Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


В. Возникновение народничества. Три течения в народничестве




1. Идеи общинного социализма Герцена и Чернышевского стали основой политического течения радикальной интеллиген­ции — народничества. Народники рассматривали народ — кре­стьянство как реальную политическую силу, хотели поднять его на революцию, полагали, что Россия может прийти к ново­му, справедливому строю — социализму, минуя капитализм.

2. В конце 50 — начале 60-х годов в молодежной среде получает распространение особый тип молодого человека — нигилист (отрицающий общепринятые моральные ценности и идеа­лы). Нигилист-врач, инженер, агроном делал конкретную работу, отрицая официальную идеологию, устои общества. В 1861 г. правительство ввело плату за обучение в университе­те, произошли студенческие волнения, многие студенты были исключены. Тысячи «изгнанников» шли в народ по доброй воле, других высылала полиция. Они становились сельскими учителями, врачами, писарями, хотели возвратить «долг на­роду».

3. Народничество стало ведущим направлением в освободитель­ном движении, оно имело свою идеологию. Народники

> защищали интересы крестьян;

> отрицательно относились к буржуазному строю;

> верили в социалистическую утопию;

> надеялись, что Россия придет к социализму, минуя капита­лизм; они считали, что «община — зародыш социализма, а русский крестьянин по своей природе — социалист»;

> не понимали, что в деревне уже возникают капиталисти­ческие отношения;

> рабочим отводили роль агитаторов в крестьянских круж­ках, отрицали их самостоятельную роль;

> не придавали особого значения борьбе за конституцию и гражданские свободы;

> полагали, что самодержавие не имеет прочной социальной основы и поэтому свергнуть его будет легко.

4. В своем развитии народничество прошло два этапа:

> первый — 70-е — начало 80-х годов — революционное на­родничество;

> второй — 80—90-е годы — либеральное народничество.

5. В революционном народничестве было три течения и три глав­ных идеолога:

> пропагандистское направление — идеолог П. А. Лавров, дворянин, полковник, профессор математики Артиллерий­ской академии, за принадлежность к ишутинскому кружку был сослан в Вологду, бежал за границу, жил в Париже, уча­ствовал в Парижской коммуне, был членом I Интернацио­нала, редактировал журнал «Вперед!». Лавров считал, что Россия может миновать стадию капитализма и перейти к со­циализму путем революции. Основой будущего строя станет крестьянская община, которую он рассматривал как ячей­ку социализма. Исторический прогресс есть результат уси­лий «критически мыслящих личностей» из интеллигенции. Он выдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой народ (толпа) слепо следует за героем. Героями являются лучшие представители интеллигенции. При этом он счи­тал, что не только крестьяне, но и сама интеллигенция еще не готовы к революции. По его мнению, нельзя «торопить историю», насилие должно быть минимальным. Интел­лигенция должна вначале понести социалистические идеи в народ, а потом уже поднять крестьян на восстание;

> бунтарское, или анархическое, направление — идеолог М. А. Бакунин, дворянин, прапорщик, студент-философ Берлинского университета. Был приговорен к смертной казни за участие в европейских революциях 1848— 1849 гг., передан русским властям, сослан в Сибирь, бежал в Лон­дон, сотрудничал с Герценом и Огаревым, в 1864 г. вступил в I Интернационал К. Маркса. Резко критиковал марксизм, отрицательно относился к диктатуре пролетариата. Он счи­тал, что государство — это высшее зло, оно угнетает челове­ка и поэтому должно быть разрушено в ходе стихийного народного бунта. Предлагал свободную организацию об­щества «снизу вверх» — союзы общин, волостей, областей, народов, т. е. самоуправление народа. В результате, по мне­нию Бакунина, установятся социализм, равенство, упразд­нится брак, дети будут воспитываться обществом в духе ате­изма. В конце 60-х годов Бакунин познакомился со студентом С.Г. Нечаевым, который основал в Москве неле­гальный кружок «Народная расправа», и попал под его вли­яние. Нечаев проповедовал, что революционер — это «об­реченный человек, у него одна страсть — революция», что для достижения своих целей он должен использовать лю­бые средства, даже самые аморальные. Он создал подполь­ную организацию со строгой конспирацией и жесткой дис­циплиной. Студента И. И. Иванова, которого Нечаев заподозрил в предательстве, он приказал убить, чтобы «сцементировать кровью» свою организацию. Убийство было раскрыто полицией, Нечаеву удалось бежать за гра­ницу, но в 1872 г. был выдан русским властям. Начался показательный судебный процесс, более 30 человек было приговорено к тюремному заключению. Бакунин порвал с Нечаевым, который в 1882 г. умер в Петропавловской кре­пости. В 70-х годах Бакунин объявил люмпен-пролетариат авангардом рабочего движения, а главной силой револю­ции в России считал крестьян. Он доказывал, что русский мужик — «социалист по инстинкту», что нужна только искра, которая сможет зажечь крестьянское восстание. Умер Баку­нин в 1876 г. в Швейцарии в больнице для чернорабочих;

> заговорщическое направление — идеолог П. Н. Ткачев, не­богатый дворянин, осужден по делу Нечаева, бежал за границу, где издавал газету «Набат». Он полагал, что самодер­жавие не имеет прочной основы, поэтому для его сверже­ния нужна не крестьянская революция, а лишь небольшая группа заговорщиков. Они захватят власть и проведут со­циалистические преобразования, установят равенство и братство. В конце 70-х годов идеи Ткачева стали одержи­вать верх в народническом движении.

 

Г. Хождение в народ. «Земля и воля» 70-х годов

1. В зарождении народничества большую роль сыграл нелегаль­ный студенческий кружок Н. В. Чайковского («чайковцы»), его участники готовили пропагандистов из интеллигенции и рабочих для работы «в народе».

2. Весной 1874 г. народники начали первое хождение в народ. Это было стихийное движение радикальной молодежи, в ко­тором приняло участие свыше 2 тысяч человек из Петербур­га, Москвы, Самары, Ростова. Они направились прежде всего в Среднее Поволжье, которое в 1873—1874 гг. охватил тяже­лый голод, и полагали, что это обстоятельство поможет под­нять крестьян на «всеобщий бунт». Народники трудились плотниками, грузчиками, коробейниками, ходили по дерев­ням, беседовали с крестьянами о революции, о социализме. Но пропаганда социализма среди крестьян успеха не имела, особенно не воспринимались идеи об общем имуществе и призывы бунтовать против царя. Богатые крестьяне нередко сами сдавали народников полиции. Первое хождение в народ закончилось провалом, полиция арестовала 770 человек, 193 из них предстали перед судом.

3. Уцелевшие от ареста народники в 1876 г. создали тайную ре­волюционную организацию со старым названием «Земля и воля». В нее вошли братья Михайловы, П. Г. Плеханов, по­зднее С. Перовская, В. Фигнер (всего 150 человек). Это была четко построенная организация, отличавшаяся высокой цен­трализацией, дисциплиной и надежной конспирацией. Все члены подразделялись на группы по роду деятельности. Про­грамма землевольцев включала: подготовку народной революции, работу среди крестьян, в том числе пропаганду «фак­тами», передачу земли в руки крестьян, свободу слова, собра­ний, вероисповедания, создание земледельческих и промыш­ленных ассоциаций.

4. В 1877 г. началось второе хождение в народ. На этот раз на­родники решили заменить «летучую пропаганду» планомер­ной, систематической работой в деревне. Во многих губер­ниях России были организованы поселения народников. Они работали столярами, плотниками, кузнецами, учите­лями и беседовали с крестьянами о повседневных бытовых нуждах, исподволь подводя их к идее народной революции. Но и на этот раз пропаганда не имела успеха — народ не поднялся на восстание. Второе хождение в народ было раз­громлено.

 

Д. Раскол «Земли и воли». «Черный передел» и «Народная воля». Убийство Александра II

1. В конце 70-х годов в стране было неспокойно: волновались студенты, либералы требовали конституции, продолжались процессы над народниками. Разгром хождений в народ выз­вал кризис в движении. Неудача революционной пропаган­ды среди крестьян, репрессии властей толкнули часть народ­ников к террористической деятельности. В начале 1878 г. член организации «Земля и воля» Вера Засулич тяжело ранила пе­тербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. В апреле 1879 г. народник Соловьев совершил очередное неудачное покуше­ние на царя. «Земля и воля» превращалась в террористиче­скую организацию. Среди землевольцев начались разногла­сия по вопросу о методах борьбы.

2. Окончательный раскол произошел в 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две организации: «Черный передел» и «На­родная воля». Члены «Черного передела» считали главным пропаганду среди крестьян, подготовку революции. Такти­кой «народовольцев», помимо методов революционной про­паганды, было запугивание правительства путем индивиду­ального террора, подготовка восстания. Народовольцы считали, что достаточно свергнуть самодержавие и произой­дет социальный переворот. Надо захватить власть путем заго­вора меньшинства.

3. В августе 1879 г. исполнительный комитет «Народной воли» объявил, что приговаривает царя к смерти. Началась настоя­щая охота на Александра II, было предпринято несколько по­пыток убить царя. 1 марта 1881 г. на набережной Екатеринин­ского канала Н.И. Рысаков метнул бомбу в царскую карету, но император даже не был ранен. Другой террорист, И. И. Гриневицкий, бросил бомбу под ноги царя. Гриневицкий был убит, а Александр II тяжело ранен и скончался через час в Зимнем дворце. В ходе следствия Рысаков выдал всех, кого знал. В ап­реле 1881 г. публично было повешено пятеро народовольцев: Желябов, Перовская, Рысаков, Михайлов, Кибальчич. Вскоре были разгромлены «военные ячейки» «Народной воли». Все эти события разрядили политический кризис, крестьянского восстания не последовало, народ жалел убитого царя.

4. Организация «Черный передел», возглавляемая П. Г. Плеха­новым, отказалась от тактики индивидуального террора, ста­вя поначалу своей задачей пропаганду среди крестьян. Позже члены организации пришли к выводу о необходимости про­паганды среди рабочих и признанию политической борьбы. В 1882 г. организация распалась на несколько кружков и пере­стала существовать.

5. Таким образом, особенностью общественного движения по­реформенной России была относительная слабость либераль­ного центра и сильные крайние группировки. Основная при­чина этого — слабость городской буржуазии как политической силы в условиях господства самодержавия, ее инертность, не­готовность и неспособность заниматься политической де­ятельностью. При Александре II самодержавие стало прово­дить реформы, но делало это непоследовательно, колеблясь, допуская остановки и отступления. Однако исторический опыт говорит о том, что если страна, вступившая на путь ре­форм, движется по нему непоследовательно, делая длитель­ные остановки, то реформатор неизбежно терпит поражение. Так произошло и с Александром II.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Почему в пореформенное время у части общества стали усиливаться экстремистские настроения?

2. В чем состоял утопизм народников?

3. Можно ли считать народничество специфическим явлением общественной жизни России, или оно характерно и для других стран?


Вопрос 48. Внешняя политика России в 60— 70-х годах XIX в. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

 

ПЛАН ОТВЕТА:

А. Международное положение России после Крымской войны (1856-1875).

Б. Присоединение Средней Азии и Казахстана к России.

В. Сибирь и Дальний Восток. Договоры с Китаем (1858 и 1860 гг.).

Г. Русско-турецкая война 1877 — 1878гг.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты