Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тоническая система стихосложения.




тонической системе ритм определяется равноударностью при свободном расположении слогов. Тоническая система стихосложения в русской литературе восходит в фольклору, а вообще она характерна для немецкого и английского языков

В песенно-тонической системе стихосложения равномерное распределение ударения определяется ритмическим строением музыкального напева. Вокальная мелодия песни подчиняет себе речевую мелодию стихов. При исполнении на некоторых самостоятельных по значению словах ударение не ставится, если не совпадает с акцентами мелодии. Чем регулярнее была мелодия, тем строже выстраиваются словесные ряды.

Характерная особенность песенно-тонических стихов – отсутствие рифмы, компенсирующееся мелодикой, повторами, многосоюзием, обилием частиц, междометиями. Самый значимый корпус русского музыкального стихосложения – русские былины, для которых характерен четырёхударный тонический стих. Стихотворный ряд состоит из групп неравного слогового состава: под одно ударение стягивается несколько безударных слогов. Доля – единица ритма неравного слогового состава.

Тонический акцент в силу колебания безударных был менее канонизирован. На основе тонического стиха В.В. Маяковский создал собственный декламационно-тонический стих, в котором ритмообразующими являлись ударные слоги, а количество безударных слогов варьировалось от 0 до 8. Ритмообразующим элементом являлась рифма, скреплявшая метрическую и строфическую композиции.

Своеобразие ритма Маяковский изображал графически. Его стих распадался на смысловые и синтаксические группы, что подчёркивалось декламационными паузами. Заглавные буквы он выделял в начале предложения. Строфика Маяковского называлась «лесенкой». Но новаторство Маяковского не изменило традиций русского стихосложения.

силлабическая система стихосложения. Принципы её ритмической организации.

силлабическая система (греч. syllabus – слог) свойственна просодиям французского, итальянского, польского языков. В ней ритм создаётся равенством слогов. Для эстетического осознания равенства необходимо схожее звучание слогов. Силлабический принцип развивался в языках тех народов, где ударные и безударные гласные обладали относительным равенством звучности, отсутствием редукции, фиксированным ударением. Фиксированное ударение способствовало однотипности стихотворного окончания, оказывалось эффективным средством расстановки пауз.

В русской литературе силлабика появляется в XVII веке. Её впервые использовал Симеон Полоцкий. Его одиннадцатисложник состоит из двух полустиший (5+6) с постоянной паузой после пятого слога.

Каждый стих в силлабике состоит из нечётного количества слогов (от 7 до 13). Акцент ставится на предпоследнем слоге стиха. Расположение ударных слогов произвольно. Характерной чертой силлабики является женская парная рифма, падающая на предпоследний слог от конца. Силлабический стих утвердился в России на 100 лет. Ярким представителем силлабической лирики является А.Д. Кантемир. Силлабический стих был письменным и содержал актуальные проблемы.

В русской системе произношения нет фиксированного ударения, безударные слоги редуцированы. К тому же произошло обмирщение литературы. Поэтому силлабический слог не прижился в русской системе стихосложения.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 485; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты