Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Советское право 50 – 70-е годы.




Особенностью судебной системы на протяжении всего периода существования СССР было то, что она подвергалась достаточно частым преобразованиям. Эти преобразования оформлялись принятием новых правовых актов, устанавливающих иные правила отправления правосудия. Для Советского Союза вообще были характерны частые правовые реформы, которые затрагивали, разумеется, и судебную власть.

В исследуемый период модель судебной системы, образованная в результате реформы 50-х

годов XX века, существовала в относительно неизменном виде. Нижняя граница обозначенного пе- риода определяется второй половиной 1950-х годов, так как в это время были приняты базовые судо- устройственные и процессуальные законы, составившие основу правового регулирования функцио- нирования судебной власти. Верхняя граница – 1979-1980 годы, поскольку именно тогда были при- няты акты, существенно обновившие правовую базу отправления правосудия в соответствии с общей правовой реформой, обусловленной принятием Конституции СССР 1977 года [1, c. 14].

Созданная еще во второй половине 1930-х годов система судебных органов действовала в со- ответствии с Положением о военных трибуналах и военной прокуратуре от 20.08.1926 г., Постанов- лением ЦИК и СНК СССР от 27.11.1930 г. «О железнодорожных линейных судах», Постановления ЦИК и СНК СССР от 07.06.1934 г. «Об организации водных транспортных судов и водной транс- портной прокуратуры», а также Конституции СССР от 05.12.1936 г. и Закона «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» от 16.08.1938 г.

При этом Конституция СССР 1936 г., являвшаяся основой всей правовой системы государ- ства, содержала в себе Главу IX «Суд и прокуратура». Суду были посвящены статьи с 102 по 112. В них провозглашались базовые принципы советского правосудия и перечислялись судебные органы, его осуществлявшие. Для более детального регулирования судебной деятельности был принят выше- названный Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик». Его можно считать основным правовым актом в области судоустройства СССР, так как он в соответствии с общими принципами Конституции, регулировал практически все значимые аспекты организации судебной системы. Остальные же из вышеперечисленных нормативно-правовых актов регламентировали функционирование специальных судов, к которым относились транспортные суды и военные трибу- налы. Эти суды рассматривали только дела об уголовных преступлениях, за исключением случаев, когда они были расположены на территориях, где не действовали никакие другие судебные органы.

Самая значительная, на наш взгляд, судебная реформа в СССР началась в первой половине 1950-х гг.

и получила логическое завершение принятием в начале 1960-х гг. законов о судоустройстве и судопроизвод- стве отдельных союзных республик. Преобразования судебной системы продолжались около десяти лет, осу- ществлялись на фоне общественно-политических изменений «хрущевской оттепели» и фиксировались более чем в 20 общесоюзных нормативно-правовых актах и соответствующем законодательстве республик.

Причинами, послужившими основанием реформы, можно считать объективную историческую необ- ходимость в совершенствовании реализации функции отправления правосудия (судебный аппарат был чрезвычайно раздутым, громоздким в управлении, институты кассационного и надзорного обжалования были не сбалансированы, необходимость существования специальных органов со временем отпала), а также политические события в стране после смерти И. В. Сталина. Считаем возможным согласиться с мнением ряда авторов о том, что в период острой борьбы за власть в стране после смерти И. В. Сталина, часть партийно- государственной элиты для ослабления позиций и уменьшения политического влияния очень сильного конку- рента Л. П. Берии организовала свертывание огромного репрессивного аппарата и ослабление спецслужб, им возглавляемых [2, 1) c. 697, 698, 704; 2) c. 246-247; 3) c. 56]. Высшее руководство страны в тот момент уже от- казалось от масштабной репрессивной деятельности, огромный судебно-следственный аппарат в силу неста- бильности политической ситуации и острого противостояния политических лидеров сам представлял боль- шую опасность для многих из них. Кроме того, он являлся основной опорой Л. П. Берии. В силу этого его по- литическими противниками организовывалось реформирование судебно-следственного аппарата, направлен- ное на сокращение его численности, уменьшение полномочий, ликвидацию специальных органов. В данном контексте происходила и реформа суда. Поэтому, на наш взгляд, смерть И. В. Сталина и последующие поли- тические события подтолкнули судебную реформу, хотя довольно острая необходимость преобразования си- стемы юстиции назрела и без того, так как существовавшая на тот момент её модель изжила себя и больше не соответствовала правовой действительности и потребностям общества и государства.

24 июня 1953 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ об объединении водных транспортных судов и линейных судов железнодорожного транспорта в единые транспортные суды. Однако компетенция их осталась неизменной – рассмотрение дел о преступлениях на транспорте.

11 сентября того же года Президиумом Верховного Совета СССР принимается Указ «Об из- менении подсудности военных трибуналов», которым существенно ограничивался перечень дел, которые они имели право рассматривать. В дальнейшем в их компетенции оставят только дела о пре- ступлениях, совершенных военнослужащими. Дела же об особо тяжких государственных преступле- ниях будут переданы на рассмотрение в общие суды, за исключением дел о шпионаже. Дела о дивер- сиях, терактах, измене родине и других преступлениях против государства, ранее рассматривавшихся трибуналами, становятся подсудны общим судам.

Кроме того, очень многочисленные военные трибуналы войск МВД СССР в 1953 году вообще

были ликвидированы. В их состав до упразднения входили помимо прочих военные трибуналы кор- пусов железнодорожных войск и военные трибуналы бригады железнодорожных войск, что могло порождать некий терминологический парадокс, ведь военные транспортные трибуналы были преоб- разованы в нормально действующие транспортные суды ещё в 1948 году. Однако названные суды организационно входили в систему трибуналов войск МВД и поэтому содержали в своем наименова- нии указание на железнодорожные войска, хотя и не являлись транспортными трибуналами.

Также в 1953 году было ликвидировано Особое совещание при Министерстве внутренних дел СССР – орган, хотя и не являвшийся судебным, но фактически наделенный чрезвычайными полно- мочиями по рассмотрению уголовных дел и привлечению к уголовной ответственности, то есть осу- ществлявший судебную власть. Особое совещание было откровенно репрессивным органом и его дальнейшее существование после 1953 года не соответствовало внутренней политике и противоречи- ло интересам многих партийных лидеров, стремившихся к ослаблению силового блока и упраздне- нию крайне опасной в условиях борьбы за власть репрессивной машины.

Либерализация судебной системы была продолжена принятием 14 августа 1954 года Указа Пре- зидиума Верховного Совета СССР «Об образовании президиумов в составе верховных судов союзных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей». В советский период, особенно во время сталинского правления, государство уделяло гораздо больше внимания вопросам уго- ловной юстиции, нежели гражданской. При этом особенностью судебной системы было сокращение воз-

можностей обжалования и пересмотра приговоров. Однако в соответствии с названным Указом и Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1955 года в порядке надзора вступившие в законную силу приговоры могли быть опротестованы прокурорскими работниками (Генеральным прокурором СССР, прокурорами союзных республик, их заместителями, прокурорами автономной республики, края, области, автономной области) и председателями судов (Верховного Суда СССР, Верховных судов союз- ных республик, их заместителями, председателями судов кассационных инстанций) в президиумы, обра- зуемые во всех судебных органах, кроме судов первой инстанции. Президиумы верховных судов союз- ных и автономных республик, краевых, областных судов и судов автономных областей образовывались в составе председателя суда, его заместителей и 2 членов. Создание президиумов судов в качестве надзор- ной инстанции положительно отразилось на отправлении правосудия и возможностях исправления су- дебных ошибок. Оно служило целям оптимизации судопроизводства и усиления контроля вышестоящих судов за разрешением дел подчиненными им судами первой инстанции.

Указом от 14 марта 1955 года Президиума Верховного Совета СССР [3, ст. 116] была ощути- мо урезана компетенция народных судов в области гражданской юрисдикции. Из их ведения были изъяты дела по спорам между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными организациями на сумму до ста рублей. Впредь такие споры будут рассматриваться в административном порядке вышестоящими по отношению к должникам органами.

24 мая 1955 года было утверждено новое «Положение о прокурорском надзоре в СССР». В соответствии с этим актом роль прокурорских работников понималась не только как карательно-репрессивная, но и как направленная на обеспечение законности и обоснованности привлечения к уголовной ответственности и на осуществление надзора за деятельностью и решениями в том числе судебных органов.

Логическим продолжением ликвидации Особого совещания при МВД СССР, трибуналов войск

МВД СССР и минимизации подсудности военных трибуналов стало окончательное восстановление нормального порядка рассмотрения и расследования уголовных дел по некоторым государственным преступлениям. 19 апреля 1956 года было отменено постановление Президиума ЦИК СССР от 1 декаб- ря 1934 г. «О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов» и постанов- ление ЦИК СССР от 14 сентября 1937 года «О внесении в действующие уголовно-процессуальные ко- дексы изменений». Фактически это означало завершение периода крупномасштабных репрессий. Ис- ключительный порядок расследования и рассмотрения дел о государственных преступлениях, предпо- лагавший сокращенный срок вручения копии обвинительного заключения, невозможность кассацион- ного обжалования и вообще репрессивную деятельность как таковую, отменялся. В дальнейшем суды и следственные органы применяли общий порядок, предусмотренный процессуальными кодексами. Хотя и он подразумевал явно обвинительную модель уголовного процесса.

10 февраля 1957 года Верховный Совет СССР принял закон об отнесении к ведению отдельных

республик принятие законодательства об устройстве судов этих республик и организации в них судопроиз- водства. Этим законом были внесены соответствующие изменения в пункт «х» статьи 14 Конституции СССР 1936 года. В соответствии с этими изменениями центральные общесоюзные органы власти имели право устанавливать для всего Союза только основы законодательства о судоустройстве и судопроизводстве. Отдельные же союзные республики получали полномочия по самостоятельному законодательному регулированию судопроизводства и судоустройства на своей территории. Однако союзные республики на деле самостоятельных правовых систем не образовывали, их законодательство повторяло положения об- щесоюзного. Но при этом в опубликовываемых в СССР юридических исследованиях отмечалось, что право в нашем государстве строится на демократических принципах и союзные республики активно используют предоставленную им самостоятельность в нормотворчестве [4, с. 356].

12 февраля 1957 года объединенные в 1953 году транспортные суды после продолжительной дискуссии вообще ликвидировались. Их дальнейшее существование было признано нецелесообразным: специальные дела, самым непосредственным образом связанные с осуществлением транспорт- ного дела, в общем числе рассматриваемых ими споров составляли очень малый процент [5, с. 25]. С этого момента дела о преступлениях на транспорте стали рассматривать обычные народные суды, областные, краевые суды, Верховные суды союзных и автономных республик. Чуть позже 6 мая 1957 года Президиум ВС СССР принял Указ «О признании утратившими силу постановлений ЦИК и СНК Союза ССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР в связи с принятием закона от 12 февраля 1957 года «Об упразднении транспортных судов». Данный нормативно-правовой акт юридически до- полнил вышеназванный Указ и отменил действие целого ряда Указов и Постановлений.

В продолжение курса на усиление Верховных судов союзных республик и их нижестоящих судов 12 февраля 1957 года принято новое «Положение о Верховном суде СССР» [6, ст. 84] и внесе- ны изменения в ст.ст. 104 и 105 Конституции СССР. Данное Положение существенным образом уменьшало полномочия Верховного суда СССР. Теперь он не мог вмешиваться в рассмотрение дел,минуя Верховные суды союзных республик, имел право рассматривать в порядке судебного надзора только приговоры и решения Верховных Судов союзных республик как судов первой инстанции, по- становления президиумов Верховных Судов союзных республик лишь в случаях их противоречия союзному законодательству и нарушения интересов других союзных республик. Позже 3 июня 1957 года Президиум Верховного Совета СССР принял Постановление «О структуре аппарата Верховного Суда СССР», дополнявшее Положение от 12 февраля.

12 сентября и 20 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял Указы, определяющие по- рядок исполнения решений судов иностранных государств, с которыми у СССР заключены договоры об оказании правовой помощи. В соответствии с этими Указами правом рассмотрения ходатайств о принудительном исполнении решений иностранных судов наделялись краевые, областные суды, суды автономной области, окружные суды, Верховный Суд автономной республики и Верховный Суд союз- ной республики (в республиках, не имеющих областного деления) по месту жительства должника.

Однако наиболее важные нормативно-правовые акты, закрепившие создание новой модели судебной системы, были приняты 25 декабря 1958 года. К ним относятся Законы СССР об утвержде- нии «Положения о военных трибуналах»[7, ст. 14], «Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик»[8, ст. 15], «Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик»[9, ст. 12], а также Закон СССР «Об изменении порядка выборов народных судов»[10, ст. 13], внесший изменения в Конституцию, и Закон СССР об утверждении вышеназван ных Указов Президиума Верховного Совета СССР от 12 сентября и 20 декабря 1958 года. Данные правовые акты составляли основу нормативного регулирования судоустройства и судопроизводства в СССР. После их принятия были утверждены Указы Президиума Верховного Совета СССР от 13 ап- реля 1959 г. и от 19 января 1961 г., в соответствии с которыми целый ряд правовых актов признава- лись утратившими силу. Не действующими были объявлены, в том числе и многие из вышеприве- денных актов, оформлявших судебную реформу 1950-х годов. Это было обусловлено не отказом от закрепленных в них подходов, а, скорее, технико-юридическими причинами: вместо огромного мно- жества актов было принято несколько, воспринявших и воспроизводящих их положения. После этого законы, положения которых были продублированы во вновь принятых, отменялись.

Позже, 8 декабря 1961 года, были утверждены «Основы гражданского судопроизводства Со- юза ССР и союзных республик». После принятия общесоюзных основ судоустройства в соответствии

с ними отдельные республики принимали свои судоустройственные и процессуальные законы, окон- чательно оформившие их судебные модели.

При этом согласно ст. 16 вышеназванных Основ законодательства о судоустройстве судебную систему СССР образовывали суды союза ССР и суды союзных республик.

К судам Союза ССР относились Верховный суд Союза ССР и военные трибуналы. Суды Союза ССР

действовали на всей территории Советского Союза и выносили приговоры и решения именем Советского Союза. Они руководствовались законами Союза ССР и законами той союзной республики, на территории ко- торой осуществляли правосудие. Верховный суд СССР, пересматривая в порядке надзора в установленных законом случаях уголовные и гражданские дела судов союзных республик, применял законодательство Союза СССР и той союзной республики, на территории которой дело рассматривалось первоначально.

К судам союзных республик относились Верховный суд союзной республики, Верховные су- ды автономных республик, областные, краевые, городские суды, суды автономных областей и нацио-

нальных округов, районные (городские) народные суды.

Таким образом, судебная система СССР 1950-1970-х годов была образована в результате масштабной реформы. Законодательство, регулировавшее отправление правосудия, принималось на двух уровнях – об- щесоюзном и республиканском. Последнее действовало только в пределах принявшей его союзной республи- ки и должно было развивать положения законов, принятых центральными органами и действовавших на всей территории СССР. Основу правового регулирования функционирования советской судебной системы в ис-

следуемый период составили утвержденные 25 декабря 1958 года «Положение о военных трибуналах», «Ос- новы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик», «Основы законодательства о судо- устройстве Союза ССР, союзных и автономных республик», а так же «Основы гражданского судопроизвод- ства Союза ССР и союзных республик», утвержденные 8 декабря 1961 года.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты