Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Функции религии в обществе.




Эволюция места религии в обществе: «сакрализация», «секуляризация», «религиозный плюрализм».

Сакрализация - означает увеличение роли религии в обществе, расширение сферы ее влияния (католическая церковь в средневековье – активно вмешивалась в политику, крестовые походы, сожжение еретиков, крупнейший собственник, контроль морали и т.д.).

Секуляризация - представляет собой процесс освобождения общества от влияния религии; сужение круга полномочий религии; конфискация церковной собственности в пользу государства.

Религиозный плюрализм - соблюдение принципа веротерпимости, это поликонфессиональный характер общества.

Функции - это способы действия религии в обществе, роль - это результат действия религии в обществе.

Функции религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующее-дезинтегрирующая, культуро-транслирующая, легимирующе-разлегитимирующая.

Мировоззренческая функция основывается на религиозном понимании возникновения и развития окружающего мира, природы, общества и человека. Религиозное мировоззрение действует на двух уровнях: обыденном (на основе личной веры) и теоретическом (на основе богословских трудов). Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера. В отличие от науки, в любой религии есть простые ответы на все вопросы человеческого бытия (их истинность остается под вопросом). Религиозное мировоззрение придает смысл жизни верующим, поддерживает надежду на достижение «светлого будущего», на избавление от страданий и несчастий. Мировоззрение меняется в зависимости от изменения условий и образа жизни общества.

Компенсаторная функция, т.е. функция преодоления чувства страха, зависимости, бессилия людей перед объективными условиями существования. Социальное неравенство людей преодолевается «равенством» всех перед Богом; практицизм в отношениях между безразличными друг к другу людьми возмещается личной верой и общением внутри религиозной общины. Важное значение имеет психологический аспект компенсации - снятие стресса, утешение, успокоение.

Коммуникативная функция связи, общения между верующими людьми как единоверцами. Существует два типа религиозной связи: 1)верующих друг с другом; 2) верующих с Богом, ангелами, святыми -во время богослужения, молитвы, медитации т.д.

Регулятивная функция – религия регулирует правила поведения в обществе при помощи ценностей, традиций, обычаев, стереотипов и системы норм морали, изложенной в заповедях. Контроль – при помощи регулярной исповеди.

Интегрирующе-дезинтегрирующая функция - религия может соединять, сплачивать верующих, способствовать укреплению стабильности общества, а может являться причиной противостояний людей разных конфессий.

Культуротранслирущая функциярелигии способствовала развитию письменности, книгопечатания, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу культурного наследия от поколения к поколению.

Легитимирующе-разлегитимирующая функция означает религиозную легитимизацию, узаконение некоторых общественных порядков, норм, государственных актов как богоугодных, или, наоборот, утверждение неправомерности, греховности каких-то их них (церковь освящала вхождение на престол российских государей, считавшихся «помазанниками Божьми»). Религия может лишить власть ее законности, подтолкнуть общество к ее свержению тем или иным путем.

2. Личностно-значимые компоненты религии: религиозная вера, религиозный опыт и религиозное поведение.\

1. Вера - есть особое состояние психики человека, группы, массы, которая выражается в твердой убежденности, безусловном доверии и надежде. Религиозная вера в отличие от научных суждений не требует доказательств и подтверждения.

Основу православного вероучения составляет символ веры включающий догматы: о триединстве Бога (Бог-Отец существует вечно, из ничего он сотворил землю и первых людей; Дух Святой - породил духовную жизнь людей, внушил людям страх божий; Христос - и человек и Бог); о воскресении из мертвых; о крещении; о назначении человека (любить и прославлять Бога); о происхождении и конце мира; о страшном суде и загробной жизни.

2. Религиозный опыт – возникает на основе религиозной веры Его проявления разнообразны: ощущение страха перед священным, ощущение присутствия и постоянного контроля со стороны сверхъестественной силы, ощущения облегчения от прощения на исповеди, ощущение ценности дарованной Богом жизни.

2 типа религиозного опыта: созерцательно-пассивный и деятельно - активный. Оба типа религиозного опыта взаимосвязаны, причем второй тип может быть предпосылкой первого.

Созерцательно-пассивный опыт это: мистические видения, озарения, галлюцинации, во время которых возникают созданные воображением образы Бога и святых, религиозные экстазы, переживания участников спиритических сеансов, вещие сны, сбывшиеся пророчества, внезапные и «чудесные» исцеления, медитация.

Деятельно - активный опыт связан с опытностью, искушенностью человека в религиозной жизни, достигаемых продолжительным пребыванием в религиозной среде и упорством в стремлении к религиозной цели. Такой опыт понимается как совершенство, приобретенное в разных видах религиозной практики. Он достигается: 1)путем многолетней регулярной молитвы, соблюдения аскетизма, поста, умервщления плоти; 2) путем выполнения определенных физических, дыхательных и мысленных упражнений (йога, медитация, исихазм, даже боевые искусства, имеющие культовый характер); 3) путем беспрекословного подчинения церковной и монастырской дисциплине; 4) путем опыта покаяния и исповеди, добродетели, любви к Богу и ближнему, благотворительности и прощения врагов.

3. Религиозное поведение - внешние признаки проявления религиозности верующего: регулярное посещение церкви, соблюдение религиозных обрядов и ритуалов, следование моральным канонам, чтение священных книг.

Два типа религиозного поведения: культовое и внекультовое. Культовое поведение - посещение богослужений и участие в них, выполнение обрядов и ритуалов и празднование религиозных праздников, совершение культовых действий в домашних условиях (обращение с молитвой перед иконой, зажигание лампад). Внекультовое религиозное поведение - сочинение религиозных поведений, преподавание богословских дисциплин, религиозное воспитание в семье, пропаганда религии среди коллег, знакомых, участие в деятельности церковных советов, соборов. Однако не все культовые действия религиозно мотивированы. Многие из совершаемых действия являются результатом привычки и общественных норм.

Раздел 8. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 314; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты