КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Категория бытия в философии, основные виды бытияСамая читаемая книга в мире – Библия – начинается с 5 книг Моисеевых, первая из которых называется «Бытие». Этот фрагмент библейского текста сложился задолго до появления философии. Но начинается философия с того же – с проблемы бытия (онтологии). Это свидетельствует о том, что любой вид мировоззрения должен в первую очередь заявить о принимаемом им способе объяснения мира в целом. Философия занялась этими вопросами в то время, когда она была почти единственной формой теоретического знания. Сегодня мощный комплекс естественных наук может детально расписать сценарий возникновения нашей Вселенной, ее структуру, эволюцию. Но философия не утратила интерес к этим проблемам. Это связано с тем, что построение любой теоретической модели мира требует выбора исходных аксиом (сотворение – самоорганизация, материальность – идеальность). Этим наличный человеческий опыт не занимается, этим занимается философия. К тому же в философии бытие мира и бытие человека сопрягаются, помогая уяснить смысл мироздания. Проблема бытия – центральная, самая горячая, самая дискуссионная, животрепещущая проблема на протяжении всей истории философии. Данной проблеме посвящен раздел философии, именуемый онтологией (учение о бытии). В самом широком смысле бытие – это всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие – все, что существует – это и материальные вещи, и процессы, и свойства, и связи, и отношения. Сюда относятся сказки, мифы как духовная реальность. Бытие охватывает и материальное, и идеальное. Бытие – это нечто реально сущее. Проблема первоначала мира рассматривалась с античности. У Фалеса это вода, Анаксимена – воздух, Анаксимандра – безграничное первовещество «апейрон», Гераклита – вечный живой огонь; у Эмпедокла – 4 стихии; у Парменида – истинное бытие – мир единого и неподвижного, открытого чистому мышлению; у Демокрита – это мельчайшие неделимые атомы. Во времена средневековой философии источник бытия – Бог. Новое время принесло новую метафизику: Декарт постулирует существование 2 субстанций (мышления и протяжения) как первоосновы сущего. Спиноза удовлетворяется одной, единственной субстанцией, содержащей мышление и протяжение в качестве атрибутов. Лейбниц провозглашает бесконечную множественность субстанциальных основ мира – монад, каждая из которых отражает в себе мировой порядок. Т.е. в философии Нового времени представлены все три формально возможные модели бытия: монизм, дуализм и плюрализм. У Гегеля источник бытия – мировой разум. В феноменологии, экзистенциализме, постмодерне бытие пытаются привязать к феномену сознания (быть = мыслить о бытии). Философы жизни объясняют бытие как бесконечный, хаотичный, иррациональный поток. Видов бытия много: материальное (физическое, химическое, биологическое), идеальное, социальное, духовное (психическое); ноуменальное - бытие, которое реально существует независимо от сознания субъекта; феноменальное – бытие, каким его видит познающий субъект (или просто: природное, социальное и духовное). Внутренняя противоречивость и активность бытия Бытие - всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Это все то, что существует охватывает материальное и духовное это реально сущее. Тщательная классификация и описание всех известных видов бытия - одна из основных философских задач бытие - самая общая определенность мира философии. Все есть бытие. При этом, если бы рассматриваемые нами миры были сугубо разными к ним нельзя было бы применять одни и те же категории. Но во всех явлениях есть нечто одинаковое в философском смысле - то, что все они существуют. Причем это существование означает наличие определенности, которая может быть выражена философскими категориями. Задача философа - в универсальном понимании мира философии. Добиваясь этого, он выводит одинаковость явлений, которая и обозначается категорией бытия. История развития философской концепции понятия “Бытие” Досократики: Противопоставляется небытию. Бытие “по истине” - сущность. Бытие “по мнению” - существование. Платон - противопоставлял мир чувственный вещей миру истинного бытия - чистым идеям. Средневековая христианская философия - противопоставление божественного бытия и сотворенного бытия. Различают действительное бытие (акт) и возможное бытие (потенция). Эпоха Возрождения - общее признание культа материального бытия, природного бытия. XVII-XVIII века 1) Бытие - реальность, противостоящая человеку, осваиваемая человеком в его деятельности. Бытие - объект, противостоящий субъекту, бытие - косная реальность, подчиненная слепо действующим автоматическим законам. Исходным в трактовке бытия становится понятие тела. Господствуют натуралистически-объективистские трактовки бытия. Природа - механизм, действующий сам по себе. Субстанциальный подход в бытию как к субстанции, являющейся неуничтожимым, неизменным субстратом бытия с различными свойствами. Сознание исключается из бытия. 2) В то же время бытие определяется другими философами на пути гносеологического анализа сознания и самосознания: Декарт: “мыслю, следовательно существую”. Лейбниц: бытие - духовные субстанции, монады. Беркли: бытие - существование и данность в восприятиях. Немецкий классический идеализм Фихте: Бытие - свободная, чистая деятельность абсолютного “Я”. А предмет анализа философии - бытие культуры как духовно-идеальное бытие, созданное деятельностью человека. Шеллинг: Подлинное бытие - в свободе человека, в его духовной деятельности. Гегель: Бытие - первая, непосредственная ступень в восхождении духа к самому себе. Западные философы XIX - XX веков Понять бытие исходя из анализа сознания. Но сознание - не только в чисто гносеологическом смысле, а предположение целостной структуры сознания во всем многообразии его форм и в единстве с осознаваемым миром. Философия жизни (Дильтей): Бытие - целостность жизни, постигаемой науками о духе специфическими средствами. Неокантианство: Бытие - мир сущностей и мир ценностей как подлинное бытие. Шелер: Учение о бытии тождественно осмыслению эмоционально-душевных актов и соответствующих им ценностей. Сартр: противопоставление бытия-в-себе и бытия-для-себя. Бытие в себе - косное, сопротивляющееся человеческой воле и действию. Бытие - свободный выбор возможностей. Неопозитивизм: критика онтологии вплоть до отрицания проблемы бытия, истолковываемой как метафизическая псевдопроблема. Предполагает некритическое принятие языка наблюдений в качестве фундаментального уровня бытия науки.
|