КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Силлабо-тоническая система стихосложения. Основные ритмообразующие элементы.в силлабо-тонической системе ритм регулируется метром. Это соединение силлабического и тонического принципа на основе стопы. Основа силлабо-тонического принципа – равностопность. Тредиаковский заимствовал стопу из АМС. В русском языке отсутствует признак долгота/краткость, поэтому ударный слог приравняли к долгому, а безударный – к краткому. Ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, и всякое отклонение становится ощутимым. Чётко определённый метр вызывает ожидание его подтверждения. Виды метра: 1 Двухсложный; 2 Трёхсложный. Преобладающими в русской поэзии являются двухсложные размеры. Хорей – двухсложный метр с ударением на первом слоге и нулевой анакрузой (ритмический зачин, измеряемый количеством слабых безударных слогов, предшествующих первому икту). Греческое слово choreus – плясовой, хоровой. Это очень подвижный, динамичный метр. Звучание хорея ассоциируется с народной поэзией. Ямб – двухсложный метр с ударением на втором слоге (анакруза = 1). Значение слова ямб неизвестно. В русскую поэзию ямб был введён Ломоносовым. Ямб соответствует природе торжественной оды. В отличие от хорея это спокойно-размеренный метр. Следование схеме двухсложного метра неизбежно провоцирует отступления, так как слоговой состав русских слов не укладывается в два слога. Среднее фонетическое слово состоит из трёх слогов. Виды отступлений: 1 Пропуски ударений на сильных местах; 2 Появление неметрических ударений на слабых местах; 3 Инверсия. Причины утраты ударений: 1 На сильную позицию могут попасть служебные слова; 2 На сильные места могут попасть безударные слоги длинных самостоятельных слов. Облегчённая стопа с нулевым ударением называется пиррихий. Он встречается в начале стиха и в предпоследней стопе. Пиррихии придают стиху ритмическое разнообразие; 3 В двухсложных размерах может появляться лишнее ударение, и тогда появляется утяжелённая стопа или спондей. Используется в начале стиха или в середине после цезуры. 4 Инверсия – замена, перестановка в ямбических стихах. Первая стопа ямба заменяется хореической (ямбохорей), а в хореических стихах первая стопа может оказаться ямбической (хореямб).
Ямб как наиболее гибкий размер разработан в русской поэзии. В трагедии и стихотворных драмах используется пятистопный ямб в силу традиции, заложенной Пушкиным в «Борисе Годунове». Трёхсложные метры получили широкой распространение во второй половине XIX века. В пушкинскую эпоху трёхсложные метры были балладными размерами. Дактиль – трёхсложный метр с ударением на первом слоге (анакруза = 0). Амфибрахий – трёхсложный метр с ударением на втором слоге (анакруза = 1). Анапест – трёхсложный метр с ударением на последнем слоге (анакруза = 2). Отклонения от трёхсложных размеров: 1 Трибрахий – три безударных слога в стопе; 2 Бакхий – два последних слога в стопе ударные; 3 Антибакхий – два первых слога в стопе ударные; 4 Амфимакра – средний слог в стопе безударный. Важнейшим ритмическим определителем в силлабо-тонике является длина стиха. Чем длиннее стиховой ряд, тем более плавным и спокойно повествовательным является стих. Короткие строчки дробят течение стихового потока и делают стих динамичным. Длина стиха складывается из анакрузы, основы стиха и эпикрузы. Поэт может использовать стихи одного метра, но разной длины. Стихи с упорядоченной, предсказуемой неравностопностью называют разностопными. Но в русской поэзии встречаются стихи с непредсказуемым, неурегулированным чередованием разностопных стихов. Такое чередование называют вольным размером. Анакруза придаёт своеобразие ритмическому рисунку, но при этом она может смещаться. Такую анакрузу называют скользящей. Она встречается в трёхсложных размерах. Клаузула (лат. исключение) – стихотворное окончание, состоящее из последнего икта и эпикрузы. Оно создаёт отступление от ритма. Виды клаузул: 1 Мужские – односложные (последний слог ударный, эпикруза = 0); 2 Женские – двухсложные (предпоследний слог ударный, эпикруза = 1); 3 Дактилические – трёхсложные (третий слог от конца ударный, эпикруза = 2); 4 Гипердактилические – четвёртый или пятый слог от конца ударный, эпикруза = 3 или 4. Мужские клаузулы более отрывистые, женские – менее определённые и более мягкие. Использование однотипных клаузул создаёт монотонность. Ломоносов ввёл правило альтернанса – чередования клаузул. С метрической точки зрения характер клаузул должен соответствовать метру, но в последней стопе могут происходить изменения. Каталектика – усечение одного или двух безударных слогов, резко обрывающее движение ритма. Ямб и анапест не имеют каталектики. Противоположное явление – наращивание последней стопы, появление лишних слогов, не предусмотренных метром – гиперкаталектика. Слоги удлиняют стих, выделяя последние слова. Важнейшим ритмообразующим элементом являются паузы. Паузы отделяют друг от друга стихи и строфы. Существует и внутренняя пауза – цезура (лат. разрез), внутренний словораздел, дыхательная пауза. Цезура может делить стопу, но она не рассекает слово. Самая глубокая пауза ставится в конце стиха и строфы. Анжабеман – перескок паузы, создающий эмоциональность речи.
|