Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Мысль семейная в романе «Война и Мир».




В романе «Война И мир» Л. Н. Толстой изобразил русское общество, начиная с низов, с народа, и
заканчивая различными представителями дворянства. Среди последних он изображает две
совершенно противоположные среды: омертвевший, живущий искусственной жизнью высший свет и
московское дворянское общество, нарисованное автором с искренней симпатией. Характеристику
различных слоев дворянства Толстой дает по семьям, родовым гнездам. И то, что писатель считает
положительным, отмечено крепкими семейными отношениями. Мысль семейная становится
своеобразным критерием нравственности и морали его героев.

В романтических и поэтических тонах рисует автор облик московского патриархального дворянства,
яркими представителями которого выступают семейство Ростовых и любящая все простое и русское
Марья Дмитриевна Ахросимова. Ростовы привлекают писателя своими крепкими нравственными
основами, дружескими и любовными отношениями между членами семьи, простым и добрым
восприятием людей. Счастливый семейный быт этой семьи является для Толстого главным
моральным критерием. Писатель показывает, что предпосылкой для нравственного развития и
семейного счастья Ростовых была вовсе не дворянская патриархальность, а дружба, любовь,
доверие, которые царили в этой семье. Но автор не скрывает и недостатков, присущих им,
проявления крепостнических замашек, помещичьего практицизма, изображая постепенную смену
поэтической атмосферы в семействе Ростовых суровой прозой жизни.

И все же такие семьи, как Ростовы и Болконские, вызывают искреннюю симпатию и уважение автора.
Душевная чистота, стойкость Николая Ростова, которая стала залогом их счастливой семейной жизни
с Марьей Болконской; внутренняя красота самой Марьи, заставляющая забыть о ее некрасивой
внешности; чуткость, теплота и искренность Наташи, ее материнское чувство, сделавшие героиню
настоящим нравственным идеалом Толстого - все это не могло не восхищать писателя.

Удивительно ярко и рельефно изображает Толстой смену поколений, различие в интеллектуальном и
психологическом облике, в стремлениях и интересах. Это все касается как стариков, представителей
уходящего века, так и только приобщающихся к жизни подростков. Так, в старом князе Болконском
автор воплотил те прогрессивные и положительные черты, которые были присущи старинному
русскому барству XVIII века. Он представитель родовой русской аристократии, и, несмотря на то, что
эпоха Екатерины отходила в прошлое, заслуженно пользовался почтением и уважением. Причудливо
сочетаются в старом князе нравы властного вельможи, перед которым трепещут все домашние,
аристократа, гордящегося своей родословной, и черты демократического человека большого ума. В
образе молодых - Пети Ростова и Николеньки Болконского писатель очень точно воссоздает черты
лучшей части дворянского общества. Идеал Пети - лихой гусар Денисов. Юный Ростов геройски
гибнет за родину, осуществив свою мечту, - стать настоящим офицером. А героический романтизм,
честность и правдивость Николеньки, его душевная чистота морально сближает его с участниками
декабристского движения. Все положительные качества молодого поколения, проявления которых мы
видим на страницах романа-эпопеи, переданы им семьей, воспитаны семейными традициями,
атмосферой, в которой формировались их характеры. Не случайно, как бы в подтверждение этой
мысли, в эпилоге перед Николенькой Волконским встает образ отца, и он торжественно восклицает:
«Отец, отец! Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен».

Оценивая свое произведение, сам Л. Н. Толстой отмечал, что ему «хотелось захватить все» в
избранной им теме, не ограничивая ее каким-либо куском жизни. А описание мирной жизни, в первую
очередь, заключается в сценах частной жизни семей. Как бы ни были значительны исторические
события, жизнь людей с их интересами, мыслями, проблемами всегда остается на первом месте. И
для Толстого мысль семейная имела очень важное значение, потому что именно из этого «семейного
мира» люди попадают в круговорот бурных исторических событий.


19.БиблеЙские мотивы в поэме Блока «двенадцать»

Исус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявшего из двенадцати человек, остается
одной из загадок мировой литературы.

Ведь сам Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью
ко всему, что связано с религией.

Может быть, это не Христос, а Антихрист?

Сам Блок писал в своем дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы
«недостойны» Иисуса, который идет с ними сейчас; а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы Другой».

В том же 1918 году появилось произведение Сергея Булгакова «На пиру богов», написанное в виде диалогов
платоновского тип. Один из участников диалогов, Беженец, сравнивает двенадцать красногвардейцев из поэмы
Блока с апостолами: «Ведь там эти 12 большевиков, растерзанные и голые душевно, в крови, «без креста», в
другие двенадцать превращаются. Знаете, кто их ведет?» И Беженец декламирует последнее четверостишие
поэмы.

Но дальше он говорит, что Блок «кого-то видел, только, конечно, не Того, кого он назвал, но обезьяну,
самозванца», то есть Антихриста.

И все же самому Блоку, может быть, действительно и красногвардейцы казались апостолами, и вел их, в его
глазах, действительно подлинный Исус Христос. И цель их поэт видел в том, чтобы уничтожить зло старого мира,
чтобы создать новый мир, быть может, вообще свободный от зла.

Возможно, А. Блок увидел в большевизме как бы новое христианство, способное сделать то, что так и не сделало
старое - очистить мир от векового зла. Но большевизм не мог даже близко подойти к этой великой миссии, ибо
был основан на насилии.

Апостолов нельзя заменить уголовниками. Поэтому новая «звезда Востока» сожгла не зло, а, наоборот, то
доброе, что было в старом мире, без чего сам А. Блок не мог существовать.

Он не пережил своей ошибки. Жизнь автора «Двенадцати» кончилась в тоске и горе.

Сомнения в том, кто же все-таки идет во главе красногвардейцев, отразились и в самом облике этого персонажа.
С одной стороны, в руках у этого непонятного существа кровавый флаг, что дает основание считать его
Антихристом. Но на голове у него «белый венчик из роз». Белый цвет всегда считался цветом мира. Вспомним
Цветаеву:

Белизна - угроза Черноте.

Белый храм грозит гробам и грому.
Бледный праведник грозит Содому
Не мечом - а лилией в щите.

Тема белизны подчеркивается и другими чертами блоковского Христа - он идет «нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной».

Белизна пронизывает весь облик Христа. Но флаг все-таки кровавый. Этот контраст в конце поэмы как бы
перекликается с ее самыми первыми строками, подчеркивающими двойственность всего происходящего:

Чёрный вечер. Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем Божьем свете.

Так кто же все-таки шел впереди красногвардейского отряда? И еще вопрос: если все же Христос, то шли
красногвардейцы за ним или стреляли в него, как это предположил М. Волошин?

Блок, наверное, так и не сумел до конца жизни найти ответ на эти вопросы. Может быть, ответ состоит в том, что
Христос снова надел терновый венок и пошел впереди зла, чтобы отвести грядущие беды, что принесет
революция. Может быть, это он вразумил народы России, и они отказались от ложных идей. Но для этого должно
было пройти более семидесяти лет.


Образ Катерины в пьесе А. Островского «Гроза».

Катерина - русский сильный характер, для которого правда и глубокое чувство долга
превыше всего. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки
этого - в детстве. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала
красота и гармония, она "жила, точно птичка на воле", среди материнской любви и
благоухающей природы. Мать в ней души не чаяла, не принуждала работать по хозяйству. Жила
Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с
матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок,
которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, где она летала под

облаками. и как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней
девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и
оттолкнулась от берега. Это - поступок человека с характером сильным, не терпящим
ограничений.

Мы видим, что Катерина росла счастливой и романтичной девушкой. Она была очень
набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь,
свой дом со странницами, нищих, которым-она помогала. Но самое главное в Кате то, что она
жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала
только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала.
Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей
силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Катерина была наивной и доброй,
воспитанной во вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что
противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя
от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой.

После замужества жизнь Катерины сильно изменилась. Из свободного, радостного,
возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в
жизнь, полную обмана и насилия. Дело даже не в том, что Катерина, вышла за Тихона не по
своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том,
что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не
чувствует такого восторга от посещения церкви, не может заниматься привычными ей делами.
Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть,
пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая
действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается
найти свое счастье в любви к Тихону: "Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я
тебя не променяю". Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: "Что на шею-
то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься". В Катерине сильно чувство внешней
покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за
самодурства своей матери не может любить жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И
когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, женщина становится
совсем одинокой.

Любовь к Борису - чувство, возникшее, по-моему, по причине глубокой человеческой
неудовлетворенности. Катерине недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома
Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть,
как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя
человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе,
против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что жить по-
прежнему дальше нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-
моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала:

"Сейчас или никогда". Она хотела насытиться любовью; зная, что другого случая не будет. На
первом же свидании Катерина сказала Борису: "Ты меня загубил". Грех лежит на ее сердце
тяжким камнем. Символом неотвратимой небесной кары для героини становится гроза.
Катерина не может жить дальше со своим грехом, и вполне естественный для ее религиозного
сознания выход - покаяние. Она признается во всем мужу и свекрови. Но покаянию должно
сопутствовать смирение, а его-то и нет в свободолюбивой героине. Самоубийство - страшный
грех, но именно на него решается Катерина, будучи не в силах существовать в мире, где люди
не летают, как птицы.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 128; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Укажите признаки комы | Международные соглашения и режимы экспортного контроля
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты