КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема целостного развития ребенка дошкольного возрастаТрудно спорить с постулатом о том, что ребенок развивается как цельный феномен. Невозможно представить себе, что в определенные часы или годы происходит развитие какого-либо конкретного психического процесса. Еще нелепее выглядит предположение о том, что, например, в педагогическом процессе детского сада утром осуществляется только физическое, а вечером — интеллектуальное развитие дошкольника. Однако и психолого-педагогическая наука, и педагогическая практика по сей день не дают однозначного ответа на вопросы: · как понимать целостность человека, каковы ее составляющие, что образует «ядро» этой целостности? · как объяснить проблему целостности развития? · как проектировать педагогический процесс, чтобы он был направлен на развитие ребенка как целостности и на целостность его развития? Объясним свою точку зрения на эти вопросы. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что возвращаться к этому материалу, возможно, придется в процессе чтения других разделов книги, поскольку излагаемые мысли являются выражением авторских мировоззренческих идей, взглядов, философско-педагогической позиции, т.е. методологическим подходом к рассмотрению проблемы музыкального развития и воспитания ребенка дошкольного возраста. Методология— система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. В качестве преамбулы обратим ваше внимание на три ремарки. Во-первых, целостность — это внутреннее единство, непротиворечивость, гармония как внутри самого объекта (в нашем случае — человека), так и во взаимодействии его с окружающим миром. Многие ученые придерживаются точки зрения, что целостность — это синтез качеств, характеризующих высший уровень развития. Во-вторых, в психологии существует несколько теорий, объясняющих феномен целостности человека. К наиболее значимым из них относятся: теория Б. Г. Ананьева о человеке как индивиде, личности, субъекте деятельности, индивидуальности; теория С. Л. Рубинштейна о человеке как субъекте жизни, развиваемая его последователями К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинским. (СНОСКА: Абульханова К.А. Психология и сознание личности. — М., 1999. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб., 2001. Брушлинский А. В. Психология субъекта. — М., 2003. Иванов С. П. Психология художественного действия субъекта. — М., 2003. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. — М., 2002. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов н/Д, 1996. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. — М., 1997. Слободчиков В. И..Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. — М., 2000). В педагогических исследованиях вы сможете встретить разное трактование целостности развития ребенка: · целостность как гармоничное сочетание всех сторон развития — физического, умственного, нравственного, эстетического (В. И. Логинова, А. П. Усова, С. Г. Козлова); · целостность как сочетание биологического, социального и культурного начала в человеке (Б. Г. Ананьев, М. С. Каган, Р. М. Чумичева); · целостность как интеграция желаний (потребностей, мотивов), чувств, разума (познавательных процессов), характера, способностей человека (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев). В-третьих, продуктивность нашего дальнейшего разговора возможна только при ориентации в общем смысловом поле или пространстве. В связи с этим развитие мы рассматриваем в педагогическом смысле и понимаем его как целенаправленный процесс создания специальных педагогических условий, содействующий внутренним изменениям человека. Специально организованное развитие ребенка — это воспитание, обучение и образование. Принимая разные точки зрения на соотношения данных педагогических категорий, мы определяем образование как процесс, интегрирующий в себе и воспитание, и обучение. Раскроем некоторые вопросы, объясняющие сущность целостности развития ребенка дошкольного возраста. 1. Почему, характеризуя проблему целостности развития ребенка, мы выбираем гуманитарный подход? Гуманитарный подход — совокупность культуроориентированных и человекоориентированных взглядов. Идеи гуманитаризации есть идеи культурной обусловленности развития человека. Гуманитарный подход с точки зрения педагогики это подход, понимающий и изучающий ребенка как субъекта, интегрирующегося в человеческую культуру и одновременно обогащающего ее. В чем преимущества (сила) гуманитарного подхода? · Мы можем рассматривать самого ребенка как сложную открытую систему, для которой характерна нелинейность развития. Это означает многовариантные и альтернативные пути развития каждого конкретного дошкольника, его права на индивидуальный темп и качество становления. В этом подходе важную роль начинают играть познание и помощь в развитии уникальности, единичности, целостности растущего человека — его психофизики, природы, культуры, опыта, интересов, отношений. · Мы имеем возможность рассматривать педагогические проблемы в культурологическом контексте, а ведь музыка — такая важная составляющая человеческой культуры. Этот подход позволяет объединить и педагогический процесс музыкального развития ребенка и само музыкальное искусство. Таким образом, гуманитарный подход в условиях музыкального воспитания — это принятие идеи о том, что ребенок развивается, накапливая музыкальный опыт, музыкальные впечатления и одновременно активно преобразует музыкальную культуру, внося в нее элементы своей субкультуры; становится субъектом разных видов музыкальной деятельности. 2. Как рассматривается феномен ребенка в рамках гуманитарного подхода? Гуманитарная методология определяет в качестве предмета изучения проявления единичного, уникального, личностного. Гуманитарный подход по своей природе контекстен, что допускает многообразие рассмотрения одной и той же проблемы и многообразие вариантов ее решения в зависимости от ценностей и смыслов общественной и индивидуальной культуры. Контекст— наличие определенной ситуации, окружения, системы условий, определяющей смысл и значение того или иного явления. Это значит, что при определении стратегии музыкального развития ребенка важно учитывать многообразие факторов его жизни как целостности: пусть и небольшой, но уже имеющийся музыкальный опыт, детскую субкультуру, культуру ближайших взрослых, «время и песни времени». Иными словами, педагогический процесс в отношении каждого ребенка может рассматриваться как индивидуальная помощь в его развитии. 3. Как рассматривается специально организуемый процесс развития ребенка в рамках гуманитарного подхода? Педагогический процесс в данном случае обретает особый, гуманитарный, культурный смысл и становится направленным на оказание ребенку содействия и поддержки в его открытиях мира, культурного пространства, самого себя. Феномен целенаправленного развития или образования ребенка приобретает новое качественное своеобразие. Это уже не просто процесс трансляции, передачи ребенку культуры в форме знаний и умений, а собственно погружение в культуру, которая становится открытой для обогащения каждым субъектом. 4. Почему в рамках гуманитарного подхода развитие и образование ребенка связаны с культурой? Гуманитарный подход позволяет рассматривать образование как часть культуры. Образование человека в этом случае становится частью его индивидуальной культуры. В общефилософском смысле речь может идти о рассмотрении процессов взаимодействия ребенка с окружающей социальной и предметной средой, т. е. либо о процессах социализации — включении дошкольника в мир людей, либо о процессах культурации — включении дошкольника в мир вещей, созданных людьми, в мир взаимоотношений людей по поводу создания и пользования этими вещами, в свой собственный мир по поводу взаимоотношения с этими вещами и этими людьми. С точки зрения философии культуры образование выступает одновременно: · ценностью культуры и индивида; · ограниченной рамками содержания (дошкольное, общее, профессиональное) частью культуры; · способом трансляции культурных ценностей от человека к человеку, способом культурации личности. Это значит, что ребенок, включенный в педагогический процесс, становится частью общечеловеческой культуры, образуя с ней единое целое и сохраняя при этом свою индивидуальность. 5. Почему гуманитарный подход служит основой человекоориентированного образования? Гуманитарный подход — методологическая основа педагогики, ориентированной на человека. Реализация данного подхода на практике предполагает рассмотрение: · ребенка как субъекта культурного саморазвития; · педагога как посредника между ребенком и культурой, способного поддержать индивидуальное самоопределение личности в ценностях культуры; · педагогического процесса как культурного процесса, успешность протекания которого определяется личными смыслами его субъектов, их диалогом и сотрудничеством. Это значит, что, являясь равноправными субъектами, ребенок и педагог образуют целостность, совместно переживая ситуации развития или ситуации событийности. 6. Почему проблема целостности связана с проблемами существования ребенка в культуре? Все проблемы, связанные с изучением человека, обязательно затрагивают сферу культуры. Культура образует мир только человеческого. Она выступает на первый план и при анализе человеческого мира, человеческой действительности, и при анализе социальной жизни людей в этом мире, и в конкретном бытии конкретного человека, в его самосознании. Это те условия и та сфера бытия, в которой человек может проявить себя в полной мере своих возможностей. Культура(от лат. culture — обработка, возделывание) — «особая форма жизнедеятельности людей, дающая проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы и созидания духовных ценностей» (СНОСКА: Велик А. Культурология. Антропологические теории культур. — М., 1998). Музыка, как часть культуры, отражает историю и культуру человеческих чувств и переживаний в звуковых образах. Культура — это «специфически человеческий способ бытия» (М. С. Каган), она определяет направленность и содержание активности людей, их отношения к самим себе и окружающему миру. Противоречие культурной реальности заключается в том, что понять феномен культуры можно только через призму феномена личности, в то же время, являясь общечеловеческой ценностью, способом бытия, культура позволяет ребенку занять равноправное место в мире людей, в социуме. Уникальность феномена культуры заключается в том, что она является полем реализации любым человеком своих возможностей, сферой свободного самовыражения. Иными словами, сам человек, и что особенно ценно для нас, ребенок-дошкольник — это мир культуры, а культура — это мир людей, что и есть целостность. Таким образом, культура есть среда целостного развития ребенка. 7. Почему процесс целостного становления и развития ребенка возможен в том случае, если ребенок становится субъектом? Культура — это процесс, под влиянием которого изменяется человеческий мир и сам человек. Саморазвитие и самоопределение отдельного человека в мире культуры — основное условие существования культуры. Поэтому, сознательно или бессознательно, человек выступает ее субъектом, «носителем культурного миропорядка» (М. С. Каган). Как культура человечества складывается из продуктов деятельности отдельных индивидов, так и культура личности являет собой синтез определенного инварианта, присущего социуму данного пространства и времени, и вариативного, единичного, обусловленного природными качествами и личным опытом, собственно отличающего одного человека от другого, делая его уникальным. Культура личности выступает одновременно как выражение внутреннего мира человека и внешних проявлений в результатах деятельности, которая направлена на преобразование как внутреннего, так и внешнего миров. Культура отдельного человека являет собой совокупность знаний, чувств, желаний, а также способность существовать в мире других личностей, уважая и не ущемляя их интересы, оценивать себя относительно других людей. Именно культура личности определяет дальнейшее прогрессивное или регрессивное развитие культуры. Основным признаком субъекта деятельности выступает свобода. Именно свобода выбора цели, способа и средств действия делает человека уникальным, неповторимым, отличным от всех других субъектов. Важнейшими признаками субъекта деятельности являются системность и целостность. В становлении человека субъектом деятельности проявляется его личностная активность, возникает собственное отношение к деятельности, создается свой «стиль» ее осуществления. Личности, как субъекту деятельности, свойственны и такие особые индивидуальные способности, как способность к прогнозированию и конструированию своей деятельности. Правомерно возникает вопрос — можно ли рассматривать ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и субъекта культуры? Исследования второй половины XX в. утвердительно ответили на этот вопрос. Петербургская научная школа, возглавляемая А. М. Леушиной и В. И. Логиновой, внесла существенный вклад в решение данной проблемы. Доказано, что ребенок в дошкольном возрасте, при определенных педагогических условиях, становится субъектом детских видов деятельности (игровой, трудовой, художественной). Проявления ребенка как субъекта деятельности связаны: · с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации; · с процессами эмоционально-положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе. (СНОСКА: Вера Иосифовна Логинова. Наследие педагога и ученого. — СПб., 2002. Воспитываем дошкольников самостоятельными. — СПб., 2000. Герасимова Е. Н. Образовательный процесс в разновозрастной группе детского сада: сущность, специфика, основы построения. — Елец, 2001. Крулехт М. В. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности: Учебное пособие к спецкурсу. — СПб., 1995. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир: Педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности. — СПб., 2001. Крулехт М. В. Изучение проблемы субъекта детской деятельности на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена // Герценовские чтения: Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия.— СПб., 1999. — С. 19—21. Солнцева О. В. Освоение старшими дошкольниками субъектной позиции в режиссерских играх // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / Под. ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. — СПб., 2004. — С. 16—42. Сомкова О. Н. Становление субъектной позиции ребенка дошкольника в речевой деятельности // Герценовские чтения: Дошкольное и начальное образование на пороге третьего тысячелетия. — СПб., 1999.— С. 21—24) Ребенок-дошкольник является субъектом преимущественно игровой деятельности. Каким образом связано данное положение с проблемой музыкального развития детей? Можно выбрать два направления размышлений. 1. Не связаны ли в онтогенезе игра и музыкально-художественная деятельность? 2. Какими могут быть технологии организации детской музыкальной деятельности? Позиция субъекта деятельности, культуры становится своего рода ядром целостности, обеспечивая интеграцию ребенка с миром и возможность творить этот мир. Поэтому создание условий ребенку как субъекту музыкальной культуры и музыкальной деятельности можно рассматривать в качестве ведущего фактора, обеспечивающего целостность его развития в культуре. Следующая группа вопросов связана с тем, что же означает целостность процесса развития дошкольника? На процесс развития ребенка, несомненно, влияют: · его личностные возможности и способности; · качество социального, культурного и жизненного опыта; · социокультурные условия жизненной среды и среды дошкольного учреждения; · специально создаваемые условия деятельности и взаимодействия. В контексте гуманитарно ориентированных школ и концепций, изучающих психологию развития личности, процесс развития может быть представлен как целостное единство протекания трех взаимосвязанных, но самостоятельных процессов: · становления как созревания и роста какого-либо качества; · преобразования как его саморазвития; · формирования (образования) как оформления и совершенствования личностного качества под влиянием социокультурных условий. «Проблема... состоит в том, чтобы выработать общий принцип, объемлющий все три грани этой категории, способный воспроизвести ход развития... в самой живой реальности бытия человека» (СНОСКА: Слободчиков В., Исаев Е. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М., 2000. - С. 22). Целостное развитие ребенка как процесс становления. Собственно процесс развития представляет собой проходящие в определенной последовательности этапы, периоды, стадии, т.е. естественное, или возрастное развитие человека в течение жизни. Развитие может рассматриваться как становление под влиянием социальных факторов и в этом случае означать целенаправленное использование разнообразных способов и средств деятельности, преследующих решение разных задач развития. Приводимые выше обоснования позволяют понимать становление как нелинейный, индивидуальный и многовариантный процесс. Такой подход к становлению ребенка в музыкальной культуре: · предопределяет затруднения в выделении единой шкалы оценки развития разных детей; · затрудняет определение четкой последовательности этапов линейного развития ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности; · ставит проблему определения особого рода педагогических условий развития ребенка в музыкальной культуре. Целостное развитие ребенка как процесс саморазвития. Важное место в психологии развития личности занимает рассмотрение проблемы саморазвития, т. е. процесса развития человеком самого себя. При включении механизмов саморазвития развитие приобретает для человека особый смысл и особую ценность, а регуляция этого процесса становится зависимой от того, насколько значимо для ценностно-смысловой организации личности развитие: либо это средство, позволяющее достичь какой-либо цели, либо самоцель, либо смысл жизни. Сопровождающими и взаимосвязанными с процессом саморазвития становятся самореализация, самопостижение, самоактуализация и т.д. Конечно, в подлинном смысле человек начинает осознанно развивать самого себя только по мере взросления. Однако уже в дошкольном возрасте важны и возможны самопроявления ребенка, его самовыражение. Развитие не происходит без активности самого ребенка, без включения механизмов субъектности. Известная детерминационная связь между внешне имеющимися условиями деятельности и характером развития внутренних процессов личности в данном случае приобретает особое значение. Педагогический аспект проблемы будет заключаться в специальной организации детской музыкальной деятельности, позволяющей ребенку стать ее субъектом. Целостное развитие ребенка как процесс формирования {образования). Формирование (образование) означает новообразования в структуре личности смыслов, ценностей, отношений и может рассматриваться как: · развитие под влиянием специальных педагогических условий и технологий; · обретение и совершенствование музыкальной культуры ребенка (культуры отношений и деятельности в музыке), т.е. «образовывание» субъекта; · процесс образования, в результате которого происходит накопление музыкального опыта, музыкальной культуры. Смысл рассмотрения развития ребенка как формирования (образования) связан: · с рождением новых личностных новообразований в условиях музыкального воспитания и развития; · с развитием ребенка как субъекта музыкальной деятельности, с накоплением им музыкального опыта; · с пониманием педагогического процесса как специально задаваемой системы условий, способствующих детскому развитию. Таким образом, целостное развитие ребенка в педагогическом процессе рассматривается как интеграция процессов становления, саморазвития и формирования (образования). В реальности эти процессы образуют единый процесс музыкального развития, который выражается: · в многообразных, многовариантных, индивидуальных проявлениях; · в накоплении ценностного отношения, интереса к музыке; · в накоплении опыта субъекта деятельности и поведения в музыкальной культуре; · в создании системы специальных педагогических условий, обеспечивающих становление, саморазвитие и образование дошкольника. Итак, мы рассмотрели одну из составляющих теоретических основ музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста — философию детства. Детство, уникальный этап в жизни человека, является предметом исследования практически всех гуманитарных наук. Обзор существующих в современном научном пространстве концепций понимания детства позволит вам сориентироваться в разных точках зрения, обрести собственную позицию по данному вопросу. Широкое философско-педагогическое понимание детства и достаточно локальные задачи музыкального воспитания и развития ребенка по сути являются аспектами единой проблематики. Педагогу важно понять, что выбор тех или иных приоритетных задач не бывает случайным и обусловлен разными концептуальными идеями. Первый параграф главы показал вам целевые ориентиры, которых мы будем придерживаться на страницах пособия. Ориентиры эти связаны с признанием ребенка в период дошкольного детства как уникальной целостности, субъекта разных видов деятельности. Теоретическое обоснование данного подхода дается во втором параграфе, в котором проблема целостного развития ребенка дошкольного возраста освещена с философско-психолого-педагогических позиций. Выбор гуманитарной методологической позиции позволил получить ответы на очень важные вопросы: · как мы будем рассматривать феномен ребенка; · почему главным приоритетом педагогического процесса становится человекоориентированность; · как понимать процесс развития дошкольника; · почему ведущим условием целостного развития становится освоение ребенком позиции субъекта деятельности; · почему вопросы музыкального развития и воспитания детей нельзя рассматривать изолированно от общей линии целостного развития ребенка. Содержание данного раздела позволяет нам перейти к рассмотрению педагогических основ проблемы музыкального воспитания и развития детей. Темы для обсуждения Феномен детства — ретроспективный анализ. 1. Общее и различное в авторских концепциях детства. 2. Докажите необходимость знания педагогом различных концепций детства в решении задач музыкального воспитания и развития ребенка. 3. Какие из концепций детства могут рассматриваться в контексте гуманитарного подхода и почему? 4. Проблема целостного развития ребенка дошкольного возраста — предпосылки и возможности рассмотрения. 5. Каков потенциал музыкального воспитания в целостном развитии ребенка дошкольного возраста? Индивидуальные задания 1. Выделите единицы анализа и на их основе составьте сравнительную таблицу взглядов разных ученых, объясняющих феномен детства. Критерии оценки и самооценки: обоснованность и логичность линий анализа; интерпретация и понимание сущности концепции; аргументированное использование первоисточников; компактность таблицы, удобство пользования; удовлетворенность собственным результатом. 2. Вам предстоит выступление на научном диспуте с защитой концепции детства одного из авторов. Выберите концепцию и подготовьте аргументированное 5-минутное выступление, доказывающее преимущества данной концепции. Критерии оценки и самооценки: содержательность выступления, убедительность аргументации; оперирование первоисточниками; краткость, лаконичность; удовлетворенность собственным результатом. 3. Составьте педагогическое эссе на тему «Музыкальное воспитание и Критерии оценки и самооценки: адекватность содержания заявленной теме; лаконичность, доказательность; объем эссе — 1 страница компьютерного текста; стиль и культура изложения; удовлетворенность собственным результатом. 4. Выбрав одну из концепций детства, самостоятельно сформулируйте Критерии оценки и самооценки: непротиворечивость идей концепции и выдвинутых задач; обоснованность постановки задач; оригинальность, творчество; удовлетворенность собственным результатом. 5. Сформулируйте задачи музыкального воспитания и развития детей Критерии оценки и самооценки: непротиворечивость идей гуманитарного подхода и выдвинутых задач; обоснованность постановки задач; оригинальность, творчество; удовлетворенность собственным результатом. 6. Раскройте проблему целостного развития ребенка дошкольного возраста с помощью любого вида ассоциаций (схема, рисунок, стихотворная форма, музыка и пр.). Критерии оценки и самооценки: содержательность ассоциации; доступность и понятность для восприятия другими субъектами; умение объяснить характер ассоциативных связей; оригинальность, творчество; удовлетворенность собственным результатом. Задание для подгруппы Подготовьте семинар для педагогов ДОУ по проблеме «Философия и педагогика детства. Нужны ли они в процессе музыкального воспитания и развития ребенка?». На семинаре должны быть освещены вопросы: · философско-педагогического понимания детства в современной науке; · целостного развития ребенка как философско-психолого-педагогической проблемы; · влияния философии и педагогики детства на определение подходов к музыкальному воспитанию и развитию ребенка. Данный семинар может быть проведен на практике в ДОУ в ситуации реального взаимодействия с его педагогами; на практическом занятии, когда в роли педагогов выступают остальные студенты группы. Критерии оценки и самооценки: 1. адекватность предлагаемого содержания теме семинара; 2. презентабельность предлагаемого материала: доступность изложения, наглядность, практикоориентированность, свободное общение с аудиторией; 3. наличие способов и форм активизации аудитории; 4. предусмотренность «обратной связи» с аудиторией; 5. сохранение временного регламента (40 мин); 6. наличие ответов на вопросы аудитории, защита авторской позиции, уверенность, компетентность; 7. удовлетворенность разработчиков продуктом коллективной деятельности и собственным участием в подгрупповой работе. Контрольные вопросы и задания 1. Почему концепции феномена детства и проблема целостного развития ребенка являются теоретическими основами музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста? 2. Почему концепции феномена детства и проблема целостного развития ребенка рассматриваются в одном разделе? 3. Почему в таблице 1 выделенные авторские концепции соотносятся с задачами музыкального воспитания и развития, формулируемыми разными педагогами? 4. Докажите, что позиция субъекта деятельности является ядром целостности человека. 5. Охарактеризуйте музыкальное развитие ребенка как процесс становления, саморазвития, образования. 6. Является ли ребенок дошкольного возраста субъектом деятельности? Аргументируйте свою точку зрения.
|