Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Функционализм и его историческая судьба.

Читайте также:
  1. Вопрос 61. Свобода и историческая закономерность
  2. Ее социально-историческая обусловленность.
  3. Жанровая и историческая живопись, пейзаж конца века.
  4. Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.
  5. Историческая критика (критика)
  6. Историческая критика парламентских документов
  7. Историческая логика и сущность социально-культурного проектирования
  8. Историческая необходимость и свобода личности
  9. Историческая обстановка
  10. Историческая ограниченность марксовского материализма во взглядах на общество

Работы Вюрцбургской школы доказали невозможность свести содержание психики к набору отдельных элементов, составляющих основу сенсорной мозаики. Наглядно был продемонстрирован и тот факт, что психическая активность имеет определенную направленность, цель. Это согласовывалось и с выводами Бэна и Спенсера, которые соотносили психическую деятельность с потребностью живого организма в адаптации к окружающему миру. Таким образом, в психологии на первый план вышла проблема исследования содержания не структуры, но функций психики, которые бы раскрыли именно психологические особенности взаимосвязи живого организма со средой. Отвергая взгляд на сознание как устройство «из кирпичей и цемента», ученые, разрабатывавшие новое направление в психологии - функционализм, при-

ходили к выводу о необходимости изучать динамику психических процессов и факторов, обусловливающих их ориентацию на определенную цель.

Практически одновременно с положениями Вундта идея о том, что каждый психический акт имеет определенную направленность (интенцию) на объекты внешнего мира, была высказана австрийским ученым Ф.Брентано(1838-1917). Начав свою деятельность в качестве католического священника, он оставил ее из-за несогласия с догматом о непогрешимости папы и перешел в Венский университет, где стал профессором философии (1873). В то же время

богословское образование, в частности некоторые положения

схоластики и томизма, оказало в дальнейшем влияние на работы

Брентано.

Его первый труд был посвящен психологии Аристотеля, а так-

же ее интерпретации средневековыми католическими теологами,

разработавшими понятие об интенции как особой направленно-

сти мысли. В незавершенной работе ≪Психология с эмпирической

точки зрения≫ (1874) Брентано предложил свою концепцию пси-

хологии, противопоставив ее господствовавшей в то время про-

грамме Вундта. Основные положения своей теории он изложил также в работах ≪Исследования по психологии органов чувств≫

(1907) и ≪О классификации психических феноменов≫ (1911).

Главной для новой психологии он считал проблему сознания,

необходимость определить, чем отличается сознание от всех дру-

гих явлений бытия. Только ответив на этот вопрос, подчеркивал



Брентано, можно определить область психологии. Отвергая под-

ход Вундта к определению содержания сознания, он утверждал,

что позиция Вундта игнорирует активность сознания, его посто-

янную направленность на объект. Для обозначения этого непре-

менного признака сознания Брентано предложил термин интен-

ция. Она изначально присуща каждому психическому явлению и

благодаря этому позволяет отграничить психические явления от

физических.

Интенция - это не просто активность. В ней совместно с актом

сознания всегда существует какой-либо объект. В психологии ис-

пользуется, в частности, слово ≪представление≫, под ним понима-

ется восстановление в памяти отпечатков виденного или слышан-

ного. Согласно же Брентано, следует говорить не о представлении,

а о ≪представливании≫, т. е. о специальной духовной деятельности,

благодаря которой осознается прежний образ. Это же относится и

к другим психическим феноменам. Говоря, допустим, о восприятии,

забывают, что в этом случае не просто происходит ≪всплывание≫

чувственного образа, а совершается акт ≪воспринимания≫ этого



содержания. Следует решительно разграничить акт и содержание,

не смешивать их, и тогда станет совершенно ясно, что психология

является наукой об актах сознания. Никакая другая наука, кроме

нее, изучением особых интенциональных актов не занимается.

Описав и классифицировав формы этих актов, Брентано пришел

к выводу о том, что существуют три основные формы: акты ≪пред-

ставливания≫ чего-либо, акты суждения о чем-либо как истинном

или ложном и акты эмоциональной оценки чего-либо в качестве

желаемого или отвергаемого. Вне акта объект не существует, но и

акт, в свою очередь, возникает только при направленности на

объект. Когда человек слышит слово, его сознание устремляется

сквозь звуковую, материальную оболочку к предмету, о котором

идет речь. Понимание значения слова есть акт, и потому это психи-

ческий феномен. Он разрушается, если рассматривать порознь аку-

стический раздражитель (звук) и обозначаемую им физическую

вещь. Раздражитель и вещь сами по себе к области психологии не

относятся.

Считая, что при обычном самонаблюдении, так же как и при ис-

пользовании тех видов эксперимента, которые предложил Вундт,

можно изучить лишь результат, но не сам психический акт, Брен-

тано решительно отвергал принятую в лабораториях эксперимен-

тальной психологии процедуру анализа, считая, что она извраща-

ет реальные психические процессы и феномены, которые следует изучать путем тщательного внутреннего наблюдения за их естест-

венным течением. Скептически относился он и к возможности

объективного наблюдения, лишь ограниченно допуская этот ме-

тод в психологию, так как безусловно очевидными считал только

психические феномены, данные во внутреннем опыте. Он подчер-

кивал, что знание о внешнем мире носит вероятный характер.

Уроки Брентано, поставившего задачей описать, как работает

сознание, оказали большое влияние на формирующиеся в то вре-

мя психологические направления. У него учились и под прямым

воздействием его идей находились многие исследователи. В числе

обучавшихся у Брентано был и З.Фрейд, отмечавший, что это был

единственный курс, не связанный напрямую с медициной, который

он полностью прослушал за время обучения в Вене. Основатель

философского направления феноменологии Э.Гуссерль, который

также был учеником Брентано, подчеркивал, что в отличие от фи-

лософии, изучающей феномены сознания (как сенсорные, так и

представляемые в виде форм, ценностей, понятий), психология

изучает процессы, акты сознания.

Утвердив принцип активности сознания, Брентано стал пионером европейского функционализма, разработка которого была продолжена в трудах К.Штумпфа(1848-1936). Штумпф был профессором кафедры философии в Праге, Галле и Мюнхене. С 1894 г. он работал в Берлинском университете, где организовал психологическую лабораторию. Под влиянием Брентано он также пришел к выводу, что предметом психологии должно стать исследование психологических функций или актов (≪воспринимания≫, понимания, хотения и др.). Так, исследованию подлежит не цвет объекта (который представляет собой, согласно Штумпфу, феномен, а не функ-

цию сознания), а акт (или действие) субъекта, благодаря которому человек осознает этот цвет в его отличии от других. Среди функций Штумпф различал две категории: интеллектуальные и эмотивные (или аффективные). Эмотивные функции состоят из противоположных пар: радость и печаль, желание и отвержение, стремление и избегание. Эмоциональный оттенок могут приобрести и некоторые явления, которые были названы ≪чувственными ощущениями≫.

С детства увлекаясь музыкой, Штумпф в большинстве своих экспериментальных работ сосредоточился на изучении восприятия музыкальных тонов. Эти работы были обобщены в его двухтомном труде ≪Психология тонов≫ (1883-1890), внесшем самый крупный после Гельмгольца вклад в исследование психологической акустики. Полемизируя с Вундтом, Штумпф считал противоестественным расчленение показаний интроспекции на отдельные элементы.

Результатам тех опытов, которые проводились натренированными в интроспективном анализе сознания психологами вундтовской школы, Штумпф противопоставил в качестве заслуживающих большего доверия свидетельства экспертов-музыкантов.

Важным моментом в исследованиях Штумпфа было то, что он рассматривал музыку как феномен культуры. Он создал архив фонограмм с 10 тысячами фонографических записей примитивной музыки различных народов. Его исследование психологии пространственных представлений, изложенное в работе ≪О психологическом происхождении пространственных представлений≫ (1881),стало настольной книгой для многих ученых, занимавшихся впоследствии этой проблемой. Он принимал участие в исследованиях по детской психологии, организовав немецкое ≪Общество детской психологии≫, а также по зоопсихологии, доказав, в частности, при

обсуждении нашумевшего феномена ≪умного Ганса≫ (лошади, которая выстукивала копытом ≪решение≫ арифметических задач), что животное реагировало на еле заметные движения дрессировщика.

Штумпф был не только замечательным ученым, но и хорошим

педагогом, многие из его учеников стали впоследствии известными

психологами, в том числе и один из основателей гештальтпсихоло-

гии - В. Келер, которому он оказал содействие при организации по-

ездки в Африку для изучения поведения человекообразных обезьян.

Исследования восприятия музыкальных мелодий проводил и

другой последователь и ученик Брентано - X. Эренфельс(1859-

1932). В своей работе ≪О гештальткачествах≫ (1890) он впервые

ввел в психологическую науку понятие гешталыпкачеств, назван-

ных в его честь качествами Эренфельса. Эти качества он рассмат-

ривал как духовные акты субъекта, которые определяют процесс

≪воспринимания≫ музыки. Качество ≪сверхсуммативности≫ он свя-

зывал с тем фактом, что при целостном восприятии появляются

признаки, которые отсутствовали при восприятии частей предмета,

а качество ≪транспозитивности≫ описывал как изменение целостно-

го образа при разных способах предъявления. Эти открытия Эрен-

фельса оказали значительное влияние на работы гештальтпсихо-

логов.

Исследования процесса восприятия художественных произве-

дений проводились и немецким психологом Т.Липпсом(1851-

1914). Вместо термина интенция он предложил понятие эмпатия,

которое описывал как особый психический акт. В нем субъект

проецирует на воспринимаемый предмет свое эмоциональное со-

стояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстети-

ческие переживания. Как и интенциональная направленность, эм-

патия исходит от субъекта, поэтому эстетические переживания

вызываются не внешним миром, не художественным произведени-

ем, а воспринимающим произведение искусства человеком, кото-

рый привносит в него свои эмоции.

Теорией эмпатии Липпс объяснял и возникновение геометриче-

ских иллюзий. Например, при восприятии архитектурных постро-

ек появляется ощущение, что они полны внутренней жизни. По-

этому вертикальная линия воспринимается более длинной, чем в действительности, так как наблюдатель чувствует себя как бы вы-

тягивающимся вверх.

Концепция Липпса о ≪вчувствовании≫ при восприятии художе-

ственных произведений обогатила исследования роли внутренней

формы разных видов искусств. Ее использовали многие психоло-

ги, занимающиеся проблемами психологии искусства, в том числе и

отечественные ученые Г. Шпет, А. Габричевский, П. Якобсон.

Хотя многие европейские ученые использовали положения

Брентано и функциональной психологии в своих исследованиях,

настоящий расцвет этой школы связан с американской психоло-

гией, прежде всего с работами У.Джемса.

У.Джемс (1842-1910) окончил Гарвардский университет, полу-

чив не только медицинское, но и художественное образование. Од-

нако, в отличие от своего брата, известного писателя Г.Джемса,

не искусство, но науку сделал ведущей сферой своей деятельности.

Психология долгое время не занимала центрального места в его

научных интересах, главным из которых стала философия. Отвер-

гая строго рационалистический подход к познанию, Джемс не со-

глашался и с тем, что любая наука должна строго логически объ-

яснять все наблюдаемые факты. В своей философии прагматизма

он доказывал, что задача философии (так же как и позднее психо-

логии) - описывать и систематизировать наблюдаемые факты, рас-

крывая их значение для практической деятельности людей. Обос-

новывая эти положения в своей работе ≪Прагматизм≫ (1907), он

подчеркивал, что мы часто вынуждены в реальной жизни иметь

дело с проблемами, для решения которых нет достаточных теоре-

тических оснований. Поэтому истина должна рассматриваться не

с позиций теории, а с позиций практики, ее реализации в жизни,

т. е. теория здесь - это инструмент, при помощи которого реша-

ются прагматические, важные для жизни проблемы и который по-

могает осознать, к каким реальным последствиям приведет при-

нятие той или иной гипотезы.

Большое влияние на концепцию Джемса оказал Бергсон с его

философией интуитивизма. Развивая идеи Бергсона, Джемс утвер-

ждал, что абсолютная ценность и достоверность логического по-

знания сильно преувеличены. В противовес интеллектуализму он

подчеркивал роль воли и чувств в руководстве поведением людей.

Поэтому главное внимание Джемс уделял анализу идеологических

и религиозных взглядов, тогда как другой представитель амери-

канского функционализма (и прагматизма) Д.Дьюи больший ак-

цент делал на изучение логических концепций.

В психологических работах Джемса не столько изложена цело-

стная система взглядов, сколько дан набор концепций, которые по-

служили основой различных подходов в современной психологии -

от бихевиоризма до гуманистической психологии. Джемс сделал

психологию одной из наиболее популярных наук в Америке, он стал первым профессором психологии в Гарвардском университете,

создателем первой американской психологической лаборатории

(1875), президентом Американской психологической ассоциации

(1894-1895). Этому способствовали и личные качества Джемса.

Все, знавшие его, отмечали его юмор, добросердечие, заинтересо-

ванное отношение к людям.

В своих научных исследованиях, результаты которых были из-

ложены им в основных трудах ≪Принципы психологии≫ (1890) и

≪Учебник психологии≫ (1892), Джемс занимался многими пробле-

мами - от изучения работы мозга и развития познавательных про-

цессов и эмоций до психологии личности и психоделических иссле-

дований. Одним из основных направлений его исследований было

изучение сознания. В работе ≪Существует ли сознание?≫ (1904) он

пересмотрел традиционное понимание процесса познания как от-

ношения субъекта и объекта - познающего и познаваемого. Дока-

зывая, что сознание - ≪это название несуществующей вещи≫, Джемс

утверждал, что единственное реальное бытие, материал, лежащий

в основе и вещей, и наших мыслей о них, - это наш опыт. Наши

мысли представляют собой функцию познания, связанную со

стремлением осознать окружающее, которое, в свою очередь, стре-

мится стать осознанным. Таким образом, опыт, с его точки зрения,

вбирает в себя отношения между объектом и субъектом, которые

являются не первичными элементами, но частными производными

конкретного опыта. Исходя из этого, чистый опыт представляет

собой непрерывный поток жизни, который ≪поставляет материал

для нашего последующего отражения≫. Но тогда и наше отраже-

ние, сознание представляет собой не статичный предмет, а непре-

рывное движение, поток мысли. При этом истинность или лож-

ность мысли проверяется не сама по себе, а в соотношении с други-

ми частями нашего опыта, с реальной практической пользой этой

мысли.

Так Джемс пришел к идее о потоке сознания, т. е. о непрерывно-

сти работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дис-

кретность, вызванную частично бессознательными психическими

процессами. Непрерывность мысли объясняет возможность само-

идентификации, несмотря на постоянные разрывы в сознании,

поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя

и ему ≪не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что

это он≫. При этом Джемс подчеркивал не только непрерывность,

но и динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том,

что осознание даже привычных вещей постоянно изменяется. Пе-

рефразируя Гераклита, который говорил о том, что нельзя войти

два раза в одну и ту же реку, он писал, что мы не можем иметь в

точности одну и ту же мысль дважды.

Сознание не только непрерывно и изменчиво, но и селективно,

избирательно, в нем всегда происходят принятие и отклонение, выбор одних предметов или их параметров и отвержение других.

С точки зрения Джемса, исследование законов, по которым рабо-

тает сознание, протекает выбор или отвержение, и составляет глав-

ную задачу психологии. В этом вопросе и была главная причина

разногласий между Джемсом и его школой функционализма и

структурализмом. В отличие от Титченера для Джемса первичным

являлся не отдельный элемент сознания, но его поток как динамич-

ная целостность. При этом Джемс подчеркивал приоритетность

изучения именно работы сознания, а не его структуры. Изучая ра-

боту сознания, он пришел к открытию двух основных его детерми-

нант - внимания и привычки.

Говоря об активности человека, ученый подчеркивал, что пси-

хика помогает в практической деятельности, оптимизирует процесс

социальной адаптации, повышает шансы человека на успех в лю-

бой деятельности. Психологические взгляды Джемса тесно пере-

плетены с его философской теорией прагматизма, поэтому он

много внимания уделял прикладной психологии, доказывая, что ее

значимость не меньше, чем значимость теоретической. Особенно

важной, с его точки зрения, является связь психологии с педагоги-

кой, так как именно психология играет наиболее важную роль в

формировании и развитии моральных, нравственных привычек.

Он даже опубликовал специальную книгу для педагогов ≪Беседы с

учителями о психологии≫ (1899), в которой доказывал огромные

возможности воспитания и самовоспитания, важность формиро-

вания у детей правильных привычек.

Говоря о развитии нравственности, Джемс особо выделял проб-

лему личности, причем понимал ее как интегративное целое, что

было принципиально новым в исследовании личности в тот период.

Он выделял в личности познаваемый и познающий элементы, гово-

ря о том, что познаваемый элемент - это наше эмпирическое ≪Я≫,

которое мы осознаем как нашу личность, в то время как познаю-

щий элемент - это наше чистое ≪Я≫. Большое значение имело и вы-

деление нескольких частей в структуре эмпирической личности -

физической, социальной и духовной личности, описывая которые

Джемс говорит о том, что наше эмпирическое ≪Я≫ шире чисто фи-

зического, так как человек идентифицирует себя и со своими соци-

альными ролями, и со своими близкими, что расширяет его физиче-

ское ≪Я≫. В то же время оно может быть и уже физического, если че-

ловек идентифицируется только с определенными потребностями

или способностями и отгорожен от других сторон его личности.

Большое значение имело и описание Джемсом чувств и эмоций,

вызываемых разными структурами и частями личности, прежде

всего описание самооценки (самодовольства и недовольства собой),

о роли которой впервые заговорил именно он. Рассматривая влия-

ние самооценки на поступки человека, Джемс вывел формулу само-

уважения, которая представляет собой дробь, в числителе кото-

рой - успех, а в знаменателе - притязания. Эта формула лежит в ос-

нове иерархии личностей, стремления человека к самосовершенст-

вованию и успеху, болезней и неврозов, оценки себя и испытывае-

мых людьми эмоций.

Джемс (одновременно с датским психологом Ланге) разработал

одну из самых известных теорий эмоций. Эта теория указывает на

связь между эмоциями и физиологическими изменениями. Джемс

писал, что ≪мы опечалены, потому что плачем, приведены в ярость,

потому что бьем другого, боимся, потому что дрожим≫, т. е. считал,

что физиологические изменения организма первичны по отноше-

нию к эмоциям. Несмотря на внешнюю парадоксальность этого

взгляда, теория Джемса-Ланге получила широкое распростране-

ние вследствие последовательности и логичности изложения и свя-

зи с физиологическими коррелятами. Представления Джемса о при-

роде эмоций, несмотря на большое количество критических заме-

чаний, частично подтверждаются и современными исследованиями

в области психофармакологии и психокоррекции.

Джемс многое сделал для развития психологии как самостоя-

тельной науки, независимой от медицины и философии. Он наме-

тил многие направления продуктивного развития психологии, ши-

рокий план необходимых преобразований. Джемс и поныне счита-

ется одним из наиболее выдающихся американских ученых, кото-

рый оказал огромное влияние не только на психологию, но и на

философию и педагогику.

Идеи, заложенные Джемсом, были развиты Д.Дьюи(1859-1952),

основателем Чикагской школы функционализма. Он также был

представителем прагматического направления в философии, ин-

тересовался прикладным использованием психологии, прежде

всего в сфере образования, включил педагогику в число препода-

ваемых им в университете предметов. Его книга ≪Школа и обще-

ство≫ (1899) пользовалась огромным успехом в США, а труд ≪Пси-

хология≫ (1886) стал первым американским учебником по этому

предмету до появления учебника Джемса.

Окончив институт и аспирантуру при Балтиморском универси-

тете Д.Хопкинса, Дьюи получил в 1884 г. докторскую степень и

начал читать собственный курс психологии в нескольких высших

учебных заведениях США. В 1894 г. он стал профессором филосо-

фии в Чикагском университете, основав там свою школу, из кото-

рой вышли десятки американских психологов. В течение десяти лет,

которые он работал в Чикаго, ему удалось не только создать свою

психологическую лабораторию и провести реорганизацию кур-

сов, читаемых в университете, но и сформулировать ведущие ме-

тодологические принципы функциональной психологии. В 1904 г.

Дьюи начал работать в Колумбийском университете. Здесь он

почти не занимался психологией, посвятив себя главным образом

философии и проблемам образования.

Распространив теорию эволюции на психологию, Дьюи при-

шел к выводу о том, что процесс исследования, к которому он от-

носил главным образом мышление, есть форма взаимного при-

способления организма и среды. Он говорил, что существуют

разные стадии в развитии мышления, а также целевая направлен-

ность каждой из них. Отсюда и интерес ученого главным образом

к процессу, в том числе и к процессу мышления, а не к результату

исследования.

В статье ≪Понятие рефлекторного акта в психологии≫ (1896)

Дьюи доказывал, что предметом психологического исследования

является не структура сознания, а его функция. Эта статья многи-

ми исследователями рассматривается как поворотный пункт в

развитии американского функционализма, который заявил о сво-

ем несогласии со структурализмом и отстаивал свой подход к

психологии. (Окончательно программа Чикагской школы функцио-

нализма была сформулирована последователем Дьюи Д.Энджел-

лом в его президентском адресе Американской психологической

ассоциации в 1906 г. В нем функционализм определялся как уче-

ние о психических операциях в противовес учению о психических

элементах.) В то же время Дьюи отвергал тождественность психо-

логического и психофизического подхода к рефлексу, считая по-

следний предметом физиологии, но не психологии, которая рас-

сматривает психику в качестве координатора поведения, а одним

из таких координаторов и является рефлекс.

Психическая деятельность, по мнению Дьюи, представляет со-

бой поток, но не только сознания, а еще и активности, включаю-

щей в нераздельной целостности организм и среду. Таким обра-

зом, он, как и Джемс, не разделял принятое до тех пор в психоло-

гии разделение субъекта и объекта. Он считал, что невозможно

рассматривать стимул и реакцию как независимые друг от друга

феномены. Пока координация организма в среде выполняет адап-

тационную функцию, эта целостность сохраняется. Если же ста-

бильность нарушается, то картина протекания деятельности ме-

няется. Субъект начинает осознавать причину неудачи, движение

затормаживается, и внимание направляется на определенный

стимул. Таким образом, сознание - это один из частных моментов

постоянного процесса ≪исследования≫ и адаптации к среде.

Исходя из теории прагматизма, Дьюи считал, что истинность

или ложность результата осознания должна проверяться послед-

ствиями конкретного действия. Иначе говоря, реальная жизнь

проверяет верность тех суждений и понятий, к которым пришел

человек и на основе которых выстраивал свое поведение. При

этом Дьюи был убежден в том, что процесс мышления развивает-

ся в сторону все большей успешности. Поэтому человек может

наилучшим образом приспособиться к самым сложным ситуаци-

ям и даже изменить среду. Эта вера Дьюи в человека и его могу-

щество во многом была связана и с той социальной ситуацией, в

которой он жил, с высоким темпом технической революции, бу-

мом технологии, особенно заметным в одном из самых развитых

промышленных центров США, каким являлся Чикаго. Позже, уже

в своих философских работах, он также подчеркивал силу обще-

ства, которое может справиться с проблемами, недоступными от-

дельному человеку. Вера в социальную силу - один из важных

моментов психолого-философской концепции Дьюи.

Наряду с Дьюи одним из лидеров Чикагской школы был Д. Энд-

желл (1869-1949), возглавивший ее после отъезда Дьюи в Нью-Йорк.

Благодаря ему факультет психологии Чикагского университета

стал самым популярным в США. В учебнике ≪Психология≫ (1904),

а также в своей речи к Американской психологической ассоциации,

о которой упоминалось выше, он писал, что функционализм иссле-

дует психические операции, выполняющие роль посредников между

организмом и средой. Главное назначение сознания, с этой точки

зрения, состоит в понимании тех изменений, которые происходят в

новой, все более усложняющейся среде. Организм действует, ис-

пользуя свои функции - внимание, память, мышление - как единое

психофизическое целое. То есть фактической разницы между созна-

нием и движением (разумом и телом), с точки зрения адаптации ор-

ганизма к среде, нет. Задачей функционализма является изучение законов психических процессов и условий, в которых они протекают. Для этого недостаточно данных интроспекции, необходимо использовать и наблюдение, и генетический метод. Поэтому в работах Энджелла и его школы большое внимание уделялось исследованию мышечной адаптации и развитию потребностей. К концу 20-х годов XX в. функционализм стал признанной школой, практически полностью оттеснив структурализм. К этому времени Энджелл отошел от активной научной деятельности и Чикагскую школу возглавил Г.Кэрр(1873-1954). В книге ≪Психология≫ (1925) он, определяя психологию как науку о психической деятельности, подчеркивал, что этот термин является общим для восприятия, памяти, мышления, воли и других психических процессов и состояний. Вслед за Дьюи и Энджеллом он говорил о том, что функции психики состоят в приобретении, ≪сохранении, организации и оценке опыта и его последующем использовании для руководства поведением≫.

Со временем Чикагская школа стала утрачивать черты исследовательского направления, превращаться в образовательный центр, занимающийся подготовкой специалистов в области психологии. Это было связано и с появлением бихевиоризма, нового психологического направления, которое завоевывало все большее признание.

Наряду с Чикагской школой к функциональному направлению примыкала Колумбийская школа, которую возглавлял Р.Вудвортс (1869-1962). Как и Энджелл, Вудвортс отрицательно относился к термину ≪психологическая школа≫, считая его претензией на доминирование определенной теоретической системы, что недопустимо в науке. Поэтому себя он относил к эклектикам, подчеркивая открытость своей позиции по отношению к разным методологическим концепциям. В Колумбийской школе работали Д. Кеттел и Э. Торндайк, которые начали разрабатывать новые экспериментальные методы изучения психики, ее функционирования. Это явилось важным стимулом для развития не только экспериментальной психологии, но и новых научных школ - дифференциальной психологии, бихевиоризма.

Свою концепцию Вудвортс назвал ≪динамическая психология≫. Основные положения этого подхода к психологии он изложил в работах ≪Динамическая психология≫ (1918) и ≪Динамика поведения≫ (1958). Научную деятельность он начинал в Англии под руководством Шеррингтона. Исследования в области физиологии частично отразились и на его психологических взглядах. Первое собственное исследование Вудвортса было посвящено проблеме ≪переноса≫ в обучении. Анализируя связи стимул-реакция, он подчеркивал значение активного вмешательства организма в систему их взаимодействия, что изменяло формулу, превращая ее в стимул-организм реакция. По его мнению, для понимания поведения важнейшее значение имеет изучение этой промежуточной переменной, которая может совершенно изменить первоначальные взаимосвязи между стимулом и ответной реакцией. Поскольку такое исследование внутренней переменной связано с включением данных самонаблюдения, он предусматривал в своих трудах совмещение фактов, полученных при помощи различных методов, в том числе и интроспективного.

Изучая развитие поведения, Вудвортс выделил важную роль мотивации в этом процессе, разделив механизмы поведения и его мотивацию. Цель динамической психологии он видел в исследовании мотивации, называя ее иногда ≪мотивологией≫. Работы, посвященные анализу поведенческих механизмов, привели его к мысли о существовании двух этапов в процессе деятельности - подготовительного {установки) и консуматорного, т. е. завершающей реакции, благодаря которой достигается цель. Вудвортс также подчеркивал существование динамичных, гибких взаимоотношений между мотивацией и механизмом. Мотивация активирует механизм, приводя его в действие. Но когда потребность удовлетворена, применение механизма как такового может приобрести мотивационную силу. Таким образом, то, что было первоначально лишь средством, становится целью. Эти работы впервые позволили экспериментально изучить не только процесс появления новых видов деятельности, но и развитие мотивации, что делает их актуальными и сегодня.

Американские функционалисты рассматривали функцию как деятельность, охватывающую и сознание, и поведение. Это отличало их позицию от позиции европейских психологов, анализирующих в первую очередь акты (функции) сознания. Но было и общее, что определяло подход к предмету психологического исследования в обеих школах. Началом психической деятельности для них был субъект, операциями и актами которого определяется характер мира, где он функционирует. А так как каждое человеческое действие целенаправленно (субъективно - для самого субъекта и объективно - по структуре деятельности), то любая функция приобретает определенную цель, или интенцию. В то же время объективный психологический анализ этой направленности не мог быть осуществлен ни путем наблюдения или самонаблюдения, ни путем тех экспериментов, которые в то время существовали в психологии. Это во многом определило позицию последователей американского функционализма - бихевиористов, которые предложили полностью исключить сознание из предмета психологии, ограничившись изучением самого акта поведения, связи между стимулом и реакцией, которую он вызывает.

В то же время вклад этого направления в развитие психологии очень важен, так как именно его представители объективно показали значение поведения, которое наравне с сознанием должно быть включено в предмет психологии. Не менее важной была и идея целостности, рассмотрение не только сознания и поведения, но и той социальной среды, в которой развивается живое существо. Именно эти положения, так же как методы изучения психической деятельности, разработанные в рамках функционализма, определили пути дальнейшего развития психологии.


Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 22; Нарушение авторских прав


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исследования мышления представителями Вюрцбургской школы | Общая характеристика классического бихевиоризма.
lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2019 год. (0.072 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты