Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Право Древней Греции 4 страница




1. Раннефеодальное (Варварское) государство. Утвердилось в европейских государствах в 5 - 9 вв. Признаки:

а) сильная королевская власть;

б) преобладание родовых, общинных форм организации;

в) феодальные отношения находятся в стадии формирования;

г) основную роль в управлении играет сельская община, выполняющая судебные, административные, хозяйственные функции;

д) примитивный государственный аппарат; Отсутствие постоянной, регулярной связи между центром и регионами;

ж) Идет процесс делегирования государственных полномочий на местах крупным землевладельцам.

2. Сеньориальная монархия. Утвердилась в европейских государствах в 10 - 11 вв. Признаки:

1. территориальная раздробленность;

2. ослабление центральной государственной власти, сосредоточение власти на местах, в руках крупных феодалов - землевладельцев;

3. отсутствие единого рынка и единого экономического пространства (следствие господства натурального хозяйства);

4. феодальные войны и произвол как постоянная политическая ситуация.

3. Сословно - представительная монархия (13 - 15вв.) Признаки:

1. развитие товарно - денежных отношений, межрегиональных экономических связей, преодоление натурального типа хозяйства как социально - экономический фон политических процессов;

2. развитие городов, заинтересованных в сильной королевской власти;

3. постепенное ослабление территориального сепаратизма, укрепление связей центра с регионами, усиление центральной королевской власти;

4. ослабление политической власти крупных феодалов на местах;

5. возникновение и функционирование сословно - представительных учреждений (германский рейхстаг, английский парламент, французские Генеральные штаты, земский собор в России), которые являлись опорой центральной власти и выполняли законосовещательные функции).

4. Абсолютная монархия. Утверждается в европейских государствах в 15 - 17вв. в условиях разложения феодальных отношений и формирования буржуазного уклада. Признаки:

1. концентрация законодательной, исполнительной, судебной, военной, а иногда и духовной власти в руках монарха - глава государства;

2. ограничение политического и экономического влияния церкви, над которой устанавливается государственный контроль, а также произвола;

3. формирование централизованного бюрократического аппарата, постоянной армии, налоговой системы, государственных границ;

4. усиление роли общегосударственного (королевского) права.

5. отмирание сословно - представительных учреждений;

6. ограничение правовой автономии городов. В чистом, классическом виде абсолютизм сложился во Франции и Испании. В других европейских государствах абсолютная монархия имела местные особенности так, например, в Англии укрепление королевской власти проходило при сохранении парламента и местного самоуправления. В Германии абсолютизм утвердился лишь в отдельных государствах и княжествах, при том что власть императора Священной Римской Империи германской нации оставалась. На определенном этапе своего развития выделяется такой вариант абсолютной монархии, как просвещенный абсолютизм (Франция, Пруссия, Австрия, Россия).

Концепция просвещенного абсолютизма предполагала проведения политики протекционизма и меркантилизма (поощрение развития отечественной торговли и промышленности) а также культуры, наук, и просвещения), проведение реформ в целях общественного блага и прогресса.

Реформы Карла Мартелла

Карл Мартелл (Молот) был майордомом при нескольких королях в 1-й половине 8в. Майордом - должностное лицо, возглавлявшее управление королевским дворцом первоначально и в последствии фактически глава государства с правом наследования должности. Причины реформ:

1. Дестабилизация обстановки в стране (борьба между феодалами, противоречия их с населением вотчин).

2. Децентрализация государственного управления.

3. Внешнеполитическая угроза (угроза нашествия арабов).

Мероприятия:

1. Отмена дарения земель в полную собственность.

2. Конфискация земли у некоторых феодалов и монастырей и передача её в условное пожизненное держание - бенефиций. При условии несения службы (в основном военной).

3. Создание войска новой модели - от дружинной организации и народного ополчения к конному рыцарскому войску. Результаты:

1. Временное усиление центральной власти.

2. Отражение внешних врагов.

3. Стабилизация обстановки внутри государства.

4. Завоевательные походы в соседние страны.

5. Складывание отношений сюзеренитета-вассанитета.

Реформы К.Мартелла способствовали расширению феодального землевладения. Однако некоторые исследователи говорят о том, что реформы подхлестнули распад государства. С середины 8в. – период завершения процесса расслоения общества на классы. Происходит это посредством отношений, возникающих на основе договоров:

1. Самозакабаления - имущественная и личная зависимость крестьян от землевладельцев.

2. Коммендации - возникает в отношениях крестьян с католической церковью, характеризуется постепенной потерей имущественной и личной независимости.

3. Прекария - связан с передачей земли. Выделяют три формы:

-precaria data ("прекарий данный") - крестьянин получал землю во временное пользование.

-precaria remuniratoria ("прекарий возмещенный") - крестьянин отдавал свой надел и получал его обратно во владение (возникал в следствии залога земли в обеспечение долга).

-Precaria oblata ("прекарий подаренный") - прекарист, уже в экономической зависимости, отдавал свой участок и получал его с прибавленным в качестве держания. Увеличиваются имущественные права сеньоров, т.е. судебная, военная, и финансовая власть над крестьянами.

22.Право древних франков. Источники права.

Источники права. Важнейшим источником права являлись варварские правды - записи обычного права варварских племен. В конце V в. была составлена запись обычного права вестготов (судебник короля Эврика), несколько позднее - Бургундская Правда. В конце V или в начале VI вв. появилась Салическая Правда. Была создана запись обычного права рипуарских франков - Рипуарская Правда. Алеманы имели свою - Алеменскую Правду, бавары - Баварскую Правду, саксы - Саксонскую и т.п. Господствовал при этом "национальный", а не территориальный принцип действия права.

Важнейшее значение в качестве источника права имела Салическая Правда - Lex Salica. Первоначальный текст Салической Правды предположительно был составлен при Хлодвиге, но сохранились лишь рукописи времен Пипина Короткого и Карла Великого (VIII в.).

Наиболее общая характеристика Салической Правды позволяет выделить, что она:

· представляет собой бессистемную запись обычаев Салических франков;

· отражает пережитки первобытнообщинного строя;

· раскрывает процесс разложения первобытнообщинной собственности и появление частной собственности;

· защищает интересы имущих и их частную собственности;

· отличает ее формализмом, казуистичностью, наличием символики и тесной связью с религиозными обычаями.

Важнейшим источником права являлись акты королей: эдикты, декреты, предписания (praeceptu), позднее капитулы и капитулярии.

Собрание капитуляриев, составленное частным лицом, появилось впервые в 827 году.

Частное право. У франков сохранилось общинная собственность на землю. Продолжает существовать сельская соседская община (марка). В частную собственность перешли, предположительно, только приусадебные участки. Земля не могла быть продана или передана другому лицу за долги лицу, не состоявшему членом сельской общины. В пределах общины замечается дифференциация населения на многоземельных, малоземельных и безземельных людей. К концу VI - началу VII вв. франки получили право распоряжаться как приусадебной, так и пахотной землей. Салическая Правда и Рипуарская Правда отмечают частную собственность на землю.

Частная собственность на землю возникает в результате дарений, покупки у римлян, захватов никем не занятой земли. Эти земли получают название аллода. Наряду с аллодами существовали прекарии - земли, переданные их собственниками в пользование и владение за услуги или плату.

Землю в прекарий обычно давала церковь. Передача земель в качестве прекария также служила источником установления зависимости крестьян от крупных землевладельцев.

После реформы Карла Мартелла появился новый вид земельной собственности - бенифиций - условное держание земли, сопряженное со службой и определенными повинностями.

Таким образом, развитие феодальной собственности на землю можно представить в следующей схеме:

Феодальная собственность на землю, Королевские земли, Церковные земли, Общинные земли

Аллод (полная собственность),Прекарий ,Бенефиций (условное пожизненное держание)

Феод (условное наследственное держание). Существовали феоды - условные земельные держания, передаваемые по наследству.

В Салической Правде предусмотрена виндикация утраченных или похищенных вещей. С похитителя взыскивается штраф. В спорных случаях вещь передавалась третьему лицу, и назначалось судебное расследование.

К исполнению договорных обязательств кредитор мог должника принудить. Для этого три раза с промежутками в несколько дней кредитор должен был при свидетелях заявить должнику о своих требованиях.

Наследование было возможно по наследству - сыновья, а при их отсутствии - отец, мать, брат, сестра и другие родственники с отцовской стороны. С VII века к наследованию земли допускались и женщины.

Наследования по завещанию не было, для передачи имущества на случай смерти прибегали к дарениям, прекарию или передаче имущества какому-либо доверенному лицу.

Имело место аффатомия - передача имущества наследнику по завещанию через посредника. Сначала наследодатель передавал вещь посреднику через суд. Посредник принимал вещь и через 12 месяцев передавал ее действительному наследнику путем дарения.

Уголовное право. В уголовном праве удерживаются остатки обычая кровной мести. За большинство преступлений налагались высокие штрафы в пользу потерпевшего (1/3 которого поступала в пользу государства). В случае неуплаты штрафа виновный отдавался головой пострадавшему, допускалась кровная месть или в дело вмешивался суд, который назначал наказание. Штраф был высокий и, в ряде случаев, уплачивался родственниками преступника. И при получении штрафа сумма могла делиться между родственниками потерпевшего.

Члены рода могли себя освободить от коллективной ответственности за своих сородичей, для этого необходимо было явиться в сотенное собрание и в присутствии тунгина и собравшихся совершать церемонии, разрывающие узы с родовым коллективом (разломать над головой 4 ольховых прута и разбросать их в 4 стороны).

Статьи Салической Правды определяют последствия преступных посягательств исходя из социального положения потерпевшего и преступника, что отражает классовое расслоение общества.

За убийство назначался вергельд - штраф в пользу родных убитого. Его размер определялся социальным положением убитого: за убийство свободного франка - 200 солидов; за убийство свободного римлянина - 100 солидов; за убийство королевского телохранителя - 600 солидов; за убийство полусвободного лита - 100 солидов; за убийство римского колона - 63 солида.

За убийство раба платился не вергельд, а стоимость раба - 35 солидов его хозяину. В случае убийства рабом свободного уплачивался вергельд в половинном размере их господином, в счет другой половины вергельда убийца выдавался головой родственникам убитого.

За убийство женщины уплачивался тройной вергельд, беременной женщины - в четырехкратном размере, тройной вергельд взыскивался за убийство ребенка, не достигшего 12 лет, убийство тайной, убийство с попытками скрыть следы преступления. За нанесение телесных повреждений взыскивались штрафы различных размеров. Наказуемо было похищение женщины, рабу полагалась смертная казнь, литу и королевскому рабу - уплата вергельда в размере 200 солидов, для свободных были установлены штрафы от 3 до 63 солидов. Немало внимания было уделено словесным оскорблениям, причем за оскорбление женщины взыскивался более высокий штраф, чем за оскорбление мужчины.

Салическая Правда содержит длинный ряд статей об имущественных преступлениях.

Различаются 3 вида кражи:

а) на сумму от 2 динаров и выше;

б) на сумму от 40 динаров и выше;

в) кража с взломом или с подделкой ключей.

Наказание при этом устанавливалось: - для свободных - штрафы (соответственно 15, 35, 45 солидов); - для рабов:

1) возмещение ущерба и 120 ударов;

2) кастрация или возмещение ущерба и штраф;

3) смертная казнь и т.д.

Обобщая уголовное право, следует отметить, что система преступлений Салической Правды включает:

· нарушение предписаний короля;

· преступление против личности;

· имущественные преступления;

· преступление против отправления правосудия.

В качестве санкций за преступления Салическая Правда устанавливает в основном денежные штрафы. Вместе с тем применялась смертная казнь, членовредительские наказания, телесные наказания, объявление стоящим вне закона (конфискация имущества и полный бойкот всеми членами общества, включая жену).

Таким образом, подчеркивая основные черты уголовного права по Салической Правде, следует выделить:

· сохранение пережитков первобытнообщинного строя;

· более энергичную защиту интересов имущих;

· отсутствие общих принципов для квалификации преступлений и назначение наказаний;

· чрезмерная тяжесть материального наказания;

· казуистичность права.

Судопроизводство. Процесс был состязательным, возникал по инициативе потерпевшего и был построен целиком на началах частного обвинения. Суд выступал в процессе в роли арбитра между сторонами.

Вызов ответчика в суд осуществлял потерпевший. Если ответчик не являлся в суд, даже после третьего приглашения, его вызывали в суд короля, и король объявлял его вне своей защиты как нарушителя мира. Это было равносильно объявлению лица вне закона.

Доказательствами служили показания свидетелей, при их отсутствии - выступления соприсяжников, т.е. поручителей обвиняемого - свидетелей его доброй репутации. Соприсяжники в торжественной словесной форме свидетельствовали, что обвиняемый не мог совершить данного преступления. Ошибка в словесной формуле влекла за собой недействительность доказательства и проигрыш дела.

Практиковались в качестве доказательства ордалии, т.е. испытание водой и железом. Испытуемый в первом случае опускал руку в котел с кипящей водой и держал до тех пор, пока произносилась определенная сакраментальная формула. Освобожденную руку завязывали и по истечении определенного времени снова осматривали в суде.

Аналогично производили испытание раскаленным железом. От ордалий можно было откупиться, уплатив штраф в пользу потерпевшего и казны, значительно меньший, чем полагалось в случае признания виновным, что создавало привилегии имущим.

В качестве доказательства прибегали и к поединку. Приговоры сотенного суда приводились в исполнение графами и их помощниками. Основными чертами судопроизводства государства франков следует считать:

· состязательная форма процесса;

· равенство прав и обязанностей сторон в процессе;

· единая процессуальная форма для уголовного и гражданского процесса;

· возбуждение дела осуществляется по инициативе потерпевшего;

· суд выступает в процессе в роли арбитра, в сборе доказательств участия не принимает;

· формализм при осуществлении судебного разбирательства.

Таким образом, источниками права в государстве франков явились: Варварские Правды и акты королей. Получили развитие частное и уголовное право. Право древних франков оказало значительное влияние на становление правовых систем стран Западной Европы.

23. «Салическая Правда»: общая характеристика, регулирование имущественных отношений, семейно-брачное и наследственное право, уголовное право и процесс.

Варварскими правдами” называют раннефеодальные юридические кодификации германских народов - записи их обычного права. Наиболее известна Салическая правда (по точному названию - “Салический закон” - Lex Salica). Временем ее возникновения принято считать конец V столетия - момент расселения франков на завоеванных землях. Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни. Сохранилось придание, что текст Салической Правды был составлен путем опроса старейших представителей четырех регионов королевства относительно древних обычаев франков в целях «приверженности к справедливости и сохранения благочестия». Первоначальный текст до нас не дошел. Состояла Салическая Правда из Пролога, 65 титулов (глав) и Эпилога. Впоследствии преемники Хлодвига увеличили его объем за счет прибавления нескольких глав в течение VI—IX вв.

Салическая правда представляла собой не свод законов Франкского королевства, а судебник, предназначенный для непосредственного практического применения. Судебному контролю подлежали, прежде всего, преступления, причиненные личности или имуществу свободных франков. Большое внимание уделено так же обязательствам, возникающим в сфере имущества и наследования аллода (поземельного владения семьи), обязанности родственников по оказанию помощи при возмещении имущественного ущерба или личного вреда, порядок осуществления правосудия, оценка свидетельских показаний и ответственность территориальных общин за возмещение ущерба, причиненного на их территории скрывшимся преступником.

Непосредственной областью распространения действия судебника стала северная часть королевства, занятая салами - пришельцами, тогда как на юге действовал кодекс Алари ха, который Хлодвиг приказал применять по делам гало - римлян. Во Франкском королевстве в этот период проживало восемь групп населения. В северной части выделялись группы свободных франков, полусвободных (литы), рабов, три группы королевских служащих (чиновники-военачальники, дворцовые служащие, дружинники). Приблизительно тогда же, в V-VI в., появились Рипуарская и Бургундская правды. Несколько позже были заключенные англосаксонские судебники, германские и кельтские юридические сборники (ирландский, аллеманский, баварский) и др.

«Варварские правды» не являются единственным источником раннефеодального права. В связи с укреплением власти короля появляются королевские повеления, распоряжения, которые служили дополнением к правдам, а впоследствии были выделены в отдельный судебник. Также к источникам раннефеодального права можно отнести иммунитетные грамоты, которые короли выдавали крупным феодалам, формулы-грамоты – это образцы документов, при помощи которых оформлялись дарение, купля-продажа, и пр.

Основным же источником права в этот период являются обычаи, которые опираются на понятиях чести, клятвы, возмездии, примирении, коллективной ответственности и пр.

Большое значение в развитии права германцев имеет церковь. А именно благодаря огромному количеству церковных канонов, соборов, декретов и пр. Церковь издала на основе Библии большое количество «уложений о наказаниях». Христианские заповеди так же можно встретить и в англосаксонской Правде Альфреда ( IX в.). Церковь оказывала влияние на «народное право», в свою очередь и «народное право» имело воздействие на церковное право, что привело к изменению и того, и другого. Наряду с традиционными правовыми санкциями в судебники включаются церковное покаяние и штрафы в пользу духовенства и т.д.

В эпоху варварских королевств германских народов регулирование отношений внутри германских племен строилось, помимо королевского законодательства, на обычном праве, как уже говорилось ранее. Основы общественно-юридического быта германских народов были в главном едиными, поэтому формирующееся право к середине I тыс. составило целостную систему особого германского типа. Это германское право стало вторым по важности, наряду с римским правом, источником всей позднейшей европейской юридической культуры. «Варварские правды» сложились под значительным влиянием институтов и принципов римского права (кроме ранних — Вестготской и Бургундской) отчасти и оттого, что писались они по-латыни.

Варварские правды — важнейший, а в некоторых случаях и единственный источник для изучения общественного строя складывавшихся раннефеодальных государств Западной Европы. В Варварских правдах, зафиксировавших наиболее далеко зашедший процесс классообразования и становления феодального общества (особенно в Баварской, Алеманнской, Вестготской), нашли отражение развитие крупного землевладения и превращение свободных общинников в зависимых крестьян, зарождение условного землевладения, усиление королевской власти и государственного аппарата, церкви.

Для Варварских правд характерна внутренняя противоречивость, отразившая борьбу между элементами старого родоплеменного и зарождавшегося феодального укладов. Варварские правды представляют собой, с одной стороны, фиксацию обычая, соответствовавшего ещё интересам широких масс общинников, а с другой — введение правовых норм, отражавших интересы зарождавшегося класса феодалов, стремление формировавшегося государства устранить институты родоплеменного строя или приспособить их к собственным нуждам.

По мере упрочения феодального строя Варварские правды утрачивали своё значение, и к XI в. в большинстве случаев перестали применяться.

2. Регулирование имущественных отношений.

Ознакомление с многочисленными описаниями судебных и других процедур приводит к предположению, что составители Правд не различали между главным и второстепенным: мельчайшие действия, формулы и выражения фиксируются столь же — и еще более — детально, как и существенная сторона этих актов, то, ради чего они, казалось бы, и совершались. Подобные описания сбивчивы, содержат повторения, но составителям Правд явно важно зафиксировать все эти детали, ничего не упустив. По-видимому, различие между второстепенным и основным проходило для них не там, где его сейчас проводим мы. Это смешение может быть понято как свидетельство неразвитости правосознания, юридической «примитивности» народного права. Но такая оценка недостаточна, так как она исходит из совершенно чуждых варварскому обществу критериев и ничего, по существу не объясняет. Очевидно, все подробности имели глубокое символическое значение и были необходимы для осуществления права.

У разных ветвей германских народов оформление писаного обычного права происходило в разное время: это соотносилось с историческими различиями в степени проникновения ранней государственности в общественный быт, с местными особенностями становления публично-правовой общности того или другого народа. При всем типическом сходстве варварские правды, поэтому различаются по содержанию конкретных предписаний, наличию тех или других правовых институтов, по отношению с королевским законодательством своего времени. В «Салической Правде», одной из наиболее архаичных записей варварского права, нет единого и общего постановления о наказании за кражу имущества; зато во многих титулах со всеми подробностями разбираются случаи кражи свиней, рогатых животных, овец, коз, собак, птиц, пчел, рабов, лодок, дичи, изгороди и т.д. Различаются кражи, совершавшиеся свободными и рабами; предусматриваются случаи, когда крали одно или нескольких животных, учитывая при этом, оставались ли еще другие или нет, и т.п. Привлекает внимание большое количество имущественных преступлений, отмеченных в Салической правде. В частности, указаны отдельно штрафы за кражу ястреба, петуха, курицы, голубя, журавля, коня, крупного рогатого скота. Интересно, что красть свиней или рогатый скот стадом было «выгоднее», чем в одиночку. Так, за кражу одной коровы штраф составлял 15 солидов, а за стадо из 12 коров - 62,5 (а не 180, как можно было бы ожидать).

Земля находилась в индивидуальном владении семьи. Выделенные ей участки, как пахотного поля, так и лугов считались "огороженным листом". Различные посягательства на чужое поле или луг были или преступлениями, или вообще противоправными, хотя и с разной мерой ответственности. Леса и некоторые другие угодья рассматривались только как совместная собственность общины, и их использование регламентировалось коллективным интересом. Наследственное владение постепенно формировало особый институт аллод, под которым понималось чисто семейное право пользование огороженными участками и принадлежащим к ним имуществом. Право пользование наследовалось с преимуществом мужского потомства. Закон не предусматривал никаких сделок с аллодом. Движимое имущество также рассматривалось как семейное владение: распорядиться им на случай смерти кого-либо в пользу третьего лица мог только через особо сложную процедуру аффитомии с участием общинной сходки и отсрочкой передачи на год.

3. Обязательственное право.

Обязательственные отношения в Салической правде освещаются довольно слабо. Это объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности. Упоминаются такие виды сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при этих сделках осуществлялось публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательств влекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполнении обязательств влекла за собой дополнительный штраф. Среди разного рода сделок особое место уделим займу. Долговое рабство Салическая правда уже не знает. Зато имущественная ответственность должника становится очень строгой. После просрочки платежа кредитор трижды являлся к должнику (со свидетелями), и каждый раз сумма долга возрастала на 3 солида. Конфискация имущества должника производилась графом.

4. Брачно-семейные отношения и наследственное право.

Древние обычаи германцев допускали установление брака покупкой жены, а еще более древние не исключали похищения (умыкания). Через покупку муж приобретал власть над женой. После его смерти эта власть переходила к свекру, поскольку выкупная плата давалась им. К временам Салической правды эти обычаи уже отмирали. Место выкупной платы заняли вещи, которые муж приносил жене в качестве так называемого утреннего дара (в награду за невинность). Они оставались в семье. Жена должна была явиться в дом мужа, принося приданное. Семья патриархальный характер, но власть отца не была безграничной. Она напоминала более строгую пожизненную опеку над женой, дочерью или сыном. Опека над сыном прекращалась по достижении им 12 лет.

Браку и семье в Салической Правде посвящено значительное число статей. Браку предшествовало соглашение между семьями жениха и невесты. Обязательно требовалось согласие родителей. Запрещались браки с родом родственников и свояками. Такие браки объявлялись недействительными. Браки с рабами влекли за собой утрату свободы. Салическая Правда ничего не говорит о разводе. Разводы, вначале допускаемые, были запрещены по мере усвоения христианства.

6. Уголовное право и процесс.

Судебный процесс по Салической правде носил обвинительно-состязательный характер. Основная задача суда сводилась к организации

такого состязания, а в конце — к победе одной из сторон. Судебное дело возбуждалось по инициативе потерпевшей стороны, на ней лежало формулирование обвинения и представление доказательств. Такой процесс получил название обвинительного. Исключение из правил делалось только ради таких преступлений, которые существенным образом затрагивали общий интерес, например бегство с поля боя. Виновные в этих преступлениях наказывались по инициативе властей. Изменников, по обыкновению, вешали, трусов топили в болоте и забрасывали хворостом.

Отыскание украденных вещей, вызов в суд ответчика и свидетелей должен был производить сам истец. Вместе с тем, Салическая правда вооружалась угрозой штрафа (в 12 солидов) в отношении ответчиков и свидетелей, если их неявка в суд происходила по неуважительной причине. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.

Предварительного расследования не существовало. Суд ограничивался теми доказательствами, которые предъявляли стороны. Главным видом судебных доказательств считались показания свидетелей, сопровождаемые религиозными клятвами или клятвами на обнаженном оружии. Лица, отказавшиеся отдачи показаний или допустившие лжесвидетельство, подвергались штрафу и объявлялись вне закона, — в этом случае их имущество подлежало конфискации, а сами они оказывались в состоянии полного и всестороннего бойкота со стороны общества. Если свидетелей не было, прибегали к условно-объективным доказательствам: привлекались соприсяжники из числа родственников, соседей, друзей в количестве 6, 12 и до 72 человек. Их главное предназначение состояло в том, чтобы коллективной клятвой, присоединившись к клятве одного из участников процесса, оказать ему помощь, защитить его от обвинений, исходя не из обстоятельств дела, которых они могли и не знать, а из благонравия и добропорядочности защищаемого, его честности и неопороченной репутации.

Когда не удавалось добиться признания – на чем сосредотачивались основные усилия, – судьи апеллировали к богу. Так рождается ордалий – “суд божий”, состоящий в испытании соответствующей стороны в процессе. Наиболее распространенными способами ордалия были испытания водой, железом и огнем. Салическая правда знает ордалии с помощью котелка с кипящей водой, в которую опускалась рука обвиняемого. Обожженная и плохо заживающая рука была свидетельством его виновности. От испытания котелком можно было откупиться, причём сумма выкупа зависела от суммы предполагаемого штрафа в случае проигранного дела, но была значительно ниже, чем сам штраф. Возможность «выкупа руки от котелка» была социальной привилегией богатого преступника.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 76; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты