КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цивилизационный и иные подходы к типологии государства и праваПрактика общественного развития показала некоторую ограниченность и односторонность формационного подхода к изучению государства и права, в том числе и в вопросах типологии. Так, заявление о том, что социалистическое государство и право принадлежат к “высшему” и “исторически последнему типу”, постепенно отмирающему по мере “построения коммунизма”, было несколько преждевременным. В обозримом будущем “окончательной победы коммунизма” не предвидится, мало того, в странах бывшего “социалистического лагеря” в экономике происходит “реставрация капитализма”, обусловливая изменения в социально-политической надстройке. В этой связи и возникла необходимость рассмотрения вопроса об использовании иных типологических подходов. Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии государств, широко применяется цивилизационный подход, в основе которого – типология цивилизаций. В самом общем виде понятие “цивилизация” можно определить как социокультурную систему, включающую как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества. При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами. Английский ученый А. Дж. Тойнби пишет, что “культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический и, тем более, политический план кажется искусственным, несущественным, заурядным созданием природы и “движущих сил цивилизации”. Отрицая единое общественно-экономическое развитие общества, он рассматривает его как развитие локальных цивилизаций, сравнивая последние с ветвями дерева, вырастающими из единого ствола и растущими относительно самостоятельно. Понятие цивилизации им сформулировано как относительно замкнутое и локальное состояние социума, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными: религия и формы ее организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Из 21-й цивилизации, считает А. Дж. Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду и развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная и т.д.). Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход к типологии государства, в условиях расширяющейся правовой аккультурации, является вполне современным. Наряду с формационным и цивилизационным в учебной литературе предлагаются и иные подходы. В основе этих подходов к типологии государства лежат различные концепции. Так, известный французский философ Жан Боден подразделял все народы, живущие на земном шаре, и соответственно государства, на три категории по географическому принципу на южные, северные и средние. По его мнению, южные народы превосходят все иные народы тонкостью и силой ума, северные – отличаются своей физической силой, средние же – превосходят северян умом, но уступают в силе, а южан превосходят физической силой, но уступают в хитрости и изощренности. Государство и право, по его мнению, возникает у народов, проживающих в средней географической и климатической полосе. Здесь же формируется более высокого уровня умение управлять государством, чем где бы то ни было, а также образовывались самые сильные государства. Заслуживает внимания концепция известного немецкого государствоведа Г. Еллинека, который, отстаивая т.н. дуалистическую теорию государства и права, пытался соединить юридическую концепцию права с социологическим направлением в правоведении и государствоведении[5]. Г. Еллинек писал, что, несмотря на постоянное развитие и преобразование, можно установить некоторые признаки, придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа. Он выделяет идеальный и эмпирический типы государств, где первый тип – мыслимое государство, которого в реальной жизни не существует. Эмпирический тип получается в результате сравнения реальных государств друг с другом: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное. Американский юрист Г. Кельзен,автор“чистой теории права”, считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы. В зависимости от путей и степени участия “воли индивидуумов” в создании и укреплении правопорядка, автор предложил различать два типа власти и соответственно государственно-правовых явлений: демократия и автократию. В условиях демократии происходит полное соответствие “воли, представленной (заключающейся) в правопорядке государства”, воле всех субъектов права, или индивидуумов, поскольку последние принимают участие в его создании и укреплении. Напротив, в условиях автократии нет и не может быть соответствия между “волей, заложенной в правопорядке” и волей субъектов права. Это объясняется тем, что последние полностью исключены из процесса создания и укрепления правопорядка. Американский профессор Р. Макайвёр также делит государства на два типа: династические (антидемократические) и демократические. Отличия между ними заключены в степени отражения государственной властью воли общества. Немецкий политолог Р. Дарендорф, подразделяя все государства на антидемократические и демократические, утверждает, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатка в неравенстве, но создана общая для всех основа и которое делает возможным цивилизованное общественное бытие. Тема для доклада: Современные подходы к типологии государства ТЕМА №8:Государство в политической системе общества Цели: 1. Закрепить, углубить и расширить знания по данной теме, полученные на лекции и добытые в процессе самостоятельной работы; 2. Изучить политическую систему общества
Учебно-методическое обеспечение: - лекционные тетради - терминологические словари
Вопросы семинарского занятия по теме 8:
1. Понятие и структура политической системы общества. 2. Государство как ядро политической системы общества. 3. Взаимодействие государства и общественных объединений.
|