Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ




М. М Акулич, А. М. Капалин

 

 

 

 

В статье анализируется религия в качестве социального института, дается определение социального института религии, исследуются его функции и признаки. Рассматриваются историко-социологические представления о религии, основные подходы к пониманию сущности религии.

 

 

Ключевые слова: социальный институт, религия, мировая религия, функция, концепция, институциональные признаки, институализация.

 

 

В истории развития социологической мысли понимание сущности религии осуществляется посредством рассмотрения ее в качестве социального и социокуль-турного института. Социологическое изучение религии начинается с работ О. Конта и активно продолжается К. Марксом, Э. Дюркгеймом, М. Вебером и многими дру-гими известными зарубежными и российскими социологами. Негативное отношение к феномену религии наблюдается в трудах К. Маркса, который считал религию «опиумом народа», средством эксплуатации одного класса другим, антиподом нау-ки. В марксистской концепции религия трактуется «как социальный институт, воз-действующий на людей подобно любому другому социальному институту. Причем это воздействие не прямое (не самостоятельное), а опосредованное общественными (прежде всего экономическими отношениями), которые религия не создает, а лишь интерпретирует, оправдывая или осуждая. Главная функция религии – это компенса-торная»1. Концепция религии К. Маркса во многом была практически реализована в странах социализма и имела губительные последствия для функционирования и раз-вития института религии в этих странах.

Используя категории позитивного и негативного можно сказать, что положи-тельное отношение к институту религии реализуется в работах Э. Дюркгейма и М. Вебера. Э. Дюркгейм исходил из того, что религиозная деятельность способствует формированию социальной сплоченности, интеграции и стабильности в обществе, акцентировал внимание на социальном значении религии. «Значение концепции ре-лигии Дюркгейма состоит, прежде всего, в теоретическом и эмпирическом обосно-вании в качестве наиболее значимой интегративной функции этого социального ин-ститута. Отсюда вытекала необходимость не борьбы с ним, а его всесторонней (в том числе и государственной) поддержки»2.

 

 


 

 

М. Вебер провел сравнительный анализ мировых религий, дал классификацию религий и определил влияние религий «на характер и способ осуществления эконо-мической деятельности, на формы ее мотивации и на то, как те или иные типы веде-ния хозяйства изменяют религиозно-этические принципы»3. В исследовании М. Ве-бера значительное внимание уделено осмыслению влияния религии на мировоззрен-ческие установки представителей различных социальных групп, проведен сравни-тельный анализ отношения к религиозной деятельности городского и сельского на-селения. Исследуя религию, М. Вебер различал церковь и секту, определяя институ-циональные характеристики религии. М. Вебер приходит к выводу о том, что секта не обладает необходимыми институциональными характеристиками. В целом, «со-циология религии М. Вебера во многом альтернативна марксистской. У него этот феномен оказывается самодостаточным, играя вполне самостоятельную роль в твор-честве социального бытия… В интерпретации М. Вебера религия – это всегда опре-деленная концепция человека и его жизненного мира, конкретный способ отношения к нему»4. Веберовская концепция религии оказала значительное влияние на после-дующие социологические представления об этом социальном институте.

Я. Щепаньский дал свое понимание любого социального института, которое может быть применено и к религии: «система учреждений, в которых определенные люди, избранные членами группы, получают полномочия для выполнения опреде-ленных функций для удовлетворения существующих индивидуальных и обществен-ных потребностей и ради регулирования поведения членов групп»5.

Современное социологическое определение социального института, приведен-ное в «Социологической энциклопедии», звучит следующим образом: социальный институт – это «совокупность устойчивых формальных и неформальных норм и пра-вил, регулирующих круг общественных отношений… Совокупность организаций, представляющих конкретную сферу общества»6. Данное определение вполне приме-нимо и к социальному институту религии, ибо религия имеет и устойчивые фор-мальные и неформальные правила и нормы, как и религиозные организации.

Появление религии как социального института означает формирование опре-деленного типа социальной деятельности – религиозной. Эта деятельность появляет-ся тогда, когда складываются необходимые и достаточные условия для ее возникно-вения, имеется социальная потребность в религиозной деятельности, связанная с обеспечением стабильного и устойчивого существования общества. В том случае, когда социальная потребность в данной религиозной деятельности исчезает, то су-ществование института начинает тормозить развитие общественной жизни и посте-пенно такой институт утрачивает свои функции и исчезает.

Институализация религии, как и любого другого социального института, про-исходит при наличии соответствующих условий. Используя классификацию предпо-сылок институализации, приведенную в «Социологической энциклопедии»7, рас-смотрим предпосылки возникновения религии как социального института.

1. Возникновение религиозных обществ, потребностей в социально религи-озной деятельности, наличие социально-экономических и политических условий для реализации этих потребностей.

2. Возникновение и развитие необходимых организационнх религиозных структур и связанных с ними религиозных норм и регуляторов социального поведе-ния.

3. Интернализация индивидами религиозных норм и ценностей как новых социальных, формирование на их основе системы религиозных потребностей, цен-ностных ориентаций и ожиданий личности.

 

 


 

 

Процесс институализации религии завершается ее интеграцией в существую-щую социальную систему, определением места религиозной деятельности в струк-туре существующих социально-экономических, социокультурных, социально-политических и общественных отношений.

Институализация религии может быть рассмотрена, во-первых, в аспекте раз-вития, как процесс, имеющий свои различающиеся, сменяющие друг друга этапы, обусловленные различными причинами, условиями и факторами; во-вторых, в ас-пекте функционирования в рамках данной социальной системы, особенностей фор-мирования и деятельности религиозной общности, ее влияния на общественные от-ношения.

Процесс институализации религии включает следующие основные этапы: ·возникновение социальной потребности, предусматривающей религиозную

деятельность и организацию;

·формирование общих религиозных ценностей и целей;

·появление практическое применение религиозных норм и правил, а также процедур с ними связанных;

·формирование системы санкций для поддержания религиозных норм и пра-вил;

·формирование системы религиозных статусов и ролей; ·создание религиозных организаций и учреждений.

Социальный институт религии, как и любой другой социальный институт, име-ет свои специфические особенности и признаки.

Институциональными признаками религии являются:

·особый тип регламентации, при котором механизмы регуляции поведения ве-рующих приобретают обязывающий характер; этим обеспечивается регулярность, четкость и предсказуемость в деятельности данного социального института;

·определенность функций, прав и обязанностей участников религиозного взаимодействия;

·обезличенность, деперсонификация прав и обязанностей участников религи-озного взаимодействия;

·разделение и профессионализация выполнения религиозных функций, подго-товка кадров для выполнения религиозной деятельности;

·особые институциональные религиозные ценности, нормы и образцы поведе-ния;

·деятельность религиозных учреждений, зданий, предметов культа.

Религия как социальный институт имеет свои специфические социальные функции. В современной социологической литературе существуют различные клас-сификации социальных функций религии.

Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов классифици-руют функции религии следующим образом:

1. Мировоззренческая – религия дает ответы «на животрепещущие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Эти ответы дают людям ощущение цели… верующие убеждены в том, что их жизни со-ставляют часть единого божественного замысла».

2. Компенсаторная – религиозное мировоззрение позволяет людям «сохранять душевное равновесие в горькие часы жизни и примиряет их с неизбежным».

3. Функция социальной самоидентификации – религиозные учения и ритуалы, обряды «объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же

 


 

 

ценности и преследующих одни и те же цели».

4. Социально-регламентирующая функция – религиозные учения не вполне аб-страктны, «они применимы к повседневной жизни людей» (например, заповеди).

5. Функция социального контроля – «религия не только задает нормы для по-вседневной жизни, но и осуществляет контроль над поведением людей». Отдельные нормы религиозной жизни применяются не только к членам религиозной группы, но и к другим людям. В частности, «в России богохульство и прелюбодеяние когда-то являлись уголовными преступлениями, за которые людей судили и наказывали по всей строгости закона».

6. Адаптационная функция – религия способна помочь человеку адаптировать-ся к новой среде, новым условиям. Так, «сохраняя родной язык, знаковые ритуалы и вероучения, религия обеспечивает неразрывную связь иммигрантов с их культурным прошлым».

7. Охранительная функция – большинство религий оказывает поддержку пра-вительству. «Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть, в свою очередь, оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям».

8. Социально-критическая функция – «хотя религия зачастую настолько тесно связана с господствующим социальным строем, что оказывает сопротивление пере-менам, бывают случаи, когда она выступает с критикой наличной ситуации в обще-стве»8.

В. И. Веремчук считает, что в современном обществе религия выполняет сле-дующие основные функции:

1. Значения, смыслополагания (мировоззренческая) – вырабатывается опреде-ленная картина мира, ценности, идеалы, нормы, то есть то, что составляет мировоз-зрение.

2. Сакрализации культурных ценностей, посредством которой религия способ-ствует стабильности в обществе.

3. Компенсаторная (психотерапевтическая) – убеждение и поддержка людей в трудных условиях и жизненных ситуациях.

4. Принадлежности, или идентификации (интегративная) не только националь-ной, но и «в процессе индивидуального развития и изменения социальной роли ин-дивида на протяжении всей его жизни».

5. Коммуникативная – «установления взаимосвязи между верующими на осно-ве единства их верований, по самоидентификации личности в среде себе подоб-ных»9.

Г. Е. Зборовский, учитывая историко-социологические представления о соци-альном институте религии, предложил и обосновал выделение следующих функций религии, реализуемых в обществе:

1. Интегративная, благодаря реализации которой «значительные группы лю-дей в обществе сплачиваются вокруг определенных религиозных ценностей, обря-дов, символов, обычаев, причем процесс этот, как показывает практика, оказывается достаточно длительным и устойчивым»10.

2. Нормативная, означающая, что нормы и стандарты религиозного поведе-ния приводятся в «соответствие с действующими в обществе, по существу поддер-живая его социорегулятивные механизмы». Это возможно потому, что религиозные и общечеловеческие ценности и нормы взаимосвязаны, оказывают значительное влияние «на процессы социализации, образования и воспитания». А это, в свою оче-редь, «усиливает моральный авторитет церкви, с одной стороны, и «освящает» им отношение к социальному поведению людей, с другой» (там же).

 

 


 

 

3. Коммуникативная, означающая, что, создавая условия «для коммуника-ции между людьми в процессе отправления религиозных обрядов, культовой дея-тельности, богослужения, институт религии способствует тем самым не только кол-лективно-индивидуальному общению с Богом, но и интеграции верующих между собой и со священнослужителями» (там же).

Г. Е. Зборовский справедливо отмечает, что именно эти функции религии яв-ляются социальными. Вместе с тем, он считает, что такие функции религии, как ми-ровоззренческая, формируют определенную систему взглядов на мир; психотерапев-тическая – успокоительное, утешительное влияние на верующих; досуговая – орга-низация религиозных праздников, проведение свободного времени верующими, яв-ляются функциями религии «не столько как социального института, сколько как формы общественного сознания»11.

Т. А. Чемикосова, рассматривая религию как социальный институт, пишет: «при изучении религии как социального института нельзя не рассмотреть ее функ-ции. В работе выделяются и подробно рассматриваются следующие функции и дис-функции религии как социального института: мировоззренческая, легитимирующая, интегративная и дезинтегративная, регулятивная, психотерапевтическая, коммуни-кативная, компенсаторная. Отмечается, что в современное время стали выделяться новые функции религии, которые связаны с трансформацией религии как социаль-ного института и изменением ее роли в обществе (адаптационная, охранительная, социально-критическая)»12.

Рассмотрев предложенные современными российскими социологами подходы к определению функции религии, в теоретическом анализе роли православия как од-ной из ветвей христианства и эмпирическом исследовании специфики влияния пра-вославия на социальное развитие региона, будем исходить из ниже приведенной классификации социальных функции религии. Социальные функции религии как со-циального института в современном российском обществе можно подразделить сле-дующим образом:

– интеграционная – религия, руководствуясь принципом толерантности в от-ношениях между религиозными конфессиями и поддержки существующего соци-ального слоя, способствует объединению, с одной стороны, объединению верующих, принадлежащих к данной религиозной группе, с другой, – объединению граждан для достижения определенных социальных целей;

– идентификационная – религия, благодаря религиозной деятельности и рели-гиозной культуре, способствует формирования у верующих чувства принадлежности к данной религиозной общности, идентификации себя как православного, католика, мусульманина и т. д. Осуществленная идентификация влияет на поведение личности и религиозных групп;

– адаптационная – религия через систему ценностей, обрядовую деятельность способствует тому, что человек вырабатывает новое видение тех или иных социаль-ных ситуаций и проблем. Это позволяет ему более успешно адаптироваться к новым или сложным социальным условиям и обстоятельствам. Религия может играть зна-чимую роль и при адаптации мигрантов к новой для них социальной среде;

– легитимирующая (нормативная) – религиозные нормы становятся обязатель-ными для верующих, а их выполнение оказывает стабилизирующее влияние на об-щественные отношения. В российском обществе нормы, таких традиционных рели-гий как православие и ислам, разделяют не только верующие, но и те, кто к верую-щим себя не относит, но так или иначе приобщен к этим религиозным культурам;

– коммуникативная – непосредственное религиозное общение и обмен инфор-

 

 


 

 

мацией между верующими является атрибутом религий и в современном обществе. Это особенно важно отметить потому, что в условиях глобализации непосредствен-ное общение людей начинает активно вытесняться общением посредством новых коммуникационных технологий, в частности, интернета;

– регламентации и социального контроля – религия располагает специфиче-скими механизмами, позволяющими регламентировать и контролировать поведение личности, членов своей религиозной группы. Это, например, может осуществляться с помощью исповеди, когда священнослужитель, руководствуясь религиозными ценностями и нормами, разъясняет смысл и сущность того или иного социального поведения личности, направляет его поведение и оценки.

Важно отметить и то, что в определенных социальных условиях могут иметь место и дисфункции социального института религии. Примером этому могут слу-жить религиозные войны и преследования, социально религиозные последствия ре-волюций.

Религия как социальный институт предстает в качестве определенной совокуп-ности религиозных статусов и ролей. Институт религии характеризуется дифферен-цированной структурой религиозных статусов и ролей. Это такие статусы как Пат-риарх, Архиепископ, митрополит, епископ, диакон и т. д. Каждый статус имеет чет-ко прописанные и регламентируемые роли.

Социальный институт религии имеет свою специфическую структуру, вклю-чающую религиозные сознание, деятельность, отношения и организации. И. Н. Яб-локов подробно рассмотрел эти структурные элементы религии13. Религиозное соз-нание детерминирует религиозное поведение через религиозную веру, «выступает в чувственных (образы созерцания, представления) и мыслительных (понятие, сужде-ние, умозаключение) формах». Религиозная деятельность существует в двух основ-ных видах: внекультовая и культовая. И. Н. Яблоков обращает внимание на то, что деятельность верующего человека является религиозной, то есть связанной с дея-тельностью религиозных организаций, и нерелигиозной, связанной с трудом, осуще-ствляемой «во внерелигиозных областях: экономической, производственной, про-фессиональной, политической, государственной, художественной и научной». Автор отмечает, что она может быть «религиозно окрашена, в качестве одного из мотивов может выступать религиозный мотив. Но по объективному содержанию, предмету и результатам – это внерелигиозная деятельность»14.

Религиозные отношения предстают как «вид отношений в духовной сфере, ко-торые складываются в соответствии с религиозным сознанием, реализуются и суще-ствуют посредством религиозной деятельности. Их носителями могут быть индиви-ды, группы, институты, организации»15.

К религиозным организациям относятся Церковь, религиозные учебные заве-дения и т. д.

Социологическое изучение такого сложного феномена как религия предусмат-ривает разработку четких методологических оснований такого исследования. В этой связи важно учесть позицию А. А. Возмителя, который в изучении религии прихо-дит к трем методологически важным для нашего исследования выводам:

«1. Социология не должна заниматься религией “вообще”. Она изучает типы деятельности людей, исходя из смыcла этой деятельности, придаваемого ей отдель-ными индивидами. Применительно к социологическому анализу религия – изучени-ем особого типа религиозности с ее специфическими мотивационно-деятельностными характеристиками, присущими определенной религии.

2. Сердцевина социологического анализа – религиозная мотивация социально-

 

 


 

 

го поведения.

3. Изучение каких-либо внешних форм религиозности самостоятельного значе-ния для социолога не имеет»16.

Можно выделить и еще один методологически важный вывод этого ученого: «религия через культуру соединяет внутренний и внешний мир человека в одном це-лостном образе жизни…любой значимый религиозный образ жизни может быть изучен и представлен не только в виде определенного состояния, но как процесс, дающий возможность понять, каким образом те или иные способы и стили жизни начинают определять или же разрушать «доминантные формы интеграции» (П. Со-рокин), присущие той или иной религии. А следовательно, прогнозировать ее про-блемы и перспективы в определенном социальном пространстве»17.

В современном трансформирующемся российском обществе происходят зна-чительные изменения в религиозной жизни населения. П. А. Сорокин, исследовав влияние социальных потрясений на религию, писал о том, что в эти исторические периоды население поляризируется: «одна его часть становится более религиозной и нравственной, в то время как другая склонна к нерелигиозности и преступности»18. Тенденция негативной поляризации, по Сорокину, характерна для «критического периода», позитивной России. М. П. Мчедлов, осмысливая опыт распада СССР и других социалистических стран, пишет: «В переломные периоды народных бедст-вий, краха привычных социально-политических реалий <…> в условиях идеологи-ческой неразберихи и отсутствия мобилизационной общегосударственной идеи рез-ко возрастает роль традиционных этнокультурных – национальных и религиозных – идентичностей»19.

В целом отметим, что в настоящее время в России социальный институт рели-гии активно развивается и оказывает значительное влияние на общественные про-цессы, выполняя свои социальные функции.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 396; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характер взаимодействия религии и политики | Раздел I. Лекционный материал
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты