КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 1. Искусство эпохи Возрождения.Возрождение (пофранцузски ренессанс, поитальянски «ринашименто») — это термин, впервые введенный Джорджо Вазари, архитектором, живописцем и историком искусства XVI в., для определения исторической эпохи, которая была обусловлена ранней стадией развития капиталистических отношений в Западной Европе (так называемый период первоначального накопления). Общеивестна характеристика Ф. Энгельса людей этой эпохи как титанов «по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености». «Люди, основавшие современное господство буржуазии, были всем чем угодно, но только не людьми буржуазноограниченными. Наоборот, они были более или менее овеяны характерным для того времени духом смелых искателей приключений. Тогда не было почти ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на четырех или пяти языках...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2е изд., т. 20, с. 346). Культура Возрождения, связанная прежде всего с появлением в феодальном обществе буржуазии, зародилась в Италии. Термин «возрождение» по отношению к культуре этой эпохи не случаен. В Италии, на родине античности, вновь возрождается античный идеал прекрасного, гармоничного человека. Человек вновь становится главной темой искусства. Это не означает, конечно, что Возрождение повторяет античный период в искусстве. За культурой Возрождения стоит тысячелетие средневековья, христианской религии, нового мировоззрения, породившего новые эстетические идеалы, обогатившего искусство и новыми сюжетами, и новой стилистикой. Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают время со второй половины XIII по первую половину XVI столетия. Внутри этого периода Возрождение подразделяется на несколько этапов: вторая половина XIII—XIVв.—Проторенессанс (предвозрождение) и треченто; XV в. — раннее Возрождение (кватроченто); конец XV — первая треть XVI в.—Высокий Ренессанс (реже в науке употребляется термин чинквеченто). В 1527 г. Рим был разграблен немецкими ландскнехтами, с 1530 г. Флоренция из буржуазного городагосударства, городакоммуны становится обыкновенным центральным городом феодального герцогства. Начинается феодальнокатолическая реакция (контрреформация), и 1530 год по праву можно считать конечной датой развития Возрождения. Именно развития, потому что влияние искусства Возрождения распространяется еще на весь XVI век. Кроме того, некоторые области Италии в этом развитии вообще запаздывают и культура, например, Венецианской республики еще все XVI столетие лежит в русле Возрождения. Картина развития итальянской ренессансной культуры очень пестра,что обусловлено разным уровнем экономического и политического развития разных городов Италии, разной степенью мощи и силы буржуазии этих городовгосударств, городовкоммун, их различной степенью связи с феодальными традициями. Ведущими художественными школами в искусстве итальянского Ренессанса были в XIV в. сиенская и флорентийская, в XV в. — флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская, в XVI в. — римская и венецианская.
|