КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема антропосоциогенеза. Деятельная сущность человека.⇐ ПредыдущаяСтр 42 из 42 Понять сущность человека невозможно без обращения к первоистокам его бытия, иначе говоря к проблеме антропогенеза. Поскольку человек рождается, развивается, реализует себя в окружении и с помощью других людей, в обществе, в более общем плане речь должна идти о совместном происхождении человека и общества, проблеме антропосоциогенеза. Различают несколько основных подходов к решению проблемы зарождения человека и общества. Исторически первым можно считать мифологический подход, связанный с представлениями о сотворении людей мифологическими божествами (Зевс, Юпитер и тд), которые постоянно следят за поведением людей, требуют от них поклонений, вмешиваются в человеческие дела, вершат правосудие по собственным законам. На базе мифологии развивался теологический, религиозный подход, в соответствии с которым человек появился на свет посредством акта божественного творения. Он подчиняется законам божественного мироздания, существует внутри созданной богом живой природы.В то же время он способен осознать социально-нравственные требования создателя (не убей, не укради и тд) и на этой основе выработать юридические законы. Существуют и собственно философские концепции, рассматривающие человека, его происхождение, жизнь, будущее с позиции проявления неких рационально обоснованных первосущностей. С позиции идеалистической философии Гегеля происхождение человека явилось следствием саморазвития абсолютного разума, пронизывающего природу и определяющего все многообразие существующих в ней норм. Материалистическая философская мысль (Маркс, Ленин) развивает идеи естественно-природного происхождения человека и общества вследствие саморазвития природы, в основе которого лежит материя. Существуют и естественно-научные теории. Наиболее распространенной является теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. В современных условиях данная теория сохраняет мировоззренческое значении, дополняется и развивается под влиянием фактического и теоретического материала биологии человека, генетики и других наук.
Биологические черты общества: · В обществе люди наделенны сознанием, волей, чувствами · Общество живет деятельностью · Упорядоченность отношений · Для поддержания стабилизации создание различных институтов · Идеи, настрои, привычки – складывают идейное и общественное созание 4 этапа становления общества: · Бессознательное · Формирования государств, прав, религиозных и этических институтов и регуляторов · Период расцвета цивилизации · Период упадка цивилизации
Деятельность – это форма активно-творческого отношения к окружающему миру; процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо потребности, достигает цели. Суть этого отношения составляет целесообразное изменение и преобразование мира. Деятельность разделяют на материальную и идеальную, духовную. С точки зрения творческой роди деятельности в социальном развитии, особое значение имеет деление ее на репродуктивную( направленную на получение уже известного результата известными средствами) и продуктивную или творчество, связанную с выработкой новых средств для достижения известных целей. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере ценностей. Но что такое ценность? Ценность – это то, что является значимым для человека. Безусловно это материальное обеспечение своей жизни. Каждый человек является представителем биологического вида. К качествам, отличающим его от животных, можно отнести следующие: Животное приспосабливается к среде – человек способен приспосабливать среду к себе Животное действует, подчиняясь физиологическим потребностям – человек может преобразовывать природу, следуя общественным потребностям Животное не может изменить способ и среду существования – человек способен распространять свое присутствие в новые для него области природы Животное пользуется орудиями труда эпизодически – человек создал огромную индустрию производства средств производства Животное руководствуется инстинктами и непосредственно чувственным восприятием мира – человек обладает сознанием, разумом, мышлением, воплощающимися в системе научного познания Животное стремится к непосредственной полезности своих действий – человек может создать нравственные и эстетические ценности, имеет способности к творчеству. Считать проблему антропосоциогенеза окончательно разрешенной не следует, по мере развития науки возникают новые вопросы. Нуждаются в более деятельной проработке вопросы зарождения и развития интеллектуальной и духовной жизни человека и общества. Одним из фундаментальных вопросов выступает соотношение биологического и социального в человеке.
|