КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДА И СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРАСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 1 страницаСтр 1 из 5Следующая ⇒ Курсовая работа студентки 3 курса группы 87001202 Межаковой Татьяны Николаевны Научный руководитель: старший преподаватель кафедры социальной работы И.К. Свищева
БЕЛГОРОД 2015
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Тема смерти пронизывает всю нашу жизнь, актуализируясь с возрастом. Проблема суицидального поведения является архиважной как в научном, так и в теоретическом плане, в связи с тем, что число суицидентов растет на протяжении последних десятилетий. Суицид коснулся не только жизней взрослого населения, но и молодежи, детей. Современный человек зачастую не может найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, дискредитации новых и отсутствия культуры мировоззренческой рефлексии, позволяющей прийти к уникальному смыслу своим неповторимым путем. Наиболее чувствительным к подобного рода изменениям является подростковый возраст, который протекает под знаком биопсихосоциальной эволюции. В этот короткий, по астрономическому времени, период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внешние срывы и восхождения он обретает чувство личности. Данный возраст представляет собой период особой концентрации конфликтов, зачастую приводящих к поведенческим отклонениям, включая суицид. По данным ВОЗ за последние 45 лет показатели распространенности суицида увеличились на 60%, и сегодня по причине суицида каждый год умирает почти один миллион человек. Это выражается общим мировым показателем 16 человек на 100 тысяч населения и ставит суицид на десятое место среди ведущих причин смерти во всем мире, а в возрастной категории от 15 до 44 лет это одна из трех ведущих причин смерти. Масштабы проблемы станут еще более значительными, если прибавить к этим показателям число попыток самоубийства, поскольку случаев суицидальных попыток в 20 раз больше, чем случаев завершенного суицида. . По данным ИТАР-ТАСС, более миллиона россиян покончили жизнь самоубийством за минувшие 20 лет. Однако общее число суицидов в стране снизилось в последние годы. Россия наконец-то покинула десятку стран с самым высоким уровнем самоубийств и сейчас занимает четырнадцатое место в мире, сообщили в Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского. [43] Очень высоким остается уровень самоубийств среди подростков(порядка 16 случаев на 100 тысяч человек, почти втрое больше, чем в других странах). Хуже всего ситуация обстоит в Сибири и на Дальнем Востоке: там происходит 30 самоубийств на 100 тысяч населения. Этот показатель в полтора раза выше критического уровня, который обозначила Всемирная организация здравоохранения. Причем больше всего суицидов совершается на Алтае, в Туве, Бурятии, Чукотском и Ненецком автономных округах — 60 случаев на 100 тысяч жителей. По данным Росстата, частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась, а количество Таким образом, все сказанное выше, безусловно, доказывает глобальность этой проблемы для общественного здоровья, ее мировой масштаб, а также указывает на ее значимость и острую необходимость разработки мер, которые позволили бы каким-то образом изменить в положительную сторону сложившуюся тенденцию. Однако многообразие форм, методов и способов профилактических мероприятий затрудняет выбор направленности профилактики суицидального поведения подростков. Так же затрудняет этот процесс многогранность понятия суицид, который включает в себя группу интегрированных факторов, непосредственным образом потенциирующих суицидальное поведение у лиц подросткового возраста. В связи с чем, возникает противоречие между необходимостью Поэтому актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, ведь организация эффективных профилактических мер позволит снизить риск возникновения суицидального поведения в подростковом возрасте. А это является одним из ключевых моментов, требуемых для построения здорового полноценного общества, способного к самореализации и саморазвитию. Степень научной разработанности проблемы невозможно охарактеризовать однозначно. На проблему суицидального поведения существуют различные точки зрения. Еще древние философы обратили внимание на эту проблему (Сократ, Аристотель, Платон, Л.А.Сенека, Сартр, Кант и др.), также причинами суицидального поведения интересуются и современные ученые: К.В.Зорин, В.Э.Чудновский, В.Франкл, А.В.Мартынов, В.Н.Карандышев, Г.Чхартишвили, Ф.Арсьес и др. Основной причиной суицидальности, с точки зрения философии, является проблема потери смысла жизни [7] . В зарубежной суицидологии наработан достаточный материал по проблеме суицида человека, но он, практически весь, доступный в переводах, посвящен социально-психологическим аспектам взрослого суицидального поведения. Наиболее важными из них, для проблематики данной научной работы, идеи Э.Гроллмана об уровнях суицидальной превенции; К.Лукоса, Г.Сейдена, Н.Фарбероу, Э.Шнейдмана о «форпост-признаках», «ключах»-вербальных и поведенческих симптомах готовящегося самоубийства [7]. Необходимо отметить работы отечественных исследователей, которые на рубеже 19-20 веков высказали «осевую» профилактическую идею совместных усилий государства, общественности, семьи, школы в борьбе с «эпидемией школьных самоубийств» [28,86]. Они отмечали роль школьных проблем в возникновении суицидальных тенденций (Н.К.Крупская, Б.О.Рович, А.Г.Трахтенберг, М.Я.Феноменов, В.Г.Хлопин); высокого потенциала школы в их торможении (И.Е.Мойзель, П.А.Сорокин); влияния особенностей возраста на суицидальные устремления (Г.И.Гордон, И.П.Островский, В.К.Хорошко); психологических причин подросткового самоубийства (А.Н.Острогорский). Немаловажными являются идеи педагога А.В.Бернацкого о педагогической поддержке ребенка в кризисе; врача И.А.Сикорского, педагога А.Н.Острогорского о необходимости просвещения педагогов и родителей в вопросах профилактики самоубийств детей [34]. Вследствие закрытости и идеологизированности проблемы суицид у нас в стране однозначно связывался с психическим нездоровьем вплоть до 70-х годов, когда в Москве был открыт суицидологический центр при НИИ психиатрии под руководством А.Г.Амбрумовой и появились исследования, касающиеся суицидального поведения подростков. Хотя они рассматривали медицинские, психологические и правовые аспекты проблемы, в них содержатся научные идеи, релевантные данной научной работе: идея о связи суицидального поведения подростка с другими девиациями (Л.И.Постовалова, Э.А.Чомарян); с особенностями его возраста (А.Г.Амбрумова, А.А.Александров, Е.М.Вроно, Н.А.Жезлова; Л.Э.Комарова, А.Е.Личко, Н.А.Ратинова, Е.Г.Трайнина, В.А.Хайкин); с дезадаптацией (Н.Д.Кибрик, В.М.Кушнарев, Л.Г.Магурдумова) [5]. Идея о необходимости междисциплинарного подхода к профилактике самоубийств имеет для нас методологическую значимость (А.Г.Амбрумова, С.В.Бородин). Из последних современных отечественных ученых, занимающихся проблемой профилактики суицидального поведения в подростковом возрасте хотелось бы отметить В.А Руженкова и В.В. Руженкову, которые в своей книге «Самоубийства учащейся молодежи (раннее выявление и предотвращение)» изложили информацию о причинах самоубийств и попытках самоубийств у лиц молодого возраста, а также о методах их предотвращения [13]. Таким образом, можно сказать, что по проблеме превенции суицидального поведения подростков накоплен значительный научный пласт разработок, однако, к сожалению, можно отметить, что единой концепции суицидального поведения и его профилактики на государственном уровне Предметом исследования выступает суицид и суицидальное поведение у лиц подросткового возраста. Объект исследования: специфика профилактики суицидального поведения подростков. Цель исследования: выявлениеособенностей суицидального поведения в подростковом возрасте и методов, используемых для профилактики данного явления. А также исследование основных факторов, потенциирующих суицидальное поведение подростков. Задачи исследования: - дать характеристику феномену суицида в историческом аспекте и изучить существующие концепции формирования суицидов; - изучить меры используемые для превенции суицидального поведения у лиц подросткового возраста; - выявить модели профилактики суицидального поведения подростков: отечественный и зарубежный опыт; - проанализировать факторы суицидального риска у подростков; - разработать рекомендации, направленных на совершенствование профилактических мероприятий, проводимых в изучаемой проблемной области. Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме; Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДА И СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1 Суицид в историческом аспекте. Концепции формирования суицидов
Суициды совершались на протяжении всей истории человечества. Одно время полагали, что это болезнь современной цивилизации, неизвестная примитивным культурам. Однако подобное обобщение неверно, в некоторых примитивных культурах частота суицида относительно высока, в других не существует само это понятие. Феномен самоубийства являлся неизменным спутником любого общества, и во все его периоды существования находил своё отражение в тех или иных социальных процессах происходивших в нём. Самые первые упоминания о суициде и суицидентах возможно получить из мифов. На протяжении многих тысячелетий, самоубийство как феномен неоднократно включалось в различные виды искусства: поэзия, живопись, театр, литература и т.д. Описания различных типов самоубийств встречаются во всех древнейших рукописных произведениях, таких как: Библия, Коран, Рамаян, Ригведы и др. Суицид, как один из видов девиантного поведения связан, прежде всего, с существующими в данном обществе социокультурными нормами и жизненными ценностями, которые оказывают непосредственное влияние на приятие или же неприятие подобной формы деструктивного поведения. Из этого следует, что у одних народов самоубийство являлось обычным способом ухода из жизни и было институционализированно, у других – табуированно и имело в своем арсенале суровые наказания. В связи с тем что, человеческое обществ является системой динамично развивающейся, проходя последовательно стадии своего социально-исторического развития, ценности и нормы постоянно претерпевали качественные изменения, изменялось также и отношение к преднамеренному уходу из жизни (от положительного до резко негативного) [19]. Согласно анимистическим представлениям, суициданты после смерти превращаются в маленьких злых духов, способных наводить порчу на живущих. Эти взгляды дошли до нас в народных верованиях и преданиях ряда племен Африки, Азии и Южной Америки, находящихся на родоплеменном этапе развития. У древних готов, датчан, жителей Фиджи считалось постыдным умереть естественной смертью от болезней и старости [7]. В некоторых культурах самоубийство не только поощрялось, но и было инстутиционализированно. В Древней Индии широко был распространен обычай сатти (обозначает «добродетельная жена») – самоубийства вдов после смерти мужа. Широкое распространение самоубийств в Индии, Китае, Японии, также обусловлено влиянием буддизма и индуизма, где суицид не порицали, а во многих случаях – восхваляли. Греко-римская культура относилась к убийствам неоднозначно. Самоуничтожение было связано с пониманием греками и римлянами свободы, являвшейся одной из основных идей их философской мысли Её высшей формой становится свобода в принятии решения – продолжать жизнь или умереть. Античная философия представляет собой как сторонников допустимости самоубийства, так противников. Пифагор, рассматривал жизнь, как сущность, данную богами, а самоубийство вносит диссонанс в существующую гармонию Вселенной. В то же время эпикурейцы, рассматривавшие жизнь, как стремление к удовольствиям, но при наступлении физических страданий или разнообразных лишений с жизнью следует добровольно проститься. С приходом христианства отношение к самоубийству резко меняется до резко отрицательного, но в то же время число альтруистических самоубийств – во имя веры, резко возрастает [13]. В эпоху Возрождения возвращаются взгляды античных философов на самоубийство, прежде всего в смысле более взвешенного отношения к нему по сравнению с порой Средневековья. В «Опытах» французского мыслителя Мишеля Монтеня эта проблема становится не только экскурсом в античность, но и оправданием допустимости моубийства в психологическом смысле. Он писал: «По-моему, невыносимые боли и опасения худшей смерти являются вполне оправданными побуждениями к самоубийству» [18, 8]. Новое время продолжило традицию толерантного отношения к суициду, что нашло классическое выражение в трудах английского философа Дэвида Юма «О самоубийстве» [20]. Немецкий философ Эммануил Кант заявлял, что самоубийство является оскорблением человечества, так как нарушала логическую и эстетическую целесообразность в природе и человеке. Позднее, начиная с конца XIX века, проблема самоубийства изучается профессионально, появляются научные теории, концепции, изучаются факторы, побуждающие людей к суицидальному поведению, исследуются закономерности в осуществлении данного деяния. Таким образом, в настоящее время не существует такой теории, которая полной мере характеризовала бы многообразие и сложность феномена суицида. До сих пор остается открытым вопрос, что является первичным, определяющим действия, направленные на преднамеренное лишение себя жизни: биологическая запраграммированность на самоуничтожение, психические расстройства, личностные деформации или усвоенная поведенческая стратегия поведения членов семьи, направленная на поиск выхода из кризисной ситуации только суцидальным способом. 1.2. Концепции формирования суицидов Важнейшими концептуальными моделями суицидального поведения, на наш взгляд, которые могут быть положены в основу создания профилактических программ, являются социокультурная медицинская, и экологическая [21]. С точки зрения приверженцев социокультурной модели самоубийства, частота в популяции определяется рядом социальных категорий, а именно: пол, возраст, этническая принадлежность, семейное положение, занятость, миграция и пр. В рамках данной модели можно выделить теории самоубийств Э. Дюркгейма, М. Фарбера и К. Хорни. Классик социологии Эмиль Дюркгейм одним из первых дал определение понятию «самоубийство», наиболее глубоко рассматривавший этот феномен в своей книге «Самоубийство. Социологический этюд» (1912): «самоубийством называется всякий случай смерти, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах» [2, 26]. Социологическая теория Э. Дюркгейма относит самоубийство к области социальной патологии и рассматривает суицид как одну из моделей девиантного поведения. Этой точки зрения придерживаются и современные социологи. Основной причиной суицидального поведения Э. Дюркгейм называл аномию (греч. A-nomi – отсутствие закона, нормы). Также он выделял четыре типа суицида: аномический, фаталистический, эгоистический и альтруистический. Первые два относятся к регуляции социальной жизни [2]. Психокультуральная теория самоубийств Мориса Фарбера основана на проведенном в 60-е годы XX века в скандинавских странах статистическом исследовании уровня самоубийств. М Фарбер вывел закон согласно которому «частота самоубийств в популяции прямо пропорциональна количеству индивидов, отличающихся повышенной ранимостью, и масштабу лишений характерных для этой популяции» [21, 52]. Из этого следует, что максимальная вероятность совершения самоубийств проявляется в период социальных потрясений, в которых уровень невротизации (ранимости) населения резко увеличивается. Основные принципы соцокультуральной теории самоубийств К. Хорни сформулировала в книге «Невротическая личность нашего времени», согласно которой суицидальное поведение есть результат взаимоотношений социокультурных факторов и личностных характеристик. Она показала, что современные веяния культуры рождают в людях высокий уровень тревожности, провоцирующий суицидальный риск или его эквиваленты в виде различных аддикций [17]. Сторонники медицинской модели считают, что суицид является признаком или следствием заболевания. Болезнь, в свою очередь, есть результат взаимодействия определенных причин (биологических, генетических и др.), человека и окружающей среды, такие как физические, психологические и социальные условия. В рамках данной модели выделяются следующие направления: психопатологическая концепция суицида, биологическая концепция суицидального поведения, анатомно-антропологическое направление, нейрохимическая гипотеза и генетическая гипотеза. Психопатологическая концепция рассматривает суицид как проявление острых или хронических расстройств. Основоположником данной концепции является французский психиатр XVIII века Жан-Этьен-Доменик Эскироль. Результат своей сорокалетней психиатрической деятельности он отразил в руководстве «О душевных болезнях» (1838), в десятой главе которого размышлял «О самоубийстве». Он рассматривал самоубийства как некий продукт болезненно измененной психики, квалифицируя суицидальные проявления как симптом психического заболевания [21]. Данная концепция в последующем была развита учениками и последователями Эскироля. Французский психиатр Бурден в трактате «Самоубийство как болезнь» (1845) выделил специальную мономанию – «манию самоубийств» [21,42]. Так же представителями данного направления являются П.Г. Розганов, немецкие психиатры Карл Бирнбаум и Г. Груле, отечественные суицидологи Г.И. Гордон и А.Г. Абраумова. Биологическая концепция суицидального поведения предполагает рассмотрение суицидального поведения как клинического феномена, предполагающего наличие каких-либо специфических патологических изменений в организме суицедента. Со второй половины XX века активно изучаются биологические предикторы суицидального поведения. Основоположником анатомно-антропологической точки зрения на самоубийство является Ч. Ломброзо, считающий причиной покушения на жизнь различные аномалии в строении и развитии организма. Предпосылки к самоубийству объясняются аномалиями строения черепа, которые производят механическое действие на головной мозг, препятствуют нормальной психической деятельности. Занимаясь изучением суицида в рамках данного направления И. Леонов (1842) отыскал и описал связь между формой грудной железы и склонностью к самоубийству. Н. И. Козлов (1844) выявил «сужение яремной дири у людей умопомешенных и самоубийц» [21, 46]. Одной из наиболее разработанных биохимических гипотез суицида является серотониновая. Изучение связи нарушений обмена серотонина и суицидальности начались еще в 60-х годах XX века. При исследовании депрессивных пациентов, совершивших суицид, был обнаружен дефицит серотонина в спинно-мозговой жидкости. В ряде исследований было показано, что лица, совершившие суицидальную попытку и имеющие дефицит серотонина в 10 раз чаще повторяли суицидальную попытку, чем пациенты с более высоким уровнем серотонина. Было доказано, что низкий уровень активности серотонина отмечается среди лиц, склонных к суициду без клинических признаков депрессии [13]. Генетическая гипотеза основывается на том, что суицидальные наклонности – это генетически закрепленная предрасположенность к определенным формам поведения и отягощенность наследственности в отношении возникновения психических расстройств или использование социального, семейного опыта. Американские суицидологи Н. Фейбероу и Саймон установили, что у 6% суицидентов один из родителей совершил суицид, что в 88 раз превосходит показатели в популяции. Так, Эрнест Миллер Хемингуэй застрелился из того же ружья, что и его отец, а в начале 1990-х добровольно ушла из жизни его внучка [21, 48]. Таким образом, сторонники медицинской модели считают, что для осуществления успешных профилактических программ необходима своевременная диагностика и адекватное лечение психического расстройства. Еще одной моделью суицидального поведения является модель экологии человека. С точки зрения этой модели самоубийство рассматривается в качестве конечного этапа ряда независимых, но взаимосвязанных факторов. Поэтому профилактика суицидальных актов включает любое действие, вносящее вклад в уменьшение частоты суицидов, независимо от того, чем они обусловлены и что их спровоцировало. Роль личностных особенностей в формировании аутоагрессивного поведения является непреложной истиной. Безусловно, стиль воспитания в детстве, тип самоопределения личности и выбор стратегии поведения в той или иной стрессовой ситуации, динамика личностных изменений в кризисные периоды жизни и ряд других факторов, участвующих в формировании личности оказывают значительное влияние на решение вопроса о добровольном уходе из жизни. Представители различных направлений психологии, психотерапевты и психиатры по-разному трактуют механизмы суицидогенеза. Психологические концепции самоубийств включают психодинамическую, экзистенциально-гуманистическую и бихевиоральную модели. Основателем психодинамического направления в современной психологии является З. Фрейд. Он рассматривал самоубийство как проявление «инстинкта смерти», который, в свою очередь, выражается в агрессии и, в частных случаях, в аутоагрессии. Другие представители этого направления представляли суицидальные наклонности, как результат действия психологического защитного механизма. В целом, психоаналитические представления сводятся к связи суицида с утратой любовного объекта, и именно эта связь в суицидальном поведении является пусковым механизмом. Представители экзистенциально-гуманистического направления полагают, что основная причина самоубийств кроется в утрате жизненного смысла. Ключевыми фигурами в этом направлении являются В. Франкл и И. П. Павлов. Так И. П. Павлов считал, что «рефлекса цели» является главной формой жизненной энергии человека; жизнь перестает призывать к себе, как только исчезает цель. Представители бихевиоральнуй модели в причинах самоубийства видят роль ригидного мышления, которое ведет к невозможности выработки альтернативных оптимальных решений своих проблем, единственным верным решением является самоубийства. Безусловно, тема суицида обширна и требует к себе внимания как со стороны интегрального подхода, систематизации всех полученных знаний о суициде, так и изучения суицида в каждом конкретном случае, на примере отдельно взятого члена общества, совершившего подобный поступок или же попытку покушения на собственную жизнь. Не подлежит сомнению многофакторность и многогранность причин самоубийства. Говоря на эту тему невозможно также не упомянуть Э. Берна и его разработки о жизненных сценариях, основоположника суицидологии в СССР А.Г. Абраумову, американского психолога Э. Шнейдмана, представителя индивидуальной психологии А. Адлера и многих других. Таким образом, рассмотрение суицидального поведения в историческом и онтогенетическом аспектах позволяет выйти за узкие рамки психопаталогических трактовок этого феномена и выявить ряд факторов, знание которых необходимо для профилактики суицидов у подростков. 1.3. Сущность и психологические механизмы суицидального поведения подростков
Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие как юность или начало старости, характеризуется повышением суицидальной готовности. Остановимся более подробно на характеристике суицидального поведения в подростковом возрасте. Самоубийство, в переводе с латинского означает «себя убивать», является умышленным, осознанным действием, направленным на лишение себя жизни [4]. Под суицидальным поведением людей, чаще всего, понимаются различные формы их активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса, возникшего при столкновении личности с препятствием на пути удовлетворения ее важнейших потребностей. Обычно самоубийство рассматривается как феномен социально-психологической дезадаптации личности в условиях микросоциальных конфликтов. Под суицидальным поведением А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко понимают (в широком значении) любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни [4,151]. Внутренние формы включают в себя суицидальные мысли, суицидальные представления, суицидальные переживания, суицидальные тенденции, которые подразделяются на замыслы и намерения. А внешние формы – суицидальные высказывания, суицидальные попытки и завершенные суициды. Одной из предпосылок возникновения суицидального поведения у подростков, является затрудненность эмоционального развития, отсутствие эмоциональной глубины, которые затрудняют освоение получаемого потока информации, снижают уровень обеспеченности абстрактного, обобщающего мышления, что в свою очередь, приводит к возникновению трудностей ориентации в ситуации, сдвигает и уплощает личностную установку; лишает в стрессовой ситуации подростка активности поиска конструктивного выхода из нее, усиливает его отчужденность и изоляцию. В результате складывается такое мироощущение, при котором искажается структура ценностей и само представление о смерти, как о дискретном событии, не связанном с процессом жизненной, социальной адаптацией. Само представление об уважении к жизни требует определенного уровня оптимизма. А этот уровень – при искажении системы ценностей – оказывается трудно достижимым. Подчеркивая стремительность развития и скорость изменений, многие англоязычные авторы называют подростковый возраст «стрессом развития»
|