КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Словарь-указательСловарь призван помочь читателю ориентироваться в материале учебника. В нем содержатся основные лексические сведения, необходимые студенту вуза, дается происхождение слов, что часто позволяет лучше понять их смысл, приводятся разъяснения, которые по тем или иным причинам было нецелесообразно включать в основной текст, но которые имеют важное значение для понимания истории философских проблем, взятых в их единстве (ср. материализм, идеализм и др.). В словаре используются следующие сокращения: гр. — греческое, лат. — латинское, фр. — французское. Абстрагирование(лат. abstractio) — выделение, обычно мысленное, некоторых признаков предмета. Абстрагирование — это, как правило, лишь первый шаг к образованию понятий. Абстракция — это более бедный концептуальным содержанием термин, чем понятие. Распространенная лексическая ошибка состоит в том, что понятия называют абстракциями 16, 104, 113, 257 Агностицизм(гр. agnostos непознаваемый) — учение о реальности недоступных познанию вещей. Агностицизму противостоит учение так называемого гносеологического оптимизма, согласно которому все вещи познаваемы. Обе концепции страдают одним и тем же недостатком: в них речь идет о непознанном как существующем. Но без знания о вещи неправомерно постулирование ее существования. Философски оправданными являются рассуждения о надежде на рост знания. Термин агностицизм часто используется при характеристике философии Д.Юма и И.Канта. В нашем учебнике он не используется. Аксиология(гр. axios ценный + logos учение) — учение о ценностях, развитое в конце XIX - начале XX в. 14, 188, 189, 213, 218-221 Аксиома(гр. axioma отправное, исходное положение теории) 260 Активность(лат. aktivus деятельный, энергичный) — признак вещей 41 Аналогия(гр. analogia сходство вещей в каком-либо отношении) 177, 257 Аналитическая философия118-132, 156, 169, 187, 227 Антиномия(гр. anti + nomos закон) — противоречие между двумя положениями, каждое из которых соответствует теории (см. также апория) 93 Антропология(гр. anthropos человек + logos учение) — учение о человеке 17, 93, 167-169 Антропоцентризм(гр. anthropos человек + kentron центр) — принцип философии, согласно которому человек есть центральное звено мироздания 66-69, 76, 103 Апория(гр. aporia нет выхода) — непреодолимое противоречие при разрешении проблемы 25, 26 Априори(лат. a priori из предшествующего) — знание, предшествующее опыту. По отношению к априори противоположностью является апостериори (на основании опыта) 93-96, 121 Атараксия(гр. ataraxia) — невозмутимость мудреца, душевный покой. В отличие от атараксии апатия (гр. apatheia) есть состояние бесчуственности, равнодушия, доходящее порой до болезненного состояния 48 Аттрактор157, 232, 286 Благо— то, что заключает в себе определенный положительный смысл. В наши дни понятие блага вытеснено понятием ценности 16, 36, 38, 50 Большой взрыв— событие, предположительно случившееся около 18 млрдлеттому назад и обусловившее становление нашей Вселенной. О событиях, случившихся до взрыва, науке ничего не известно 22, 244, 287 Бытие 700, 153-157 Бытие-в-мире— термин философии экзистенциализма и фундаментальной онтологии М.Хайдеггера, призванный выразить неинтеллектуальные особенности человека, ко- торые несводимы к переживаниям человека, на которых, как считается, лежит печать излишнего психологизма. Термин бытие-в-мире выражает также неразрывность связи человека и мира 112, 172 Бытие семиотическое160, 161 Бытие символическое(знаковое) — все то, что интерпретируется на основе семиотики, теории о знаках. Если А несет информацию о Б, то А есть символическое бытие Б. Так, техника несет информацию о человеке, она есть поэтому символическое бытие человека. Учение о знаках развенчало всю таинственность так называемого инобытия. См. также знак 57, 58, 133, 170, 193, 284 Вакуум(лат. vacuum пустота) — определенная физическая среда, физическое поле, изучаемая физикой. Понятие пустоты считается устаревшим в том смысле, что ее нет в природе (см. также ничто) 27, 28 Верификация(лат. verus истинный + facere делать) — установление достоверности высказываний опытным путем 122, 123, 125, 264 Возвышенное— 1) категория эстетики, выражающая необычайный подъем эстетического переживания; 2) категория современного постмодернизма, стремящегося к преодолению интеллектуального понимания человека. Возвышенному придается не просто эстетический, а общефилософский смысл 137, 206, 214 Воля— способность человека к дополнительным усилиям, необходимым для достижения цели. Волюнтаризм объявляет волю высшим принципом бытия 109, 110, 190 Время27, 42, 48, 55, 56, 109, 158-162, 187 Всеединство139-148 Вчувствование— один из путей познания человека 186, 187 Гедонизм(гр. hedone наслаждение) — учение, согласно которому высшим благом признается наслаждение 43, 46 Герменевтика(гр. hermeneutike истолковать) 58, 115-118, 156, 168, 169, 227 Герменевтический круг116 Гилозоизм(гр. hyle вещество + zoe жизнь) — учение о всеобщей одушевленности универсума 75, 242 Гипотеза(гр. hypothesis предположение) — научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления. В отличие от аксиомы гипотеза должна для своего признания получить опытную проверку 84, 126, 261 Гносеология(гр. gnosis знание + logos учение) — философская теория познания. В западной философии вместо термина гносеология используется эпистемология (гр. episteme знание) 17, 93, 172-176 Гуманизм(лат. humanus человечный) — система воззрений, придающая человеку значение приоритетной ценности 57, 71—73, 76, 247 Дедукция(лат. deductio выведение) — выведение новых мыслей чисто логическим путем 84, 185, 258 Деконструктивизм135, 136 Демиург(гр. demiurgos) — зодчий мира. В отличие от демиурга средневековый Бог первичен во всех отношениях 35 Детерминизм164 Диалектика(гр. dialektike) — 1) искусство ведения философского спора; 2) учение Гегеля о тождестве противоположностей и о противоречиях 29, 30, 35, 101,102, 105, 162, 163, 165,166 Диалог(гр. dialogos) — обмен мыслями 29, 43, 162, 204, 260 Дискурс (лат. diskursus) 134-137, 163 Добро — нравственно положительное 7, 8, 13—16, 19, 212-225 Доказательство — обоснование истинности высказывания (мысли) 174 Достоверность знания— его максимально возможное обоснование 260-263 Дуализм (лат. dualis) — признание двух несводимых друг к другу начал. Противоположность дуализма — монизм 81, 82, 155 Единичное— отдельное, индивидуальное 40, 59 Единое— начало и единственный исток всякого множества 49, 50, 55, 143 Единство истины, красоты и добра38, 50, 143, 187, 221-223 Жизненный мир(у Гуссерля) 115 Жизнь(в философии жизни) — интуитивно постигаемая реальность, нетождественная ни материи, ни интеллекту 108-111 Закон83-85, 96, 163, 258 Знак— вещь или ее признак, указывающие на другую (другие) вещи, свойства и отношения 133, 134, 170, 274 Идеал(гр. idea идея) — совершенство или высшая цель стремлений 37, 192, 266,276 Идеализм(гр. idea идея) — философское учение, считающее основным вопросом философии проблему идей. Идеализм субъективный (Беркли, Фихте) занят идеями (мыслями, понятиями, интуициями, чувствами) человека. Идеализм объективный (Платон, Гегель) рассматривает идеи как нечто объективное, не зависящее от людей. Проблематика идей крайне важна для философии, поэтому неудивительно, что идеалисты наработали значительный массив положительного знания. Не следует думать, что великие философы-идеалисты придерживались каких-то абсурдных идей, вроде того, что чувства отдельного человека творят весь мир (см. также материализм) 32-39, 99—102 Идеализация(гр. idea) — форма научною обобщения. Следует отличать от идеализации (от слова "идеал") — формы приукрашивания рассматриваемых явлений в соответствии с идеалами субъекта 83, 94, 95, 104, 256, 257 Идеальное(гр. idea) — совокупность идей. Иногда под идеальным понимают весь внутренний мир человека: и чувства, и установки, и ценности 87, 104, 156 Идея(гр. idea) — то же, что эйдос, форма, сущность, философский термин, который систематически использовал Платон. Слово идея буквально означает увидеть. Что увидеть? Смысл вещей. Следует признать, что с позиций современного знания понятие идеи не имеет ясного содержания. В науке на смену ему пришел термин понятие 5, 29, 32-39,99-102 Измерение253-255 Изоморфизм(гр. isos равный, подобный + morfe форма) — соответствие, существующее между элементами двух множеств 282 Императив категорический(лат. imperativus повелительный и гр. kategorikos) — безусловный принцип поведения 96, 213 Императив экологический290 Индетерминизм164 Индукция(лат. inductio выведение) — форма мышления, целью которой является выделение общего правила 78, 79, 258, 259 Инобытие— см. также знак, бытие символическое 100, 101 Интенция(лат. intentio стремление) — направленность сознания на какой-либо предмет 58, 114 Интерпретация(лат. interpretatio посредничество) — установление соответствия между логическим (понятие, умозаключение), словесным и фактуальным материалом. Устаревшее воззрение состоит в абсолютном разведении понятий, слов и фактов, между тем они образуют единство, реализация которого и выступает как интерпретация 26, 59, 200 Интуиция(лат. intueri пристально смотреть) 81,109, 114, 147, 176 Иррациональное(лат. irrationalis неразумный) — не выразимое логическими свойствами 108 Истина7, 8, 19, 180-184, 264-266 Картина мира49, 101, 268-270 Качество23, 100 Количество23, 100, 253-255 Концептуализм(лат. conceptus мысль) — учение об общих понятиях, называемых концептами 59 Космос(гр. kosmos) — в греческой философии мир как структурно организованное целое 35, 45, 49, 95, 147 Космизм147, 148 Космоцентрнзм51 Красота— главная (положительная) эстетическая ценность (см. прекрасное) 7, 8, 68, 205-207 Креационизм(лат. creatio созидание) 54, 55, 65 Критический рационализм124-128 Культура(лат. cultura) — совокупность положительных ценностей 203-205 Либидо(лат. libido) — половое влечение, понятие психоанализа З.Фрейда 178 Логос(гр. logos понятие, мысль, разум) — понятие древнегреческой философии, не обладающее ясным содержанием, имеется в виду разумное начало (мысль, закон, слово) 17 Ложь187, 279 Марксизм104-108, 209, 228, 229 Материализм(лат. materialis вещественный) — философское направление, в котором основным вопросом философии считается вопрос о материи. Все реалии рассматриваются как непосредственно производные от материи. Это положение кажется вполне приемлемым, особенно с учетом факта происхождения человека. Тем не менее материализм встречается с трудностями, ему не удается толково выразить относительную самостоятельность сознания, творческие способности человека. Существует немало разновидностей материализма (вместо термина материализм современные философы часто используют термин реализм). Наряду с диалектическим различают научный, критический, теоретический, прагматический, функциональный материализм. Ни один из них, равно как и любое другое философское течение, не отражает абсолютную истину. На наш взгляд, деление философов на два лагеря — материалистов и идеалистов — давно устарело, ибо оно упрощает сложную мозаику современной философии 92, 103-108 Мера100 Метафизика(гр. meta ta physika после физики) 121 Метаязык181, 199 Метод(гр. methodos) — способ познания 10, 260-263 Метод аксиоматический260, 261 Метод гипотетико-дедуктивный84, 125, 261 Метод конструктивистский261 Метод прагматический261 Методология— учение о методах 10, 17, 260—263 Мировая душа— движущее начало Космоса, иерархически находящееся между бестелесным миром и созидаемыми ею чувствами 49, 50, 143
|