Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Глава 1. История российской медицинской журналистики




По данным исследователя Валентина Ворошилова, зарождение медицинской журналистики в России произошло в 1728 году, когда газета «Санкт-Петербургские ведомости» начала выпускать популярные приложения. В «Исторических, генеалогических и географических примечаниях» среди вопросов литературы, искусства, статей на естественнонаучные темы публиковались и медицинские рекомендации. Редактировал эти приложения Михаил Ломоносов [28; 317].

Долгое время в России не было специальных медицинских изданий, хотя в 1760-х Медицинская коллегия подумывала о создании журнала «Записки русских врачей», где бы публиковались сочинения докторов научного и научно-практического характера. А таких сочинений было немало: только за время деятельности Медицинской коллегии, с 1763 по 1803 годы, их набралось около тысячи. Но время шло, а в коллегии все еще продолжались разговоры на эту тему. Наконец в 1772 году с инициативой создания периодического медицинского издания выступили члены «кружка немецких врачей», возглавляемые профессором патологии и терапии Санкт-Петербургского медико-хирургического института Фридрихом Уденом. Так появился на свет настоящий русский медицинский журнал «Санкт-Петербургские врачебные ведомости» [24; 270].

Первый его номер вышел 2 ноября 1792 года, напечатанный в издательстве Ивана Герстенберга (учредителя первой в России музыкально-издательской фирмы). Редактором периодического издания стал Фридрих Уден. Цель журнала формулировалась так: «Уяснить природу человека, открыть все, что имеет влияние на здоровье человеческое: истребить во врачестве встречающиеся предрассуждения, и по надежнейшим способам всех времен и народов подать руководство к познанию и врачеванию почти всех болезней» [24; 273].

Издание выходило еженедельно и пропагандировало передовые медицинские идеи того времени. Практическим врачам давались советы, что делать при кровотечениях, при желудочной судороге, как действовать при удушье, при отвращении от пищи, при перемежающихся лихорадках, при различных других лихорадках, как перевязывать пуповину, как ухаживать за младенцами. Журнал ратовал за материнское вскармливание, предлагал рациональные методы ухода за новорожденными, а также методы воспитания малолетних детей; рассматривал различные проблемы медицины: кровопускание, наследственные болезни, заболевания, связанные с образом жизни, «ломотную болезнь» (так тогда называли ревматизм). Кроме того, в «Санкт-Петербургских врачебных ведомостях» печатались статьи зарубежных врачей. Так, были опубликованы заметки «О винной пробе», присланные Самуэлем Ганеманом из Лейпцига [24; 275].

Первоначально у журнала было 208 подписчиков, называемых тогда «пренумерантами». Подписка принималась на полгода и стоила 2 рубля 50 копеек в Петербурге и 5 рублей за его пределами. Издание имело более 100 подписчиков в Петербурге, около 20 — в Москве, остальные экземпляры расходились по другим городам. Журнал читали не только доктора и аптекари, но и сановники, офицеры, священники, государственные служащие, юристы, инженеры и купцы. Последний, 52-й, номер журнала вышел в июле 1794 года. «Санкт-Петербургские врачебные ведомости» прекратили свое существование из-за отсутствия средств [24; 276].

В это же время в Москве выходил «Медико-физический журнал», позже, в первой половине XVIII века, появились «Вестник естественных наук и медицины» и «Московский врачебный журнал». Издатель «Московского врачебного журнала» – русский патолог, один из первых в России медиков-публицистов Алексей Полунин. В данном издании впервые на русском языке была опубликована «Целлюлярная (клеточная) патология» – учение Рудольфа Вирхова о клетке как материальном субстрате болезни, когда все болезненные процессы в организме сводятся к изменениям в жизнедеятельности его клеток [36; 120].

В конце 1850 – начале 1860 годов в России происходило развитие медико-биологических наук, что сказалось и на медицинской периодической печати. Большинство изданий по основным вопросам медицинской науки и практики выступало с передовых демократических позиций. Например, журнал «Московская медицинская газета», основанный доктором медицины, хирургом Федором Иноземцевым, выдвигал передовые идеи общественной медицины, ратовал за привлечение средств государства и господствующих классов на нужды охраны здоровья народа. С 1861 года «Московская медицинская газета» – орган Общества русских врачей в Москве. Деятельность журнала стала важным этапом в создании общественной медицины в России. «Московская медицинская газета» боролась за создание деятельных медицинских обществ, была трибуной для обмена опытом, обсуждала вопросы, связанные с улучшением охраны здоровья народа, особенно крестьян, разрабатывала основные положения организации медицинского дела, принятые впоследствии в земской медицине. «Московская медицинская газета» выступала против шарлатанства в медицине, пропагандировала изучение народной медицины [61; 29].

«Медицинский вестник» (издавался в Санкт-Петербурге) опубликовал материалистический труд Ивана Сеченова «Рефлексы головного мозга», первым начал печатать работы женщин-врачей. Журнал «Современная медицина» (издавался в Киеве в 1860–1880 годы) пропагандировал физиологическое направление в медицине, часто критиковал состояние медико-санитарного дела в России [61; 35].

Прогрессивные демократические идеи проводил в жизнь еженедельник «Врач», который поддерживал земскую медицину. «Врач» появился в 1880 году, его издателем был профессор, общественный деятель Вячеслав Манассеин. Издание широко освещало вопросы отечественной медицины, этики, образования и скоро стало одним из самых читаемых в России. В нем часто и охотно печатались выдающиеся ученые того времени: Иван Павлов, Сергей Боткин, Иван Сеченов, Николай Склифосовский и другие. После смерти Манассеина «Врач» выходил еще несколько лет, пока не был закрыт цензурой [32; 5].

В конце 19 – начале 20 века выходили различные популярные и научно-популярные медицинские издания: «Ребенок» (Санкт-Петербург, 1905 год), «Спутник здоровья» (Санкт-Петербург, 1898–1905 годы), «Здравие семьи» (Петроград, 1902–1917). Появились специализированные журналы по теоретической медицине: «Журнал для нормальной и патологической гистологии и клинической медицины» (Санкт-Петербург, 1870–1877 годы), «Журнал микробиологии» (Петроград, 1914–1917 годы) и другие. К этому же времени относится появление медицинских периодических изданий клинического профиля: по терапии («Больничная газета Боткина»), хирургии («Хирургический вестник»), невропатологии и психиатрии («Психиатрическая газета»), акушерству и гинекологии (Журнал акушерства и женских болезней»), дерматовенерологии («Русский журнал кожных и венерических болезней»), фтизиатрии («Туберкулез») [41; 36].

В начале 20 века в России издавалось свыше 150 медицинских периодических изданий. В первые годы советской власти появились новые издания: «Врачебное дело» (Харьков), «Клиническая медицина» (Москва), «Вестник рентгенологии и радиологии» (Москва–Ленинград), «Урология» (Москва) [41; 37].

Уже в СССР нарастающая дифференциация медицинских знаний нашла отражение в тематике новых медицинских периодических изданий. В их числе журналы «Антибиотики» (Москва, 1956–1984 годы), «Космическая биология и медицина» (Москва, 1967–1973 годы), «Иммунология» (Москва, с 1980 года), «Криобиология» (Киев, с 1985) [46; 157].

В 1988 году на I Всесоюзном съезде врачей было принято решение о воссоздании журнала «Врач», который отражал бы современные достижения науки и практики, информировал о новых формах организации лечебной помощи населению. В 1990 году «Врач» был возрожден. Постепенно формировалось ядро авторского коллектива: в него входили как известные во всем мире специалисты, так и просто врачи-практики, которым было чем поделиться с коллегами.

Сегодня «Врач» – ежемесячный научно-практический и публицистический журнал. Его постоянные рубрики – «Актуальная тема», «Клинический разбор», «Лекция», «Проблема», «Из практики», «Фармакология». Основная цель, которую ставит перед собой «Врач», – оттачивать клиническое мышление, профессионализм врача, поднимать его на такой уровень, когда интеллект, широта кругозора специалиста становятся самым мощным инструментом. Темы журнала максимально ориентированы на практического врача. География издания – все федеральные округа РФ, 9 стран СНГ и дальнее зарубежье – США, Канада, Израиль и другие страны. Интересно, что «Врач» включен в Российский кодекс научного цитирования [32; 6].

В 1990-е популярными темами в периодике медицинской и массовой стали проблема СПИДа, целители и экстрасенсы, такие как Джуна, Кашпировский, Чумак; радиофобия и последствия аварии на Чернобыльской АЭС, самолечение и даже… смена пола. Так, в газете «Комсомольская правда» за 9 апреля 1989 года была опубликована статья «Маниш и Ману» о том, что в одном из госпиталей Индии 22-летней девушке была проведена операция по изменению пола, в результате чего она стала юношей. Причиной этой операции было то, что прооперированная взаимно полюбила свою подругу по колледжу. В статье приводилось высказывание хирурга, что сексуальную жизнь этой пары можно считать полноценной, хотя потомство вряд ли возможно [48; 205].

Вообще, потребность в медицинской информации у населения в этот период была велика. Социологи провели массовый опрос, в результате которого выяснили, что в печатной медицинской информации нуждаются 67% больных и 41% здоровых людей. Самыми популярным изданиями, предоставляющими эту информацию в конце 80-х – начале 90-х годов, можно считать журналы «Здоровье», «Семья и школа», «Работница», «Крестьянка», «Советский спорт», «Советский Красный Крест» [28; 207].

С января 1955 года начинает издаваться ежемесячный журнал о здоровом образе жизни «Здоровье». Поначалу журнал был скорее бюллетенем санпросвета: рассказывал об организации режима дня, физкультуре, профилактике болезней, лекарственных растениях. Но постепенно "Здоровье" стало полноценным научно-популярным изданием. Популярным в прямом смысле: в мае 1990 года его ежемесячный тираж достиг 18 миллионов 155 тысяч экземпляров – с этой невероятной цифрой журнал попал в Книгу рекордов Гиннесса [43; 35].

Основным жанром в первое десятилетие существования «Здоровья» была статья. Из 32 страниц номера примерно 25 были заняты статьями. В каждом номере "Здоровье" пишет о матери и ребёнке. Читателям предлагаются материалы «Развитие ребенка», «В ожидании ребенка», «Ребенок идет в школу», «Каждый месяц о жизни ребенка». Журнал сообщает о важнейших профилактических мерах против гриппа, ангины, простуды; периодически уделяет внимание охране здоровья на производстве и даже объединяет материалы на эту тему в рубрику «Зарядка на заводе». С 1956 года «Здоровье» публикует на своих страницах дискуссии и аннотации на медицинские темы, например, «О профилактике и лечении полиомиелита» [43; 37].

Помимо статей «общего интереса» в журнале появляются и аналитические, научные материалы о физиологических процессах, роли рентгеновских лучей, белков, энергии атома, восстановлении сосудов и так далее. «Здоровье» было богато и афоризмами, эпиграммами, фельетонами, рассказами; журнал иллюстрировали талантливые художники.

Постепенно увеличивалось количество рубрик: «Месяц за месяцем» (о развитии ребенка в утробе матери), «Письмо в редакцию», «Медики-герои», «Это должен уметь каждый», «Разговор о половом воспитании», «Из истории медицины», «Врач разъясняет, предостерегает, рекомендует», «Отвечают специалисты» и так далее.

Журнал пытается заинтересовать и юных читателей. Для них на цветной вкладке "Здоровье" печатает "Удивительные приключения мальчика Стобеда", а также рассказы о Маше и Мише. А если ребёнок написал в адрес журнала письмо, то это большое событие. Обычно откликом на запрос взрослых служит небольшая заметка, детям же отвечают большой статьёй на две страницы. Так, в № 8 за 1990 год помещено письмо двенадцатилетней Иры. Её проблема в том, что она очень одинока: у неё нет ни брата, ни сестры. Родители всё время пропадают на работе. Журнал "Здоровье" пытается разъяснить взрослым, как необходимо ребёнку общение, забота, внимание. Детям нужно прививать чувство ответственности, и если нет возможности родить второго малыша, то надо купить хотя бы собаку [43; 47].

