КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ОБЩЕСТВА
1. Общество: основы философского анализа. 2. Общественное сознание: сущность, уровни, сферы и формы. 3. Источники и движущие силы развития человечества.I - Общество является частью природы. Оно возникло в результате сложного процесса становления человека, выделения его из природы, и может рассматриваться как подсистема объективной реальности, обладающая определённой спецификой. Эта специфика состоит в том, что общество существует в результате постоянно осуществляемого процесса производства в ходе которого люди осуществляют связи между собой. Такую связь принято называть производственными (экономическими) отношениями. Огромную роль в жизни общества играют национальные, религиозные, политические, семейные и другие отношения. Таким образом, общество – это упорядоченная социальная система, представляющая собой целостность множества социальных отношений, носителем которых является человек, и, образуемые людьми, социальные слои и группы. Как же возникло общество? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, хорошо вам известный из школьной программы, путь человечества: Стадо – род – племя – союз племён – общность – общество. Общность –форма совместного бытия людей, связанных общим происхождением, языком и судьбой. Таковы семья и народ. Общество –это продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших социальных групп, объединённых не на основе общности, а на основе совместных интересов и договоре. Не следует путать понятие «общество» с понятием «народ» и «нация». Народ –это форма общности людей, связанных, прежде всего, языком и культурой. Нация –это форма организации жизни одного народа, или нескольких близких народов, связанных государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей. Философию, прежде всего, интересует специфика типа связей индивидов в единое целое. Выделят три основных подхода к объяснению таких связей. Натуралистический.Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы мира животных и конечном итоге Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяются ритмами солнечной активности (А. Чижевский, Л. Гумилёв), особенностямигеографической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, рассовыми и половыми особенностями (Э. Уилсон, Р. Дюкинс) Идеалистический –здесь сущность связей, объединяющих людей в единое целое, усматривают в комплексе тех или иных идей, верований, мифов (Гегель, Макс Вебер). Материалистический –считает, что людей в «социальный организм» связывает не общая идея или Бог, а производительные силы и производственные отношения, взаимодействие которых составляет способ производства. Основой (базисом) общества является совокупность экономических отношений. Подводя итог, мы имеем все основания сказать, что человек это социальное творение.Общество – это та сила, которая делает человека человеком. Люди как физически, так и духовно творят друг друга. Феномен совместного, межчеловеческого существования называется социальностью.Люди могут жить только, общаясь друг с другом, обмениваясь информацией и опытом. Зачатки социальности психологи считают врожденными.
- II - Как видно из вышеизложенного, человеческое общество – сложная и развивающаяся система. На его функционирование и развитие влияет множество факторов. Какие из них являются определяющими? Субъективные – из сферы сознания, из сферы духовной жизни (идеи, взгляды) или объективные – из сферы материальной стороны жизни общества. Другими словами, «общественное бытие» или «общественное сознание» определяют исторический процесс. Общественное бытие –это реальный процесс жизни людей, те отношения, которые складываются в обществе в процессе общественного производства. Это экономическая, материальная сторона жизни общества. Общественное сознание –это сложная система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В этом понятии мы отвлекаемся от всего индивидуального, личностного и фиксируем только те чувства, взгляды, идеи, которые характерны для данного общества в целом, или для определенной социальной группы. Оно, как духовная сторона исторического процесса, выполняет две основные функции. Во-первых – отражает общественное бытие, по отношению к которому является вторичным. Во-вторых – оказывает активное обратное воздействие на общественное бытие. Общественное сознание имеет определённую структуру, под которой понимается расчленённость сознания на составные элементы. Оно имеет два основных уровня: обыденный и теоретический (научный). Обыденное сознание характерно для массового «житейского» общественного сознания. Как правило, оно отражает не сущность процессов и явлений, а их внешнее проявление. Складывается стихийно в процессе повседневной жизни, чаще содержит не само знание о мире, а лишь эмоциональную оценку действительности, то есть чувства и настроения людей, на основе которых вырабатываются соответствующие социальные установки и ценностные ориентиры. Теоретическое сознаниевыступает как специально разработанное учение, теория. Оно не «скользит» по поверхности явлений действительности, а отражает их суть. Оно не бывает «нейтральным», а отражает позиции определённых слоёв общества, то есть выступает в виде идеологии. Идеология –это целостная система идей и взглядов, отражающая материальные и духовные условия жизни людей, а также цели, направленные на укрепление или изменение существующих в обществе отношений. Её особенность – лозунговость, направленность на массовое сознание, когда фактор веры преобладает над фактором знания. Другой сферой общественного сознания является общественная психология,которая представляет собой систему чувств, эмоций, убеждений, в которых отражаются материальные и духовные условия бытия людей. Определяющими в становлении общественной психологии выступают состояние экономики, культуры, образования, традиции, уровень жизни. К основным формам общественного сознания относятся: - политическое сознание –совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, отражающих отношение к власти социальных групп, партий, общества. Ключевая ценность – власть. Политическое сознание включает в себя политическую идеологию и психологию. Первое находит свое теоретическое выражение в Конституции, в программных заявлениях, лозунгах партий. Второе включает в себя чувства, настроения той или иной социальной группы, или общества в целом; - правовое сознание –это система обязательных норм, правил поведения, выраженная в юридических законах. Это разнообразные чувства и понимание свободы, справедливости и несправедливости, прав и обязанностей в государстве. Ключевая ценность – закон; - нравственное сознаниевключает в себя чувства, идеалы, интересы и взгляды людей, связанные с общественным благом, а также знание норм, правил поведения в обществе, обычаев и традиций, оценку поведения людей в общественном мнении. Обыденное нравственное сознание или нравственностьвключает в себя чувства и понимание долга, добра и зла, чести, достоинства, совести и счастья. Нравственная идеология или этикавыступает как теоретическое выражение нравственных интересов, как учение о нравственностии нормах поведения в обществе, то есть морали. Ключевая ценность нравственности – добро, а морали – долг; - эстетическое сознание это особые чувства, вкусы, интересы, представления, идеалы и теории. Обыденный уровень включает в себя эстетические чувства, обыденное понимание красоты. Теоретический уровень или эстетика –это теории, которые в своих категориях объясняют ценность явлений действительности. Ключевая ценность – красота; - религиозное сознание –это социальные чувства, идеалы, интересы, взгляды, связанные с признанием потустороннего, сверхестественного мира. В его основе лежит вера в сверхестественные силы и поклонение им. Обыденный уровень – религия.Каждая из них включает в себя три элемента: - мифологический, то есть веру в реальное существование сверхестественных сил; - эмоциональный, то есть религиозные чувства; - нормативный, то есть требования по соблюдению религиозных обрядов. Теоретический уровень – теология, то есть учение о Боге. Ключевая ценность - святое. С конца XIX века в общественном сознании всё больше и больше утверждаются общечеловеческие ценности –уважение к человеческой жизни и достоинству, к иному образу жизни и мысли, добродетельное отношение к людям и природе.
- III - В истории философской мысли сложились разные представления о том, что же является движущей силой общественного развития. Часть философов полагала, что все изменения в обществе обусловлены сознанием людей.Августин Блаженный, например, считал, что мир меняется потому, что таково Божье предначертание, а Вольтер утверждал, что «мнения правят миром». Надо знать, как мнения рождаются, почему они столь различны и к каким последствиям приводят. Тогда можно будет и постичь историю. Многим мыслителям казалось, что источником общественных нововведений являются не идеи и мнения, а природные условия. Шарль Монтескье считал, что именно климат определяет особенность того или иного общества. В XIX веке родилась принципиально иная позиция по проблеме «Истоки и движущие силы общественного развития». Она принадлежит К. Марксу. Всякие социальные изменения происходят, в конечном счете, в результате коренных преобразований в материальной сфере, прежде всего в экономических отношениях, которые К. Маркс считал базисом общества. Базис порождает соответствующую ему надстройку,в структуру которой входит вся совокупность политических, правовых, нравственных, религиозных и других идей, государственных и общественных организаций. Способ производства, то есть единство и взаимодействие производительных сил и данного типа производственных отношений, взятый в единстве с надстройкой, составляет общественно-экономическую формацию. Марксизм утверждает, что противоречия между производительными силами и производственными отношениями составляют источник и движущую силу общественного развития, обеспечивают возникновение и формирование нового способа производства в недрах старого общества, то есть развитие общества идет как бы по спирали. Такой подход к развитию общества называют формационным.Существует и, так называемый, цивилизационный подход. Известный американский ученый Л.Г. Морган выделял в истории человеческого общества три главных этапа – эпоху дикости, эпоху варварства, эпоху цивилизации. Переход от одного уровня мировой цивилизации к другому осуществляется через глобальные, по своему содержанию, технологические революции,характеризующие качественные скачки в развитии производительных сил. Переход от варварства к цивилизации произошел в эпоху неолита. Именно тогда в сельхозпроизводстве стали использоваться каменные орудия труда. Так произошел переход от собирательной экономики к производящей и перерабатывающей. Промышленная революция второй половины XVIII – первой трети XIX в.в. положила начало индустриальной цивилизации, которая развивается и в наше время. С середины ХХ века, в границах индустриальной цивилизации, начинает формироваться постиндустриальная цивилизация, в которой производственный процесс будет подчиняться процессу развития человека. Какова же роль народа и личности в истории человечества? Хотя каждый, именно каждый член общества участвует в историческом процессе, всё же не все, а только отдельные личности остаются надолго, а то и навсегда в памяти человечества. Роль таких исторических личностей столь велика, что долгое время философы лишь в них усматривали двигатель истории. Но история свидетельствует, что личности, какими бы они выдающимися не были, не могут изменить историю во всемирном масштабе. В реальной истории отдельных стран они могут сделать многое. Народ – вот истинный творец истории. Народ – это такая исторически изменяющаяся общность классов и социальных групп, которая по своему объективному положению решает на данном этапе задачи прогрессивного развития общества.
|