КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Виды (семьи) правовых систем.Правовая семья - категория, которая служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством из конкретно-исторического развития. Существуют разные классификации. Рене Давид в зависимости от идеологии и юридической техники предложил следующую классификацию правовых семей: 1) Романо-германская правовая система. 2) Англосаксонская правовая система. 3) Мусульманская (религиозная) правовая система. 4) Социалистическая правовая система. Правовая система каждого Г отражает закономерности развития общества, его исторические, национально. Каждое Г имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других Г, так и отличия от них, то есть специфические особенности. Исходя из этого, выделяют семьи правовых систем: англосаксонская, романо-германская, религиозно-традиционная. 1) Романо-германская правовая система – это совокупность правовых систем континентальной Европы, Северной Африки, Южной Америки, Японии, России и некоторых других Г, чья отличительная особенность в том, что основным источником П в данной семье являются нормативно-правовые акты, которые составляют иерархическую систему нормативно-правовых актов. Во всех странах семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии Конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении государственного судебного контроля за конституционностью обычных законов. Кроме законов принимаются подзаконные акты: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, др. документы. Второй источник – обычай: в качестве дополнения к закону. Третий – судебная практика: решения публикуются в судебных сборниках и являются частью правовой системы. Особенность: 1 деление на публичное (властеподчиненное) и частное (семейное, гражданское, международное частное право) право – горизонтальный тип, 2 последовательное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям права и институтам 2) Англо-американская правовая семья.Иначе ее называют семьей общего права.(Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.) Исторически она сложилась в Англии и оправдывает свое название тем, что оно действовало на территории всей Англии в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства и распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Специфика общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права и наличии в качестве источника права громадного кол-ва судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых др. судами. Кроме общего права в систему общего права входят статутное право (законодательство) и право справедливости. Норма общего права носит казуистический (индивид.) хар-р, т.к. она модель конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. Важным признаком общего права выступает автономия судебной власти от любой др. вл. в гос-ве, что проявляется отсутствием прокуратуры и административной юстиции. В настоящее время наряду с общим правом в странах англо-саксонской правовой семьи получило широкое развитие законодательство (статутное право), источником которого являются акты представительных органов, что свидетельствует о сложной правовой эволюции данной прав. семьи.. 3) Религиозно-традиционная Правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека а тем более гос-ва, обладают значительным своеобразием. Различают т.н. традиционные правовые (построенные на обычном праве) и религиозные правовые (мусульманское, индусское право) системы. К странам традиционного права относят Японию, гос-ва тропической Африки и нек. др. В основе обычного права лежат нормы традиций, обычаев, которые в течении достаточно долгого времени оставались неизменными и в связи с тем, что стали составляющим элементом правосознания были должным образом закреплены на законодательном уровне. В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения. Так, источниками мусульманского права являются Коран, Сунна и иджма. Коран – священная книга всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями там есть и установления вполне нормативно-юридического хар-ра. Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм – традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма – третий источник мусульманского права – комментарии ислама, составленные его толкователями: докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах.
|