Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Педагогическая мысль




Читайте также:
  1. IX. Философская мысль и открытие космоса
  2. Аджи: «Подмена восприятия мыслью о нем».
  3. Богданова А.А. Педагогическая коррекция поведения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения: Автореф. дис … канд. пед. наук. СПб., 2004.
  4. Бродяжничество и беспризорность детей как социально-политическая и социально-педагогическая проблема. Социально-педагогическая работа с беспризорными и безнадзорными детьми.
  5. В. С. Соловьев и его влияние на психологическую мысль в России.
  6. Византийское влияние на педагогическую мысль и просвещение
  7. Вопрос 31. Требования к специалисту по социальной работе. Педагогическая культура и этика социального работника.
  8. Вопрос 32. Психолого-педагогическая коррекция в работе с детьми из семей с эмоциональным отвержением.
  9. Вопрос 51. Основные дидактические концепции и их психолого0педагогическая характеристика.
  10. Вопрос 55. Психолого-педагогическая система А.С.Макаренко, её роль в современной действительности.

 

Античная педагогическая традиция в Византии была особенно влиятельна в IV-V вв. Ее развивали неоплатоники из Афинской Академии и высших школ в Малой Азии, Сирии, Александрии (Плутарх Афинский, Прокл, Порфирий, Ямвлих, Эдессей Каппадокийский, Амоний, Симпликий и др.). Неоплатоники считали, что воспитание и обучение должны быть ориентированы на высший духовный мир, на непреходящие идеи. Вектор воспитания направлялся прежде всего на самосовершенствование, на познание собственной души. Подобное познание предлагалось осуществлять через "божественное озарение" и "экстаз" путем концентрации внимания и интенсивных молитв.

Постепенно, однако, усиливалась христианская традиция педагогической мысли. Византийские богословы в течение VI-XV вв. предложили ряд идей, составивших основы религиозного воспитания и обучения. Эти идеи оказали сильное влияние на весь православный средневековый мир.

Так, Авва Дорофей (VI в.) рассматривал светскую образованность как путь познания божественной истины. Чем ближе познание к богу, тем больше должна возрастать любовь к ближнему.

Максим Исповедник (VII в.) определял человека как микромир, который надо путем воспитания привести к гармонии между земным и небесным существованием. Для достижения такой гармонии следует бороться с грехопадением человека и добиваться его развития сообразно человеческому естеству, опираясь на волю "как силу стремления к слиянию с природой".

Один из первых средневековых схоластов Иоанн Дамаскин (675-753) в философско-педагогическом трактате "Источник знания" развивал идею универсальной, энциклопедической образованности.

Патриарх Фотий (820-897) полагал, что подрастающее поколение должно усваивать точно сформулированные общечеловеческие нравственные нормы, разумеется, в православной христианской интерпретации.

Продолжателем восточно-христианской педагогической традиции был Симеон Новый Богослов (949-1022). Он крайне отрицательно относился к светскому образованию и ратовал за монастырское религиозное обучение и воспитание, считая монастырь "миром духовного учительства и ученичества".

Против такого ярко выраженного клерикального подхода выступал общественный деятель и философ Михаил Пселл (1018-1096). Он полагал, что программа образования должна предусматривать два главных этапа: преподавание светских знаний, не противоречивших догматам церкви, и религиозное обучение. Пселл мечтал об идеальном человеке, неподвластном религиозному фанатизму. Это была гуманистическая личность, человек, светски образованный, чувствующий прекрасное, душевно благородный, с твердым умом.



Среди последних крупных мыслителей Византии, занимавшихся проблемами воспитания и образования, был Георгий Гемист Плифон (1355-1452). Цель идеального воспитания - достижение совершенства, - полагал Плифон. Путь к совершенству - это прежде всего нравственное воспитание, преодоление зла. Пройти этот путь можно лишь посредством личных усилий и самообразования.

XIV-XV вв. - период, когда в педагогической мысли Византии резко усилились клерикальные тенденции. В это время оформилось монашеское направление исихиастов (от слова "исихия" - умная молитва). Возглавляли движение Григорий Палама, Георгий Схоларий и другие религиозные деятели. Исихиасты крайне отрицательно относились к светской образованности, античному знанию. Главным для становления личности они считали нравственно-религиозное воспитание, трактуя его предельно мистически.

 


Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 5; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты