Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Музыка как вид искусства




«Я люблю музыку», — может утверждать любой из нас. На этом утверждении, однако, заканчивается то общее, что объединяет всех людей в их взаимоотношениях с музыкой. Далее начинается то, что различает их музыкальный опыт, музыкальные вкусы, предпочтения, отношение к музыке. Какую музыку я люблю? Я понимаю музыку? Как я понимаю музыку?

Являясь органичной частью жизни любого человека, музыка, как это ни парадоксально, когда о ней заходит разговор, оказывается непонятным, загадочным феноменом. «Я ничего не могу говорить о музыке, у меня нет специального образования...», — это традиционный ответ взрослого человека. Интересно, что и музыкально образованные люди часто затрудняются объяснить, какое воздействие оказало на них то или иное произведение.

В этом нет ничего удивительного. Никакое образование, никакие музыковедческие изыскания не объяснят нам, что же такое музыка. «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», — писал русский художник Карл Брюллов. Это неуловимое «чуть-чуть» не поддается никакому анализу и заставляет нас рыдать и смеяться, грустить и удивляться, иными словами, переживать сильнейшие эмоции и чувства. Загадка заключается в том, что переживания эти вовсе не последствия происходящих с нами в жизни событий, а результат увиденного или услышанного произведения искусства.

Но все же попытаемся разобраться в том, что же такое музыкальное искусство.

«Искусство — форма отражения действительности в художественных образах» — поясняет философский словарь. Так просто и так непонятно... Тайна искусства не будет разгадана никогда, собственно поэтому и существует искусство. Задача педагога — помочь ребенку прикоснуться к этой тайне, стать участником таинства общения с музыкой.

Особый язык искусства — язык художественных образов позволяет общаться людям, не только говорящим на разных языках, но и живущим в разные исторические эпохи. Может в этом и скрыта тайна искусства?

Мы ведем диалог с будущими педагогами, поэтому тема нашего разговора уже изначально межпредметна. В науке существует огромное число исследований феномена музыки. Музыку исследуют и философия культуры и искусства, и искусствоведение, и психология искусства, и эстетика. Есть специальные области исследования музыки — музыкознание и музыковедение. Но нам при этом необходим некий синтез наук, который позволит приблизиться к пониманию того, что есть музыка в жизни растущего человека. Итак, начнем.

Музыка — это искусство.Это на первый взгляд естественное понятие. Но коль скоро мы заговорили о попытке анализа произведения искусства, постараемся сперва найти определения: что же такое искусство и что отличает его от всех других способов взаимодействия человека с миром.

Искусство — это особое, художественно-образное отражение жизни, внешнего и внутреннего мира человека, это мышление в художественных образах.

«Искусство начинается тогда, когда человек, с целью передать другим людям испытанное им чувство, снова вызывает его в себе и известными внешними знаками выражает его» (Л.Н. Толстой). Художественный образ — то общее, что характерно для любого вида искусства, то, что отличает искусство от других форм человеческой культуры, и то, что образует музыкальное искусство в частности.

Художественный образ — «ядро», «сердце» произведения искусства. Это то чувство, то состояние, те переживания, которыми хочет с нами поделиться художник.

Художественный образ всегда субъективен: он существует в пространстве человеческого воображения, материализуясь в произведении искусства и заново рождаясь при его восприятии зрителем, слушателем, читателем.

С точки зрения взаимосвязи образа и окружающего мира художественный образ — это особая модель реальности, в которой в единстве существуют и отражаемая реальность (события, люди, явления природы), и выражение отношения художника к этой реальности. Произведение искусства — это «выразительное изображение, изображение с «двойным отражением» действительности и художника, объективного и субъективного миров» (М. С. Каган). Поэтому произведение искусства — это всегда не слепок, не схожее отражение объективного мира, а выразительное изображение, преломленное через призму личностного восприятия художника.

Сочетание в искусстве изображения и выражения делает художественный образ неповторимым и уникальным. Даже отражая одно и то же событие, одну и ту же тему, разные художники создают совершенно разные образы.

Сопоставим интерпретации образа Джульетты в произведениях Д. Гуно, П. Чайковского, С. Прокофьева, Н. Рота. Проанализируем тему любви в этих произведениях.

Итак, художественный образ — это целостность изобразительности и выразительности.

Изобразительность — это наглядность, конкретность изображаемых действий, поступков человека, предметов и явлений реальной и фантастической действительности.

Изобразительность в большей степени присуща литературе, живописи, графике, художественной фотографии. В музыке изображение реальности чаще всего связано с воссозданием или имитацией с помощью звуков различных явлений (шум моря, звон колоколов, пение птиц).

Примеры изобразительности в музыке: Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля»; Г.Свиридов. «Тройка»; П. Чайковский. «Песня жаворонка».

Для того чтобы подчеркнуть изобразительность в музыке, композиторы определяют названия своих произведений, задают своего рода программу, ограничивающую воображение слушателя содержательными рамками. Такая музыка определяется как программная. Иногда эта программа задается достаточно точно (например, Р. Шуман. «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы»), но чаще — как общий абрис замысла произведения (П. Чайковский. Симфония «Зимние грезы»).

Выразительность — вторая сторона художественного образа — отражение внутреннего состояния, переживания художником изображаемого явления. Без выразительности искусство невозможно.

Музыка в этом смысле обладает несравнимыми ни с каким другим видом искусства возможностями. По словам Уолтера Пейтера, любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой, — это означает, что музыка обладает силой наибольшего эмоционального воздействия на человека.

Может быть, именно поэтому человека так влечет к музыке, ведь она — естественная составляющая его жизни. Музыка притягивает человека своей эмоциональностью и отпугивает неконкретностью, недостаточностью изобразительного ряда.

Основываясь на знании психологии дошкольника, как вы думаете: ему легче, чем взрослому, входить в мир музыки? Как вы считаете, какая музыка — программная или непрограммная — доступнее ребенку дошкольного возраста? Не спешите с ответом.

Музыка — временное искусство. «Музыкальное произведение живет во времени, — отмечает М. С. Каган, — оно рождается, течет и исчезает вместе с завершением исполнения; к нему в полной мере относится знаменитое изречение античного философа: «Все течет, все изменяется, и нельзя дважды войти в одну и ту же реку...» (СНОСКА: Каган М. С. Музыка в мире искусств. — СПб., 1996. — С. 30). Именно так — нельзя «дважды войти» в поток музыкальных звуков, и даже современные технические средства позволяют лишь возвращаться к уже прослушанным эпизодам, но не «останавливать мгновение», как это, например, способна делать живопись.

Музыка это особо слышимое, осмысляемое, ощутимое, переживаемое человеком время. Весьма образно заметил русский композитор И. Стравинский, что музыка есть способ организации отношений между человеком и временем.

Музыка — пространственное искусство.Это определение чаще всего применяется при анализе музыки в психологическом аспекте. Действительно, при создании музыкального произведения или при его восприятии человек часто зримо представляет себе ту или иную картину мира. Пространство музыкального мира нельзя ощутить зрительно, оно развертывается лишь в сознании слушателя. В отличие от реального пространства музыка — это «идеальное пространство». Е. Назайкинский называет его иллюзорным картинно-пейзажным пространством, имея в виду способность музыки с помощью слухозрительных ассоциаций создавать пространственные образы, например: море в «Шахерезаде» Римского-Корсакова, утренний рассвет в «Хованщине» Мусоргского.Попробуйте проверить себя — вы воспринимаете музыку как картину, нечто изображающую, или как-то иначе?

Музыка — искусство интонации.Природа музыки, ее художественных образов связана с интонацией. Искусством интонируемого смысла называл музыку Б. Асафьев. Интонация несет в себе целостность воплощения художественного образа в музыкальных звуках.

Общее понимание интонации в речи связано с тоном, манерой произношения, в которой отражаются чувства говорящего, ритмомелодический строй его речи. Музыкальная и речевая интонации во многом схожи. Интересно, что в истории развития человечества поначалу музыка и речь были неразделимы. Люди обменивались информацией при помощи звуковых сигналов, функции которых постепенно разделились на сигналы, несущие содержательную информацию (слово), и сигналы, передающие состояние, переживания человека (музыкальная интонация). Интонация служит одним из средств общения. Общим в речевой и музыкальной интонации является направленность на слушателя, оперирование звуковым материалом, обращенность к слуху. Именно через интонацию передается эмоциональное состояние человека, проявляются его чувства, их эмоционально-смысловая глубина. Поэтому интонации могут обозначать радость, гнев, нежность и т.д. Средствами передачи интонаций в речи являются высота (регистр речи), громкость (разговор на повышенных тонах или приглушенный), ритм (отрывистая или плавная речь), темп (быстрота речи), оттенки тембра (вы не узнаете окраску голоса человека в минуты его волнения).

Что же такое интонация в музыке?

1. Музыкальная интонация (даже состоящая из двух-трех звуков), в отличие от речевой, несет в себе музыкальный образ.

2. В музыкальной интонации заключено основное содержание музыки. Это звуковое, материальное воплощение музыкальной идеи, замысла художника. Через интонацию в музыке отражаются человеческие чувства, представления, явления окружающего мира.

3. Музыкальная интонация более развита, чем речевая, и имеет богатейшие выразительные возможности, поскольку образуется в особой музыкально-звуковой (ладовой) системе и ритмической организации, а звуки, из которых она складывается, обладают точно фиксированной высотой.

4. В музыкальной культуре человечества существуют обобщенные, типизированные интонации, характерные для передачи различных состояний и чувств, стилей и жанров.

5. Музыкальная интонация многозначна по своему значению. Ее смысл не может быть точно передан словами. Интонация создается вначале композитором, затем исполнителем и воспринимается, наконец, слушателем музыкального произведения. Именно поэтому музыка — искусство, понимаемое всеми и каждым человеком по-своему. «...В сравнении со всеми остальными искусствами содержание музыки наиболее широко открыто для индивидуализации» (СНОСКА: Jiranek J. Zu Grundfragen der musikalischen Semiotik. — Berlin 1985 — S. 98-99).

Итак, интонация — это язык музыки, язык, наиболее полно выражающий чувственный мир человека. В системе языков как средств выражения внутреннего мира человека только музыкальный язык может наиболее адекватно передавать человеческие переживания. Может быть, именно в интонации кроется особая тайна отношения человека к музыке.

Впервые языково-семантический подход к анализу музыкального искусства применил Б. Асафьев. Именно ему принадлежит заслуга «выведения музыки в жизнь». Выдающийся музыкант, педагог, ученый считал, что «музыкальная интонация... есть осмысление звучания, принадлежащее конкретной социальной среде» (СНОСКА: Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Ч. 2: Интонация. — Л., 1971 — С. 355). В этом смысле интонации развиваются в социально-историческом плане, т.е. могут быть современны или несовременны для своего времени.

Почему и взрослые, и дети так охотно слушают популярные эстрадные песни? Может быть, потому, что их интонации соответствуют ритму времени, их интонации не требуют серьезного эмоционального погружения...

Чрезвычайно интересна теория интонации В. В. Медушевского, в основе которой лежат идеи нейропсихологии о функциональной асимметрии полушарий головного мозга. При сложном их взаимодействии в восприятии и понимании музыки решающую роль играет правое полушарие. «Музыкальная интонация воспринимается как живая потому, что в ней отражен живой человек... Внутренний мир музыки распредмечивается втайне от вербального, «левополушарного» мышления» (СНОСКА: Медушевский В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. — М., 1980. — С. 184). Медушевский определил ведущее свойство музыкальной интонации — ее целостность. Интонация не разложима на элементы. Интонационное восприятие музыки не предполагает разделение слышимой музыки на составляющие — мелодику, ритмику, интервалику. Такое осознание музыки возможно через аналитические операции, совершаемые уже другим полушарием. Для совершения таких операций необходимо специальное обучение. Поэтому так разнятся в понимании музыки профессиональные и непрофессиональные музыканты.

Для нас теория В. В. Медушевского имеет принципиальную значимость. Ведь, может быть, в понимании интонации как единицы языка музыки и скрыто отличие процессов общего музыкального развития ребенка, которое осуществляется в детском саду, от процессов специального обучения музыке? Не здесь ли заложена основа подхода к организации музыкального воспитания детей как помочь понять интонацию, научиться читать музыкальный язык, иначе говоря, как научиться понимать музыку?

Звуковысотное, ритмическое, динамическое, тембральное соотношения двух и более музыкальных звуков, образуя интонацию, несут эмоцию, художественный образ, благодаря чему искусство музыки становится понимаемым на уровне эмоционально-смыслового переживания. Поэтому музыкальное произведение включает вас в переживание, а интонация делает музыкальный язык понятным людям всех стран, стирая любые языковые барьеры.

Музыка — искусство особых выразительных средств.Вмузыке, как и в других видах искусства, материальное воплощение художественного образа достигается за счет использования специальных средств выразительности. Нам необходимо определить, за счет каких же выразительных средств рождается интонация в музыке, создается художественный образ.

Музыка — искусство, создаваемое при помощи музыкальных звуков. Собственно сам музыкальный звук, его свойства определяют особую силу воздействия музыки на человека. «Из всех искусств музыка — искусство наиболее активное, властное, агрессивное. Свет, видимые краски, формы и движения, печатное слово должны молчаливо ожидать, пока на них обратят внимание. Звук же заставляет слышать себя, даже если это неугодно слушателю. Через звук время не только становится доступным наблюдению и созерцанию, но и получает энергию, привлекая к себе внимание, непосредственно воздействуя на чувства, заставляя само тело слушающего отзываться непроизвольными движениями» (СНОСКА: Орлов Г. Древо музыки. — Вашингтон; СПб., 1992. — С. 54—55).

Музыкальный звук, пропеваемый или извлекаемый с помощью музыкального инструмента, обладает следующими свойствами: высотой, длительностью, динамикой и тембром.

Эмоциональное воздействие музыки на человека заложено уже в самих свойствах музыкального звука. Эти же свойства определяют и средства музыкальной выразительности, к которым относятся лад, ритм и метр, мелодия, гармония, форма.

Лад — это взаимосвязь музыкальных звуков, которая проявляется в зависимости неустойчивых звуков от устойчивых. Ступени лада образуют гамму. В музыке выделяют несколько разновидностей лада, основными же являются мажорный и минорный. Ладовая организованность — одна из важнейших основ музыкального искусства. В соответствии с ладовыми закономерностями строится мелодия, сочетаются звуки в гармонии. Лад часто придает общую эмоциональную окраску музыкальному произведению.

Г. Свиридов. «Весна и осень». Из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель».

Ритм (с греч. — соразмерность, стройность) — закономерное чередование музыкальных звуков. На основе ритма строятся музыкальные произведения. Ритм — одно из главных средств выразительности и формообразования в музыке. Метр — порядок чередования равных по длительности долей музыки, разделяющихся на опорные и неопорные. Метр является системой организации ритма, создает норму отсчета музыкальных произведений. Именно по метроритму вы чаще всего определяете характер музыки, называя ее вальсом (трехдольный метр), маршем (четырехдольный метр).

П. Чайковский. «Неаполитанский танец»; С. Прокофьев. «Классическая» симфония, 1 ч.; И. Штраус. «Русский марш»; вальс «На широком голубом Дунае».

Мелодия — художественно осмысленный последовательный ряд звуков разной высоты, организованный посредством ритма и лада. Музыкальное произведение может состоять из одной только мелодии. В многоголосной музыке мелодия составляет основу произведения. Важное качество мелодии — ее напевность, певучесть. Передача интонаций речи в музыке приближает мелодию к речитативу. Мелодия, как и ритм, — самое яркое средство выразительности, позволяющее человеку отличать одно произведение от другого.

И. Брамс. Симфония № 3, 2 ч.; В. А. Моцарт. Концерт для ф-п. с орк. №21, 2 ч. или Симфония № 40, 1 ч. (экспозиция); Т. Альбиони. Адажио; С. Рахманинов. Вокализ.

Гармония — область выразительных средств в музыке, основанная на объединении звуков в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Основной тип созвучия — аккорд. Гармония строится по определенным законам лада. Она возникает в любой музыке, имеющей многоголосие, и создает определенный благозвучный фон, поддерживающий, обогащающий мелодию произведения.

П. Чайковский. Серенада для струнного оркестра; Ж. Бизе. Музыка из оперы «Кармен»; любая джазовая композиция.

Форма — определенный композиционный план музыкального произведения. Форма придает порядок музыкальной композиции, обеспечивает целостность ее структуры. Придание замыслу произведения адекватной формы позволяет наиболее полно выразить его.

Й. Гайдн. Симфонии, финальные части которых представлены разными музыкальными формами; Л. Бетховен. Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша»; М. И. Глинка. Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»; И. С. Бах. Чакон для скрипки соло; С. В. Рахманинов. Вариации на тему Паганини.

Музыка — многожанровое искусство.Вы с легкостью можете назвать разные виды (жанры) музыки: песня, симфония, опера, романс, мазурка, балет, шлягер...

Как же сориентироваться в таком разнообразии музыкальных жанров? Или, иначе говоря, можно ли классифицировать музыкальные произведения?

Пожалуй, самая простая классификация музыки — деление ее на хорошую и плохую. В эти две группы могут быть отнесены произведения любых стилей и жанров: деление на хорошую и плохую музыку субъективно. Но в искусстве затруднительны объективные оценки. Как определить, хорошую или плохую музыку вы слышите? В первую очередь по тому, нравится она вам или нет. Это критерий, лежащий на поверхности анализа. По сути, хорошая музыка — это музыка, в которой есть эмоционально-образная глубина, переданы переживания автора, его «душа», т.е. выражен художественный образ.

Более научной является классификация музыки, в основе которой лежит способ ее существования. Можно выделить классическую, популярную и народную музыку.

Классическая музыка — это образцовые, совершенные (классические) произведения, сохраняющие непреходящее значение и силу воздействия на слушателя вне существующего времени.

Популярная музыка — это музыка сегодняшнего дня, широко тиражируемая, музыка, которая «на слуху», которую напевают.

Народная музыка — музыкальный фольклор, песенное и музыкально-инструментальное творчество народа. Эта музыка не имеет автора и передается из поколения в поколение, как правило, изустно.

Эти группы открыты, и музыкальные произведения могут в них свободно мигрировать. Многие классические произведения стали популярными из-за частоты исполнения, современных аранжировок (обработок), как, например, 1 часть «Лунной» сонаты Л. Бетховена, «Турецкий марш» В. Моцарта. Популярная когда-то музыка, вызывающая отклик и у сегодняшнего слушателя, становится классической, например джазовые импровизации, песни Ф. Синатры и Э. Пиаф. Многие авторские произведения считаются народными.

Характерным является выделение в музыке жанров. Жанр — это исторически сложившийся род и вид произведений искусства в связи с их происхождением, назначением, способом и условиями исполнения, особенностями содержания и формы.

Так, по масштабности идеи, составу исполнителей, объемности формы музыка может быть камерной и крупных форм. По составу исполнителей и способу исполнения в музыке различаются вокальные и инструментальные жанры.

Вокальные жанры, как правило, связаны с поэтическими текстами и делятся на сольные, ансамблевые и хоровые.

Инструментальная музыка, сольная, ансамблевая и оркестровая включает жанры симфонии, концерта для солирующего инструмента и оркестра, увертюры, сонаты и пр.

Сложными синтетическими жанрами, объединяющими музыку со сценическим искусством, являются опера и балет.

Итак, музыка «высшая ценность, не требующая для своего обоснования ссылок на какие-то более высокие ценности, поскольку таковых просто нет» (Александр Блок). В завершение параграфа приведем несколько тезисов, характеризующих музыку и снова возвращающих нас к ее тайне.

Музыка — это самовыражение. Природа дала человеку голос и естественное всякому живому существу моторно-ритмическое чувство. Человек — своего рода готовый музыкальный инструмент, открытый для передачи мелодий и ритмов жизни в музыке.

Музыка — это взаимопонимание. Это уникальное, универсальное средство человеческого общения, преодолевающее границы и время. С помощью музыки человек не просто имеет возможность рассказать о себе, своем внутреннем мире, своих чувствах и переживаниях, но и может быть понят другим человеком.

Музыка — это принадлежность всех времен и народов. Музыка существовала, существует и будет существовать всегда. В разные времена она выполняла разные функции, но никогда человечество не представляло себе жизни без музыки. Разнообразие музыки предопределяет ее органичное включение в любое событие
в жизни человека.

Музыка — весь человек. Многообразие музыки равно многообразию самого человека. Музыка вмещает мир человека, став «языком» его «души».

Так нужно ли человеку владеть какой-либо деятельностью, для того чтобы общаться с музыкой?


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 237; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты