КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Большую роль в редактировании и распространении мифа об Энее сыграл император Октавиан Август. Это позволило римским аристократам вести свою родословную от троянцев.Видимо, говорить об индустрии туризма в широком смысле этого слова можно начиная с эпохи Древнего Рима. Путешествия могли осуществляться благодаря наличию прекрасных дорог. Конечно, римляне развивали дорожную систему, исходя из военных потребностей. Войска за считанные дни могли быть переброшены из центральных районов к границам империи. Но значимость этих дорог для развития не только Римской, но и в целом европейской цивилизации столь велика, что можно согласиться с историком Прокопием, который назвал только первую дорогу, ведшую из Рима в Капую, так называемую Аппиеву дорогу, одним из Чудес Света. Римские дороги строились по всем правилам инженерного искусства. Их строительство начинается в 312 г. во времена правления императора Константина, заложившего и новую столицу империи – Nova Roma, переименованную впоследствии в честь него в Константинополь. Для каждой дороги предварительно составляли план, затем рыли траншею, которую заполняли камнями. Для стока воды, чтобы она не застаивалась на самой дороге, вдоль дорожного полотна прорывали специальные водосточные канавы. О мастерстве строителей говорит тот факт, что римские дороги практически во всех европейских странах стали основой для автомобильных и железнодорожных путей. Римляне выбирали наиболее короткий и удобный путь между двумя исходными населенными пунктами и мало внимания обращали на рельеф местности. При прокладке дороги преодолевались любые препятствия. Примером мастерства римских дорожных строителей может служить туннель под горой между Путеолами и Неаполем (пещера Позилиппо). Их дороги, как правило, были прямыми. Ширина современной европейской железной дороги – 143 см. Именно такое расстояние между колесами считалось стандартным у римских повозок. По этому стандарту и делались специальные колеи на дорогах в Древнем Риме. Во всех населенных пунктах вдоль дорог возводились тротуары. Для преодоления водных преград строились мосты и виадуки. Эти сооружения кое-где не только сохранились до наших дней, но даже до сих пор используются, как, например, мост через реку Алькантара в Испании. Иногда строили аггеры: сооружали земляную насыпь, а сверху плотно укладывали камни. Ширина аггера достигала 15 м. На дорогах стали размещать мильные столбы, около которых ставили скамьи для отдыха. Протяженность римской мили равнялась тысяче двойных шагов, откуда и название (миля значит на латыни «тысяча», она составляла 1480 м). Общая протяженность римских дорог – почти 100000 км. Центром всех дорог, ведущих из Рима, и главным ориентиром служил поставленный в правление Октавиана Августа золотой мильный камень. Он имел вид конуса, обитого позолоченной бронзой. Существовали специальные карты дорог с обозначением станций, где можно было остановиться на ночлег. На картах указывалось расстояние между станциями, так что можно было по времени рассчитать путешествие. На главных дорогах почтовые станции размещались друг от друга на расстоянии от 6 до 15 миль. Они были составной частью государственной почтовой службы. Существовала сеть государственных гостиниц, называемых манеионами. Они строились через каждые 15 миль. В некоторых из них могли разместиться одновременно несколько десятков человек, но они были мало комфортабельными. Характерной чертой каждой станции также была таверна, где путники могли поесть. Как правило, на вывеске таверны изображалось какое-либо животное: орел, петух, журавль, реже предметы. На одной гостинице в Лионе был рекламный щит со следующим содержанием: «Здесь Меркурий обещает выгоду, Аполлон – здоровье, Септимен – хороший прием, и со столом. Кто войдет сюда, будет чувствовать себя превосходно; чужестранец, осмотри хорошенько место, где ты хочешь поселиться» [18]. Карты были настолько обыденным явлением, что их, как сувенирные картинки, изображали на различных предметах, например кубках. На одном из таких кубков изображен маршрут из Кадикса в Рим с обозначением всех постоялых дворов и расстояний между ними. Иногда географические карты выполнялись в виде стенной росписи во дворцах. В Древнем Риме существовали уже и путеводители, в которых не просто указывался тот или иной маршрут, но и описывались достопримечательности, встречающиеся в пути, отмечались гостиницы и давались цены. Известен подобный путеводитель для паломников, совершавших путешествие из Бордо в Иерусалим, относящийся к IV в. н.э. Появляются в I в. до н.э. и туристические бюро, которые снабжали желающих путеводителями и справочниками. Греческий писатель Павсаний дал описание своих путешествий в форме подробного путеводителя по Греции, названного им «Описание Эллады». Этот труд увидел свет в 180 г. н.э. В нем были обобщены все историко-культурные и географические сведения об Элладе древних авторов. Дошло до нас и сочинение автора эпохи эллинизма Аристарха Самосского, впервые описавшего Семь Чудес Света, которое можно вполне рассматривать как древнейший «путеводитель»(*13) эпохи античности. Во многих городах были объединения содержателей различных экипажей. Известно, что поездки экипажей по городам, в частности по Риму, строго регламентировались правилами дорожного движения. Поэтому можно говорить, что в основном в экипажах ездили туристы, совершавшие дальние поездки. В городах, как правило, использовались двухколесные повозки – карпенты, и более легкие – цизии. В более крупных, четырехколесных – редах – могла разместиться целая семья. А в таких больших, как каррука, можно было даже спать. Подобные частные службы располагались, как правило, около городских ворот. Была и целая сеть станций, где меняли лошадей, а путники могли отдохнуть. Правда, частные гостиницы, так же как и государственные – мансионы, мало заботились об удобствах путников. Подушки и матрасы без постельного белья, набитые вместо перьев и пуха сеном и тростником, кишели насекомыми. Часто содержатели гостиниц недодавали овес лошадям, а в тавернах сильно разбавляли вино. Но в подобного рода гостиницах и останавливались люди невысокого социального положения. Для самой невзыскательной публики существовали гостиницы под названием стабулярии, соответствующие, видимо, классу 2*. О плохом состоянии гостиниц говорит и тот факт, что все состоятельные люди возили с собой переносные палатки, или шатры. Государственные чиновники пользовались услугами императорской почты. Конечно, чиновники ездили быстрее обычных путешественников. Известно, что добраться от Рима до Роны можно было всего за 8 дней, преодолевая в день до 150 км. Частному путешественнику приходилось менять лошадей на каждой станции. В день они проезжали в среднем по 50 – 60 км. Путешествовали и пешком, и, если кто очень торопился, верхом, а большинство в зависимости от дальности поездки и толщины своего кошелька – в повозках. Индустрия туризма начинает поставлять на рынок такие вещи, как специальные маски, чтобы защитить кожу лица от ветра и солнца; книги маленького формата, предназначенные именно для дорожного чтения. В каретах иногда делались даже своеобразные поворачивающиеся сиденья, чтобы можно было постоянно уклоняться от прямых солнечных лучей и находиться в тени. В экипажах знати и императоров были специальные полки, к которым прикрепляли настольные игры, а некоторые из экипажей были настолько удобны, что в них можно было даже писать. Секретарь Плиния в дороге всегда писал в перчатках, чтобы предохранить кожу рук [19]. Морские путешествия осуществлялись с весны до середины осени. Зимой мог пуститься в путь человек, у которого были дела чрезвычайной важности. Плавания были в основном неспешными. От Меотийского болота, как римляне называли Азовское море, до Александрии Египетской доходили за две недели. Римляне знали и использовали пассатные ветры. Так, при хорошем попутном ветре корабль мог плыть со скоростью 4 узла, т. е. почти 11 км/ч. Можно говорить и о значительном развитии образовательного туризма в Древнем Риме. Считалось признаком хорошего тона послать своего сына повышать образование в Афины или на остров Родос. Тем самым римляне признавали превосходство греческого образования. Медициной у римлян довольно долгое время занимались, в основном, греки. Им стали составлять конкуренцию египетские врачи, начиная со времен Цезаря. Большими познаниями в медицине обладали, вне всякого сомнения, жрецы Асклепия (Эскулапа). Так же как и в Греции, в храмы Асклепия стекалось большое количество страждущих. Храмы всегда располагались в местах с прекрасным микроклиматом, при них, как правило, существовали бани и купальни с целебной водой. Но по традиции, которую они переняли у греков, лечение производилось сообразно с истолкованием жрецами сновидений, которые снились больным в храме. Очевидно, что психотерапия занимала здесь одно из ведущих мест. Римляне еще больше, чем греки, ценили целебные минеральные источники. Самым фешенебельным курортом уже в конце республиканского периода (к I в. до н.э.) стали байские источники. Плиний сообщал, что в этой воде содержались сера, натрий, селитра и многое другое. Серная вода этих источников была мутно-белого цвета. Большой популярностью у римлян пользовались и естественные паровые серные бани, которые устраивали прямо в пещерах. Окрестности этих курортов были очень живописны. Здесь стали возводить свои летние резиденции римские богачи. Кроме Баий, курорты существовали в других местах Кампании, а также в Этрурии, в Габиях недалеко от Рима и т.д. Жители империи ездили отдохнуть и подлечиться за ее пределы. К объектам зарубежного туризма можно отнести знаменитые и до сегодняшнего дня курорты на Рейне – Висбаден и Баден-Баден, в Африке у подножия горы Атланта, в Трансильвании и т.д. История становления и распространения христианства непосредственно связана со странствием, как самого Иисуса, так и его апостолов. Самым выдающимся проповедником новой религии был апостол Павел. Он принял новую веру после того, как во время путешествия в Дамаск ему было видение, в котором с ним говорил Иисус. Павел очень много путешествовал во время своей миссионерской деятельности. Он побывал в Малой Азии, Греции, Сирии, Палестине. Павел возвратился в Иерусалим после трех продолжительных путешествий в восточную часть Римской империи, где его ждал арест и отправка в Рим. Это было последнее путешествие апостола: в 64 г. н. э. Павла казнили в предместьях Рима за его активную миссионерскую деятельность и развитие христианской теологии. Христианское вероучение в Римской империи подвергалось гонениям до ІV в. н. э. Огромное значение для развития торговли имело путешествие купца Гиппала в 14 – 37 гг. н.э. Он отправился из Восточной Африки и достиг дельты Инда. Пособием для купцов можно назвать его «Плавание вокруг Эритрейского моря». «Описание путешествия по Понту Евксинскому» (Черному морю) принадлежит перу греческого историка Арриана, жившего во II в. н. э. В своем труде Арриан пытается дать характеристику странам и народам, живущим по берегам этого моря. Поистине энциклопедическими трудами были «Всемирная история» Полибия и «География» Клавдия Птолемея. Путешественниками были в Древнем Риме апостолы и императоры (Траян, Адриан, Марк Аврелий), полководцы и ученые. Страбона, например, можно назвать первым специалистом страноведом. Военные походы римлян, такие как Цезаря, в Галлию, Клавдия в Британию, Сципиона в Африку, привели к расширению достоверных географических знаний. Римляне строят дороги, закладывают крепости, некоторым из них со временем предстоит стать столицами европейских государств: Сингидункум (Белград); Аквинкум (Буда, впоследствии слилась с левобережным Пештом); Виндобона (Вена). Появляется даже философия туризма. Луций Анней Сенека в «Письмах к Луцилию» обосновывает идею о том, что для туризма необходимо «выбирать места здоровые не только для тела, но и для нравов». Потому что, считает Сенека, «и местность, без сомнения, не лишена способности развращать». В качестве притонов всех пороков им приводятся такие известные курорты, как Каноп и Байи. Но в то же время философ утверждает, что «менять надо не небо, а душу», потому что «за тобою везде, куда бы ты ни приехал, последуют твои пороки» [20]. В подтверждение этого тезиса Сенека приводит высказывание Сократа: «Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя?». Путешествовать, чтобы получить максимум пользы и удовольствия, надо с чистой душой – считали античные ученые. Контрольные вопросы и задания 1. Какие виды туризма существовали в Древней Греции? 2. Каких мифических героев-путешественников Вы знаете? Опишите маршруты их путешествий.
|