КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Концепция общества К.Маркса.История развития общества представлена К. Марксом как смена этапов, периодов и эпох. В качестве глобальных исторических этапов он выделял: доисторический этап, этап предыстории человечества и этап подлинной истории человечества. Исходя из классового подхода, этим этапам, но его мнению, соответствуют доклассовое, классовое и бесклассовое общества. Сочетая материалистический и классовый подходы, К. Маркс выделил пять основных "способов производства" или, как он их обозначил, "экономических общественных формаций" и соответствующих им эпох исторического развития общества: первобытнообщинная, "античная" (рабовладельческая), феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Наглядно представить предложенную К. Марксом концепцию исторического развития общества позволяет табл
Смена общественно-экономических формаций представлена у К. Маркса как прогрессивное историческое развитие общества, которое происходит в результате объективно возникающего противоречия между развивающимися производительными силами и производственными отношениями. Несоответствие уровня производительных сил характеру производственных отношений приводит к конфликту между ними, препятствует дальнейшему развитию производительных сил и поэтому требует революционного преобразования всей общественной системы. Осуществление смены одной экономической общественной формации другой К. Маркс охарактеризовал как социальную революцию. По его мнению, только социальная революция способна разрушить прежнюю и "создать новую основу общества". В работе "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 год" (1850) он назвал социальную революцию "локомотивом истории". К. Маркс рассматривал социальную революцию как неизбежный длительный процесс, который присущ только классовому обществу и связан со сменой феодальной общественно-экономической формации капиталистической (буржуазная революция), а капиталистической - коммунистической (социалистическая революция). Несмотря на то, что он выделял в качестве разновидностей социальной революции экономическую, промышленную и политическую революции, основное содержание социальной революции он свел к политическому завоеванию государственной власти. С точки зрения К. Маркса, "поскольку каждая революция низвергает старую власть" - постольку она имеет политический характер. К. Маркс допускал возможность мирного развития социальной революции. Но так как господствующая власть всегда препятствует мирному развитию революции "путем насилия", то мирное движение превращается в движение насильственное. Поэтому он оправдывал применение насилия там, где "не помогают другие средства" и считал, что рычагом революции "должна послужить сила". В то же время он предостерегал от чрезмерного увлечения насилием там, где можно предотвратить насилие и кровопролитие "при осуществлении переворота социальных отношений". Особое внимание К. Маркс сосредоточил на характеристике социалистической революции, именуя ее, то пролетарской, то коммунистической. Смена общественно-экономических формаций представлена у К. Маркса как прогрессивное историческое развитие общества, которое происходит в результате объективно возникающего противоречия между развивающимися производительными силами и производственными отношениями. Несоответствие уровня производительных сил характеру производственных отношений приводит к конфликту между ними, препятствует дальнейшему развитию производительных сил и поэтому требует революционного преобразования всей общественной системы. Осуществление смены одной экономической общественной формации другой К. Маркс охарактеризовал как социальную революцию. По его мнению, только социальная революция способна разрушить прежнюю и "создать новую основу общества". В работе "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 год" (1850) он назвал социальную революцию "локомотивом истории".
К. Маркс рассматривал социальную революцию как неизбежный длительный процесс, который присущ только классовому обществу и связан со сменой феодальной общественно-экономической формации капиталистической (буржуазная революция), а капиталистической - коммунистической (социалистическая революция). Несмотря на то, что он выделял в качестве разновидностей социальной революции экономическую, промышленную и политическую революции, основное содержание социальной революции он свел к политическому завоеванию государственной власти. С точки зрения К. Маркса, "поскольку каждая революция низвергает старую власть" - постольку она имеет политический характер. К. Маркс допускал возможность мирного развития социальной революции. Но так как господствующая власть всегда препятствует мирному развитию революции "путем насилия", то мирное движение превращается в движение насильственное. Поэтому он оправдывал применение насилия там, где "не помогают другие средства" и считал, что рычагом революции "должна послужить сила". В то же время он предостерегал от чрезмерного увлечения насилием там, где можно предотвратить насилие и кровопролитие "при осуществлении переворота социальных отношений". Особое внимание К. Маркс сосредоточил на характеристике социалистической революции, именуя ее, то пролетарской, то коммунистической. Существенное отличие социалистической революции он видел в следующем: Марксистская концепция классовой структуры общества
История всех существующих до сих пор обществ, утверждал К. Маркс, была "историей борьбы классов". Классовая борьба, по его мнению, может выступать в форме "экономического движения" и в форме "политического движения". Основным лозунгом экономической борьбы пролетариата он считал требование справедливой заработной платы, а основным лозунгом его политической борьбы - "уничтожение системы наемного труда" посредством "завоевания политической власти". Чтобы классовая борьба пролетариата велась организованно, К. Маркс призывал рабочих объединяться в профсоюзы и в пролетарские политические партии не только в своей стране, но и в международном масштабе. Поэтому "Манифест Коммунистической партии" заканчивался лозунгом "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Для К. Маркса коммунизм - это не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность, а "движение, которое уничтожает теперешнее состояние". Главным в определении коммунистического общества для К. Маркса было утверждение о том, что это "бесклассовое общество". Он считал, что в процессе движения к коммунизму должны быть решены три главные задачи: 1) сохранение "всего богатства достигнутого развития"; 2) уничтожение частной собственности и классов; 3) создание условий, при которых "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех".
|