КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В одной из древних летописей, записанной на бамбуковой дощечке, дается предание об использовании вод (т.е. морей) еще в правление мифической династии Ся неким императором Юем.В середине II тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ зарождается цивилизация Древнего Китая. Уже к концу II тыс. до н.э. китайцы расселились по Восточной Азии, достигнув берегов Амура на севере и южной оконечности Индокитайского полуострова. Китайцы активно осваивали и акватории морей, омывающих их земли, пытаясь выйти в Тихий океан. Уже в период династии Шан-Инь (XVIII – XII вв. до н.э.) китайское государство имело заморские колонии. Об этом можно узнать из «Шанских од», где в одной из частей, названной «Шицзин» (Книга песен), говорилось, что «грозный Сян Ту привел в повиновение заморские земли» [11]. В XI в. до н. э. при восхождении одного из императоров династии Чжоу (XII – V вв. до н.э.) на престол ему был в качестве дара приморским племенем юэчжэней преподнесен корабль. Известны географические карты отдельных провинций Китая, а также прилегающих к нему стран, сделанные в X в. до н.э. Эти карты размножались ксилографическим способом. Они использовались, в основном, в военно-административных или торговых целях. О том, что морские путешествия были составной частью жизни Древнего Китая, свидетельствует и тот факт, что правитель царства Ци в VI в. до н. э. «совершая увеселительную прогулку по морю, не возвращался в столицу шесть месяцев». Из этого сообщения можно сделать вывод и о масштабности морских путешествий. Великий китайский философ Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.) в трактате «Лунь юй» сообщает, что «ему очень бы хотелось поплавать по морю в деревянной шаланде». Видимо, этот вид морского путешествия был комфортен и приятен. Известно, что Конфуций более 13 лет провел как странствующий учитель. Идеалом философа было гармоничное общество, где каждый добросовестно исполняет свой долг. Согласно его учению, служение богам и духам не принесет пользы тому, кто забывает о служении людям. Основатель даосизма – легендарный Лао-Цзы, видя упадок правящей династии Чжоу, эмигрирует из страны. Предание гласит, что его задержали на одной из застав на западной границе империи. Начальник заставы заставляет письменно изложить основы его учения. За три дня мудрец надиктовал «Дао дэ цзин» – величайший из даосских текстов. «Дао» переводится как «путь», «тропа», «закон». Следовать этому пути – значит идти путем космического порядка. Главным для даоса является постижение Дао и построение своей жизни в соответствии с ним. Оставив запись своего учения на заставе, Лао-Цзы продолжил свое путешествие верхом на буйволе. Можно предположить, что если бы не вынужденное путешествие, то мир лишился бы изложения учения даосов. Неслучайно Китай называют страной «трех путей». На протяжении более 2 тыс. лет три учения (три духовных пути) определяли общественную и духовную жизнь Китая: конфуцианство указывало путь гармонизации отношений в обществе; даосизм – индивидуального мистического постижения мира, а буддизм – спасение через сострадание и молитву. Как видим, объединяет мудрецов, в частности, любовь к странствиям, в результате которых они не только смогли постичь смысл жизни, но и пытались указать путь к спасению и совершенствованию народам и государям. Кроме торговых и прогулочных судов существовали в Древнем Китае и грозные военные корабли. «Существует много различных видов судов: большие лодки, маленькие лодки, быстроходные абордажные суда, многопалубные фрегаты, дозорные шаланды и др.», – пишет летописец. Он также сообщает и о крупном морском сражении между царствами У и Ци в 485 г. до н.э. Известно, что в этих царствах существовали специальные «корабельные павильоны» – верфи, где возводились, кроме военных, и гражданские суда, в частности, для правительственных чиновников и послов. Китай представлял собой разновидность древневосточной командно-административной системы, поэтому не только внешняя, но и в значительной степени внутренняя торговля были централизованы властью верховного правителя – вана. Для активизации внутренней торговли в стране стали создаваться уже с VII в. до н. э. подробные географические обзоры. Наиболее полные и известные из них – «Шаньхайцзин» и «Юйгун». Наряду с многочисленными мифологическими сюжетами там содержатся описания конкретных путешествий по внутренним районам государства и положение последних по отношению к морским бассейнам или рекам, горным хребтам. «Юйгун», созданный в эпоху Чжаньго – «Борющихся царств» (V – III вв. до н.э.) – можно рассматривать как прообраз путеводителя. В нем подробно описываются не только природные условия отдельных местностей (в этом произведении Китай был разделен на 9 природных областей), но и их хозяйство, транспорт и т.п. В «Юйгун» подробно описано путешествие, которое можно квалифицировать как речной туризм. Это был вояж, «предпринятый по Янцзы до впадения ее в море и оттуда до устья Хуанхэ и Сы». В эпоху Чжаньго можно искать и истоки паломнического и научного туризма. Жрецы различных культов, маги и чародеи верили, что в заливе Бохайвань (Желтое море) находятся острова Пэнлай, Фанчжан, Инчжоу, на которых проживают старцы – отшельники, владеющие многими премудростями, и, в частности, секретом бессмертия. И именно с этой эпохи начинают снаряжаться многочисленные морские экспедиции, направленные на поиски этих чудесных островов. Строительство Великой китайской стены, начатое в IV в. до н. э., доказывает прекрасные знания китайцев в области физической географии. Стена проходила четко по границе, отделявшей степные районы, где обитали кочевники, от земледельческих, где, собственно, и проживало население страны. Подобные знания можно было получить только путем обобщения результатов многочисленных путешествий жителей Древнего Китая за его пределы. Протяженность Стены ныне 2 500 км с 2 000-километровыми побочными ответвлениями. Она начиналась как земляные насыпи, которые создавались правителями северных царств, начиная с V в. до н.э., чтобы защитить себя от центрально-азиатских кочевников. При императоре Цинь Шихуанди (221 – 210 гг. до н.э.) строится как бы прообраз этого монстра в камне – длиной в 500 км, чтобы соединить отдельные участки и создать со временем единую цепь заграждений в 1 500 км. В XV в. в правление династии Мин Великая китайская стена принимает свой современный облик. Интенсивность путешествий значительно возросла в III в. до н. э. в правление династии Хань. Этому способствовало два фактора: наличие прекрасных путей сообщения в стране и либерализация политической жизни. Таким образом, определенные предпосылки для путешествий в связи с развитием коммуникаций были заложены. С приходом к власти династии Хань началась «оттепель» во внутриполитической жизни. Это благоприятно отразилось и на развитии путешествий. Основатель предыдущей правящей династии Цинь Шихуанди ввел в стране крайне жесткий диктаторский режим, основанный на философии легизма. Суть его государственной идеологии базировалась на примате законов, причем провозглашалось, что даже за маленький проступок необходимо карать очень жестоко, для того чтобы ни у кого не зародилось даже мысли о крупном преступлении. Существовало 12 видов смертной казни, среди которых отсекание головы было наиболее гуманным. В этом царстве тотального террора вряд ли возможны были массовые передвижения, не согласованные предварительно с властными структурами. Но это не значит, что путешествий не было вообще. По указу Цинь Шихуанди всю территорию Поднебесной империи пересекли отличные благоустроенные дороги. На их строительстве, так же как и на строительстве Великой китайской стены, работали сотни тысяч человек, и их «сдача» государству произошла в рекордно короткие сроки. Кроме того, был построен «Волшебный канал» протяженностью 150 км. Он был прорыт через горную цепь и соединил север и юг Китая, положив начало внутреннему 1500-километровому непрерывному навигационному пути по рекам. Совершенствование инфраструктуры продолжалось и позже. В I в. до н. э. началось строительство «Великого канала», в целом он был завершен почти через 1,5 тыс. лет, составил около 1 200 км и опоясал почти весь Восточный Китай. В правление Цинь Шихуанди процветал, если так можно сказать, «государственно-чиновничий» туризм. Сам император в сопровождении огромной свиты совершил по стране несколько инспекционных поездок. Не пренебрегал он и морскими путешествиями – в 215 и 210 гг. до н. э., о чем сообщают летописи. Стали регулярными в его правление торговые связи с островом Тайвань. При Цинь Шихуанди были продолжены поиски островов, на которых проживали отшельники, хранящие секрет бессмертия. С истинно императорским размахом он в 219 г. до н.э. организовал экспедицию под руководством даосских философов и придворных магов Хань Чжуна и Сюй Ши, а также алхимика Сюй Фу, в которой приняло участие несколько тысяч человек. Правда, они, не найдя, а может, и не ища островов, со временем основали поселение на Корейском полуострове. Их можно рассматривать как одних из первых политических эмигрантов в истории. Впоследствии древнекитайский историк и путешественник Сыма Цянь вложит в их уста следующее оправдание такого поступка: «Цинь Шихуанди так жаден до власти, что незачем добывать ему лекарство бессмертия». Верфь Гуанчжоу в эпоху Цинь имела три платформы, где могли причаливать корабли длиной почти 90 м и шириной 30 м. Для сравнения: «Майский цветок», на котором в 1620 г. был отправлен десант «отцов-основателей» в Америку, имел в длину 20 м, в ширину – 9 м. В правление династии Хань заметно активизировались морские путешествия. В этот период налаживались внешнеторговые и дипломатические связи с рядом стран и народов южных морей и Индийского океана, становятся регулярными контакты с Японией, которые осуществлялись через Корейский полуостров. В период Западного Хань (первые века нашей эры) купцы плавали на Суматру, Цейлон, достигали юго-западной оконечности Малаккского полуострова, а также Мадраса в Индии, откуда привозили жемчуг и «билюли» (разновидность драгоценных камней). Традиционным же экспортным товаром для Китая был шелк, монополию на торговлю которым он держал до VI в. н.э., когда по приказу византийского императора Юстиниана коконы тутового шелкопряда были тайно вывезены из Китая в полых посохах монахов. Буддийские миссионеры уже китайского происхождения начинают свое шествие по Индокитаю. Благодаря тому, что китайцы были одним из самых «исторических» народов в древности и начали летописание с середины II тыс. до н. э., в настоящее время имеется большое количество письменных источников, в том числе освещающих и деятельность выдающихся путешественников. Одним из первых китайских «землепроходцев» был Чжан Цянь, живший во II в. до н.э. и занимавший при императорском дворе высокую дипломатическую должность. Ему по делам службы приходилось часто бывать за границей. Знаменитый китайский историк древности Сыма Цянь пишет, что «он сумел завоевать любовь южных и восточных иноземцев», также он, видимо, пользовался и неограниченным доверием императора. Чжан Цяню была поручена важная миссия: заключить союз с вождем могущественного кочевого племени юэчженей против гуннов, с завидным постоянством разоряющих северные районы страны. Посольство Чжан Цяня насчитывало около 100 человек. Вскоре после начала путешествия они были захвачены гуннами, правитель которых продержал их в почетном плену 10 лет. Чжан Цяню удалось бежать на запад. Он сумел преодолеть Центральный Тянь-Шань и выйти к Иссык-Кулю – «Незамерзающему озеру». Здесь он узнал, что юэчжени откочевали дальше, в Ферганскую долину. Отважный путешественник преодолел горные перевалы и по одному из притоков Сырдарьи пришел в страну Давань. Но и здесь юэчженей не оказалось. Они откочевали еще дальше, в пределы Бактрии и Согдианы, расположенных по среднему течению Амударьи. Правитель Давани – процветающего государства, понимая все выгоды от торговли с Китаем, хотел через Чжан Цяня завязать дипломатические отношения с этой страной. Но Чжан Цянь неумолимо продолжал поиски юэчженей, выполняя императорский приказ. Наконец Чжан Цянь сумел достичь ставки вождя юэчженей. Но тот, завоевав к тому времени огромные территории, не хотел и думать о новой войне, даже совместно с таким союзником, как Китай. Через год путешественник отправился домой. Его путь пролегал через Памир, миновав южную оконечность пустыни Такла-Макан, озеро Лобнор, расположенное на необъятной равнине. И вновь на границе с Китаем он попадает в плен к гуннам, где пробыл около года. Ему удалось бежать и вернуться на родину. Во время этого путешествия, как он сам подсчитал, ему пришлось пройти более 14 000 км. Крайне важно упоминание в летописи о том, что в 166 г. н.э. «посланцы государя Дацинь Аньдо через Жинань привезли из-за границы в дар ханьскому императору слоновую кость, рога носорога и изделия из черепашьих панцирей». Ведь Дацинь – это китайская транскрипция Римской империи, а Аньдо – не кто иной, как римский император Марк Аврелий Антоний, правивший с 166 по 180 гг. н.э. Вызывает интерес и тот факт, что посланцы Рима прибыли в столицу через Жинань, который был портовым городом. Хотя созданный со временем Шелковый путь был, как известно, сухопутным(*10). Видимо, с этого времени можно говорить о налаживании трансконтинентальной торговли между Европой и Азией, где основными торговыми партнерами долгое время были Китайская и Римская империи. В правление династии Хань создаются огромные многопалубные суда (известно о четырехпалубных исполинах), на которых было свыше 1 000 матросов. Это были корабли, предназначенные для дальних морских экспедиций военного и дипломатического характера. Не случайно упоминается о том, что на них были специальные каюты для чиновников и послов императора. Видимо, императорский флот уже во времена династии Хань состоял из нескольких тысяч судов. Для обучения моряков было сооружено даже искусственное озеро. Характеризуя состояние морских путешествий этого периода, летописец сунской династии, буддийский монах, писал: «По морским путям корабли плывут один за другим, торговцы и послы отправляются из страны в страну». Очевидно, что все морские трассы от залива Бохайвань до Гуандуня были связаны к концу правления династии Хань в единую систему. Продолжала развиваться и картография. Самые древние из сохранившихся карт (168 г. до н.э.) относятся к правлению династии Хань. Были найдены в 70-х гг. XX в. две карты, выполненные на шелке. Одна из них – чисто географическая, а другая – военная, на ней указано расположение войск в кампании 183 г. до н.э. Известно, что в более ранние времена также существовали карты, но на них не было масштабной сетки. Научная картография начинается с энциклопедиста Чжан Хэна (II в. н.э.). Видимо, он первый создал географическую сетку. В III в. н.э. в Китае уже существовали официальные стандарты по изготовлению карт. В Древнем Китае были даже трехмерные карты. Во дворце императора Цинь Шихуанди находилась удивительная карта, на которой реки и «великое море» (Тихий океан) были сделаны из ртути и приводились в движение скрытыми помпами. Это первая механическая рельефная карта. Китайцам же приписывают и изобретение руля (примерно в III в. до н.э.), так как находят много глиняных изображений судов с рулями в захоронениях, относящихся ко II – I вв. до н. э. Китайцев же считают и изобретателями компаса. Компас был известен китайцам уже на рубеже эр. Из куска магнетита (природный магнитный железняк) вырезался ковш, который помещался на гладкую каменную поверхность. Ручка этого ковша показывала на юг. Ковшеобразная форма, видимо, имитировала Большую Медведицу. Это приспособление назвали синан. Упоминание о нем есть в книге, относящейся к 80 г. н. э. Можно смело констатировать, что к средневековью в Китае был самый крупный военно-морской флот в мире. Путешествия на воздушных шарах своим рождением обязаны Древнему Китаю. Воздушные шары – в то время, правда, только игрушки – первоначально делали из полых яичных скорлупок, куда нагнетали теплый воздух. Уже к первым векам до нашей эры китайцам были хорошо известны все территории от Амура на севере до Индокитая на юге, от Восточноазиатских островов до Средней Азии. Проникновение в районы Средней Азии и создание караванного торгового пути с Индией и через посредников с Европой стало возможно во II в. до н.э., когда китайцы разгромили кочевые племена сюнну (гуннов). Караваны шли из тогдашней столицы Китая Сианя до Бухары и Ферганы, была и дорога до Пенджаба в Индию. Государство Финикия было расположено в Восточном Средиземноморье, оно имело многочисленные торгово-экономические связи с Египтом и Месопотамией, испытывало на себе, конечно, и их колоссальное культурное влияние, которое, в свою очередь, не могло носить одностороннего характера. Финикийцы были одними из лучших мореходов древности. Их корабли по мореходным качествам, видимо, лидировали долгое время в акватории Средиземного моря. Крупные государства Ближнего Востока не давали им возможности расширять свои территории вглубь азиатского материка. Поэтому финикийцы вынуждены были активно заниматься колониальной политикой. По побережью Средиземного и Черного морей насчитывались десятки их колоний. Одна из наиболее крупных североафриканских колоний – Карфаген – со временем отделилась от метрополии и стала самостоятельным и весьма влиятельным государством. Финикийцы вели прямую и посредническую торговлю со всеми странами и народами, имевшими выход в вышеуказанные моря. Финикийские купцы не брезговали и пиратством. Часто они грабили и прибрежные поселения, обращая их жителей в рабов, которых потом с выгодой перепродавали. Ведь рабы были весьма прибыльным товаром. Именно они были гребцами и грузчиками на их кораблях и трудились в копях. Сухопутные торговые пути внутри страны «были снабжены постройками для отдыха караванов», часть этих караван-сараев была укреплена. Они «строились по одному образцу в подражание обширным дворам сирийских храмов и состояли из четырехугольного большого двора, окруженного крытыми галереями, разделенными внутри на отдельные помещения. Рядом были сделаны колодцы и насажены деревья» [12]. Знаменитый город древности – Пальмира, видимо, начал свою историю с подобного караван-сарая, который был отстроен по указу царя Соломона. Именно стараниями финикийцев был открыт Гибралтарский пролив, и появилась возможность выйти к западным берегам Европы, Британским островам и западному побережью Африки. Они заложили при выходе из Средиземного моря в Атлантический океан города Гадир (Кадис) и Тингис (Танжер), тем самым финикийцы смогли контролировать торговлю на огромных территориях. О том, что финикийцы вели активную торговлю с жителями Британских островов, или, как их называли в древности, Касситеридов – Оловянных островов, – свидетельствует то самое олово. Оно распространялось финикийцами по всей Циркум-средиземноморской зоне (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Корабли финикийцев По поручению царя Иудеи Соломона они совершили путешествие в страну Офир. Видимо, это были либо территории Афара, расположенные на южном побережье Красного моря, либо город Абхира недалеко от устья Инда. В VII в. до н. э. финикийцы совершили плавание вокруг Африки по заданию египетского фараона Нехо II (609 – 594 гг. до н.э.), который хотел иметь доказательства того, что Ливия, как тогда называли Африку, со всех сторон омывается морями. Об этом, видимо, широко известном путешествии есть упоминание и у Геродота. «После прекращения строительства канала из Нила в Аравийский залив царь послал финикиян на кораблях. Обратный путь он приказал им держать через Геракловы Столпы, пока не достигнут Северного моря и таким образом не возвратятся в Египет. Финикяне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу, и в какое бы место в Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю; затем дожидались жатвы, а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикийцы обогнули Геракловы Столпы и прибыли в Египет. По их рассказам (я-то этому не верю, пусть верит, кто хочет), во время плавания вокруг Ливии солнце оказывалось у них на правой стороне» [10] (рис. 1.4). Со времен плавания финикийцев у западных цивилизованных народов древности сложилось устойчивое и во многом верное представление о трех частях света: Азии, Европе и Африке. Финикийцы дали имя азиатскому континенту. Земли, лежащие на восток от Средиземного моря, они называли Асу – восход; со временем это название трансформировалось в Азию. Европейские полуострова, лежащие к западу от Финикии, стали называться странами заката – Эреб – Европа. Африка в то время носила название Ливии, а свое современное название она получила лишь во времена Римской империи. У Геродота, правда, по этому вопросу несколько иное мнение. Трансконтинентальная торговля финикийцев и их сказочные доходы не могли оставить равнодушными пиратов. Финикийцы, видимо, первые в истории стали «донорами» для института рэкета. Им было выгоднее платить определенный процент со своих доходов пиратам и вести торговлю в более или менее безопасном экономическом пространстве, чем быть в постоянном страхе как за свои торговые операции, так и за саму жизнь. Карфагеняне были достойными преемниками финикийцев. У античных авторов есть упоминание о том, что в VI в. до н. э. под руководством Гамилькона было осуществлено плавание вдоль западного побережья Пиренейского полуострова до Британских островов Ирландии. Это путешествие в целом заняло около четырех месяцев. Около 450 г. до н.э. (ученые не пришли к единому мнению относительно датировки этого плавания) из Карфагена отправилась большая экспедиция под началом государственного деятеля и полководца Ганнона на 60 пятидесятивесельных кораблях. В ней приняло участие до 30 000 женщин и мужчин. И это не случайно. Целью экспедиции было открытие и колонизация Западноафриканских территорий. По мнению ряда ученых, Ганнон, выйдя из Средиземного моря через Геркулесовы Столбы (Гибралтарский пролив), продвинулся вдоль берегов Западной Африки к югу до территории современного государства Сьерра-Леоне. Некоторые считают, что он достиг даже берегов Рис. 1.4. Карты путешествия финикийцев вокруг Африки (а); Древнего Суэцкого канала (б) Из-за недостатка продовольствия они повернули обратно. Но все же цель этого похода была достигнута. На широте Канарских островов ими была основана колония – Керна (рис. 1.5). Существуют сведения, что информация о походе была выбита на каменной плите, которую установили в храме Ваала в Карфагене, уничтоженном, как и весь город, после 3-й Пунической войны в 146 г. до н. э. Возможно, что эта информация была специально уничтожена самими карфагенянами или хранилась в тайне, так как они опасались конкуренции в своей торговле с африканцами, жившими по побережью Западной Африки.
Рис. 1.5. Карта похода Ганнона Сам же Ганнон оставил описание этого путешествия – «Перипл», которое известно по сокращенному греческому пересказу. Есть предположение, что карфагеняне могли даже осуществить путешествие и в Новый Свет. К выдающимся мореплавателям и путешественникам древности можно с полным основанием отнести и жителей острова Крит. Критская (минойская) цивилизация существовала с середины III тыс. до н.э., достигнув своего расцвета к XVII – XVI вв. до н.э. В это время флот династов Крита Миносов доминировал в Восточном Средиземноморье. Критяне даже сумели минимизировать пиратство в этом районе. Это удалось им сделать не только потому, что у них был прекрасный флот. Жители острова Крит под руководством царя сами достаточно долгое время занимались пиратством и прекрасно знали все места расположения, обычаи и уловки пиратов. Их корабли арендовали египтяне для перевозки финикийского леса. Крит проводил и активную колонизаторскую политику как в направлении материковой Европы – юг Балканского полуострова, так и по отношению к населению многочисленных островов Эгейского моря. Морские суда критян даже позднеминойского периода (XXI – XV вв. до н.э.) были настолько усовершенствованы, что в них имелись каюты не только для кормчих, но и для пассажиров (изображение подобного корабля имеется на золотом перстне), что дает возможность говорить о морском туризме. Очевидно, что жители Крита участвовали не только в военных или торговых экспедициях. Аристократия имела и свои корабли, которые курсировали из Кносса в Микены или даже к побережьями Финикии и Египта. В эти путешествия брали с собой и членов семей, как правило сыновей, для которых эти плавания были не только торговой и навигационной школой, но и прекрасным морским вояжем.
|