Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Церковный раскол в XVII в. Его значение.




Читайте также:
  1. XVII век – “бунташный век”. Социальные движения в России в XVII веке. Раскол в русской православной церкви
  2. Автотрофное питание. Фотосинтез, его значение.
  3. Антидоты и их предназначение.
  4. Арабская психология и ее значение.
  5. Безналичный денежный оборот и его значение.
  6. Белки плазмы крови, их характеристика и функциональное значение. Онкотическое давление крови и его роль.
  7. Биологическое значение.
  8. Биологическое значение.
  9. Биологическое значение.
  10. Биологическое значение.

В событиях Смутного времени церковь играла видную роль. Еще более ее авторитет повысился в 20-е годы XVII в., когда вернувшийся из плена Филарет фактически соединил в своих руках прерогативы светской и церковной власти. Своей деятельностью он подготовлял почву для, по сути, превращения России в теократическое государство. Несмотря на то, что Соборное Уложение 1649 г. ограничивало рост церковного землевладения (что не удалось сделать Ивану Грозному) и урезало иммунитетные права монастырей, экономическое могущество церкви оставалось по-прежнему велико. Вместе с тем, церковь не представляла собой единую силу. Истоки расхождений в церковной среде восходят к 40-м годам XVII в., когда в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. Его возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев, а входили и Никон, и Аввакум, и другие светские и церковные деятели. Их стремления сводились к назревшему "исправлению" церковных служб, поднятию нравственности духовников и противодействию проникновению светских начал в духовную жизнь населения. Их поддержал и царь. Однако несогласие начиналось, когда речь заходила о выборе образцов, по которым надлежало производить исправления. Одни считали, что за основу нужно положить древнерусские рукописные книги (Аввакум), другие - греческие оригиналы (Никон). Несмотря на свою непримиримость, споры вначале не выходили за рамки богословских рассуждений узкого круга лиц. Так продолжалось до тех пор, пока Никон не стал в 1652 г. патриархом. Он сразу же начал проводить церковную реформу. Наиболее существенные изменения коснулись церковных обрядов. Никон заменил обычай креститься двумя пальцами троеперстием, в богослужебные книги вписывали слова, по сути равнозначные, но по форме другие, произошла замена и других ритуалов. Одновременно Никон, некогда бывший личным другом царя Алексея Михайловича, поставленный патриархом при его содействии, стал претендовать на государственную власть. По сути он становится соправителем царя, а во время отсутствия Алексея Михайловича занимал его место. Но Никон переоценил свои силы и возможности: приоритет светской власти был уже определяющим в политике страны. Тем не менее борьба продолжалась восемь лет. И только церковный собор 1666 г. вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в северный Ферапонтов монастырь. Вместе с тем, церковный собор объявил проклятие всем противникам реформы. После этого раскол в России разгорелся с гораздо большей силой. Чисто религиозное вначале движение приобретает социальную окраску. Однако силы споривших между собой реформатов и старообрядцев были неравны: на стороне первых находилась церковь и государство, вторые защищались только словами. Движение старообрядчества было сложным по составу участников. В него входили горожане и крестьяне, стрельцы, представители черного и белого духовенства, наконец бояре. Трагическая судьба выпала на долю старообрядцев уже в XVII в.. Подвижнической смертью погиб неистовый Аввакум: после многолетнего "сидения" в земляной яме он был в 1682 г. сожжен. А последняя четверть этого столетия озарена кострами массовых "гарей" (самосожжений). Преследования вынудили старообрядцев уйти в глухие места - на север, в Заволжье, где их не коснулась цивилизация ни в XVIII, ни в XIX, ни даже, иной раз в XX в. Вместе с тем, старообрядцы, благодаря своей удаленности, остались хранителями многих древних рукописей. История и историки благодарны им. Что касается официальной церкви, то она пошла на компромисс со светской властью. Собор 1667 г. подтвердил независимость духовной власти от светской. По решению этого же собора был упразднен Монастырский приказ, а также отменялась практика суда светского учреждения над духовенством.



34. Причины и периодизация «вестернизации» России.



Переход от феодализма к капитализму (модернизация) сопровождается усилением «вестернизации» (подражание Западу). 1613-1881 – вестернизация в России. Причина: модернизация, потому что для перестройки собственного буржуазного строя необходимо было перенять опыт развитых в капиталистическом отношении европейских стран.

4 этапа вестернизации:

I. 1613-1700гг. – от воцарения Михаила Романова до начала Северной войны со Швецией;

· Индивидуальный характер модернизации

· На уровне государства модернизация и вестернизация имеют лишь милитаристический характер (полки нового строя)

· Польско-финский характер

II. 1700-1812гг. – от поражения под Нарвой до победы над Наполеоном:

· Посаждение вестернизации государством

· Проникает везде и всюду кроме феодальных отношений

· Осуществляется насильно и вызывает недовольство общества;

События Французской революции оказали влияние на территорию и государственный строй Европы (с 1789). На Венском конгрессе 1814 – 1815 был создан священный союз. Туда вошла и Россия, которая стала своеобразным «жандармом» Европы. Просвещенная идеология в Европе, государство ставило барьер на проникновение западных идей в Россию.

III. 1813-1861гг. от победы над Наполеоном до отмены крепостного права.

1) Восстание декабристов насило либеральный французский характер. После войны с Наполеоном идеи просвещения ещё больше проникли в Росси, поэтому государство и народ поменялись ролями, теперь народ стал навязывать модернизацию. Казнь декабристов – первый прецедент расправы с передовыми западными идеями.

2) С 1825 появляются политические кружки, затем формируются либеральные движения. В это время в России остро возникает кризис феодализма. 1825-1861гг. – революционная ситуация в России.

IV. 1861-1881гг. – от отмены крепостного права до смерти Александра II:

Влияние революционных идей. Государство начинает сотрудничать с народом и передовой интеллигенцией. В марте 1881г. Александр II убит. Александр III и Николай II свернули курс на конституционную монархию.


Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 4; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты