КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Феномен культуры и основные парадигмы ее философского анализа.⇐ ПредыдущаяСтр 39 из 39 Культура — многоплановое сложное явление, представляющее интерес для современной философии и общества. Эволюция термина: возделывание земли, воспитание человека, все искусственно созданное. Культура представала как процесс развития человеческого разума и разумнх формжизни, противостоящих дикости и варварству первобытного человечества; развитие человеческой духовности, обеспечивающее прогресс человечества (немецкий классический идеализм и романтизм). Следующая линия философского анализа культуры связана с исследованием культуры в различных типах общества (риккерт, Кассирер, Данилевский, Сорокин, Тойнби, Шпенглер). Расширение спектра изучения культуры в конце 19 – нач. 20 вв. связано с развитием культурной антропологии (Тайлор, Боас), социальной антропологии и структурного функционализма (Малиновский, Мертон, Парсонс), структурной анторпологии и структурализма (Фуко, Барт), неофрейдизма, постмодернизма и т.д. Основные подходы к осмыслению понятия культуры - деятельностный подход — культура как специфический способ человеческой жизнедеятельности, как способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общества, социальный ген жизнедеятельности людей, механизм адаптации и основа творческой активности человека. - аксиологический подход — выделение мира ценностей в бытии человека: материальные и духовные ценности, сложная система идеалов, целей и смыслов, значимых для человека; в контексте философии культуры аксиология изучает механизмы порождения и культурно-исторические тенденции динамики ценностей. - семиотический подход к культуре — способность культуры выступать в качестве механизма передачи опыта через определенный социокод, передача закрепленной знаками совокупности деятельностных схем, которые обеспечивают социальное наследование, которые передаются не по биологическим программам, а в процессе обучения. Воспитания, трудовой деятельности. Московско-тартуская (Лотман, Успенский) и французская (Тодоров, Барт) школы. - социологический подход — культура как социальный институт, определяющий нормы поведения людей - гуманитарный — духовно-нравственные аспекты совершенствования людей - психоаналитический — ориентирован на изучение оснований индивиуального и коллективного культуротворчества, роль бессознательных импульсов в поведении людей - постструктуралистский — осмысление культурной деятельности и нтерпретации текстов культуры на основе критического пересмотра теории и практики структурно-семиотических исследований— ТЕКСТ, концепция диалога Бахтина, интертекстуальность — принципиально не ограниченный континуум знаковой деятельности - игровая парадигма — актуализация игрового компонента — хейзинги «homo ludens». Любая инновация в культуре первоначально возникает как игра смыслами и значениями.
Культура — это своеобразный генотип общества, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда в системе социальных норм и духовных ценностей, в отношениях человека к природе, самому себе и другим людям. В современной науке огромное значение приобретает аксиологический и гуманитарный подходы Функции културы: информационная (культурный текст, семиотика, культура как носитель социально значимой информации), коммуникативная (средство воспроизведения, создания и хранения различных культурных программ), аксиологическая — выработка и трансляция набора ценносте
|