КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущностные силы человекаЖизнь человеческого общества это не только сохранение и воспроизведение общественных структур. Она развернута во времени и социальном пространстве и представляет собой исторический процесс. Этот процесс не имеет никаких антрактов, охватывает всю историю человечества, начиная от первых шагов обезьяноподобных предков и кончая сложными зигзагами цивилизации конца XX в. Если исторический процесс – это в основе своей деятельность людей, то ясно, что все, что сопутствует этой деятельности, органично включается в нее. Это, прежде всего, относится к идеальной составляющей человеческой жизнедеятельности. Это и непосредственные цели деятельности человека, и более или менее глубокие мотивировки поступков, и осознание своих – действительных или мнимых – интересов, и страсти, захватывающие человека, и вера в определенные идеалы, и многое другое, что входит в широкую палитру сознания человека. Всемирно-исторический процесс развертывается как имманентное устремление к развитию человеческой индивидуальности. Человеческая сущность является воплощением как родового, так и индивидуального. Сущностные силы человека – понятие, характеризующее совокупность интеллекта, чувств человека и его воли, которые в совокупности позволяют развивать способности, которые в сою очередь обусловлены развитием потребностей. Рассматривая человека с позиций единства трех сущностных уровней его способностей – природной, социальной и духовной – следует отметить, что права в своем содержании должны выражать всю совокупность тех возможностей, которые необходимы для реализации человеческого потенциала. Как природное существо, человек, направляет свою деятельность на удовлетворение своих биологических потребностей. Природа наделяет каждого индивида определенными неповторимыми особенностями, которые характеризуют его как отличного от других людей человека. Но эти отличительные особенности мы рассматриваем не столько как имеющее направление на отдаление людей друг от друга, а, сколько на расширение вариантов реализации природных сущностных сил человека. Тем самым, природность человека должна быть отражена в содержании прав. Как социальное существо, человек реализует соответствующие свои сущностные силы. Многообразие проявлений этих социальных сущностных сил обуславливается существованием различных сфер общественных отношений, в которых они могут быть реализованы. Кроме того, отличные друг от друга сообщества людей характеризуются различным уровнем развития этих отношений. Поэтому, необходимо зафиксировать в правах те возможности для реализации социальных сущностных сил человека, которые могут быть ему предоставлены и гарантированы. Духовные способности, также как природные и социальные реализуются человеком в соответствующих сферах его деятельности. Следовательно, правовая форма их закрепления необходима для того, чтобы человек мог в наиболее полной мере проявить себя как духовное существо во взаимодействии с другими людьми. Человек универсален, т.е. всесторонен и богат с точки зрения своих способностей и возможностей для деятельности. Свобода выступает как наиболее сущностное атрибутивное качество человека, которое позволяет реализовываться. В соответствии с таким пониманием свободной индивидуальности можно следующим образом определить всемирно-историческую тенденцию развития свободы человека. Первый этап – личная зависимость. Здесь на базе неразвитых отношений свобода выступает как неразвитый, латентный момент человеческой жизнедеятельности. Напротив, в жизни человека, в его отношениях господствуют моменты несвободы, выражаемые в формах личной зависимости. Свобода не только не выступает как сколько-нибудь значимый мотив человеческой жизнедеятельности, но она глубоко скрыта в ансамбле его мотиваций. Лишь отдельным родовым индивидам удается отчасти обрести независимость и некоторый простор для личной свободы. Может быть, именно для этого этапа характерна свобода человека всего лишь как форма его познания необходимости и приспособления к ней. Второй этап – личная независимость, основанная на вещной зависимости. Здесь свобода выступает уже как самостоятельный и важный фактор человеческой жизнедеятельности. Она предстает как возможность человека опереться на собственные социально-экономические основы, выступает в форме личной независимости человека от других людей. Но сама эта свобода еще не развита. Это еще только свобода поиска и реализации своего шанса в мире социальной стихии, вещной зависимости, т.е. она в любой момент может обернуться несвободой. Личная независимость это, конечно, важный шаг к свободе и ее проявление, но сама по себе личная независимость еще далеко не гарантия самореализации человека, т.е. его развитой свободы. Третий этап – свободная индивидуальность. Можно с полным основанием считать этот этап этапом человеческой свободы. В данном случае свобода выступает как основной компонент жизнедеятельности человека вообще, она не спрятана где-то в ее закоулках, не выступает в каких-то опосредованных формах, а выходит на первый план человеческой жизни. И хотя свобода не является удовлетворением какой-то конкретной потребности человека и носит в определенной степени абстрактно-общий характер, но именно она – эта абстрактно-неопределенная свобода, которая не кормит и не поит, не защищает от холода и зноя и т.д., – оказывается главной ценностью человека, без которой любые конкретные формы его жизнедеятельности теряют смысл и ценность. Свобода для человека выступает как возможность максимальной самореализации, как возможность именно свою человеческую сущность сделать главной целью своей жизнедеятельности. Свобода выступает как смысл и высшая ценность человеческого бытия, как высшая ступень человеческого созидания и творчества. Итак, всемирно-историческая тенденция развития свободы человека заключается в движении от свободы как латентного момента человеческого бытия, через обретение свободы как условия реализации своих шансов в мире социальной стихии, выражаемого в формах личной независимости, к свободе как основополагающе-ценностному фактору жизнедеятельности человека как индивида. Человеческая индивидуальность представлена в истории. Общественная история, развитие общества всегда и везде осуществлялись людьми и только ими. При этом следует подчеркнуть, что общественная история осуществляется не людьми вообще, не просто родовыми субъектами, а именно конкретно-единичным и индивидами со всей реальностью и богатством своих неповторимо-личностных черт, так что человеческая индивидуальность, человеческая неповторимость, изначально положена в само основание истории.
|