КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет № 28. Вопрос № 1Латиноамериканская лит-ра - это лит-ра 19 испаноязычных стран Латинской Америки. В своем развитии латиноамериканская лит-ра прошла 2 этапа: колониальный (тот период, когда эти страны были колонией Испании) и национальный (когда они освободились от владычества Испании). Европейцы долгое время воспринимали лат.-амер. лит-ру как нечто развлекательное, любопытное, повествующее об экзотике этой части американского континента. И вдруг приблизительно в 60-ые гг. XX в. европейцы пришли к выводу, что лат.-амер. лит-ра качественно изменилась: одно за другим начали появляться произведения, которые отличались глубиной, философичностью, интересной художественной формой. Наконец, критики и в Европе, и в Латинской Америке заговорили о «новом латиноамериканском романе ». Другое определение «нового лат.-амер. романа» -космовИдение. Это всеобъемлющий, всеохватывающий взгляд на мир, в нем выделяются: 1) сосуществование культур: инд., негрит., европ.; 2) сосуществование эпох. Крупнейшие представители: кубинец Алехо Карпентьер, мексиканец Карлос Фуэнтес, гватемалец Мигель Астуриас, аргентинец Хулио Кортасар, бразилец Жорж Амаду, колумбиец Габриэль Гарсиа Маркес. Во всей лат.-амер. лит-ре нет такого произведения, которое бы создавалось, вынашивалось так долго как роман «Сто лет одиночества». Маркес задумал его в 17 лет, а написал в 39 лет. Сам автор говорил, что книга «начисто лишена серьезности». Маркес и не думал писать комедию, он имеет в виду смех, который используется как средство вывернуть действительность наизнанку. Маркес противопоставляет смех серьезности, под которой понимает догматическое, застывшее суждение. Он стремится разрушить традиционную картину мира. С этой целью он обращается к народной смеховой культуре. Смех звучит в романе с начала и до конца в разных регистрах: это и площадный хохот, и элегическая усмешка, и мягкий юмор. Но постепенно те герои, которые воспринимались просто чудаками, то сходят с ума, то умирают. В повествовании нагнетается трагическая атмосфера. Таким образом, смех является организующим началом романа. Основу композиции составляет история семейства Буэндиа и основанного ими поселения Макондо. Роман - многослойное произведение, его можно рассматривать в разных ракурсах. Наиболее простой - это традиционная семейная хроника (зд. соответствующий контекст: Голсуорси «Сага о Форсайтах», Манн «Беденброки»). Другой ракурс: история семейства может быть представлена как история всей Колумбии. мДругой, более глубокий ракурс - история семьи как история всей Латинской Америки. Наконец, следующий ракурс - история семейства как история человеческого сознания с эпохи Возрождения (момент возникновения частного интереса, буржуазных отношений) до 20 века. Маркес показывает, что к одиночеству герои идут разными путями: их ведут власть, гордыня, чувство собственной неполноценности, неразделенная любовь и даже любовь разделенная. Все почерпнутое в европейской культуре рекодифицировалось, переводилось в систему средств и способов построения, как это формулировали крупнейшие романисты, "тотальной" картины мира Латинской Америки, воссоздания "чел.а латиноамериканского " - нового "родового индивидуума", вышедшего на арену мировой культуры, его "коллективной экзистенции". В этом суть и смысл " нового " латиноамериканского романа . Латиноамериканский роман XX в. завершил тот путь, который полтысячелетия назад был начат в хрониках Нового Света и открыл новое будущее для латиноамериканской лит-ры. На этом пути было два основных этапа: 1) освоение нового пространства, которое начинается в американских хрониках и завершается в теллурическом (почвенническом) романе (до 40-х годов XX в.); 2) открытие собственного варианта художественного времени, собственной темпоральности. В основе латиноамериканского хронотопа, в отличие от классического, европейского, - иная эпистемологическая парадигматика, которая порождает и иную поэтику. В XX в. латиноамериканская лит-ра отказалась от принципов классической европейской традиции (монизм, рациоцентризм, антропоцентризм, линеарность, эволюционизм и т.д.). Главная черта конца XX столетия - многообразие художественных исканий, во многом связанное с различными вариантами освоения и развития открытий "нового" романа, в том числе в полемических формах "разрыва". В наиболее развитых лит-рах (Мексика, Аргентина, Бразилия, Чили, Уругвай, Колумбия, Венесуэла) это привело к расшатыванию, а возможно, и к распаду системности, связанной с жесткой запрограммированностью на построение картин своего мира, на выявление его онтологических, архетипических характеристик, и соответственно, с монотемностью, мономотивностью, концентрацией вокруг ключевых констант, стереотипов, топосов, оппозиций, и к обретению более свободного личностного мировидения. В своем формировании от генезиса до современности латиноамериканские лит-ры в условиях нового и новейшего времени "пунктирно" повторили классический путь от выработки эпических основ к собственно романному развитию, осваивающему настоящее время современности.
|