КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия бессознательногоВконце XIX в. усилился скептицизм. Истина, по Ницше, есть «род заблуждения». Отрицание высшего начала и истины порождало иррационализм. Отказ от гегелевского всесилия логики привел к философии бессознательного Эдуарда Гартмана(1842—1906).
Бессознательное, по Гартману, является единой духовной субстанцией, общей для природы и людей и лежащей в основе их деятельности. В человеке бессознательное действует на уровне инстинкта, который никогда не ошибается. Представление о бессознательном присуще не только западной культуре. В древнеиндийской философии ему уделялось большое внимание — как подсознательным мотивам, так и сверхсознанию, под которым понималась часть человеческого существа, находящаяся в контакте с Единым. Гартман продолжал Канта и особенно Шопенгауэра в том значении, которое они придавали воле. К сознательной воле Гартман добавил волю бессознательную, которая, по его мнению, первична и более сильна. Одно из свойств бессознательного — моментальность действия. Если мы что-то делаем, не раздумывая, по первому побуждению, это и есть проявление бессознательной воли. Она может находиться в конфликте с сознательными желаниями, и этим объясняется состояние, когда мы разумом понимаем, что нужно делать, но что-то внутри, непонятное нам самим, мешает приступить к выполнению намеченного, и делаем мы совершенно иное. С помощью представления о бессознательной воле можно объяснить, почему удовольствие часто переходит в свою противоположность. Человек отдает себя во власть инстинкта, являющегося выражением бессознательной воли. Но после его удовлетворения последняя ослабевает, зато более сильной становится сознательная воля, недовольная происшедшим; отсюда чувство неудовлетворенности собой. Делая.вывод, что небытие мира заслуживает предпочтения перед «безумным карнавалом бытия», Гартман перебрасывает мостик в философию XX в. Контрольные вопросы 1. Каковы основные черты философии XIX в.? 2. Как связана философия Фихте, Шеллинга и Гегеля с философией 3. В чем сходства и различия между философией Шеллинга и Гегеля? 4. Каковы основные законы диалектики Гегеля? 5. Что такое Абсолютная Идея? 6. В чем сходство и различие между системами Гегеля и Аристотеля? 7. Как представлял эволюцию человеческой культуры Конт? 8. Каковы этапы развития общества по Спенсеру? 9. Какую роль играет бессознательное у Гартмана? Рекомендуемая литература Гартман Э. Философия бессознательного: В 2 т. — М., 1875. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. — М., 1975— 1977.
Конт О. Курс положительной философии: В 2 т. — СПб., 1899—1900. — Т. 1. Ницше Ф. Собрание сочинений: — М, 1990. — Кн. 1, 2. Спенсер Г. Сочинения: В 7 т. – СПб., 1898. – Т. 1. Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. — М., 1955. Фихте И. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. — М., 1937. Хрестоматия по истории философии: В 2 ч. / Отв. ред. Л.А. Микешина. — М., 1994. Шеллинг Ф. Сочинения: В 2 т. – М., 1987. – Т. 1. Шопенгауэр А. Собрание сочинений: В 5 т. — М., 1992. — Т. 1. Глава 11
|