Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Литературные жанры-это сложившиеся в процессе развития худож. словесности виды произведений.




Проблема жанра очень сложна и обширна, жанры с трудом поддаются систематизации и классификации. Это связано с различными факторами, например: жанров огромное кол-во (в каждой художественной культуре есть специфичные жанры (хокку, танка - с странах востока), это связано также с тем, что жанры имеют разный исторический объем (одни бытуют на протяжении всей истории (басня), другие же соотнесены с опредленными эпохами (например, литургическая дама в эпоху европейского средневековья). Картина усложняется еще и тем, что одним и тем же словом нередко обозначаются явления глубоко различные (например, элегия - в 7 веке до н.э. произведение строго определенного размера с широким кругом тем: прославление воинов, философские размышления, любовь. Затем у римских поэтов (катул, Овидий) элегия состредотачивалась на любовной тематике, в Новое время - элегия определяется печальным и грустным настроением, сожалением и меланхолией.
Таким образом, представляется следующая постановка проблем: 1. рассматривать жанр с точки зрения родовой принадлежности не корректно (например, Тоска по Родине Цветаевой - можно отнести к эпическому произведению и тд). 2.можно рассматривать с точки зрения национальных и инонациональных жанров (не всегда работает). 3. есть жанры актуальные, а есть мертвые.
Жанр - динамичное формально-содержательное единство, имеющее ряд устойчивых признаков (некое жанровое ядро) и выражающее определенную эстетическую направленность.
К проблеме жанра обращались многие исследователи, кт c разных сторон исследовали проблему жанра.
1. Классификационный аспект
2. генетико-эволюционный
3.Функциональный.
Подробнее остановимся на классификационном аспекте.
А)Впервые обращаются формалисты - предлагают классифицировать жанры на основе содержания (о чем произведение? какова его тематика?). Возник вопрос: а куда деть лирику, т.к в лирике важны чувства, характерна иносказательность (менее объективна, так как мир передается через призму одного субъекта). Тимофеев предложил разделить лирику на гражданственную, философскую, пейзажную, любовную. Но этого оказалось недостаточно, так как эта классификация по тематике не самодостаточна, невсеобъемлюща.
Б) Поспелов оказался более последовательным и выделил 4 разновидности жанрового содержания: историческое, нравоописательное, мифологическое, романтическое (для всех родов и форм литры) - выстроил таблицу (жанровое содержание и формы воплощения этого содержания.
В) Другие исследователи сделали ставку на форму, кт диктует содержание (Тынянов, Шкловский) - лица жанров распознаются благодаря композиции. Не объективно, т.к в ущерб содержанию.
Г) Благой ДД. сказал о том, что важны и форма, и содержание. Жанр - это устойчивая формо-содержательная целостность. Но есть вопросы, кт эта теория не рассматривала: как соотносится форма и содержание, не рассматриваются спорные жанры (стихотворное послание), не рассматривается вопрос о природе образования жанров (жанры как статичное образование).

ЛЕКЦИЯ! Жанр – динамично формально-содержательная целостность, стр-ра, имеющая набор устойчивых признаков (жанровое ядро), представляющая концепцию действительности. Динамичное соответствует эволюции жанра, т.е. все жанры эволюционируют, развиваются. Формально-содержат ед-во – в жанре одинаково важны содержательные и формальные признаки, имеющие набор устойчивых признаков. ЕГО ОПРЕДЕЛЕНИЕ.В басне – мораль, аллегория, разговорность, житейские ситуации, стихотворная форма.новелла – небольшая по объему, быстро развив.интрига, эффектная развязка. Сонет – стихотворное философское содержание. Особая форма: 2 катрена, 2 терцета, 2 катрана, дистих. Комедия – обязательно счастливый конец, иногда навязаны. У каждого жанра есть свое лицо, ядро. Каждый худ-к на протяжении своего ТВ-ва претерпевает эволюцию, выбирает жанры себе «по руки» в определенный период своей жизни. У Пушкина это онтологические стихотворения, перешел к элегии, эпическим пр-ям. Волошин писал сонеты. Гумилев начал с баллад, потом перешел к стихотворениям.

Лирика – род, где как таковых жанров нет. Элегия, стансы, мадригалы… это определение фиксирует историю советского жанроведения. В начале 20 века стали изучать, что такое жанр. Огромное количество произведений с теми или иными жанровыми признаками. Самый простой путь – жанр и лит.род. установить. Жанр определяется с пом.рода – группа произведений в рамках лит.рода. есть жнры,которые не соотносятся с литературными родами: эссе, очерк, литература потока сознания. Баллада предпллагает высокую степень драматизма: Песнь о Вещем Олеге, Три пальмы, Бородино, Людмила, Светлана и др. лирический жанр – лиро-эпико-драматический жанр. Блок «Поэт» - синтез романтического и лирического. Эпический театр Брехта – драма+эпос. Границы между ними стираются, размываются. Есть национальное понимание жанра, например, Хоку. Рассказ и повесть присущи русской словености, новелла – зап-евр жан. Есть жданры живые, есть мертвые, малопродуктивные. Например: гимн поэтический, сатира(как жанр)- буало, катнемир, Тредиаковский, Сумароков, Ломоносов, Мадригал, басня, трагедия. Есть межродовые формы – роман в стихах, роман, поэма, баллада, которые совмещают в себе черты всех трех родов. Кол-во и характер жанровых признаков – величина переменная в истории литры. Это находит отражение в многообразии сменяющих друг друга жанровых теорий. Большинство жанров возникло в глубокой древности. Эволюционируя в литературном процессе, они сохраняют некот устойчивые содержательные и формальные черты, позволяющие говорить о жанровой традиции. Сами жанровые обозначения, часто входящие в текст произведения, в его название «Ревизор», «Евгений Онегин» являются знаками лит. традиции, они вызывают у читателя определенное жанровое ожидание. В эволюции жанров отражаются общие тенденции лит. процесса и его темпы. Так в древних лит-х развитие авторского самосознания было медленным. С возникновением лит. направлений система жанров становилась предметом активного теоретического осмысления.

Жанр-это носитель творческой памяти, традиции. Каждый жанр должен рассматриваться в контексте с другими.

23. Проблема жанра: генетико-эволюционный и функциональный аспекты жанровой теории.

Проблема жанра очень сложна и обширна, жанры с трудом поддаются систематизации и классификации. Это связано с различными факторами, например: жанров огромное кол-во (в каждой художественной культуре есть специфичные жанры (хокку, танка - с странах востока), это связано также с тем, что жанры имеют разный исторический объем (одни бытуют на протяжении всей истории (басня), другие же соотнесены с опредленными эпохами (например, литургическая дама в эпоху европейского средневековья). Картина усложняется еще и тем, что одним и тем же словом нередко обозначаются явления глубоко различные (например, элегия - в 7 веке до н.э. произведение строго определенного размера с широким кругом тем: прославление воинов, философские размышления, любовь. Затем у римских поэтов (катул, Овидий) элегия состредотачивалась на любовной тематике, в Новое время - элегия определяется печальным и грустным настроением, сожалением и меланхолией.
Таким образом, представляется следующая постановка проблем: 1. рассматривать жанр с точки зрения родовой принадлежности не корректно (например, Тоска по Родине Цветаевой - можно отнести к эпическому произведению и тд). 2.можно рассматривать с точки зрения нацинальных и иннациональных жанров (не всегда работает). 3. есть жанры актуальные, а есть мертвые.
Жанр - динамичное формально-содержательное единство, емеющее ряд устойчивых признаков (некое жанровое ядро) и выражающее опредленную эстетическую направленность.
К проблеме жанра обращались многие исследователи, кт рассматривали проблемы жанра с разных сторон:
1. Классификационный аспект
2. генетико-эволюционный
3.Функциональный.
1. Генетико-эволюционный аспект. Его сторонники, а вчастности Бахтин ("Эстетика словесного творчества" - "Проблема речевых жанров") говорят о том, что возможно объяснить природу жанров. Бахтин ввел понятие "память жанра" - форма жанра помнит свои истоки, помнит свои составляющие с момента происхождения. (Это первый заметил Аристотель). Например, элегия - из надгробного плача, современная элегия - печальное, размышляющее, медетативное произведение. Послание возникло из бытового письма. ЛЕКЦИЯ!Генезис происхождения – Лихачев (дрр.лит-ра), Пропп (сказки, фольклор), Фрейденберг (античность), Бахтин (русская проза, эпоха просвещения, возрождения). Жанр вкл.в свою форму те содержательные элементы, которые были взяты за основу в свое время из жизни, поэтому можно встретить жанр – проекция нелитературного ряда на лит-ру. Элегия возникла из бытового акта – ритуального плача. Стихотворное послании е возникло из обычного житейского письма. Роман воспроизводит и письма, и дневниковые записи и т.д. трагедия может возникнуть из жизни. они начали восприниматься как недолжные, негативные. Жанр – не самодостаточное явлении, он может изменяться, трансформироваться. Таким образом, жанры эволюционируют, но сохраняют свои первоначальные черты (пусть даже и в размытом виде, в измененном) - одни жанры актуализируются, другие - исчезают, тк жанр - динамичное образование. Например, сонет (изначально 2 строки (в конце) - сонетный ключ - являлись самыми важными в произведении, ради него писались все остальные стихи. Сейчас же пишут без сонетного ключа, тк нельзя подвести итог, найти выход). 2. Функциональный аспект - исследователи говорят о том, что при классификации жанров нужно учитывать время написания, контекст тв-ва писателя и литры вообще, даты написания (особенно в стихотоврениях), место произведения в творческой эволюции писателя. Например, "Вишневый сад" Чехова - сам автор назвал лирической комедией, Немирович назвал драмой, на что Чехов обиделся. ЛЕКЦИЯ! Пьесы ждал провал. Слово здесь является действием. Все значимое создается за счет переосмысления жанровой традиции, за счет радикального переосмысления предшествующей традиции. При понимании пр-я нужно учитывать авторский взгляд на пр-е. этот авторский взгляд отражается в подзаголовке, который обозначен как жанр-сигнализатор, который есть иногда и в заглавии. Если читатель не принимает эти сильные рамочные компоненты текста, это чревато непониманием, неправильным прочтением, сменой акцентов. У Блока есть стихотворение «Анне Ахматовой», она прочитала это стихотворение как мадригал, т.к. у него комплементарная направленность, на самом деле это послание. Она не учла контекста. Блок поместил стихотворение в ряде других стихотворных заглавий. Дата тоже жанровый сигнализатор, ее нужно учитывать в анализе произведения. "Война и мир" - роман эволюционировал до романа-эпопеи (в связи с осмыслением глобальных исторических и жизненных событий личности), "Евгений Онегин" - роман в стихах (здесь о личностном начале повествуется в стихотворной форме), "Василий Теркин"Твардовского жанр - книга про бойца.

Все новое в искусстве создается путем переосмысления. Роман переосмысляется, выявляются все новые жанровые признаки. Плутовской роман, эпос больших дорог, эпос частной жизни, роман о написании романа, роман без героя «Ярмарка тщеславия», Джойс «УЛИС», поток сознания. Если писатель переосмысляет традицию, он вносит продукт своего переосмысления в жанровый подзаголовок. Создают писатели новаторские произведения в зрелый период своего творчества, т.к. получают свободу, когда писатель хочет отказаться от всяческих условностей, предписаний. Жанр в литературном процессе 19-20 вв утратил статус литературного героя. На первый план выходит автор, его воля, замысел, его художественное решение. Жанр хоть и отодвинут, он все же сохраняет свою важность.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 242; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты