Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Конфессиональный фактор в международной политике

Читайте также:
  1. II. Анализ чувствительности прибыли к изменению анализируемых факторов
  2. III. Системообразующие факторы в маркетинге
  3. IV. Определение компенсирующего объёма реализации при изменении анализируемого фактора
  4. L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  5. R Электрофизиологические факторы риска пароксизмов мерцания предсердий
  6. А. Типы (виды и подвиды) детерминирующих конфликтную юридическую деятельность факторов
  7. Аi - весомость каждого фактора в интегральной оценке конкурентоспособности предприятия.
  8. Абиотикалық факторлар. Топырақ факторларының қасиеттері
  9. Абиотические факторы водной среды
  10. Абиотические факторы почвы

Среди факторов международных отношений с давних времен особое место занимают конфессиональные организации и их лидеры. В течение длительного периода истории человечества они оказывали существен­ное влияние на международную политику. Да и в наши дни такое влия­ние далеко не исчерпано. Особенно эффективное воздействие на ход международных событий оказали конфессиональные центры мировых религий, и прежде всего, христианства и ислама.

Рассматривая проблему влияния религии на международные отно­шения, нельзя не вспомнить о крестовых походах на Восток, которые по призыву глав Римско-католической церкви организовывались на протя­жении более чем двух столетий императорами, королями, графами и гер­цогами из стран Западной Европы.

Если поводом для организации крестовых походов было «освобож­дение Гроба Господня», то одной из истинных причин явилась необхо­димость разрядки внутренней социальной напряженности в обществе. А она особенно высокой была во Франции. Недовольные засильем мес­тных феодалов крестьянские массы, постоянно готовые к столкновени­ям безземельные вооруженные рыцари были тем «горючим материалом», который не давал покоя ни политическим, ни духовным властям. Воен­ные походы могли отвлечь от внутренней борьбы самые воинственные силы общества.

Кстати, эти мотивы по своему прозвучали в выступлении папы Рим­ского Урбана II28 ноября 1095 года на специально созванном в Клермо-не (Франция) соборе. Призывая католиков к организации похода на Вос­ток за освобождение Святой земли, папа решил вдохновить собравших­ся не только духовными соображениями, но и чисто земными. «Земля, которую вы заселяете, стала тесной при нашей многочисленности»12 -говорил он. А дальше рисовал преимущества тех земель, которые пред­стояло завоевать, и обещал бедным, что они станут богатыми на захва­ченных землях. Желающих разбогатеть оказалось довольно много, тем

12 См. подробнее об этом: Всемирная история в 24 томах. Т. 8. Крестоносцы и монголы. - Минск, 2001. С. 80 и последующие.

более, что им были обещаны большие привилегии. Крестоносцы прини­мались под покровительство церкви. Им гарантировалось полное про­щение грехов. Кредиторы не могли требовать с них долгов во время уча­стия их в походе; лица, покушавшиеся на их имущество, отлучались от церкви.



В первом крестовом походе участвовало до 300 тысяч человек. Зах­ватив Иерусалим, крестоносцы устроили страшную резню. Они переби­ли все мусульманское население, невзирая на пол и возраст. Но среди пострадавших были не только мусульмане. Крестоносцы вели войну и с греками из-за приморских городов.

В 1995 году папа Римский Иоанн-Павел И официально попросил про­щение у мусульман за действия крестоносцев. В 1998 году две группы христианских паломников из нескольких стран Европы объезжали ту­рецкие населенные пункты и просили прощения у местного населения за преступления, совершенные крестоносцами девять веков тому назад «во имя Христа». После Турции христианские паломники - «группа по­каяния» отправились в Сирию и Ливан.13

Папа Римский Урбан II был не единственным папой, призывавшим христиан к крестовым походам на Восток. Так же поступали и папы Ев­гений Ш, Климент V и другие. Что же касается папы Григория IX, то он даже отлучил от церкви короля Германии Фридриха II Гогенштауфена за то, что тот в обещанное время не выполнил свой обет двинуться в крес­товый поход на Восток.14



Всего было организовано 8 крупных крестовых походов на Восток. Особенно показателен четвертый поход, в ходе которого оружие кресто­носцев было обращено против венгерских городов в Далмации, против греческих городов в Византии, а в 1204 году после трехдневного грабе­жа полностью был уничтожен тысячелетний оплот греческой культуры -Константинополь вместе с его церквами. Восточные христиане не зна­ли кого больше бояться: турецких завоевателей или крестоносцев. Как пишет известный историк папства Е. Гергей, «крестовый поход, направ­ленный против христиан, показал, насколько искаженной в течение века оказалась идея, мотивированная в свое время явно искренними религи­озными чувствами».15

11 Ислам минбаре. - 1998, №12.- С. 5. Христианство. Энциклопедический словарь в 3 томах. Т. 1. - М, 1993. С. 837-

1 ергей Е. Иаиория папства. Пер. с венгер. - М, 1996. С. 131.

 

В отчаянном сокрушении крестоносцами культурных центров, ра, улучив от самого папы Римского право на соответствующие земли, рушении церквей, мечетей, в уничтожении сотен тысяч представителе оЛики считали себя хозяевами над всем, что на них существовало, различных этнических групп сказалась не только психология среднев^вШИе в Северной и Южной Америке индейцы должны были быть ковых захватчиков, но и неприязнь к единоверцам, которых рассматр^ кОрены или уничтожены - ничего иного тогдашний европейский мен-вали как еретиков, отошедших от истинной религии, возглавляемых р? пйтет предложить не мог.17

лигиозным предводителем, в отношении которого сам папа РимскцТ Для миссионеров «покорение» индейцев означало обращение их в провозгласил анафему. Иначе говоря, в данной ситуации наблюдалос иСтианскую веру по западному (католическому) обряду. Малейшее проявление и остроты межконфессионального противостояния, которо сТуПление от религиозных установлений в сторону племенных ритуа-будет о себе давать знать и в последующем. оВ и верований объявлялось ересью. А еретиков предавали суду инкви-

В результате крестовых походов на Ближнем Востоке было основац ицИи. Только один провинциал ордена францисканцев Диего де Ланда ряд государств крестоносцев, среди которых было Иерусалимское королев go-x годах XVI века в Гватемале и Юкатане уничтожил тысячи индей-ство. Они просуществовали до XIII в. Для защиты этих государств и укреп цеВ; обвинив их в ереси. Члены ордена так свирепствовали, что реаль-ления позиций католицизма на завоеванных землях были созданы духовно HOg'стала опасность опустошения целых регионов. Король Филипп П рыцарские ордена госпитальеров (иоаннитов) и тамплиеров. Несколько поз был вынужден декретом от 23 февраля 1576 года запретить инквизито-же был создан Немецкий рыцарский орден (Тевтонский орден). м привлекать к суду индейцев за ересь.18

Судьбоносной не только для взаимоотношений между Португалие! «Христианские миссионеры сплошь и рядом играли роль ударных от-и Испанией, но и для развития целого американского континента был; рядОв западного влияния, которые шли в лобовую атаку на религиозные и позиция Ватикана, занятая им в период великих географических откры этические убеждения людей, не принадлежащих к западному миру», -тий (конец XV - средина XVII вв.). Речь идет о решениях, приняты; пишет известный американский социолог Р.Н. Белла. Так было «во всех римскими папами в связи со спорами между монархами Кастилии и Пор развивающихся странах», констатирует он. - Первой реакцией местных тугалии за владение землями за океаном. В 1452-1456 гг. римские папь культурных форм и религии, в частности, было стремление защищаться. (Николай V и Каликст III) предоставили право Португалии владеть все «Однако по логике ситуации получалось, что защищаться не меняясь, про-ми землями, открытыми к югу от мыса Боходор «вплоть до индийцев» сто невозможно».19 И менялись... Происходили существенные изменения И, когда в 1492 г. Колумб открыл Вест-Индские острова, включая и Кубу в сознании и поведении людей, в их культуре и привычках. Если учесть полагая, что открыта «Западная Индия», португальцы заволновались. Ш то, что миссионеры не только преследовали аборигенов за отказ прини-казалось, что теперь Индия ускользает от них к испанцам. Для разреше- мать «единственно правильную религию», но на последующих этапах ния спора две страны обратились к папе Римскому Александру VI Борд- создавали школы и колледжи, медицинские учреждения и образцовые хо-жия, который своими буллами от 3 мая 1493 года и 4 мая того же года зяйства, то будет понятно, что стимулов к изменениям было много. Suter cetera («Между прочим») произвел первый раздел мира. Он даро- Западные религиозные деятели настолько сильно преобразовывали вал Кастилии «все острова и материки..., открытые и те, которые будут сознание молодых латиноамериканцев, африканцев и азиатов, посещав-открыты к западу и югу от линии, проведенной ... от арктического по- ших их миссионерские учебные заведения, что нередко именно их вы-люса... до антарктического полюса...(Эта) линия должна отстоять на пускники с помощью также западных политиков и военных становились 100 лиг к западу и к югу от любого из островов, обычно называемы); Руководителями соответствующих молодых государств.

Азорскими и Зеленого Мыса». Это решение папы легло в основу Торде----■-------------

сильясского договора, заключенного между Кастилией и Португалией 7 " Ст°ляров А. Сумерки богов //Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. Пер. с англ. -

июня 1494 г. Линия, проведенная от полюса до полюса получила название Папского меридиана

 

Получив от самого папы Римского право на соответствующие земли, католики считали себя хозяевами над всем, что на них существовало. Жившие в Северной и Южной Америке индейцы должны были быть покорены или уничтожены - ничего иного тогдашний европейский мен­талитет предложить не мог.17

Для миссионеров «покорение» индейцев означало обращение их в христианскую веру по западному (католическому) обряду. Малейшее отступление от религиозных установлений в сторону племенных ритуа­лов и верований объявлялось ересью. А еретиков предавали суду инкви­зиции. Только один провинциал ордена францисканцев Диего де Ланда в 60-х годах XVI века в Гватемале и Юкатане уничтожил тысячи индей­цев, обвинив их в ереси. Члены ордена так свирепствовали, что реаль­ной стала опасность опустошения целых регионов. Король Филипп П был вынужден декретом от 23 февраля 1576 года запретить инквизито­рам привлекать к суду индейцев за ересь.18

«Христианские миссионеры сплошь и рядом играли роль ударных от­рядов западного влияния, которые шли в лобовую атаку на религиозные и этические убеждения людей, не принадлежащих к западному миру», -пишет известный американский социолог Р.Н. Белла. Так было «во всех развивающихся странах», констатирует он. - Первой реакцией местных культурных форм и религии, в частности, было стремление защищаться. «Однако по логике ситуации получалось, что защищаться не меняясь, про­сто невозможно».19 И менялись... Происходили существенные изменения в сознании и поведении людей, в их культуре и привычках. Если учесть то, что миссионеры не только преследовали аборигенов за отказ прини­мать «единственно правильную религию», но на последующих этапах создавали школы и колледжи, медицинские учреждения и образцовые хо­зяйства, то будет понятно, что стимулов к изменениям было много.

Западные религиозные деятели настолько сильно преобразовывали сознание молодых латиноамериканцев, африканцев и азиатов, посещав­ших их миссионерские учебные заведения, что нередко именно их вы­пускники с помощью также западных политиков и военных становились Руководителями соответствующих молодых государств.

Столяров А. Сумерки богов //Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. Пер. с англ. -J*. 2003. С. 436.

Всемирная история в 24 томах. Т. 12. Начало колониатьной империи. - Минск 1*96. С. 462-466.

оеллаРН Социология религии //Американская социология. Перспективы, про-6"емы, методы. - М, 1972. С. 275.

 

Огромное влияние на международную политику оказала самая моло, дая мировая религия - ислам, община его последователей и ее лидеры. ( самого возникновения нового учения религия и политика были нераз, дельны. В руках основателя мусульманской общины, ставшей организм ционной основой арабского государства - пророка Мухаммада была со, средоточена и религиозная и светская власть. Для его преемников нг длительный период эта практика стала законом, тем более что слитносц политики и религии нашла отражение в главной вероучительной книг( ислама - Коране.

За 20 лет после смерти Мухаммада в период правления его преемни-ков - халифов Абу Бакра (632-634 гг.), Омара (634-644 гг.) и Османа (644-656 гг.), в результате вооруженной экспансии арабы-мусульмане завое-вали обширные территории, входившие в состав Византийской империи в Азии и Африке, покорили Иран, дошли до границ Индии и Аму-Дарьи,

Анализируя причины военных успехов арабов-мусульман, известный исламовед Е.А. Беляев подчеркивал, что в этом сказалось «экономичес­кое истощение Византии и сасанидского Ирана, а главное, резкое обо­стрение социальных противоречий в этих государствах. В условиях уси­лившегося гнета и эксплуатации трудящееся население стран и облао тей, в которых появились арабы-завоеватели, склонно было смотреть на них как на избавителей от тяжелого ига своих правителей. К тому же арабы предлагали гораздо более сносные условия существования в слу­чае подчинения их господству».20

Успеху военных походов арабов-мусульман в большой мере способ­ствовало их отношение к верованиям народов завоеванных стран. Это была широкая веротерпимость. Она проявлялась не только к христиа­нам и иудеям как к людям Книги (обладателям Писания), но и к зороас-трийцам, манихеям, сабиям и другим «многобожникам». Особенно на первых этапах это было продиктовано не только вероучительными тре­бованиями, но и экономическими соображениями: принявшие ислам освобождались от подушной подати, что вело к уменьшению поступле­ний средств в государственную казну.

В случае, если жители осажденных городов сдавались на милость победителей, в принимаемых соглашениях специально оговаривалось, что заключается мир с условием, что жителям оставляется их жизнь, имущество, церкви и мельницы. Подати должны были платить лишь

Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье Второе изд. -М., 1966. С. 140.

. Во всех завоеванных странах от уплаты подати были осво-*оЯсдены женщины, несовершеннолетние, нищие, умалишенные, пара-

й?ики и монахи, жившие трудом своих рук. g Византии же, до вторжения арабов, продолжали существовать по-

ядки, установленные императором Юстинианом, который ставил сво­ей целью тотальную ликвидацию иноверия в империи и вел «своего рода коестовые походы против язычников» - пишет А.В. Карташев. Храмы язычников были закрыты и превращены в христианские церкви. Отка­зывающихся принять христианство велено было изгонять с территории государства. Манихеев приговаривали к смертной казни - к утоплению в море или сожжению на костре. Донатисты, не дожидаясь правитель­ственных казней, сжигали себя сами. Самарян, живших в районе тепе­решнего Наблуса, было истреблено до 100 тысяч человек.21

Неудивительно, что большинство населения, завоевываемых араба­ми территорий, не оказывало им сопротивления, а подчас выступало их союзниками. Так закладывались основы Арабского халифата - обшир­ного феодально-теократического государства, просуществовавшего, по­степенно распадаясь, до монгольского нашествия в ХШ в.

Функционирование конфессионального фактора в международной политике в прошлом особенно характерно на Балканах. Россия, как пра­вославная держава, считала своим долгом покровительствовать народам православной культуры - грекам, болгарам, сербам, румынам. Эти про­блемы неоднократно находили отражение на межгосударственных пере­говорах и в международных соглашениях. Можно вспомнить, например, о том, что в соответствии с Кючук-Кайнарджийским мирным договором 1774 г. между Россией и Турцией, Россия получила право защиты хрис­тиан в Молдове и Валахии. В соответствии Сан-Стефанским мирным Договором 1878 года также между Россией и Турцией, Болгария стала автономным княжеством, а турецкие войска выводились оттуда; была Установлена полная независимость Сербии, Черногории и Румынии, Босния и Герцеговина получала автономию.

Влияние конфессионального фактора на международную политику в наши дни можно проиллюстрировать на некоторых коллизиях, возникаю­щих в связи с проблемой расширения Европейского Союза. В последние годы в этот союз была принята целая группа государств Восточной Евро-

ы> ранее состоящих в социалистическом лагере, противостоявшем Запа-

У во всех отношениях. Турция же, входящая в главный военный блок

КаРташевА.В. Вселенские соборы. - М, 1994. С. 364-^66.

 

Запада - НАТО более 50 лет, давно стучится в двери Большой Европы, но безуспешно.

Руководство ЕС одну из важнейших причин, препятствующих вхож­дению Турции в состав организации, видело в том, что в стране слиш­ком большими полномочиями обладает Совет национальной безопасно­сти, в который входят высшие армейские чины. В самом деле, до после­днего времени этот Совет и определял политический курс страны. Ина­че говоря, армия не только вмешивалась в политику, но и решала каким быть государственному строю Турции.

Наконец, в 2003 году парламент Турецкой республики принял «исто­рический закон», в соответствии с которым полномочия Совета нацио­нальной безопасности существенно урезаны. Ему оставлены лишь «кон­сультативные функции».22 Руководство Евросоюза может радоваться: требования сообщества выполнены, Турция сделала крупный шаг к де­мократии.

Формально все верно. Возможности военных вмешиваться в полити­ку в законодательном порядке резко ограничены. Однако насколько этот шаг парламентариев продиктован соображениями демократизации жиз­ни страны? Дело в том, что подавляющее большинство депутатов в пар­ламенте нашего южного соседа после выборов 2002 года занимают сто­ронники политического ислама. Их лидеры многократно заявляли о не­обходимости отказа страны от светского характера государства и пере­хода к исламскому правлению. На пути реализации таких планов неиз­менно стояли военные, заседавшие в Совете национальной безопаснос­ти. Они были главными стражами светского характера государства, ус­тановленного Кемалем Ататюрком. Как будут развиваться события те­перь покажет время.

Однако уже названа, и довольно громко, подлинная, конфессиональ­ная, причина невозможности принятия Турции в единую Европу. В от­вет на предложения открыть двери Евросоюза для вхождения Турции, например, лидер Христианско-демократической партии Германии Анге­ла Меркель (ставшая в 2005 году канцлером) заявила: «Свыше 75% ту­рок, живущих за пределами Турции, осели в Германии. Мы не настаива­ем на том, чтобы они отказались от мусульманской веры. Мы лишь гово­рим, что Германия - страна христианская и турки это должны понимать... Требование о принятии Турции в Евросоюз - грандиозная политическая

22 У них - генералы, у нас - ж^енщины От редакции //Известия, 2 августа 2003

г. С. 2.

ошибка. Мы слишком разные, мы абсолютно по-разному относимся к правам человека».23 И такую позицию разделяют многие политики в За­падной Европе.

Аналогичную точку зрения высказал, незадолго до своего избрания папой Римским глава Конгрегации по вероучению Римско-католической церкви кардинал Ратцингер (теперь папа Бенедикт XVI). «С историчес­кой и культурной точек зрения у Турции очень мало общего с Европой, -заявил он. - Поэтому было бы большой ошибкой включать ее в Европей­ский Союз».24

Деидеологизация современных международных отношений создает благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества между го­сударствами и народами по самым различным вопросам. В этом же на­правлении действует признание идеи превосходства общечеловеческих ценностей над групповыми. Однако этими возможностями далеко не все хотят воспользоваться. К тому же наблюдается стремление внести в меж­дународные отношения новую дозу идеологии. На сей раз - религиоз­ной.

Едва ли, скажем, можно согласиться с мнением профессора К.М. Долгова, полагающего, что «всепроникающим всепронизывающим твор­ческим началом и принципом политики должна оставаться религия».. ,25

Перед тем, кто разделяет подобную точку зрения, неизбежно возник­нет ряд весьма деликатных вопросов. И один из первых звучит так: ка­кая религия должна стать всепроникающим началом и принципом внут­ренней и внешней политики многонациональной и поликонфессиональ­ной страны, скажем такой как Россия или Индия? И это не самый труд­ный вопрос.

" New York Times, June 1, 2001, Pp. 1, 8. * НГ~ Религии, 2 феврапя 2005 г. С. 3.

Долгов КМ. Религия, власть, политика, дипломатия. Выступление на конфе­ренции «Религия и дипломатия» 27-28 апреля 2001 г. //Международная жизнь. 2001, № б. с. 50.

3 — 4194

Контрольные вопросы

1. Какую роль играла религия в возникновении и развитии государ­ственности?

2. Раскрокройте роль религии в развитии общественно-политичес­кой мысли.

3. Объясните, какие изменения, происходившие в религиозной сфе­ре в истории, влияли на развитие политического процесса?

4. Какова роль политики в разделении христианства на православие и католицизм, ислама- на суннизм и шиизм?

5. Охарактеризуйте возможности участия религии в легитимации политической власти?

6. Какую роль играли религии в формировании колониальной систе­мы и ее разрушении?

7. Каково значение конфессионального фактора в международной политике?

Литература

1. Балканский кризис: истоки, состояние, перспективы. - Нижний Нов­город,2000.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1998.

Г 3.)Глаголев B.C. Христианские организации и духовная жизнь общества ^-"^ (международные аспекты). - М., 1991.

4. Гонсалес X. История христианства /Пер. с англ. В 2-х томах. - СПб.2002.

5. Заборов М.А. Крестоносцы на Востоке. -М., 1980.

6. Крывелев И.А. История религий. Очерки: в 2-х т. Изд. 2-е, доработан. М.: Мысль. 1988.

7. Митрохин Л.Н. Философия религии. -М.: Республика. 1993. Глава 2. у-\ Политика.

( 8. ^Расторгуев А. Рубеж тысячелетий: миротворческая роль культурооб-^^^ разующих конфессий //Церковь и общество. 1989. № 2.

9. Тальберг Н. История христианской церкви. -М., 1991.

10. Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 7.

Глава 2. Религия и политика в современном мире

В начале прошлого столетия многие социологи предрекали исчезно­вение религии в конце XX века. Подобные прогнозы покоились на при­знании того, что революционные изменения, происходящие в мире, на­учный и технический прогресс, развитие культуры подрывают веру в сверхъестественное, человек теряет смысл священного, становится все более рационалистичным. А выполнявшиеся ранее религиозными орга­низациями социально-политические, юридические, образовательные и идеологические функции все более переходят к государственным орга­нам, политическим партиям и механизмам светской культуры. В резуль­тате, кризис переживаемый религией остановить нельзя и ее движение к полному упадку необратимо, считали мыслители того времени.

Несмотря на то, что посылки были в целом верными и секуляризаци-онные процессы продолжаются, а индивидуальное и общественное со­знание все более освобождается от влияния религиозной идеологии, об­щий вывод оказался неверным. Религия, имеющая многовековой опыт приспособления к самым различным условиям, не только сохранилась, но в ряде регионов планеты даже испытывает своеобразный ренессанс. Большинство человечества продолжает находиться под ее влиянием и осознает социальные процессы и политические идеалы в религиозных формах.

Важным фактором, способствовавшим укреплению позиций религии, стала война. Ужасы, обрушившиеся на многомиллионные массы насе­ления Земли в ходе двух мировых войн, углубили религиозность одних, побудили обратиться к религии других, заставили значительную часть колеблющихся сделать выбор в пользу веры в сверхъестественное. Уг­роза всё уничтожающей термоядерной войны, висевшая над человече­ством в течение десятилетий, давала новые импульсы развития таких тенденций. Активное участие вероисповедных объединений в антиво­енном движении, в борьбе за решение глобальных проблем человече­ства поднимает престиж религии.

Использование религии в политических целях, в борьбе за полити­ческое пространство является еще одним серьезным фактором, повыша­ющим к ней интерес различных кругов общественности многих стран.

XX

век стал веком широкого вовлечения верующих в христианско-де-

мократические общественно-политические движения и политические ПаРтии. Многие из них представлены в парламентах, местных органах власти.

з»

Сохранению и упрочению влияния религии на разные группы насе­ления способствует участие конфессиональных организаций в деятель­ности различных клерикальных объединений: профсоюзных, молодеж­ных, женских, студенческих и иных. С учетом настроений масс, заинте­ресованных в социальных преобразованиях, разработаны новые теоло­гии: теология прогресса, теология надежды, теология освобождения, теология революции и другие.

Религия (особенно ислам) и ее институты сыграли существенную роль в развертывании национально-освободительного движения народов ко­лоний и зависимых стран. Наиболее впечатляющей стала антиимпериа­листическая исламская революция в Иране, вновь продемонстрировав­шая мощный социальный потенциал самой молодой мировой религии и давшая импульс для усиления исламского фундаментализма. Отголоски этой революции способствовали активизации исламского движения на территории СССР, вместе с другими факторами приблизившего час па­дения советского режима.

Росту рядов верующих в Бога в большой мере способствует активная миссионерская деятельность, опирающаяся на мощную материальную базу и сочетающаяся с разносторонним социальным служением, вклю­чающим благотворительность, учебно-образовательную и медицинскую помощь населению, правозащитную и миротворческую деятельность, обучение использованию новых технологий, особенно в сельскохозяй­ственном производстве.

О размахе и результативности этой работы свидетельствуют многие факты. Вот некоторые из них. В одной Индии, где христиане составляют не более 2,5% населения, христианские организации содержат 15 тысяч начальных и средних школ, 174 колледжа, более 270 технических школ. Всемирная община протестантов на протяжении 15 лет (с 1976 по 1990 год) ежегодно увеличивалась на 2,6% (уступая только мусульманам, чьи ряды ежегодно прирастают на 2,9%.

Протестантские организации имеют более 50 тысяч миссионеров. Международный конгресс по евангелизации, состоявшийся в 1989 году в Маниле (Филиппины) принял решение с 2000 года вести проповедь Евангелия во всех странах мира, для чего организована широкая подго­товка миссионерских кадров. Протестантские миссионеры успешно кон­курируют в последнее время с католическими миссионерами во многих

районах Америки и Африки.

Исключительную роль в сохранении позиций религии в мире и ее воздействии на политические процессы, развивающиеся внутри конк-

ретных стран и на международной арене, играют Римско-католическая церковь и Всемирный совет церквей, объединяющий 330 христианских церквей и общин, функционирующих более чем в 100 странах мира. В исламском мире во многом похожую роль играет Организация Исламс­кая конференция.

 

 

 

2.1. Современная география религий

По числу своих приверженцев первое место среди религий мира за-°т христианство. В 2000 году на планете жило около 2 миллиардов Нй!стиан (1995 млн.). За предшествующее столетие их численность воз-ХР Гпочти в 4 раза. Больше всего христиан живет на американском К -яте (768 млн.). На втором месте стоит Европа (около> 500 млн.), яа третьем - Африка (380 млн.), на четвертом - Азия (285 млн.).

с£ой крупной христианской конфессией в мире является католи­цизм В 2000 году на планете насчитывалось более 1 миллиарда католи-ZКЮ46 млн.). За столетие их численность возросла в 6 раза. На аме-Гканском континенте проживает 768 млн. католиков (65% населения этоТчасти света), в Европе и СНГ насчитывается 285,5 млн. католиков (372% всего населения), в Африке 120,5 млн. (15%), в Азии 108 млн. 0%) в Австралии и Океании 8 млн. (26,6%).

Во всех странах Латинской Америки, кроме Уругвая, католики со­ставляют большинство. Внушительной является доля католиков в соста­ве населения США (25%) и Канады (45%).

В Европе странами с преобладанием католицизма являются Австрия, Андорра Бельгия, Венгрия, Ирландия, Испания, Италия, Литва, Лих­тенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Польша, Португалия Сан-Ма­рино, Словения, Хорватия. В Азии к таким странам относятся Филиппи­ны. Как видим, в Азии и Африке католиков не очень много, но впечатля­ющими являются темпы роста. За истекшее столетие в Азии последова­телей Римско-католической церкви стало в 18 раз больше, а в Африке-в

80 раз

Второй по численности христианской конфессией является протес­тантизм (более 750 млн.) или почти в 4 раза больше чем сто лет назад. К «ранам с преобладанием протестантизма относятся: в Европе: Вели­кобритания, Дания, Исландия, Латвия, Норвегия, Финляндия, Швеция, Эстония; в Америке: Канада, США. Весьма высокими темпами растут протестантские общины во многих странах Латинской Америки, Афри­ки и Азии.

 

Третьей по числу последователей христианской конфессией являет, ся православие. В 2000 году в мире насчитывалось 151,5 млн. право, славных, примерно на 72% больше чем сто лет назад. Наибольшее число православных живет в России (70-80 млн.). Они живут также в Украину (около 30 млн.); в Румынии (20 млн.), в Греции (9,5 млн.), Болгарии ($ млн.), Белоруссии (около 5 млн.), Сербии (около 5 млн.),Молдове (около 3 млн.), Македонии (1,2 млн.). Все эти страны с преобладанием право, славия.

Ислам является второй по численности последователей религией в мире. В 2000 году его исповедовали 1180 млн. человек, в 5 с лишним раз больше, чем в 1900 году. Подавляющее большинство мусульман - сун­ниты (993 млн.), шиитов 187 млн. Большая часть мусульман живет в Азии (около 800 млн.) и в Африке (более 320 млн.). К странам с преобладани­ем ислама относятся в Азии: Азербайджан, Афганистан, Бангладеш, Бах­рейн, Бруней, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кувейт. Кыргызстан, Малайзия, Объединенные арабские Эмираты, Оман, Паки­стан, Саудовская Аравия, Сирия, Таджикистан, Туркменистан, Турция. Узбекистан; в Африке: Алжир, Египет, Западная Сахара, Ливия, Маври­тания, Марокко, Сомали, Тунис.

В связи с усилившимися в последние десятилетия миграционными процессами существенно выросли мусульманские общины в странах Западной Европы.

Буддизм является третьей по численности приверженцев мировой религией. За истекшее столетие число приверженцев этой религии воз­росло почти в 3 раза и составило в 2000 году более 350 млн. человек (по другим оценкам - около 500 млн. человек). К странам с преобладанием буддизма относятся: Бирма, Бутан, Вьетнам, Камбоджа, Лаос, Монго­лия, Таиланд, Шри Ланка, Япония.

Среди национальных религий по числу последователей выделяются индуизм (около 900 млн.), основная масса последователей которого жи­вет в Индии и иудаизм (более 14 млн.), чьи последователи живут в США (около 6 млн.), в Израиле (около 5 млн.), в России, Франции, Украине, Канаде, Великобритании, Аргентине, Бразилии и других странах.

Особняком стоит конфуцианство. Религиоведы относят это мораль­но-философское учение к числу религий, китайцы не считают его рели­гией. Как сказано в энциклопедии «Народы и религии мира» (М. 1999 г.), «в Китае конфуцианство повлияло на образ мышления населения " сыграло значительную роль в формировании китайского национализма' Каждый китаец, где бы он ни жил, в той или иной мере является конфу

аНцем, независимо от степени его образованности, социального поло-еция и даже исповедуемой религии».1

JC числу верующих религиоведы относят около 5 миллиардов жите-ей планеты, к числу неверующих - 1200 млн. Если сравнить эти дан-,,е с теми, которые характеризовали религиозность населения в 1900 гоДУ> а т0ГДа из 1630 млн. жителей земли лишь 5 млн. считались неверу-щИми, можно сделать вывод о том, что доля неверующего населения пастет довольно высокими темпами. Но говорить о том, что религия по­терпела крах, что ее дни сочтены, было бы совершенно неверно. Подав­ляющее большинство землян продолжает находиться под влиянием ре­лигии, которая оказывает заметное влияние на их политическое созна­ние и политическое поведение. Государственные институты не могут с этим не считаться.

Глобализация и связанные с ней перемещения больших групп насе­ления из одних стран в другие, с одних континентов на другие континен­ты побуждает парламенты, правительства и политические партии при­давать серьезное значение этим процессам. В прежние времена такие проблемы крупным планом стояли перед Соединенными Штатами Аме­рики, как перед страной иммигрантов. Теперь они во весь рост встали и перед странами Западной Европы.

В Великобритании на начало XXI века жило около 3 млн. мусульман, в Германии - около 5 млн., во Франции - более 6 млн., а в целом в Запад­ной Европе около 20 млн., то есть почти столько же, что и в России. При этом в последние десятилетия ислам приняли около 1 млн. европейцев. Рождаемость среди мусульман значительно выше, чем у коренных жи­телей. В результате, как отмечалось в одном из материалов «Новой газе­ты», «сегодня в большинстве начальных школ Мюнхена, Нюрнберга, Аусбурга, Регенсбурга, других крупных городов Баварии число детей, чьи родители исповедуют ислам, достигает 60 и более процентов».2 В школах целого ряда городов Германии решено организовать изучение ислама на немецком языке. В населенных пунктах Западной Европы по­строены многие тысячи мечетей: в Великобритании почти 2 тысячи, во Франции более 3 тысяч, в Германии свыше 2 тысяч.

Активизация ислама происходит и в Соединенных Штатах Америки.

Такие процессы происходят на фоне ослабления позиций традици­онных конфессий, что серьезно беспокоит многих людей. Так, к приме-

 

ру, в Великобритании в 1960-х годах было 250 тысяч мусульман, сейчас - свыше 3 млн, численность мормонов за последние 50 лет возросла в 30 раз и подошла к 200 тыс. человек. Что же касается последователей анг­ликанской церкви, то только в 1990-х годы их доля в составе населения страны снизилась с 41,5% до 27%.3 Во многих странах Европы мусуль­манские общины стали серьезным фактором внутриполитического вли­яния. В этом плане вполне объяснимо стремление западноевропейских политиков идти на широкие контакты с мусульманскими общинами в своих странах.

Изменения, происходящие в религиозной ситуации различных стран ставят новые проблемы как перед государственными органами, так и перед традиционными, так сказать, религиозными объединениями. Об одной из них достаточно деликатно, но вместе с тем весьма определенно сказано в Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1556 (2002) «Религия и перемены в Центральной и Восточной Европе». Ис­ламская культура, говорится в ней «все более становится частью евро­пейского ландшафта», между тем «приверженцы двух христианских тра­диций (Западной и Восточной) не проявляют особого интереса» к ней. А незнание особенностей традиций, обычаев, культурных ценностей боль­ших групп сограждан может способствовать усилению напряженности во взаимоотношениях с ними.


Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 36; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль Конфуцианства | Характер взаимодействия религии и политики
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.045 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты