КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Драма как литературный род.Драма эстетически осваивает борение между объективным ходом жизни (эпос) и субъективным миром личности. Человек в драме выступает как Личность. Человек в драме представлен как носитель определенного самосознания. Выявляет несовместимость объективного хода жизни действительности, а с другой стороны, свободной воли человека. Разрешение этого противоречия осуществляется через действие. Действие – основной образ в драме. Это всегда напряженная экстремальная ситуация, когда человек осознает несовместимость своего счастья в течение жизни, несовместимость воли с объективным ходом. Во – вторых он свершает или вынужден сделать выбор между покорством жизни или протиборством, суровым нормам бытия. 1. теряет свое Я. 2. он может погибнуть. Т.е., драматический персонаж находится всегда в острой ситуации выбора (быть или не быть). Чацкий, Екатерина. Особенности драматической поэзии: 1. напряженность, концентрированность и динамизм драматического произведения. в драме продуктивны законы единства места, времени и действия. Единство действия выражается акцентированностью фаз, завершенностью, эффектные развязки и финалы. Есть усиление: узнавание, (Островский поздний, Эдип), перипетии и градация. По мысли Бахтина жанр является ведущим героем литературного процесса. Но, мы знаем, что автор является основным инициатором. Три аспекта: классификация, генетика жанра и функциональный аспект. Драма – самый условный литературный род. С этим связана приоритетность и стремиться преодолеть условность. Она выражается в том, что это гиперболизация. Это касается и единства времени. Сплошная речь. У действующая лиц речь пространная, гладкая. Речь стиховая. Герои выражаются александрийским стихом, сонеты для всех социальных слоев. Речь афористичная. Реплики в сторону. Герои произносят то, что думают про себя. Монологи внутри себя. Слово имеет статус. Радио – спектакль. Слово в драме как способ действия – поиск решения в ситуации выбора. Заметной формой драматического конфликта является диалог (полуречь) – предполагает не сколько высказывание мысли героя, сколько предвосхищения чужого героя, сколько предвосхищения чужого слова. Является иной идеологией. Диалог – основной структурный принцип драматической поэтики, потому что в состоянии диалогичности в драме находится все (Гамлет, Зилов, монолог – диалог с самим с собой «Борис Годунов»). Режиссер использует слово и жест, музыкальное сопровождение. Драматургия – современный литературный процесс(дополнительная инфо от ОЛЕГА). 1. Суховой – Кобыли «Свадьба Кречинского» 19 век, современник Островского, Тургенева. 2. Первая половина 20 века: Леонов «Золотая карета», «Половчанские сады». Симонов, Булгаков, Б.Зайцев, Горький, Андреев. Лирический театр Блока, Гумилева («Дон Жуан», Анненский,Шварц, Н.Эрдман «Самоубийцы», Маяковский. 2ая половина 20 века. Течения: почти все экранизированы. Некоторые киноверсии стали лучше, чем сценические. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДРАМА – характеристика публицистического начала, которое разделяется на 1. Собственно – производственные – драма Тельман «Протокол 1го заседания», «Мы, ниже подписавшиеся», И. Дворецкий «Человек со стороны», 2. Социально – политическая драма (А. Салынский «Мария» (экранизация), «Барабанщица», Г. Боровик «Интервью в Бойнос – Айренс», М. Шатров «Синие пони на красной траве». Знаковые названия: «Так победим», «Диктатура совести», П. Зорин «Декабристы», «Большевики». Поднимала вопросы коррупции человека на войне. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ. Значима чеховская традиция. В. Розов « В добрый час», нач.50ых гг «Летят журавли» (пьеса «вечно живые»). А. Арбузов «Иркутская история», «Таня». Действие 30 ых гг. переурочено на современность) «Мой бедный Марат», «Сказки старого Арбата», «Старомодная комедия» 75г. А.Володин «5 вечеров», «осенний марафон», «Хорошо сидим», «Старшая сестра». М. Рощин «Старый Новый год», «Спешите делать добро», «Валентина, Валентина». Э. Рязанов «Комедия для театра», Э. Брагинский «Ирония судьбы», «Служебный роман». А. Вампилов «Старший сын», «Дом окнами в поле» и т.д. АЛЛЮЗИОННАЯ ДРАМА. Эти драматурги опираются на предшественников (к историческим ситуациям). Г. Горин «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт». Для Горина важна шварцовская традиция. Эд.Радзинский «Продолжение Дон Жуана», «Эзоп» и т.д. Поствампиловская драма «драмы новой волны». Постреалистическая драма. Логический конец творчества. А. Петрушевская «Три девушки в голубом», «день рождения Смирновой». В. Арро «Смотрите кто пришел?», В. Славкин «Взрослая дочь молодого человека» СЕРСО (ИГРА). Л. Разуновская «Дорогая Елена Сергеевна», «Сад без земли». «Фантазии Фарятева» (вне сценический персонаж). АВАНГАРДНЫЕ ТЕНЦЕНЦИИ. Н. Садур «Чудная баба», «Ублюдок». А. Ахматова «Пьесы для чтения», «Уравнения с двумя неизвестными». Н. Коляда «Морли Мурло», «Богран», «Рогатка». М. Угаров «Оборванец». Е. Гришковец «Как я съел собаку». Драм.версия «Похороните меня за плинтусом». Все порывает с реализмом. Характерен эксперимент. В них значим монтаж. Акунин. Зритель как соавтор. Эти пьесы пишутся на метафорических аспектах. Характерна преемственность (Фонвизина, Гоголя, Пушкина, Лермонтова «Маскарад»). в драме человек выступает преобразователем мира, открывает для себя истину, что личность и общество не тождественны. Драма возникает в момент противоречий между человеком и судьбой, когда личность находит в себе силы сопротивляться и ощущает ответственность за свои поступки. Драма рождается в гражданском обществе с развитием раздельного труда и социальной структуры. Пробуждается свободный, самостоятельный человек. Драма открывается в тот момент, когда жизнь побуждает человека к самостоятельной деятельности. Греческое слово drama означает действие-проблему, решение, выбор, ответственность. Первостепенное значение в драме уделяется фабуле, действию. Если общение в драме нарушается, это выражает идею о том, что нет взаимопонимания, мир глух. Драма лишена открытого повествовательно-описательного слова. Каждый герой сам характеризует себя словом и делом без подсказки со стороны автора. Авторская речь вспомогательна, она присутствует в списке действующих лиц и в ремарках. Ремарки могут быть постановочными и внутритекстовыми. Авторская позиция выражается в сюжетно-композиционных формах и речевых характеристиках. Драма существует на стыке двух искусств: литературы и театра. Главное предназначение драмы – сцена. Читатель выступает в роли сотворца. Ему необходимо разыграть действие в воображении, представить его воочию. Синтетическая природы драмы обусловливает природу слова-действия. Речь в драме тождественна воспроизводимому действию. Объектом изображения в драме является межличностное общение в форме диалога. Исследователи говорят о двух источниках зарождения драмы: древние обрядовые действия и христианские литургии, мистерии. Аристотель считал трагедию (драму) высшей формой поэзии. В этот период вытесняется искусство рапсода и хоровая лирика. Аристотель заложил традицию драмацентрической эстетики. Он считал, что трагедия – «подражание действию». Сущность драмы определяется фабулой. Фабула должна быть законченной и иметь легко запоминаемую величину. Фабула должна быть изображением одного цельного действия. Понятие характера отмечало у Аристотеля наиболее общие нравственные начала. Характеры должны были быть благородными. Трагедия возбуждала сострадание и страх, что освобождало человека от этих чувств. Теоретики последующих эпох дополняли теорию Аристотеля, но именно он заложил теоретические основы драмы. Лессинг создал труд по теории драмы «Гамбургская драматургия». По Лессингу, цель драмы – познание истины, оценка явлений жизни с точки зрения истины. Но задачи воспитания в драме не должны превращаться в поучение. Главным в драме являются характеры. Эстетика драмы Гегеля была тесно связана с его философскими взглядами. По Гегелю, вся человеческая история развивается драматически. Это изнурительная борьба человека с самим собой. По мнению Гегеля, драма – синтез эпоса и лирики. В драме важно объективное раскрытие жизни в целом и внутренней жизни индивида. Драма – акт человеческой воли. Драматический поступок всегда противоречив и по содержанию, и по последствиям, а драма делает противоречие явным. Герои действуют из свободных побуждений. Но индивидуальная активность каждого порождает необходимость, которая превращается в силу, господствующую над всеми. Центральным моментом в структуре драмы является катастрофа – переход свободной воли в объективную необходимость. Гегель дал своё понимание действия, которое основано на столкновении воли героев. В.Г. Белинский развивал идеи Гегеля, но при этом спорил с катастрофичностью концовки. Он считал, что герой сам волен определять ход событий. Все теории имеют нормативный характер и основаны на локальном историческом материале. Драма развивается в трёх основных направлениях: античная, шекспировская, новая. В XX веке в театре абсурда появляется антидрама, основой которой является бездействие, действие-ожидание. Важнейшая черта драмы – принцип действия-коллизии. Драматическое действие – всегда напряжённая ситуация, когда человек совершает выбор: покориться ценой потери собственной личности или бороться ценой жизни. Драматическое действие всегда строится на более острых проблемах, чем эпос. Оно запутано, в нём больше перипетий. В драме не может быть ни одного лица, которое бы не участвовало в действии. Структура драматического действия определяется соотношением между завязкой и развязкой. Драма – более условный род литературы, чем эпос. Драма тяготеет к внешне эффектной подаче материала, поэтому условно определяется в насыщенности речи эмоциями и сентенциями. Драматическая речь часто сравнивается с ораторской. Сама сущность драматического искусства исключает правдоподобие. Сценичность драмы определяется делением текста на акты и явления, длительностью, которая соотносится с законами зрительского восприятия. Являясь оригинальным и самостоятельным художественным произведением, драма является основой искусства театра. Попытки разорвать связь драмы и театра превращают драму в текст, лишённый сценической основы. Для режиссёра важен диапазон возможных интерпретаций, важно, чтобы они не противоречили авторскому замыслу. Сценическая постановка вносит свои смысловые акценты, обогащает текст драмы.
|