КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Натурализм. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Во второй половине XIX век писатели все более стремились бесстрастному и объективному воспроизведению реальности. Методами литературного «протоколирования», к превращению романов в «человеческий документ» о состоянии общества в определённом месте и времени. Было положено начало новому творческому направлению. Это направление получило название и теоретическое обоснование в книге Эмиля Золя «Экспериментальный роман» [1879] и в статьях о театре. Аспекты натурализма:
4изучение общества с позиций естествоиспытателя;
4уподобление художественного познания научному;
4преимущественный интерес к физиологическим основам психики и недоверие ко всякого рода идеологии (как «романтическим заблуждениям») –
- все это вело к ограничению художественной правды в произведениях натуралистов. Однако вторжение жизненной правды, так настойчиво искомой натуралистами, опрокидывало искусственные теоретические построения.
Уподобляя литературу науке, натуралисты отказывались от всякой тенденциозности, понимая её как морализирование. Они полагали, что действительность, которую они изображают с научным беспристрастием, сама по себе достаточно выразительна. Однако у некоторых натуралистов «бесстрастность» стала оправданием общественного индифферентизма, ухода от идеологической борьбы в мир позитивных фактов и нейтральных истин. Текст был призван представлять собой столь же точный «сколок» действительности, как и фотография. Публикация многих произведений сопровождалась скандалами, так как натуралисты не стеснялись откровенно фиксировать быт грязных трущоб, злачных мест и борделей — тех мест, которые в более ранней литературе изображать было не принято. Натуралисты считали, что литература, как и наука, не имеет права выбора материала; для писателя нет непригодных сюжетов или недостойных тем — отсюда значительное расширение тематики искусства, интерес к «грубой правде» жизни, т. е. на практике — к жизни обездоленных и угнетённых.
Библиография 1) Волков И.Ф., Творческие методы и художественные системы, М., «Искусство», 1978. 2) Дмитриев А.С., ред. Н.А.Соловьева, История зарубежной литературы ХIХ века, М., «Высшая школа», 1991.
3) Иващенко А.Ф., Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции., М., «Издательство Академии Наук СССР», 1955.
4) Плещеев А.Н., Полное собрание стихотворений, Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание, М., «Советский писатель», 1964.
5) Храповицкая Г.Н., Романтизм в зарубежной литературе, М., «Академия», 2003.
6) Юдовская А.Я., Всеобщая история. История Нового времени, М., «Просвещение», 2010.
|