КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие правовой системы. Основные правовые сис-мы, их храктеристика.Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Правовая система - это вся «правовая действительность» данного гос-ва. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это: - собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых гос-вом источниках - правовая идеология - активная сторона правосознания - судебная (юридическая) практика. Существуют 4 основные группы правовых систем: Одноуровневые ПС (т.е. унитарные гос-ва), двухуровневые ПС (выделяются автономии и субъекты федераций), Трехуровневые (напр. Тюменская обл и Красноярский край, где внутри еще одно автономное образование), и параллельная правовая система (Индия) – там одновременно индусское право и индийское право действует (то же в Израиле и Японии). Если говорить о блоках правовой системы, то можно выделить такие, как нормативный, правообразующий, доктриальный (научный), статистический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные связи. В современном мире выделяют: национальные правовые системы, правовые семьи, группы правовых систем. Национальные правовые системы-это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соотвествии с этим можно выделить следующие правовые семьи: общего права (англо-саксонская), романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую, индусскую, славянскую. Ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей. В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем. Правовые системы группируются на правовые семьи, по совокупности национальных правовых систем Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, Великобритании, Германии, и т.д. Ну а сама система права подразделяется на нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права. Основным элементом системы права является отрасль права, которая состоит из правовых норм, регулирующих данный, специфический, отличающийся от всех остальных вид общественных отношений. В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Это уже отдельный, обособленный комплекс правовых норм, часть отрасли права. Институты права регулируют один отдельный вид общественных отношений. Именно через институты образуется отрасль, а не непосредственно правовыми нормами. Более крупное объединение, входящее в состав отрасли – подотрасль права. Она складывается из родственных институтов, изучающих и регулирующих группы близких отношений определенного вида. Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли: Гос-венное (констит) право, Адм. право, Фин. право, Земельное право, Гражданское право, Трудовое право, Сем право, ГП право, Уг. право, Испр-труд право, УгП право. Правовая система каждого гос-ва отражает закономерности развития общества, его исторические, национально-культурные особенности. Каждое гос-во имеет свою правовую систему, которая имеет как общие черты с правовыми системами других гос-в, так и отличия от них, то есть специфические особенности. Во всех странах семьи есть писаные конст-ии, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии Конст-ии законов и подзаконных актов, так и в установлении гос-го судебного контроля за конституционностью обычных законов. В практике различают 3 разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее зак-во) и сводные тексты норм. Основным источником является закон. Кроме законов принимаются подзаконные акты: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, др. документы. Второй источник – обычай: в качестве дополнения к закону. Третий – судебная практика: решения публикуются в судебных сборниках и являются частью правовой системы. Особенность: 1 деление на публичное (властеподчиненное) и частное (семейное, гражданское, международное частное право) право – горизонтальный тип, 2 последовательное отраслевое деление норм, их привязка к конкретным отраслям права и институтамАнгло-саксонская правовая семья. Иначе ее называют семьей общего права.(Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.) Исторически она сложилась в Англии и оправдывает свое название тем, что оно действовало на территории всей Англии (период становления – 10-13 века) в виде судебных обычаев, возникавших помимо зак-ва и распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся общественных отношений и на их основе вырабатывали свои юр. принципы. Совокупность этих решений, точнее принципов (прецедентов), на которых они основывались, была обязательной для всех судов и т.о. составила систему общего права. Специфика общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права и наличии в качестве источника права громадного кол-ва судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых др. судами. Кроме общего права в систему общего права входят статутное право (зак-во) и право справедливости. Норма общего права носит казуистический (индивид.) хар-р, т.к. она модель конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. В настоящее время наряду с общим правом в странах англо-саксонской правовой семьи получило широкое развитие зак-во (статутное право), источником которого являются акты представительных органов, что свидетельствует о сложной правовой эволюции данной прав. семьи. Однако исходные признаки организации, например, Англия, сохраняет с 13 в. до сих пор. Романо-германская правовая семья. Исторические корни этой семьи относятся к римскому праву. В качестве основного источника она использует писаное право, т.е юридические правила (нормы), сформулированные в законодательных актах государства. На правоприменителей, прежде всего суд, возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что в конечном счете обеспечивает единообразие судебной или административной практикив масштабе всего государства. Судья романо-германской правовой семьи не обязан следовать ранее принятому решению другого суда за исключением судебной практики верховного или конституционного суда, но и в этом случае они не вправе создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать имеющиеся. Религиозно-традиционные Правовые системы( мусульманская,основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека а тем более гос-ва, обладают значительным своеобразием. Различают т.н. традиционные правовые (построенные на обычном праве) и религиозные правовые (мусульманское, индусское право) системы. К странам традиционного права относят Японию, гос-ва тропической Африки и нек. др. В основе обычного права лежат нормы традиций, обычаев, которые в течении достаточно долгого времени оставались неизменными и в связи с тем, что стали составляющим элементом правосознания были должным образом закреплены на законодательном уровне. В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения. Так, источниками мусульманского права являются Коран, Сунна и иджма. Коран – священная книга всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями там есть и установления вполне нормативно-юридического хар-ра. Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка, представляет собой сборник норм – традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман. Иджма – третий источник мусульманского права – комментарии ислама, составленные его толкователями: докторами мусульманской религии. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому Коран и сунна непосредственного юр. значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, содержащихся в иджме. Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с т. зр. развития своих источников. Характерные черты этого права: архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов – продуктов деятельности гос-ва. Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно охватывает практически всех выходцев из Индии и так же как мусульманское право тесно связано с религией – индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности – почти 2 тыс. лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм выступает элементом гос.-правовых отношений современного, в частности индийского общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор ощутимо – семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и. д. Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), так и религиозного (мусульманского и др.) права является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне неснижающегося значения традиционных и особенно религиозных норм и даже в известной мере – их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма характерно для исламских гос-в. Юридические источники славянской правовой семьи через Византию унаследовали законодательные традиции римского права и таким, своего рода «окружным» путем примыкают к романо-германской правовой семье.
|