КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правление Николая I⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
Под руководством М.М. Сперанского велись кодификационные работы по приведению в систему российского законодательства. В 1830 году вышло в свет “Полное собрание законов Российской империи”, затем - “Свод законов Российской империи”, состоявший только из действующих законов. Начиная с 1826 г. создается ряд секретных комитетов для подготовки проектов по улучшению положения крестьянства. В их работе участвовали П.Д.Киселев, И.В. Васильчиков, М.М.Сперанский, Е.Ф.Канкрин. В 1835 г. был выработан план постепенной ликвидации крепостного права при сохранении экономических и политических привилегий дворян. Намечалось сблизить положение помещичьих крестьян с государственными. В 1837 - 1841 гг. велись работы по реализации программы “попечительства” над государственными крестьянами. В 1842 г. был издан указ об “обязанных крестьянах”, в соответствии с которым при согласии помещика крестьяне могли получить личные права, в том числе право наследственного держания земли. Но за годы царствования Николая I только 24 тысячи крестьян перешли в разряд “обязанных”. Большая часть подготовленных проектов не получила одобрения императора, считавшего, что условия для освобождения крестьян еще не созрели. В период 1831 - 1845 гг. выходит ряд указов, направленных на упрочение положения дворянства. Был принят новый цензурный устав, прозванный “чугунным”, проведены реакционные меры в области просвещения: запрещалось критиковать в печатных издательствах правительство, порицать монархическую форму правления, правила религии, говорить о государственных преобразованиях, отступать от официальной философии, истории и т.д. Логическим завершением избранного Николаем I политики стала выработка идеологии, основанной на теории официальной народности, автором которой был министр просвещения С.С. Уваров. Суть теории заключалась в обосновании самобытности российского развития, основанной на формуле “православие, самодержавие, народность”. Незыблемость и единство этих трех начал провозглашались необходимыми для процветания России. Николай I строит внутреннюю политику страны на основании усиления личного контроля монарха за работой государственного аппарата, стремится к предельной централизации управления империей, увеличивает численность бюрократического аппарата и усиливает роль репрессивных органов. В годы царствования императора Николая I сохраняется незыблемость самодержавия, помещичьего землевладения и крепостного права, что привело к консервации и накоплению проблем в развитии страны.
31. Поиск путей социальных преобразований и содержание направлений общественной мысли в 30-40 гг. ХIХ в. В 30-40-е гг. выделились три идейно-политических направления: реакционно-охранительное, либеральное, революционно-демократическое. Принципы реакционно-охранительного направления выразил в своей теории министр просвещения С.С. Уваров. Самодержавие, крепостничество, православие объявлялись важнейшими устоями и гарантией от потрясений и смут в России. Проводниками этой теории были профессора Московского университета М.П. Погодин, С.П. Шевырев. Либерально-оппозиционное движение было представлено общественными течениями западников и славянофилов. Центральная идея в концепции славянофилов – убежденность в своеобразном пути развития России. Благодаря православию в стране сложилась гармония между различными слоями общества. Славянофилы призывали вернуться к допетровской патриархальности и истинной православной вере. Особой критике они подвергали реформы Петра I. Славянофилы оставили многочисленные труды по философии и истории (И.В. и П.В. Кириевские, И.С. и К.С. Аксаковы, Д.А. Валуев), в богословии (А.С. Хомяков), в социологии, экономике и политике (Ю.Ф. Самарин). Свои идеи они публиковали в журналах «Москвитянин» и «Русская правда». Западничество возникло в 30-40-е гг. 19 в. в кругу представителей дворянства и разночинной интеллигенции. Основная идея – концепция общности исторического развития Европы и России. Либеральные западники выступали за конституционную монархию с гарантиями свободы слова, печати, гласного суда и демократии (Т.Н. Грановский, П.Н. Кудрявцев, Е.Ф. Корш, П.В. Аннеенков, В.П. Боткин). Реформаторскую деятельность Петра I они считали началом обновления старой России и предлагали продолжить ее проведением буржуазных реформ. Огромную популярность в начале 40-х гг. приобрел литературный кружок М.В. Петрашевского, который за четыре года существования посетили передовые представители общества (М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, П.А. Федотов, М.И. Глинка, П.П. Семенов, А.Г. Рубинштеин, Н.Г. Чернышевский, Л.Н. Толстой). С зимы 1846г. произошла радикализация кружка, наиболее умеренные его члены отошли, образовав левое революционное крыло во главе с Н.А. Спешневым. Его члены выступали за революционное преобразование общества, ликвидацию самодержавия, освобождение крестьян. Отцом «теории русского социализма» был А.И. Герцен, соединивший славянофильство с социалистической доктриной. Основной ячейкой будущего общества он считал крестьянскую общину, с помощью которой можно прийти к социализму, минуя капитализм. В 1852г. Герцен выехал в Лондон, где открыл Вольную русскую типографию. Обойдя цензуру, он положил начало русской заграничной прессе. Зачинателем русского революционно-демократического движения в России является В.Г. Белинский. Свои взгляды и идеи он опубликовал в «Отечественных записках» и в «Письме к Гоголю», где подверг резкой критике российский царизм и предложил путь демократических преобразований.
|