Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Рассмотрение старообрядческих родов Морозовых, Гробовых (Прикладное исследование на примере предков)




 

Известно, что ни одно религиозное направление в России не оказало такого влияния на развитие промышленных отношений, как старообрядчество. Уже к середине XVIII века старообрядчество обладало «великими промыслами и торгами». Манифест 1762 года Екатерины II, призывавший старообрядцев из рассеяния на родину, а также ряд указов, улучшавших их положение, дал толчок к быстрому росту старообрядческих общин в России и активному участию их в развитии экономики страны. Возникают старообрядческие прядильные мануфактуры в Павлове, Лыскове, Макарьеве, Самаре. К концу XVIII века главнейшие торговые пункты в Нижегородском крае и ниже по Волге и Оке, все судостроение и торговля оказывается в руках старообрядцев. С Волги по Каме посадская старообрядческая колонизация проникла на Урал, став и там в авангарде промышленного развития (заводы Демидовых, Осокиных и других). Во главе духовного окормления старообрядческого промышленного люда как на Волге, так и на Урале стояли Керженецкие скиты, откуда посылались на места наставники и священство [2, с. 31].

Текстильная промышленность Москвы и Центрального промышленного района, наиболее передовая отрасль промышленности конца XVIII – начала XIX века, была также в значительной мере создана старообрядчеством. Возникшие в 1771 году при Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы старообрядческие общины, впоследствии распоряжались многомиллионными капиталами. Таганка и Рогожская община простирали своё влияние до крайних пределов Российской империи, главным образом в хлеботорговле. Старообрядческие общины Тульской, Орловской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Саратовской, Самарской и других хлебородных губерний имели постоянные деловые сношения с рогожской митрополией, ставили в известность о видах на урожай, о ценах на хлеб, помогали производить закупки. Донские, уральские и нижневолжские общины староверов играли такую же роль в рыбной торговле, а общины степных губерний – в торговле скотом. В руках рогожцев была вся московская ямская слобода – почти все ямщики были старообрядцы. На крупных ярмарках (в Москве, Нижнем Новгороде и других городах) цены на важнейшие товары устанавливали рогожцы, и их влияние чувствовалось не только в Иркутской губернии, но и в Бухаре, и в Хиве.

Известная с момента самого раскола фамилия Морозов, закрепилась в сознании людей как «старообрядческая» начиная с боярыни Феодосии Прокофьевны Морозовой. Морозова взяла фамилию от мужа, Глеба Ивановича Морозова. В свою очередь его брат, Борис Морозов был воспитателем царя Алексея Михайловича, приближенным к царской семье, удивительно то, что Борис поддерживал царя в его церковных реформах, а жена брата наоборот, была сторонницей Аввакума, и поддерживала староверов, не побоясь гонений и смерти, отстаивая свои убеждения.
Позже, к концу 19 века, фамилия Морозов вновь стояла на пьедестале старообрядческой славы. Не сыскать было, пожалуй, богаче и влиятельнее семьи, но всем своим богатством они делились с простым народом.

Своей меценатской деятельностью Морозовы объединяли людей, а соответственно и весь русской дух в целом. Морозовы помогали и поддерживали художников, коллекционировали и собирали европейскую живопись, не давая придти ни одному культурному элементу в забвение. Самым известным представителем был Савва Тимофеевич Морозов.

Старообрядцы-предприниматели несомненно оказали великую услугу всему народному хозяйству, идя при этом, не старыми проторенными путями, а изыскивая новые, подчас становясь первооткрывателями. Естествознание, как знание, связанное с изучением и преобразованием земного мира, в системе ценностей староверия первоначально занимало незначительное место. Кроме того, естественнонаучное образование в России XVIII – XIX вв. было неразрывно связано с необходимостью вести европейский образ жизни. Тем не менее, именно промышленники-старообрядцы занимали лидирующее положение по внедрению на своих предприятиях передовой техники и технологии, немыслимой без использования достижений естествознания. Так, например, Богородицко-Глуховская мануфактура Морозовых «была одна из лучших, по своему техническому оборудованию, фабрик по всей Европе. некоторые «артикулы» пользовались большой и заслуженной славой» [36, с. 40]

Помимо перечисленного можно назвать Морозовский музей современной французской живописи, собрание русского фарфора А.В.Морозова, собрание картин М.П.Рябушинского, Художественный Театр В.С. Алексеева (Станиславского) и С.Т. Морозова.

Нам сейчас даже трудно себе представить, чем был для российской интеллигенции рубежа веков Московский Художественный театр. Образец высокого искусства, учитель жизни, еще – мерило нравственных ценностей, хранитель светлых идеалов.

Были прекрасные замыслы, талант и энергия руководителей, воодушевление и увлеченность актеров – энтузиастов, единомышленников. Но чтобы мечты о новом театре стали явью, нужны были деньги. Их дали меценаты. И самым щедрым из них, самым целеустремленным и энергичным в помощи театру был Савва Тимофеевич Морозов.

Человек был интереснейший, личность незаурядная. Один из современников – известный московский журналист Н.Рокшанин – писал в 1895 г.: «С.Т.Морозов – тип московского крупного дельца. Небольшой, коренастый, плотно скроенный, подвижный, без суетливости… то «рубаха-парень», способный на шалость, то осторожный, деловитый коммерсант – политик «себе на уме», который линию свою твердо знает и из нормы не выйдет – ни боже мой…Образованный, энергичный, решительный, с большим запасом той чисто русской смекалки, которой щеголяют почти все даровитые русские дельцы». Рокшанин подчеркивал широту натуры Морозова, ненасытную жажду деятельности, избыток энергии. «В С.Т.Морозове чувствуется сила, – писал он. – И не сила денег только – нет! От Морозова миллионами не пахнет. Это просто даровитый русский делец с непомерной нравственной силищей».

После окончания Московского университета уехал в Англию, работал на текстильной фабрике в Манчестере, готовился к защите диссертации в Кембридже. Специализировался в области красителей, имел патенты на изобретения, вообще был способным инженером. В течение ряда лет был во главе Никольской мануфактуры. С.Т.Морозов ворочал большими деньгами: в конце 90-х гг. на фабриках товарищества Никольской мануфактуры «Саввы Морозова-сына и К» было занято 13,5 тыс. рабочих. Здесь ежегодно производились около 440 тыс. пудов пряжи, 26,5 тыс. пудов ваты и до 1800 тыс. кусков тканей. Историки подсчитали, что только личные доходы директора мануфактуры составляли 250 тыс. рублей в год – в десять раз больше, чем годовое содержание высших царских сановников.

Именно он сыграл огромную роль в становлении и жизни Художественного театра. Он и раннее делал благотворительных пожертвований очень много. К нему часто обращались за финансовой поддержкой очередного культурного начинания. Что касается Художественного театра, то на первом этапе это было финансирование очередного культурного проекта, привлекающего своей новизной и значительностью. Тогда никто и не мог представить, что это станет делом его жизни.

Самые крупные вклады в собранный для нового театра капитал (всего 28 тыс. руб.) были сделаны Морозовым (10 тыс.) и Станиславским. Остальные члены «Товарищества для учреждения в Москве Общедоступного театра» внесли гораздо меньшие суммы.

Впоследствии С.Морозов взял на себя не только финансовую сторону дела (уже в 1 год его затраты составили 60 тыс. руб.), но и всю хозяйственную часть. Он вникал в мельчайшие детали жизни театра, отдавал ему все свое свободное время. Несмотря на художественный успех театра, материальное состояние сторона его была неудовлетворительной. «Когда театр истощился материально, – явился Морозов и принес с собой не только материальную обеспеченность, но и труд, бодрость и доверие».

Он явился изобретателем осветительных эффектов (он изготовлял лаки разных цветов для покрытия ламп и стекол). Так достигалось огромное разнообразие оттенков, создавалась особая техника освещения сцены.

Действенная натура Морозова не удовлетворялась одними хозяйственными заботами, требовала всеобъемлющего участия в общем деле. С Саввой Тимофеевичем согласовывались все вопросы, связанные с пополнением труппы, выбором вновь приглашенных актеров; он горячо вникал в репертуарные проблемы, в распределение ролей, стремился внести свою лепту в обсуждение недостатков спектаклей, режиссуры, актерского исполнения. «Савва Тимофеевич был трогателен своей бескорыстной преданностью искусству и желанием посильно помочь общему делу», – писал Станиславский.

Имя Морозова является неотъемлемой частью истории создания и становления Художественного театра. В своей жизни, несмотря на ее трагизм, ему суждено было сыграть важную и прекрасную роль мецената. Человек большой воли, он отдавал русской культуре не только большие деньги, но и всю свою энергию, жар души.

Богатые московские меценаты-старообрядцы следовали принципу – «чем больше отдаешь, тем больше получаешь». Отдавая деньги, жертвователи получали одобрение общины и повышение собственного статуса. Нередко в списках выборных Рогожской общины последовательность фамилий указывалась не только в зависимости от возраста членов, но и от степени их участия в благотворительной деятельности. В результате применительно к этой сфере в среде богатых старообрядцев присутствовал некий момент соревнования [36, с. 52].

Еще одна мало известная, но значимая для меня старообрядческая фамилия Гробов. Историческое место рождения село Коломенское, по преданию их род происходит от придворных царя Алексея Михайловича. Впервые Коломенское упоминалось в первой половине XIV века. Так же было упомянуто в известном завещании Ивана Калиты — духовной грамоте, написанной им перед поездкой в Орду и как правило датируемой историками 1339 годом. В этой грамоте, Иван Калита завещал Коломенское своему сыну Андрею Боровскому: «...А се дал есмь сыну своему Андрею: Лопастну, С верьску... А се села: село Талежьское, село Серпоховьское, село Колбасиньское, село Нарьское, село Перемышльское, ...село Ясиновьское, село Коломнинское, село Ногатиньское». Здесь собиралась русская рать, против ордынцев в битве на Куликовом поле. Не раз Коломенское становилось ключевым пунктом обороны Москвы и от крымских ханов. Здесь останавливались и жили Иван Грозный, Лжедмитрий I, Иван Болотников. События Медного, и возможно соленого бунтов также развернулись в Коломенском. А Царь Алексей Михайлович просто обожал свою вотчину Коломенское, здесь он выстроил деревянный чудо-дворец. А так же именно здесь, большей частью, прошли детство и отрочество самого Петра, и по одному из преданий, именно Коломенское стало местом его рождения.

Село Коломенское много повидало за все века своего существования, жители были как и православные, так и староверы. Больше, конечно, Коломенское описывается как старообрядческое поселение со своими общинами и молельнями, многие позиционировали коломенское как «резиденцию» Рогожского монастыря. Многочисленные архивные документы содержат сведения о нескольких старообрядческих общинах разных направлений, издавна существовавших в селе Коломенском: общины беглопоповцев, неокружников и окружников-рогожцев, общины беспоповцев, общины «бабушкиной веры» (илл. 001; 002) [47]. В Коломенском было много семей с фамилией Гробов, безусловно, в масштабах не совсем большого поселения они приходились друг другу родственниками, в основном обычные крестьяне, но были среди них и купцы. Семьи были очень большие, не редкостью было повторение имен в семье среди детей. Дом моего прадедушки, единственно сохранившийся из села, потому что был каменный, существует и поныне, на своем историческом месте, улица Большая, д. 82, и именуется, как музей-усадьба Гробовых. (илл. 003; 004) Сейчас там находится Музей-Заповедника Коломенское. Семья Гробовых была зажиточной, по рассказам знакомого экскурсовода, после раскулачивания и выселения в подвале дома было найдено золото, старинные иконы и дорогие оклады, (илл. 005) о зажиточности Гробовых также повествует и Савостьянова О.П:

«В следственных делах 30-хг.г. ХХв. Подробно перечисляются размеры хозяйств староверов-беглопоповцев: - Гробов Г.П.до революции имел дом, лошадь, корову, 2 ½ десятиныземли; к 1929 году хозяйство увеличилось: 2 лошади, куры, корова, построен новый дом, а количество земли сокращается [47]. Также есть сведения о том, что семья была не угодна правлению колхоза «Огородный гигант»,именно этот колхоз впоследствии и сыграл роковую для семьи роль, доложив на них «Сталинским» людям. (илл. 006) И в начале 30-х годов семью Гробовых, живущую в этом доме, в том числе моего малолетнего на то время деда, сослали в Сибирь. (илл. 007; 008)

Старообрядцы Коломенского сохраняли и передавали свою культуру из поколения в поколение. Одним из значимых вкладов в культуру было сохранение старообрядческих распевов, уникальных певчих рукописей в молельной в честь Святого Великомученника Георгия в селе Коломенское, которая принадлежала старообрядцам-беглопоповцам. Эти книги и сегодня представляют несомненный научный интерес, поскольку могут показать жизнь старообрядческой певческой традиции, какой она была 100-200 лет назад. «Певческие книги имеют в основном переплеты из деревянных досок, обтянутых темно-коричневой и светлой кожей, на которую нанесено орнаментальное тиснение и тисненые клейма с названиями книг на корешках. На некоторых книгах сохранились литые медные застежки, на одной книге — металлические жуковины, сберегающие кожу крышек переплета.» [37; с1 ]

В коллекции представлены все основные типы певческой крюковой книги, которые использовались на клиросах для молитвенного обихода и бытовали в многочисленных поповских старообрядческих приходах. На первый взгляд исследователей, это прекрасно известный в научном обиходе материал, но рассматриваемые рукописи безусловно ценны тем, что эта коллекция поступила целиком из одного молитвенного дома, из них две рукописи до1930г. находились в беглопоповской моленной во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Москве. Книги имеют важные характерные художественные и текстово-певческие особенности.

Коллекция в основном содержит старообрядческие крюковые певческие рукописи кон. ХVIII - нач. XX в. Певческие рукописи кон. XVIII, нач. XIX и 3-й четв. ХIХв. написаны на бумаге в 20 и 40. На бумаге видны многие филиграни во фрагментах, которые при соединении прочитываются. В рукописях использовалась бумага русского производства различных сортов.

В декоративном оформлении певческих рукописей, выполненном талантливыми мастерами, имеются элементы и гуслицкого и ветковского письма [48].

Так же существовала и еще одна молельная беглопоповцев, так называемая "Чиминская молельная". Моленная находится на Нижней улице, позади дома Чимина в заднем конце усадьбы. Обиходное названия Чиминская моленная. Тип постройки церковь.

Девичья фамилия моей прабабушки-Чимина. Она и её семья так же проживали в Коломенском, и тоже относились к беглопоповцем, (илл. 009). Моя бабушка также помнит эту молельную, они были постоянными прихожанами, в общей сложности прихожанами молельной являлись 500 человек из села Коломенского и окрестных селений. После сноса села в 1970-х годах и ввиду сильного влияния советской власти, после закрытия молельных многие иконы разворовывались, осквернялись, сжигались, к счастью моей семьей были спасены некоторые иконы «Чимниской» молельни, и существуют до сих пор. (илл. 010; 011; 012; 013; 014; 015).

 

 

Заключение

 

Русское старообрядчество – многоплановый и обособленный феномен отечественной культуры, удивительное явление нашей истории. За три столетия своего существования оно, со всей очевидностью показало неисчерпаемую духовную силу и громадные возможности, заложенные в нем.

Старообрядчество всегда было верным хранителем наследия Древней Руси. Выступив на защиту церковной традиции от необоснованных нововводств, старообрядчество стремилось сохранить в неизменности весь уклад жизни русского человека. Это было тем более необходимо, потому что происходившая в России XVII-XVIII вв. ломка традиций и общий натиск европейской культуры сопровождались отпадением от веры. Разрушение церковности и отказ от бытовых традиций шли рука об руку. Изоляция от перемен, консерватизм помогали староверам сохранить из поколения в поколение наследие традиционной русской культуры, уклада жизни.

И я, в свою очередь, очень горда, что именно мои предки повлияли на сохранение и укрепление русских традиций и культуры, хоть и косвенно, но я имею отношение к древним старообрядческим корням, в моих венах течет их кровь. И, возможно генетическая составляющая повлияла и привела меня к выбору профессии культуролога, мне всегда было интересно обращать внимания на феномены культуры в историческом развитии, и в современности. Поэтому я выбрала для себя такую тему дипломной работы.

Почтение к материальным аспектам религии веками связывалось с русским православием. Традиционное русское православие и старообрядчество в частности, направлены в область действия и обряда. Для них характерна интерпретация обряда как отражение догмы.

Четыре десятилетия XX в. принесли российскому и московскому старообрядчеству сначала радость освобождения, невиданное по масштабу храмостроительство, общественную активность, а после революции 1917 г. – беспрецедентный разгром храмов и молелен. Духовная жизнь теплилась лишь в двух храмах старообрядческой Москвы: Покровском на Рогожском, и в Крестовоздвиженском на Преображенском кладбищах. Именно эти две святыни и стали в наше время очагами возрождения старообрядчества в первопрестольной.

Вот почему, попытка определить момент воссоздания, воспроизведения старообрядческой художественной культуры (храмостроение, иконопись, музыка, фольклор, духовная литература) конца XIX – начала XX вв. приобретает на современном этапе особое значение.

В настоящее время старообрядчество начинает занимать все более заметное место в общественной, культурной и научной жизни России: идет регистрация новых общин, передача церквей, отобранных у старообрядцев после 1917 г., публикуются новые и перепечатываются старые книги старообрядческой тематики, проводятся выставки и конференции, появляются памятники и материалы в средствах массовой информации. Вспоминаются старообрядческие корни известных фамилий, раскрываются конфессиональные аспекты деятельности видных предпринимателей, банкиров, коллекционеров и меценатов начала XX в. Расширяются тематика и хронологические рамки историко-филологических исследований, появляются новые источники.

Таким образом, в результате проведенного исследования удалось установить следующее:

Русское старообрядчество является уникальной удавшейся попыт­кой сохранения (в условиях максимальной внешней изоляции) социально-этических норм, обычаев и обрядов по­з­д­не­сред­невековой русской этнической культуры «среднего класса». Именно на основе изучения культуры старообрядцев сегодня возможна наиболее адекватная научно-теорети­чес­кая реконструкция русской позднесредневековой городской культуры.

Помимо хорошо известных фактов о значимой роли старообрядцев в становлении капиталистического предпринимательства в России, старове­ры оказывали и весьма существенное (хотя и, как правило, латентное) вли­яние на состояние нравственности и ценностные ориентации образован­ной части российского общества (общественную мысль, просветительское дви­жение, художественную культуру) второй половины XIX – начала XX вв.

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 108; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты