царей, с той лишь разницей что в европейских государствах был противовес это власти: в XIV в. в Англии действует уже парламент, в Франции — Генеральные штаты и т. д.

Иван III был первоеоздателем русского дворянства Дворянство — люди, несшие при государстве службу во­енную, административную, дипломатическую и получавшию за это жалование «поместьями», т. е. «возникает поместная система «службы с земли». Именно это нововведение, положило начало формированию дворянсти. И новой опоры великокняжеской власти. Бояр, которые представляли интересы земель, стали вытеснять служилые люди, дворяне.

Иван III стал опираться на московское конное бойко помещиков, получивших земли, отторгнутых у быплх удельных князей. Сельскохозяйственная земля пыла поделена, роздана «служилым людям» и учтена скрупулезнейшим образом, вместе со всеми их тружениками. Прежний с домонопольских времен сравнима ьно вольготный древнерусский феодализм сменился новым, помещичьим. Дошедшие до наших дней писцовые книги потрясают тщательностью учета, фиксирующего и новые и заброшенные земли, крестьян, новорожденных и беглых. Начинается оформление крепостного строя, которое в ряде европейских государств исчезает. Таким образом, отношения личной зависимости крестьян от феодалов находятся на этапе формирования, а в Западной Европе (XIV—XV вв.) происходит ослабление личной зависимости крестьян.

В 1497 г. был создан первый общерусский Судеб-пик — страна стала иметь единый закон. По «Судебнику» Ивана III крестьяне прикрепляются к земле. 11 хотя крестьянам была оставлена возможность развюду — за неделю до Юрьева дня — уходить от своих отошел к другим, им это редко удавалось сделать.

Власть царя становилась все более самодержавной. П конце XV — начала XVI в. оформились органы власти Московского государства. Боярская дума функционировала при великом князе как совещательный орган, не имела решающего голоса при обсуждении важнейших вопросов жизни государства. В Думе было от 5 до 11 бояр и около 10 лиц более низкого звания — окольничих.

Существовали два общегосударственных ведомства: шорец и казна. «Дворецкие» управляли царскими землями, а в казне кроме денег хранились государственный архив и государственная печать. Фактически это была государственная канцелярия.

Вся территория страны была разделена на уезды,, милости и станы. Власть в уезде принадлежала намест­нику, в волостях и станах — «волостелям». Наместник имелправо «кормиться» в уезде — собирать в свою пользу судебные пошлины, а также часть налогов. Кормление было формой оплаты былых заслуг боярина перед великим князем, не за административную деятельность, а за прежнюю службу в войсках Формирование самодержавия нашло отражение и в символах, обрядах, облике государя: в руках у него появились скипетр, на голове «шапка Мономаха» (золотая тюбитейка, опушенная мехом, была подарена Ивану Калите ханом Узбеком). В 1472 г. овдовевший Иван III женился на Софье Палеолог — последней византийской царевне. Брак ее с Иваном III начинался как роман по политическому расчету, а превратился в прочный союз двух неординарных личностей. Европейски образованная женщина, Софья всеми силами поддерживала антиордынские настроения. Она привлекала в Россию итальянских архитекторов, врачей и других мастеров. В то же время она довольно нерачительно обращалась с казной, затевала дворцовые интриги. В апреле 1503 г. она умирает. Византия была в 1453 г. разгром; лена турками-османами и русским гербом становится византийский герб — двуглавый орел, который присоединяется к московскому Георгию Победоносцу.

Объединение разрозненных земель дало резкий толчок экономическому развитию. Особенно заметно оно было по расширявшемуся год от года «каменному строению» в городах. Неузнаваемо изменился за годы его княжения Кремль. Строительство велось практически непрерывно. В 1479 г. было закончено строительство Успенского собора, воздвигнутого гениальным Аристотелем Фиорованти. Чуть позже был возведен трех-главный Благовещенский собор. Именно при Иване III Кремль со своими восемнадцатью великолепными в боевом отношении башнями приобрел очертания, сохранившиеся до наших дней.

Анна Мар

Женщина на кресте (сборник)

 

 

Текст предоставлен издательством http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6506984

«Женщина на кресте»: Седьмая книга;

ISBN 978‑5‑906‑13746‑3


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 104; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты