Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Письменность и книгопечатание




Рукописные книги в XVI в. оставались большой ценностью, хотя количество их возросло. Богато украшенные миниатюрами, заключенные в дорогие оклады, книги стоили очень дорого. Известен случай, когда несколько бояр совместно сделали вклад в монастырь - одну книгу.

В XVI в. на пергамене писали уже редко, основным материалом для письма стала бумага. Ее привозили из Европы, попытки создать бумажное производство в России успехом не увенчались.

В середине 50-х гг. XVI в. по инициативе Ивана IV в Москве была создана первая типография. Напечатанные в ней книги не имеют выходных данных и сведений об издателе. Поэтому эту первую типографию называют анонимной.

В 1563 г. была организована новая типография, которую возглавили дьякон Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец. В этой типографии были изданы богослужебные книги "Апостол" и "Часословец", причем полиграфический уровень издания был очень высок. Из-за обвинений в еретичестве Иван Федоров вынужден был перебраться в Великое княжество Литовское. Вероятно, обвинения были связаны не с книгопечатанием, а с исправлениями, которые Иван Федоров вносил в переводы Св. Писания. Во Львове Иван Федоров издал первый русский букварь с грамматикой. В Москве после отъезда Федорова книгопечатание продолжалось. Во второй половине XVI в. было издано около 20 книг. Печатные книги ни в XVI, ни в XVII вв. не вытеснили рукописные, так как печатались тогда только богослужебные книги, а летописи, повести, жития оставались рукописными. К тому же печатные книги поначалу стоили дороже рукописных. Смысл печатания книг состоял не в их удешевлении, а в исключении ошибок, неизбежных при переписывании.

Литература и общественная мысль

В 40-х гг. митрополит Макарий создал Великие Четьи Минеи, то есть сборники литературных произведений, предназначенных для ежедневного чтения. В Четьи Минеи вошли жития святых, повести, сказания, поучения. Они включили весь круг чтения, дозволяемого церковью.

В начале XVI в. старцем Филофеем была выдвинута теория "Москва - третий Рим". Первый Рим пал из-за отступлений от христианства, второй Рим - Константинополь - пал из-за флорентийской унии, третий же Рим - Москва, стоит вечно, а четвертому Риму не бывать. Теория Филофея возвеличивала московских государей, утверждала исключительность православия, служила основанием враждебного, презрительного отношения ко всему иноземному, иноверному.

В то же время уже в XVI в. началось обмирщение культуры, то есть отказ от исключительно религиозного мировоззрения, церковной тематики. Прежде всего это выразилось в распространении рационалистических взглядов.

В XVI в. сохранились традиции русских рационалистических ересей. Наиболее известными вольнодумцами этого времени были Матвей Башкин, отрицавший иконы, таинства, церковную обрядность, и особенно Феодосий Косой, усомнившийся даже в Богочеловеческой природе Христа. По мнению косого Христос был просто человеком. Феодосий Косой проповедовал отказ от монашества и самой церкви, неповиновение власти, следование заветам раннего христианства. Судьба еретиков была нелегкой. Башкин был арестован, подвергся жестокой пытке и ссылке в Иосифо-Волоколамский монастырь, Косой бежал от преследований в Литву.

Важнейшей темой публицистики XVI в. становятся поиски "правды". Слово "правда" в данном случае следует понимать расширительно, не только как "истина", но, главным образом, как "справедливость". Дипломат и государственный деятель Федор Карпов писал о необходимости в государстве законности. Власть в его понимании должна быть сильной и справедливой: "Милость без правды малодушество есть, а правда без милости мучительство есть".

О "правде" рассуждал и Иван Пересветов, служилый человек, выходец из Литвы. По его словам "Бог не веру любит - правду". Противопоставление веры правде было смелым шагом, означавшим близость к религиозному вольнодумству. Пересветов считал, что правда может быть введена в государстве только "грозой". Но в то же время он выступал против холопства и писал, что государь силен "воинниками", то есть служилыми людьми.

Совсем иной подход к "правде" был у Ивана IV, который в переписке с Андреем Курбским и посланиях духовным лицам выступил как яркий талантливый писатель и публицист. По мнению Ивана Грозного "правда" заключается в служении царю. Перед лицом государя все подданные - холопы. Ивану IV принадлежат слова, ярко и лаконично выразившие суть деспотизма: "А жаловати вольны своих холопей есмя, а и казнити вольны же".

Иван Грозный оказался единственным писателем средневековой Руси, позволившим себе нарушить традиционную торжественность литературного языка, ввести в сочинения просторечные обороты.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты