КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Немецкая классическая философия. 1. Немецкая философия XIX в1. Немецкая философия XIX в. — уникальное явление мировой философии. Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет ей удалось: • глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии; • совместить в себе почти все известные в тот период философские направления — от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма; • открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в "золотой фонд" мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.). 2. В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления: •немецкая классическая философия (первая половина XIX в.); • материализм (середина и вторая половина XIX в.); • иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), "философия жизни". 3. Немецкая классическая философияполучила особое распространение в конце XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: • Иммануила Канта (1724 - 1804); • Иоганна Фихте (1762 - 1814); • Фридриха Шеллинга (1775 - 1854); • Георга Гегеля (1770 - 1831); • Людвига Фейербаха (1804 - 1872). В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления: • объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель); • субъективный идеализм (Фихте); • материализм (Фейербах). Немецкая классическая философия разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о целостном явлении. Она: • повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности; • особое внимание уделила проблеме развития; • значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии; • взглянула на историю как целостный процесс. 4. Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант(1724 — 1804). Иммануил Кант: • дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона — из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи; • выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего ("вещей в себе"); • выдвинул учение о категориях— основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия; • сформулировал моральный закон ("категорический императив"); • выдвинул идею о "вечном мире" в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете. Георг Гегель(1770 — 1831) отождествил бытие и мышление, выдвинул учение об абсолютной идее, независимой от сознания и являющейся первопричиной всего сущего, материального мира, и тем самым глубоко обосновал концепцию объективного идеализма,распространенную в ряде стран Запада. Исключительная заслуга Гегеля перед философией - разработка диалектики— учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов. Иоганн Фихте(1762 —.1814), наоборот, внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма,согласно которой единственной и главной реальностью для человека является он сам, его сознание (так называемая "Я-концепция"). Фридрих Шеллинг(1775 - 1854) глубоко обосновал понимание природы с позиций объективного идеализма, выдвинул идею, согласно которой свобода и правовой строй изначально заложены в природе. Людвиг Фейербах(1804 — 1872) был представителем материалистического направления в немецкой классической философии. Фейербах подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. В своей философии Фейербах выступал как полный атеист, доказывал отсутствие Бога, его искусственность, выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов. 5. Другим направлением немецкой философии XIX в. наряду с немецкой классической философией был материализм,получивший широкое распространение во второй половине XIX в. Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом: • философией Людвига Фейербаха; • марксистской философией; • творчеством вульгарных материалистов. Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фейербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и к материализму. Это справедливо, так как философия Фейербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIX в., явилась водоразделом между ними. 6. Классический материализм XIX в. представлен марксизмом,комплексным учением, в состав которого входили: • марксистская философия; • политэкономия (экономическое учение); • научный коммунизм (социально-политическая теория). Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс(1818 - 1883) и Фридрих Энгельс(1820 - 1895). Марксистская философия: • выдвинула последовательно-материалистическую картину мира; • показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия; • осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма); • рассматривала историю как целенаправленный и закономерный процесс (исторический материализм); • дала подробную картину возникновения человека, общества, государства; • выступала с атеистических позиций. 7. Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вульгарный материализм.Вульгарные материалисты —Фохт, Бюхнер, Молешотт— смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии). В частности, они: • механически переносили законы природы (поведение, организацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дарвинизм); отрицали идеальное, идеальность сознания; • рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс ("мозг выделяет мысль, как печень — желчь"). 8. Во второй половине XIX в. особое распространение в Германии получили идеи иррационализма. Иррационализм— направление в философии, отрицавшее объективные законы бытия и истории, диалектику, воспринимавшее окружающий мир и историю как хаос, цепь случайностей. Основоположником иррационализма считается Артур Шопенгауэр(1788 - 1860). В целом философия Шопенгауэра наполнена пессимистическим духом, неверием в возможности человека влиять на окружающий мир и собственную жизнь. Близкой к иррационализму является "философия жизни",которая ставит в центр внимания не отвлеченные понятия — бытие, идея, материя и т. д., а бытие человека в мире — то есть жизнь, единственную реальность для человека. Одним из основоположников "философии жизни" являлся Фридрих Ницше(1844 — 1900). В частности, им были выдвинуты идеи о возможности человека полностью влиять на свою судьбу, движущих силах человеческого поведения ("воля к жизни", "воля к власти" — экспансия своего "Я"), иллюзорности, неактуальности Бога ("Бог умер"). В будущем "философия жизни" легла в основу популярных современных философских направлений — прагматизма иэкзистенциализма.
12)НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством: – Иммануила Канта (1724–1804); – Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814); – Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854); – Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831); – Людвига Андреаса Фейербаха (1804–1872). Каждый из этих философов создал свою философскую систему, наполненную богатством идей и концепций. 1. Роль философии в истории человечества и развитии мировой культуры в том, что она призвана быть критической совестью культуры, сознанием, спорящим с действительностью, душой культуры. 2. Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история: – для Канта человек – нравственное существо; – Фихте подчеркивает действенность, активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума; – Шеллинг показывает взаимосвязь объективного и субъективного; – Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы; – Фейербах определяет новую форму материализма – антропологический материализм, в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для другого человека. 3. Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей: – Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику; – Шеллинг – натурфилософию, онтологию; – Фихте видел в философии такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический; – Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия государства, философия морали, философия религии, философия развития индивидуального сознания и др.; – Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики. 4. Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики: – диалектика Канта – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума; – диалектика Фихте сводится к разработке творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположности, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека; – Шеллинг переносит на природу предложенные Фихте принципы диалектического развития, природа у него – развивающийся дух; – Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т. е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении; – Фейербах в своей диалектике рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа).
|