Сейчас «Здоровье» – это яркий и интересный журнал о том, как достичь физического и эмоционального благополучия, не болеть, всегда сохранять прекрасную форму и высокий жизненный тонус. Основные темы издания – красота, antiage, полезная еда, фитнес, здоровые привычки, психология, новейшие медицинские открытия, детское здоровье. Помимо основного издания, Издательский дом «Здоровье» выпускает ежемесячный журнал «Худеем правильно» и ежеквартальное приложение «Меню «Худеем правильно». Общий тираж – 170 тысяч экземпляров. Журнал распространяется в России, странах СНГ, Балтии, Европы [43; 50].

Еще одно известное издание в сфере здравоохранения – «Медицинская газета». До ноября 1962 года она выходила под названием «Медицинский работник». С первых дней создания газета настойчиво боролась за укрепление и развитие здравоохранения и медицинской науки, совершенствование всего дела охраны здоровья советских людей. В годы Великой Отечественной войны на страницах газеты публиковались материалы и давались конкретные рекомендации, связанные с профилактикой заболеваний в армии, методами лечения раненых и больных в госпиталях. Широко освещались вопросы организации медико-санитарной службы действующей армии и санитарно-эпидемического благополучия тыла. В газете активно сотрудничали такие видные ученые и организаторы здравоохранения, как Николай Бурденко, Владимир Филатов, Александр Вишневский и другие. После войны главные темы публикаций были связаны с восстановлением здравоохранения в районах, пострадавших от войны, задачами улучшения охраны здоровья народа, освещением достижений отечественной медицинской науки и медицинской промышленности; публиковались материалы, пропагандирующие передовой опыт лечебно-профилактических учреждений и отдельных медработников.

В наши дни «Медицинская газета» концентрирует внимание на приоритетных направлениях и актуальных проблемах развития российского здравоохранения и медицинской науки. Главный читатель газеты, как признается главный редактор Андрей Полторак, – врач [70; 7]. Структура номера устойчивая: три первых полосы отводятся под новостную информацию, за ними следуют выступления авторитетных специалистов о проблемах отечественной медицины, достижениях в области профилактики, лечения, реабилитации. Традиционно центральное место в газете занимает раздел «Конспект врача». Здесь ведущие специалисты отрасли разбирают медицинскую практику, анализируют стратегию лечения сложных заболеваний. Эти материалы привлекают внимание профессионалов. В газете, кроме традиционных, есть интересные рубрики: «Книгу написал врач» (про медиков-литераторов), «Из семейного альбома врача», «Автограф для «МГ» – беседы с известными государственными, общественными деятелями, мастерами культуры. Ежемесячно в редакцию приходит от 300 до 500 писем читателей [70; 8].

В настоящее время в России существует множество научных, научно-популярных, массовых изданий о медицине и здоровье. Среди популярных – «Здоровье», «Мир здоровья», «Моя аптека», «Женское здоровье», «Красота и здоровье», «Друг здоровья», «Популярная медицина», «Неврологический вестник», «Вестник инфектологии и паразитологии» и другие. Доступно и просто рассказывают о медицинских новинках и о том, как вести здоровый образ жизни, неспециализированные журналы развлекательного характера «Cosmopolitan», «NRG», «Marie Claire», «Мир и дом», «Домовой», «Караван историй» и другие.

Каждое издание имеет свой сайт. Кроме того, в Интернет-пространстве созданы целые медицинские порталы: ДиабетПортал, Недуг.Ру; социальная сеть «Доктор на работе». Самые известные передачи о здоровье на телевидении – «Жить здорово», «Здоровье» (Первый канал), «О самом главном» (Россия), «Медицинские тайны», «Без рецепта» (НТВ).

 

 

Глава 2. Тема здоровья на страницах Курганской областной общественно-политической газеты «Новый мир»

2.1. Жанровое изображение темы здоровья на страницах Курганской областной общественно-политической газеты «Новый мир»

Освещая тему здравоохранения, наиболее часто авторы используют жанры информации, отчета, репортажа, интервью, очерка, зарисовки; реже представлены аналитические жанры журналистики. Проанализируем некоторые материалы издания.

Материал «Надежный рецепт для голодного сердца» («Новый мир», № 45 за 11 ноября 2010 года, рубрика «Профи»):

Жанр.Мы склоняемся к тому, что данный материал является очерком. Очерк – публицистический жанр, в образной форме исследующий закономерности социально-нравственного бытия человека и развития общественных процессов. Жанровую природуочерка определяет соединение трех начал – социологического, публицистического и художественного [55; 170].

Социологическое начало очерка выражается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности, в стремлении автора не к произвольному выбору индивидуально-неповторимых характеров, а к выявлению объективных причин, породивших те или иные социальные характеры и ситуации. Очерк – аналитически обоснованная образная картина действительности [55; 171].

Публицистическое начало очерка проявляется в опоре на факт. В документальном очерке реальные события – исходная точка развития сюжета. В беллетризованном очерке ситуация выглядит максимально обобщенной, границы факта размыты. Публицистическое начало выражается и в стремлении автора дать факты в их социальном заострении, максимально актуализировать поднимаемую проблему, выразить свое к ней отношение, опираясь на систему художественно-публицистических образов [55; 171].

Художественное начало определяется стремлением публициста создать достоверную и убедительную картину действительности с помощью образного мышления, при котором картины, ситуации, явления и характеры социально типизируются. Герой очерка, сохраняя индивидуальную неповторимость, выполняет служебную функцию – отражает проблему, решаемую автором [55; 172].

Некоторые исследователи выделяют три типа документальных очерков: проблемные, портретные и очерки нравов.

В материале «Надежный рецепт для голодного сердца» имеются признаки нескольких жанров: репортажный момент, портретная зарисовка, корреспонденция (рассказ о коронарной ангиографии). Во-вторых, мы видим синкретическое соединение трех начал: 1) социологического, когда исследуется социальная проблема – высокая смертность населения от сердечно-сосудистых заболеваний из-за недоступности своевременной диагностики и лечения; 2) публицистическое, которое выражается в опоре на группу фактов; 3) художественное: используются средства художественной выразительности. Пациент типизируется, хирург же обладает оригинальными чертами – необычным именем, происхождением, призванием, ходом мысли. Его образ дополняет удачный портретный снимок. Все это позволяет отнести материал к очерку.

Тема материала – жизнь и деятельность молодого сердечно-сосудистого хирурга.

Проблематика – высокая смертность зауральцев от сердечно-сосудистых заболеваний, внедрение в зауральских медицинских учреждениях новых методов диагностики и лечения болезней сердца, проблема привлечения в регион молодых врачебных кадров.

Идея – профилактика ишемической болезни сердца у читателей (рассказ о ее симптомах), повышение доверия к молодым специалистам, мысль о необходимости установки в областном кардиодиспансере нового ангиографа для проведения высокотехнологичных вмешательств.

Система персонажей. Два основных персонажа: хирург Мясник Арабханян и пациент, 59-летний Владимир. И если у первого – успешная карьера и перспективы, то у второго – смертельно опасная болезнь и впереди – сложная операция. Дается полный портрет хирурга: родился в Грузии, решил стать доктором в детстве, когда сломал ногу, учился в Тюмени, по распределению попал в Курган. Его опыт – более двухсот операций по коронарографии (диагностике) сосудов сердца, мечтает освоить метод баллонной ангиопластики, который позволит удалять атеросклеротические бляшки без вскрытия грудной клетки в Кургане (раньше – только в Новосибирске, Томске, Тюмени, Москве). Кажется, образ хирурга «правильный» во всех отношениях. Пациента Владимира болезнь застала врасплох. Осознавая, что в любой момент он может умереть, мужчина согласен на операцию, ведь еще «надо растить внучку и… жить хочется». Герои показаны во взаимодействии. Пациент с надеждой смотрит на врача, вверяет ему свою жизнь. Осознает ли доктор меру ответственности? Фразы «нравится работать руками, видеть результат труда» свидетельствуют о техничности труда хирурга. И потом, в других материалах, хирурги будут говорить о том, что они – механические исполнители дела, а «пациента защищает от нашей агрессии анестезиолог». Есть ли тут скрытое противоречие? Пожалуй, есть.

Изобразительные средства. Что касается синтаксиса, используются в основном сложные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные, что говорит о подробном изложении ситуации, об описательности текста. Много прямой речи. Если в первой части текст носит черты научного стиля (рассказ о симптомах ИБС и методе коронарографии), то во второй, где речь идет о сердце пациента, применяются сравнение «похожий на щербатую луну», эпитеты «бледный орган, живое сердце, беззащитная улыбка», метафоры «сеть кровеносных сосудов», «вздутые сосуды». Это, с одной стороны, репортажный момент (сообщить читателю, что на экране можно увидеть видео своего сердца), а с другой стороны – мысль о хрупкости органа, от которого зависит жизнедеятельность организма.

С помощью эпитетов дано и описание врача: «чернобровый юноша», «большие черные глаза», «теплые нотки в голосе». Врач таким образом становится ближе к читателю.

Композиция.Заголовок «Надежный рецепт для голодного сердца» метафоричен, но отражает тему и проблему: для больного сердца нужны надежные методы диагностики и лечения, проводимые хорошими специалистами. В лиде и экспозиции – реконструкция событий, произошедших с пациентом Владимиром. Вперед вынесена стандартная жизненная ситуация: заболело сердце, увезли на «скорой». Внимание читателя уже удалось привлечь. Затем, в главке «чудо без скальпеля» происходит знакомство с доктором и методом диагностики. К Владимиру мы возвращаемся лишь во второй главке. А в третьей, под скучным названием «будущее зауральской медицины» идет рассказ о докторе, его биографии. Таким образом, текст делится на три части, на три элемента: пациент – метод лечения – личность врача. Прерывая последовательность повествования, двигаясь «не по порядку», переходя от одного элемента к другому, мы вызываем любопытство читателя, нам удается удержать его внимание.

 

Материал «Доктора в дефиците» («Новый мир», № 98 за 27 мая 2011 года):

Жанр: отчет. Отчет – информационное сообщение о событии, выраженном в слове, а также о мероприятии, на котором присутствует определенная аудитория (конференция, собрание и другое). Точность – главная качественная характеристика отчета [27; 230]. Отчет относится к информационным жанрам журналистики.

Жанровые признаки отчета:

– в основе лежит максимально полный рассказ о конкретном событии, лично наблюдаемом автором;

– повествование ограничено определенными пространственно-временными рамками, охватывающими описываемое событие;

– детализация события, изложение подробностей, причем в качестве детали и подробности выступают, как правило, реплики действующих лиц;

– автор может демонстрировать свою позицию. Оперируя фактами и цифрами, журналист говорит об актуальных проблемах [55; 163].

По характеру подхода к освещаемому материалу отчет может быть общим или тематическим, по цели и особенностям изложения – информационным или аналитическим.

В данном случае все жанровые признаки налицо – полный рассказ о конкретном событии, детализация, изложение подробностей: выступает заместитель директора департамента здравоохранения и приводит цифры, без лишних эмоций, но веско характеризующие ситуацию с кадрами. Это количество врачей в области, количество медсестер, средний возраст доктора, районы, где укомплектованность специалистами самая низкая. Также выступающая говорит о мерах социальной поддержки врачей. Из доклада директора Курганского медколледжа читатель узнает, каких специалистов больше не будет готовить данное учебное учреждение. Важно мнение одного из героев: «Создадим в Кургане медицинский факультет на базе КГУ».

Самостоятельно проанализировав факты, читатель сделает вывод о ситуации с медкадрами в Зауралье. Остроту сухому отчету придает фотография: кадр из жизни больницы – огромная очередь к белой двери с надписью «фельдшер».

Тема: обеспечение региона медицинскими специалистами.

Проблема: дефицит врачей в Зауралье и перспектива нехватки средних медработников.

Идея: создание в Курганском госуниверситете медицинского факультета.

Композиция. Документальное изложение происходящего, в строгой последовательности, без дополнительных эпизодов.

Синтаксис. Предложения простые, краткие, чтобы акцентировать внимание на главном, без лишних рассуждений. «Кадровый голод – одна из актуальных проблем сферы здравоохранения. Курганская область занимает последнее место по обеспеченности врачами в России». Встречаются и предложения сложные, чаще – с подчинительной связью, разъяснительные.

 

Материал «Александр Губин: «Руководитель должен быть романтиком»(«Новый мир» за 1 декабря 2011 года):

Жанр:интервью-беседа. Специфика интервью заключается в том, что в его тексте внешне главенствует точка зрения не автора, а собеседника журналиста. В целом интервью– это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица на вопросы журналиста или беседа, когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами, а спорит с собеседником, комментирует его ответы. В интервью слышен и голос публициста: ход беседы искусно направляется журналистом; демонстрация точки зрения собеседника по обсуждаемому вопросу предполагает и позицию корреспондента [55; 168].

Существуют разные формы интервью. Это интервью-монолог, интервью-сообщение – излагаются наиболее существенные аспекты беседы, ответы даются в сокращенном виде; интервью-диалог – суждения двух различных сторон, интервью-полилог – когда количество собеседников максимальное. Иногда реплики собеседника сопровождаются описанием его внешности и поведения: одежды, манеры поведения, выражения лица, жестов. Так строится интервью-зарисовка: здесь журналист стремится к эмоциональности изложения, используя лирические вставки, выразительные средства журналистики, образные ресурсы языка. Он передает обстановку, характер разговора, рассказывает о жизни и делах героя. Различают также интервью-беседу, интервью-мнение (комментарий к проблеме, событию, факту), массовые интервью (с пресс-конференций, брифингов) [28; 235].

Составить полный психологический портрет в публикации не удалось, получилась имиджевая маска – персона положительная, успешная, с большими планами на будущее. Главные качества героя, исходя из материала, – стремление к научным изысканиям, к новому, к обмену опытом с зарубежными специалистами. «Не бояться и меняться», – говорит он в итоге.

Тема: жизненная история директора Центра Илизарова.

Проблема: становление личности врача, ученого, руководителя.

Идея: чтобы чего-то достичь в жизни, надо найти свой путь и, не боясь, его пройти.

Персонажи. В тексте главенствует собеседник – практически нет описательных моментов, выводов и провокационных вопросов. Есть позиция директора Центра Илизарова, его жизненная история. Голос автора слышен слабо, на несколько интересных вопросов получены ответы общего характера, в стиле «все хорошо, а будет еще лучше».

Композиция. Заголовок соответствует теме «Руководитель должен быть романтиком». Это жизненная позиция Александра Губина – быть романтиком, иметь научные идеи и воплощать их, пусть даже ради этого придется уехать из Петербурга в Курган. В тексте просматривается несколько смысловых частей: профессия, личность, семья, научная деятельность, жизнь в Кургане. Причем выбрано необычное построение: начинаем с профессии, потом переходим к семье, затем – к Центру Илизарова и, наконец, к жизни в провинциальном городе.

Изобразительные средства. В основе текста – высказывания собеседника, его живая речь, отражающая особенности мышления. С этим связано и использование вводных конструкций, и построение предложений. Много простых, утвердительных предложений.

 

Материал «Верните Любовь!» («Новый мир», № 245 от 14 декабря 2010 года):

Жанр:проблемный репортаж. Репортаж – один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной подачи информации с ее анализом. Стержнеобразующий жанровый элемент репортажа – отражение события в том виде, в котором оно происходило на самом деле. Репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства. Время здесь прерывисто, условно, но всегда движется в одну сторону – от начала описания события к его завершению. Это жанр фабульный: основу повествования составляет последовательное описание события. В сочетании с наглядностью, то есть воспроизведением деталей и подробностей, последовательность создает эффект присутствия репортера на месте события [55; 167].

В репортаже должны присутствовать следующие элементы:

– последовательное воспроизведение события – динамизм повествования, связанный с протяженностью действия во времени и пространстве;

– наглядность – создание образной картины происходящего путем предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц;

– предельная документальность – репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла;

– образная аналитичность;

– эмоционально окрашенный стиль повествования;

– активная роль личности самого репортера [19; 28].

Репортаж бывает проблемным (повествование о событии перерастает в социально значимую проблему, актуальность, важность которой – залог читательского интереса к материалу), познавательным – живой оперативный рассказ о новом, интересном событии; событийным – рассказ о социально значимом событии. В случае приоритета фотографии над текстом можно говорить о фоторепортаже.

В репортаже «Верните Любовь!» рассматривается конфликт властей и жителей отдаленной деревни. Фельдшер занимает пограничную позицию: она недовольна тем, что ее перевели в другую деревню, что приходится обслуживать и своих «родных» клиентов (Любовь Сотова живет в Волосниково), но молча принимает перемены. Все жанровые признаки репортажа налицо: оперативная передача информации с ее анализом, отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле; время движется от начала описания события к его завершению; за счет деталей – эффект присутствия репортера на месте события; эмоционально окрашенный стиль повествования.

Тема: ликвидация фельдшерско-акушерских пунктов в отдаленных деревнях Зауралья.

Проблема: жители села Волосниково остались без медицинской помощи.

Идея: оставить при селе фельдшера Любовь Сотову, выделив ей необходимое помещение и аппараты.

Персонажи: фельдшер Любовь Сотова, безвозмездно обслуживающая волосниковцев, в снег и вьюгу топающая от одной деревни к другой; жители села Волосниково, оставшиеся без медпомощи, глава Памятинского сельсовета (к которому приписано Волосниково), глава Белозерского района. Показаны в конфликте: люди возмущены, а сельская и районная администрация твердят, что открывать ФАПы им «не по средствам».

Изобразительные средства.Создана образная картина происходящего путем предметного описания деталей, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц. Показана обстановка, в которой живет бабушка с атеросклерозом сосудов головного мозга: «Маленькая, жарко натопленная кухонька, клеенчатая дверь, ведро с водой». При описании женщины используются эпитеты «беспомощно», «дрожащим, грудным (голосом)», «жалобным», «испытующе», «старчески голубые, выцветшие глаза». Эпитеты характеризуют и дорогу фельдшера от одной деревни к другой: «лысое поле», «остекленевший кустарник», «тяжелые снежные тучи». Для большей остроты, реальности происходящего в речи волосниковцев сохранены диалектизмы: «вовсе что и есть», «потащилась», «дуем к ей на квартиру» и другие [2; 2].

Композиция.Лид сразу вводит в тему и обозначает конфликт: «Жители зауральской глубинки остались без медицинской помощи». Событие воспроизводится последовательно: корреспонденты получили письмо, выехали, побеседовали с жителями, по дороге в соседнюю деревню, в клубах метели встретили фельдшера, затем пообщались с главой Белозерского района. Динамизм повествования связан с протяженностью действия во времени и пространстве.

 

Материал «Прозреть дома»(«Новый мир», № 245 от 14 декабря 2010 года):

Жанр: заметка. Заметка несет в себе классическое триединство: все факты в ней объединены одной темой, фиксируется одномоментное состояние процессов, происходящих в действительности, и точно обозначено место действия. Идеально, когда все три компонента заметки сконцентрированы в двух-трех фразах, открывающих текст. Такой зачин называется лидом. Лид – фактологическая основа заметки, ее смысловой центр, определяющий структуру текста: изложив суть факта, репортер расширяет информационное поле материала, дополняя его новыми сведениями – цифрами, цитатами, ссылками на источники полученной информации. Существуют разные виды лидов:

– лид «одного элемента»: используется, если в новости или заметке есть сильный элемент, который следует выделить (имя, итог, время происшествия),

– лид-обобщение: выделяет сразу несколько важных элементов,

– лид-«вешалка» – автор «навешивает» на первый абзац ответы сразу на все вопросы,

– лид-идентификация: начинается с ответа на вопрос «кто?», если центр новости – участие известной личности в событии,

– лид-рассказ: необычность происшествия может быть показана через краткую хронологию событий,

– лид-цитата,

– лид-вопрос,

– лид-«каприз»: творческий вариант лида, часто ироничный, обыгрывающий ситуацию [27; 225].

Некоторые исследователи определяют как краткие формы заметки новость и хронику. Хроника– факты без подробностей. Небольшие, порой из одной-двух фраз, сообщения, не имеющие заголовка [19; 23]. Часто публикуются подборками.

Заметка «Прозреть дома» соответствует жанровым признакам: оперативна, фактически точна, понятна, очищена от деталей, кратка. Все факты объединены одной темой, фиксируется одномоментное состояние процессов, происходящих в действительности (заседание), точно обозначено место действия.

Тема: заседание научно-практического общества офтальмологов.

Проблема: лечение патологий глаза в Зауралье.

Персонажи: главный специалист-офтальмолог области Мария Пономарева.

Изобразительные средства:сухое изложение фактов, предложения простые, осложненные вводными конструкциями, однородными дополнениями. Приведена цитата Марии Пономаревой.

Композиция. В лиде изложена суть факта «состоялась конференция», далее информационное поле материала расширяется: присутствовали специалисты районных больниц, городов Кургана и Шадринска, было рассказано о проведении уже шести сложных операций на глазах у младенцев (с ретинопатией недоношенных). В цитате речь идет о том, что хирургия катаракт теперь – не высокотехнологичная медицинская помощь, а специализированная – значит, бесплатная.

 

Материал «Разделайся с гриппом вовремя» («Новый мир», № 200 за 12 октября 2010 года):

Жанр:событийный репортаж – рассказ о социально значимом событии. Информационным поводом является начало прививочной кампании в Зауралье.

Тема материала – вакцинация против гриппа в Управлении Роспотребнадзора по Курганской области.

Проблема – риск возникновения эпидемической ситуации по гриппу и ОРВИ в регионе.

Идея – профилактика острых вирусных инфекций путем вакцинации населения.

Система персонажей. Персонажи, стандартные для репортажа: медсестра, пациенты, специалисты ведомства. Все они несут информацию: пациенты – о безболезненности и действенности прививки, специалисты озвучивают статистику (кого будут прививать, сколько человек планируется охватить вакцинацией, сколько уже привито), дают характеристику приобретаемому иммунитету.

Изобразительные средства. Изобразительных средств немного, и применяются они в начале репортажа при описании обстановки: эпитеты «бодрое» (настроение), «длинная острая» (игла), «прозрачная» (жидкость); метафоры «приподнятое настроение», «вонзается» (игла в кожу); метонимия «стекляшки» (про колбы и медицинские ампулы).

Композиция. Материал начинается с репортажного момента: «С раннего утра в коридорах ведомства теснятся сотрудники. Обстановка бодрая, настроение приподнятое. В воздухе витают лекарственные пары». Событие – вакцинация – воспроизводится последовательно, динамично. Дается наглядная деталь: очередному пациенту медсестра вонзает в предплечье острую иглу. Описывая запахи, ощущения, реплики героев, автор стремится создать эффект присутствия на месте действия. Хроники вакцинации перемежаются полезной информацией об эпидемической ситуации в Зауралье, сроках и условиях прививочной кампании, составе вакцины «Гриппол».

Синтаксис. Предложения простые, часто осложненные однородными сказуемыми: характерный признак репортажа. Встречаются бессоюзные, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.

 

Материал «Неутомимая Бибинур» («Новый мир», № 34 за 25 февраля 2011 года):

Жанр: зарисовка с элементами репортажа. По мнению Ворошилова, в небольшой зарисовке и должны переплетаться черты информационных, художественно-публицистических жанров. Зарисовки изображают в очерковой форме какое-то одно явление, событие, могут быть сюжетными и бессюжетными, конфликтными и бесконфликтными [55; 168]. Часто встречается портретная зарисовка. «Неутомимая Бибинур» предстает перед нами энтузиастом своего дела, рисуется ее внешний и внутренний портрет; кроме того, присутствует репортажный момент: фельдшер выезжает на дом к ветерану и оказывает ему первую помощь.

Информационный повод: сохранение фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов) в деревнях Сафакулевского района.

Тема материала – добросовестная, порой самоотверженная работа фельдшера Боровичанского фельдшерско-акушерского пункта Бибинур Рахматуллиной.

Проблема – старение сельского населения, наличие у стариков тяжелых заболеваний; необходимость обеспечения жителей деревень достойным медицинским обслуживанием.

Идея– такие энтузиасты, как Бибинур, везде успевают, но и ей нужна смена.

Система персонажей. Главные герои очерка – фельдшер Бибинур или просто Валя, как ее называют сельчане, – ее подопечный, ветеран, майор в отставке Геннадий Арсентьев; глава района и главный врач районной больницы с твердой позицией: ФАПы сохранить. Во взаимодействии показаны Бибинур и Геннадий Арсентьевич. Ветеран – весьма характерный персонаж, прошедший войну, с богатым жизненным опытом, подтрунивает сам над собой и своими болезнями. Ему необходимо не только лечение, но и общение.

Изобразительные средства. При описании деталей используются: эпитеты «широкая накатанная» (дорога), «прохладный» (кабинет), «полутемные» (сени), «огромная заснеженная» (равнина); метафоры, особенно при характеристике героев, – «живое подвижное лицо», «льются обаяние и оптимизм»; сравнение – «антрацитовые глаза».

Композиция. Заголовок экспрессивен – «Неутомимая Бибинур», отражает характер быстрой, ловкой, работоспособной, везде успевающей женщины. Подзаголовка нет, и это подчеркивает очерковый характер публикации. Читатель сразу переходит к лиду, в котором дается описание учетной карточки пациента: намек на аккуратное ведение учета и заботу о каждом больном. Текст небольшой, разделен на главки – «Терапия для куклы» и «Подарок судьбы». Первая часть начинается с информации, полученной в беседе за чашкой кофе с главой Сафакулевского района о том, что все фельдшерско-акушерские пункты в муниципальном образовании сохранены. Затем – репортажный момент: дорога в Боровичи, опрятное здание пункта, описание кабинета Бибинур, и – самая яркая деталь, характеризующая медика, – случай из практики, когда она спасла ребенка. Вторая главка – непосредственный выезд к пациенту, оказание ему помощи. В целом действие материала развивается динамично, читатель не успевает заскучать.

Синтаксис. Автор стремится к простым, лаконичным предложениям, чтобы передать динамику происходящего, отразить и шустрый темперамент главной героини. Много прямой речи: герои говорят, мыслят, высказывают свою точку зрения и жизненную позицию.

 

Материал «Полезный магнетизм» («Новый мир», № 223 за 13 ноября 2010 года):

Жанр: познавательный репортаж – живой оперативный рассказ о современном томографе. Читатель последовательно и наглядно узнает о том, как проводится данное исследование. В репортаже есть и элемент корреспонденции. Корреспонденция – это жанр, в котором на конкретном материале, взятом в сравнительно нешироком масштабе, разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема [27; 233]. Основные жанровые признаки корреспонденции:

– отдельная ситуация в ее проблемном целом как предмет исследования;

– выявление закономерностей развития текущей действительности на основе анализа конкретной жизненной ситуации;

– факт как основа текста, как повод для его интерпретации;

– авторское рассуждение, вытекающее из обобщения описываемых фактов;

– явно или неявно функционирующая цепочка: тезис–аргументация–демонстрация–вывод.

Здесь корреспонденцией является рассказ о методе томографии, его плюсах и минусах.

Информационный повод: установка в Курганской областной клинической больнице ядерно-магнитного резонансного томографа.

Тема материала – расширение диагностических возможностей благодаря новому аппарату.

Проблема – постановка правильного диагноза, доступность процедуры.

Идея – этот вид томографии рекомендуется для диагностики сложных, чаще неврологических заболеваний и проводится по назначению врача-специалиста.

Система персонажей. Главный врач областной клинической больницы Сергей Мысливцев, заведующий кабинетом магнитно-резонансной томографии Вадим Мягкий, больная, лаборант. Доктора дают полезную информацию, а пациентка и лаборант совершают непосредственно процедуру томографии, показывая читателю, насколько безопасно, безболезненно и эффективно это исследование.

Изобразительные средства. В связи с большой информативностью материала изобразительные средства сведены к минимуму. В основном использованы эпитеты: неподвижная (больная), лукавый (доктор), круглая белая (консоль).

Композиция. Событие воспроизводится последовательно, динамично: от беседы с главным врачом к путешествию по больнице, непосредственно к месту действия, наблюдению за работой аппарата. Заголовок отражает тему, в лиде указан информационный повод. Стоит отметить большой объем научной информации, разъясняющей принцип работы ядерного томографа. Она дана и в комментариях, и в авторской речи.

Синтаксис. Простые, осложненные однородными дополнениями, причастными оборотами, и сложноподчиненные, разъясняющие предложения.

 

Материал «Мой коллектив – мое богатство» («Новый мир», № 10 за 10 марта 2011 года):

Жанр: очерк с элементами репортажа. Очерковое выражается в изображении образной картины действительности, многочисленных художественных описаниях; портретной зарисовке главного героя – главврача больницы, жизнь которого отождествляется с буднями медицинского учреждения. Репортажное – в последовательном описании одного дня из жизни районной больницы. Воспроизводятся детали и подробности – больничные коридоры, осмотр пациента неврологом, пеленание младенца в роддоме, работа нового оборудования.

Тема – необычный, творческий коллектив врачей Сафакулевской центральной районной больницы (ЦРБ).

Проблема – тяжелый, но благородный труд сельского врача.

Идея – дружелюбный коллектив, обеспечение жильем, достойная зарплата помогают удержать докторов на селе.

Система персонажей. Центральный персонаж – главный врач больницы Валерий Мусин, строгий, ответственный, но очень добрый человек. Вокруг него, как лучи вокруг солнца, концентрируются талантливые, преданные своему делу доктора. Он уважает в них личность, дает свободу творчества, ограниченную, конечно, медицинским стандартом. Например, молодая перспективная врач-невролог Марина Саитова трудится в районной больнице третий год, работает с увлечением, все более совершенствуясь в неврологии. А акушер-гинеколог Альфия Мавлютова в свободное время радует коллег игрой на скрипке.

Добродушны в этой больнице даже пациенты: зная, что на них не накричат, их не обидят, больные «не раздражены, не угрюмы, а, завидя нас, широко улыбаются».

Изобразительные средства. Материал изобилует изобразительными средствами, художественная деталь здесь преобладает над фактом – слишком необычна больница, хочется сосредоточить внимание именно на ее оригинальности. Так, при описании самого здания используются красочные эпитеты: «аккуратная, вся из белого кирпича, стоит она под ярким синим небом на берегу огромного озера». В создании образа Валерия Мусина применяются эпитеты «строгий», «грозно», «густые черные» (брови), «добродушный» (нрав), метафора «блестят» (глаза). Употребляются и метонимии: «мечтала врачевать людские сердца» (о враче-неврологе). Философский смысл несет образное описание коридора, ведущего к родильному отделению: «Мы путешествуем по бесконечному полутемному коридору, похожему на катакомбы, спотыкаясь о неровности каменного пола. Тревожно и таинственно. Но вдруг забрезжил свет в конце тоннеля». Автор призывает читателя задуматься о тайне рождения, тайне жизни.

Композиция. Сквозной персонаж – главный врач, он связывает все элементы в единое целое. В экспозиции мы видим его, спешащего на работу и задумывающегося: а каким будет сегодняшний день? Дальше идут три главки. В первой, «Беспокойная пятница», в диалоге с Валерием Мусиным дается общая информация о больнице. Вторая и третья – раскрывают личности двух наиболее талантливых докторов, рассказывают о работе отделений. В финале – вновь слова Валерия Мусина: «В город меня и калачом не заманишь». Он «мечтательно улыбается, вспомнив, что впереди у него – привычная и бесконечно любимая дорога к дому».

Синтаксис. Простые предложения, осложненные однородными определениями, сказуемыми, дополнениями – рисуют картину происходящего. Использованы также бессоюзные, сложноподчиненные, сложносочиненные предложения.

 

Материал «Обидно за нашу «неотложку» («Новый мир», № 205 за 26 октября 2011 года):

Жанр: отчет с элементами репортажа. Казалось бы, информационный повод – пикет бригад скорой медицинской помощи Кургана – дает право написать репортаж. Но написан отчет с пресс-конференции с руководителями здравоохранения, лишь с малой долей репортажа: репликами фельдшеров скорой помощи и обрисовкой ситуации.

Тема: требование медиками достойной заработной платы и нормальных условий труда.

Проблема: дефицит медицинских кадров в службе скорой помощи, отсутствие ремонта в помещениях больницы, спецодежды у медперсонала. Все это отражается на курганцах: долгое ожидание «скорой», некачественное обслуживание, невнимание и так далее.

Идея: решение проблем медиков за счет средств областного и федерального бюджетов.

Система персонажей. Две противоположные стороны – медики, недовольные зарплатой и условиями, в которых они работают, и власть – директор департамента здравоохранения, губернатор области, полпред президента в УФО Евгений Куйвашев. Связующее звено – главный врач БСМП, который признает бедственное положение «скорой», но и поддерживает начальство.

Изобразительные средства. Автор абстрагируется от ситуации и не выражает своей оценки. Поэтому в материале практически нет изобразительных средств речи, одни голые факты. Зато экспрессия выражена в репликах медиков: «Выезжаем к наркоманам, алкашам. Пациенты могут напасть с ножом, с кулаками. Профессия опасная, а деньги крошечные»; – «Городу стыдно иметь такую службу скорой помощи»; – «Работать-то некому!».

Композиция. Конфликт сторон выражен и в композиции: текст, не расчлененный на главки, будто невидимой линией поделен на две части. В первой – комментарии фельдшера и врача-реаниматолога, фактическая информация о ситуации с зарплатой, спецодеждой, ремонтом. Во второй – обещания политиков. Заголовок выражает позицию автора.

Синтаксис. В основном простые предложения, осложненные причастными и деепричастными оборотами, однородными дополнениями, – отражают динамику события. Много прямой речи.

 

Итак, форма выступления журналиста решает многое. В чем нуждается газета? Какие проблемы здравоохранения актуальны сейчас? Вместе с возникновением идеи материала возникает и форма его воплощения – репортаж, очерк, интервью, статья или иное. Отдельные проблемы лучше выразить в форме репортажа (выход на место действия), другие – в беседе с общественно значимым лицом. Собственные умозаключения журналист высказывает, опираясь на факты, в статье, письме или колонке. Зная жанровые признаки, легче составить логическую композицию материала, упорядочить детали, выделить главное. Преобладает на данный момент в газете очерк и репортаж. Связано это, скорее всего, с малым опытом автора, ведущего тему. Автор еще знакомится с процессами, происходящими сегодня в сфере здравоохранения Зауралья, и старается полно и достоверно рассказать о них читателю.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 139; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты