Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Средства организации общества




С помощью чего организуется и управляется общество? Большинство ученых-юристов считает, что оно организуется и управляется с помощью а) властии б) социальных норм.

А) Термин “власть” используется для обозначения ряда взаимосвязанных явлений и имеет три основных смысловых значения:

1. Свойство субъекта власти способностьоказывать определяющее воздействие на волю и поведение людей;

2. Субъект власти – лицо (организация), обладающее способностью оказывать такого рода воздействие на волю и поведение людей;

3. Особого рода общественные отношения – отношения власти и подчинения, в которых воля и поведение одних лиц (т.н. властвующих) доминируют над волей и поведением других лиц (т.н. подвластных).

Любая власть опирается либо на убеждение (вера, авторитет старших, осознание необходимости), либо на принуждение (сила, насилие).

На этой основе можно выделить два основных метода осуществления власти: 1.доброй воли и 2.насилия. Соответственно этим методам осуществления власти можно выделить две основные разновидности власти: 1.естественную и 2.насильственную.

Естественная власть характерна для первобытно-общинной организации общества. На более поздних этапах развития общества характер власти изменяется, она становится публичной, т.е. обособляется от общества, выделяется из него и становится относительно самостоятельной. Эта власть осуществляется определенной группой людей, которые уже не принимают непосредственного участия в экономической деятельности, а занимаются только управленческими делами. Основным определением такой власти становится государство, которое объединяет общество уже не по родоплеменному признаку, а по территориальному. Власть государства распространяется на все население, проживающее на определенной территории. В отличие от общественной власти первобытного общества государство как публичная власть опирается, главным образом, на принуждение, которое осуществляется целой системой органов государства (государственным аппаратом).

Таким образом,власть государстваявляется властью публичной, т.к. основным методом ее осуществления становится принуждение.

Б) Другим важнейшим средством организации общества и регулятором общественных отношений являются социальные нормы.

Норма [от лат. norma образец, эталон, стандарт, правило] правило общего характера. В отличие от индивидуального правила (например распорядка дня, установленного родителями для своего ребенка на данный день) она действует непрерывно в отношении всех случаев и всех лиц, которые предусмотрены правилом (например, всех собственников, всех водителей транспортных средств, всех сотрудников милиции и т. п.). Любую норму отличает свойство императивности (обязательности).

Социальные нормы, в самом общем виде, представляют собой правила поведения, регулирующие отношения, складывающиеся в обществе между людьми.

Социальные нормы включают в себя и нормы нравственности и нормы права, политические, этические, религиозные нормы, обычаи и т.п. Иными словами, это вся совокупность норм, регулирующих поведение участников социального общения.

 

2. Особенности власти и социального регулирования
в первобытном обществе

 

Основной формой человеческого общежития в первобытном обществе, как уже было сказано выше, был род, сформировавшийся с течением времени из первобытного стада. Члены рода были объединены также и общностью процесса труда и общей собственностью на имущество. Власть принадлежала всей родовой общине в целом. Общественные дела решались на общем собрании всех взрослых членов рода, как мужчин, так и женщин. Решения родовых собраний, следовательно, выражали волю всех членов рода. Все члены рода были равны, никто не имел никаких привилегий. Таким образом, можно выделить основные особенности общественной власти, характерные для первобытно-общинного строя:

1. Власть опиралась на общественное самоуправление и носила общественный характер. Общественная власть не отделялась от общества, а совпадала с ним, исходила из самого рода.

2. Главными органами власти являлись: род, вече (собрание всех взрослых членов рода), старейшина (избирался на собрании всеми членами рода).

3. Старейшины, управляющие текущими делами, участвовали в производственной деятельности наравне со всеми, их власть основывалась лишь на моральном авторитете.

4. Отсутствовала обособленная от народа политическая власть и специальный аппарат принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т.п.). Эта власть, по существу, “сливалась” с населением, так как не существовало разграничения между субъектом и объектом власти, общество одновременно было и объектом, и субъектом власти.

5. Власть базировалась на авторитете, уважении, обычаях. Она носила естественный характер, выражала единство общества, общность его интересов. В первобытном обществе люди подчинялись велениям власти под воздействием внутренних факторов: в силу убеждения, осознания необходимости, в силу привычки.

При первобытно-общинном строе нормативное регулирование выражалось в решениях общих собраний, а также в существовании социальных норм. Нормы первобытного общества называют мононормами, т.к. они выражают основной интерес того времени - выжить. Мононормы – это единые, нерасчлененные специфические нормы, совпадающие по содержанию. Мононормы выступали одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и нормами религии, они регламентировали формы и порядок взаимоотношений между членами рода, племени, семейно-брачные отношения, отношения с другими племенами.

Особенности мононорм:

а) имели, как и органы социальной власти, естественно-природную основу, были продиктованы экономической необходимостью и существовали в самом поведении, сознании людей;

б) действовали в силу привычки, и поэтому, как правило, не возникало вопросов об исполнении или неисполнении норм. Права и обязанности сливались воедино: люди поступали только так, как это диктовалось привычкой. Строгое исполнение норм основывалось на авторитете старших поколений, на нравственных и религиозных воззрениях людей. К нарушителям норм, обычаев применялось убеждение (увещевание, внушение), а иногда и принуждение, которое исходило от рода или племени в целом;

в) регулировали поведение людей, связанных началами сотрудничества и взаимопомощи, служили воплощением единства, сплоченности рода, племени в целом.

Виды социальных норм первобытного общества:

1.Обычай – это исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в силу многократного повторения.

2.Простейшие нормы морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.

3.Религиозные нормы - правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

4.Мифология – совокупность рассказов, повествований о богах, героях, духах и т.д., отражавших фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии.

5.Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово, нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов.

По способу выражения социальные нормы того периода можно разделить на три вида: запреты, дозволения и позитивные обязывания.

Запреты – недопустимость совершать те или иные поступки, например, заключать браки между кровными родственниками. Люди очень давно догадались о вреде кровнородственных связей и запрещали их под страхом тягчайших наказаний. Запреты инцестов (кровнородственных браков) «работали» на нормальное воспроизводство общин, кланов, других групп.

Запрещалось нарушать разделение функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми; убийство; телесные повреждения; каннибализм; кровосмешение; колдовство (им могли заниматься лишь специальные лица - колдуны); похищение женщин и детей; недозволенное применения оружия на стоянках; воровство; систематическая ложь; нарушение супружеской верности и т.п.

Дозволения (разрешения), определяя поведение человека или объединений людей в присваивающей экономике, указывали, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора их плодов, выкапывания корней, на пользование той или иной территории, источниками воды, на допустимость добрачных половых связей (в некоторых обществах) и т.д.

Дозволялось охотиться и собирать пищу на отведённых участках, отдавать для распределения среди членов общины и для подарков членам других общин туши больших животных, распределять туши самим добытчикам согласно установленному порядку, участвовать в коллективных акциях мщения за вред, причинённый члену общины.

Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения. Однако, все эти способы регулирования не были направлены на изменение природных условий, на выделение человека из природы, а обеспечивали лишь наиболее эффективные формы присвоения продуктов природы.

Таким образом, подводя итог всему изложенному, можно резюмировать: социальными регуляторами в первобытном обществе выступали естественная власть и мононормы, которые и обеспечивали его целостность и упорядочивали складывавшиеся в нем общественные отношения.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты