Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Философское понимание единства мира. Категории материи




Что же такое «материя» как субстанциональная основа единства мира?

Как ни парадоксально звучит, но понятие «материя» в философию ввел объективный идеалист Платон. Почему? Да потому что он, будучи философом – диалектиком, хоть и идеалистом, предпринял непростую задачу ответить на вопрос: что есть идеальная сущность?

Ответ может быть дан через противопоставление идеального материальному (в данном случае речь идет о материи). Хотя для Платона «материя» - это косный, пассивный материал, не играющий активной роли в бытии и познании, тем не менее, будучи диалектиком, он понимал, что выяснить природу идеального как такового, идеальных сущностей, или идей, можно при условии понимания природы и сущности материи, самих вещей или материального как такового.

В этом противопоставлении противоположностей Платон видел глубокий философский смысл понимания бытия как такового, или идеальной сущности мира.

А как философы - материалисты трактуют понятие «материя»?

Представители стихийного материализма в философии античности полагали, что материя существует объективно, но отождествляли ее с какой либо природной стихией (вода, воздух, земля, огонь) или их совокупностью.

Представители метафизического материализма XVII - XVIII вв. считали, что материя, как правило, носит статичный, постоянный, вечный, неподвижный характер, обладающий конечной совокупностью свойств или признаков. П. Гольбах в своей «Системе природы» так сформулировал свою мысль: «Материя – все то, что каким либо образом действует на наши органы чувств, вызывая в нас определенные ощущения, причем число этих ощущений является конечным».

Главным недостатком такого определения является наличие конечной совокупности свойств у материи, познав которые, мы придем к идее конечности в познании мира. А этого допустить нельзя, ибо сам мир, который мы познаем, представляет собой достаточно противоречивое и подвижно – изменяющееся состояние, требующее постоянного и абсолютного напряжение сил в его познании и адекватном понимании. Кроме того, само развитие науки подвергло сомнению саму рациональность метафизических представлений о замкнутости мира и потребовало серьезного их пересмотра и создания новой, диалектико- материалистической концепции материи как философской категории.

В философии марксизма XX в. материя предстала как философская категория для обозначения объективной реальности, данной человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существуя независимо от них, т.е. от ощущений. Здесь обнаруживаем два основных качества материи:

1) быть объективной реальностью в целом;

2) существовать объективно, т.е. независимо от ощущений.

Кроме того, философское определение материи принципиально отличается от естественно – научных представлений тем, что в нем «схвачена» диалектическая природа самого мира, обладающего бесконечным количеством свойств или признаков, требующего бесконечного познания и понимания самой объективной реальности.

Таким образом, философское понятие материи фиксирует: 1) не просто все, что существует в мире, 2) не просто общие абстрактные свойства предметов или явлений. Философское понятие материи является принципом объяснений мира со стороны его единства. Это единство мира и означает, 1) что все предметы и процессы в мире взаимосвязаны, будучи моментами бесконечного самодвижения и саморазвития материи, природы, бытия в целом; 2) единство мира надо понимать как его единственность; в этом мире всё подчинено единым, естественным, всеобщим законам развития.

Говоря о материи, следует выделить в ней основные атрибуты и свойства (признаки) К основным атрибутам материи относятся движение как способ существования материи, пространство и время как формы существования движущейся материи. К основным видам или разновидностям материи относятся вещество и поле. Если вещество представляет собой совокупность частиц, тел, обладающих конечной массой покоя, то поле есть форма материи, обеспечивающая связь частей или элементов со всей системой как целостным образованием.

Говоря о свойствах материи, следует обратить внимание на то, что главным свойством материи является свойство быть объективной реальностью в целом, и существовать вне сознания. К производным свойствам материи, как правило, относятся такие ее характеристики как абсолютность и всеобщность, несотворимость и неучтожимость, единство прерывного и непрерывного, конечного и бесконечного в ней. И конечно, же важнейшим свойством или качеством материи является ее неисчерпаемость.

Философское понятие материи фиксирует тот факт, что противоположность между материей и сознанием, бытием и мышлением, духом и природой носит абсолютный характер лишь в рамках или границах основного гносеологического вопроса. За его пределами это противопоставление приобретает относительный характер. Мы уже говорили о том, что субстанциональное единство мира предполагает углубление познания материи до познания ее как субстанции. А для того, чтобы познать материю как субстанцию следует познать способ ее существования, коим выступает движение

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты