Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Философия религии. Религия как форма духовной деятельности.




Философия религии — в самом общем значении — философские размышления о религии. При таком понимании философии религии представлена множеством различных направлений, трудов, суждений, высказанных более чем за двухтысячелетнюю историю философии. В западноевропейской культуре 18 в. утверждается понятие философии религии в более узком смысле, а именно: как самостоятельная философская дисциплина, посвященная изучению религии как специфической формы культуры.

Философские размышления о религии могут преследовать две цели.

Во-первых, философскими средствами решить те вопросы, которые относятся к компетенции религии. Философия в этом качестве выступает как филос. теология. В зависимости от решения проблемы соотношения веры и разума, философия выступала в роли либо «служанки богословия», либо с независимых или даже критических по отношению к церковному учению позиций.

Во-вторых, осуществить философский анализ феномена религии, т.е. найти ответ на вопрос, «что есть религия?», используя с этой целью собственный метод и категориальный аппарат. Религия выступает в данном случае как предмет философского осмысления. Современное понимание религии возникает в эпоху Просвещения. Философская мысль того времени демонстрирует различное отношение к религии, в конечном счете вырастающее из характерного для европейской культуры противостояния веры и знания.

Как самостоятельная дисциплина философия религии формируется в эпоху Просвещения (17—18 вв.). Прежде всего философы отстаивали право самостоятельно судить о проблемах религии. «Два вопроса, — пишет Р. Декарт в 1641, — о Боге и душе — всегда считались мною важнейшими среди тех, которые следует доказывать скорее посредством доводов философии, чем богословия». Ярким этапом формирования философии религии стало творчество Б. Спинозы, утверждавшего тождество Бога и природы, которую он понимал, как единую, вечную и бесконечную субстанцию, как причину самой себя.

Выдающуюся роль в становлении философии религии сыграли немецкие мыслители, прежде всего И. Кант, Ф. Шлейермахер и Г.В.Ф. Гегель. Они предложили понимание религии, ориентированное на разные области сознания — волю (Кант), чувство (Шлейермахер) и разум (Гегель). Главные черты грядущей «эпохи Просвещения», по Канту, — повсеместное торжество свободного разума, мужество и умение пользоваться собственным умом. Религия, настаивает он, которая не задумываясь объявляет войну разуму, не сможет долго устоять против него. Кант вводит Бога как постулат практического разума («моральное доказательство»): «Все, что кроме доброго образа жизни, человек предполагает делать, чтобы быть угодным Богу, есть только религиозная иллюзия и лжеслужение Богу». Истинная религия — это моральная религия, т.е. «познание всех наших обязанностей в качестве божественных заповедей», а философии религии — учение, извлекающее рациональное содержание из мифов и религиозных представлений.

Современная философии религии прежде всего пытается понять отношение между философией и религией как самостоятельными формами культуры, так или иначе связанными между собой.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 234; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты