Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Церковь Святой равноапостольной княгини Ольги.




Читайте также:
  1. Дух Святой
  2. Его служение, возложенное на него свыше, было признано Церковью (Гал. 1, 21 – 2).
  3. Житие святой Олимпиады диакониссы
  4. О чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Лидской, или Римской
  5. Особенности вероучения и культа католицизма. Римско-католическая церковь.
  6. Особенности развития конфессиональных отношений. Церковь и религия в Беларуси вXVI в.
  7. Память святой мученицы Вассы и чад ее: Феогния, Агапия и Писта
  8. Память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, в иночестве Давида и Евфросинии, Муромских чудотворцев
  9. ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ НАД РОССИЕЙ
  10. Преставление блаженной княгини Ольги, во святом крещении Елены

О.Г. Иващенова

 

Церковь Святой равноапостольной княгини Ольги на Михайловской даче.

 

 

2003 год.

Вступление.

 

Михайловская дача.

В царствование Незабвенного императора Николая I началось формирование новых дворцово-парковых ансамблей на Петергофской дороге. Он скупил эти земли и каждому сыну построил поместья. Александру – Фермерский дворец в Александрии; Николаю – Знаменку; Константину – Константиновский дворец в Стрельне, а Михаилу – Михайловку.

 

В 1850 году Николай I поручил составить проект дома с принадлежностями на Михайловской даче А.И. Штакеншнейдеру. Но его проект был оставлен до востребования, хотя кое-какие работы в усадьбе уже начались.

В 1856 году великий князь Михаил Николаевич объявил конкурс на проект усадьбы. Больше других ему понравился проект И.И. Шарлеманя, и тот в сентябре 1857 года приступил к закладке фундамента дворца. Но скоро великий князь отстранил его от работы и поручил дальнейшее строительство Г.А. Боссе.

Проект Боссе был утвержден.

И в 1858 году накануне тезоименинства великой княгини Ольги Федоровны началась церемония закладки дворца.

Боссе объединил Большой и Малый дворцы галереей. Дворец ассиметричен, но каждый фасад производит потрясающее впечатление.

Без сомнения, это один из самых красивых дворцов Петербурга.

Рядом с дворцом был построен кухонный корпус с большим внутренним двором.

Другие строения усадьбы находятся в отдалении от дворца.

Оранжереи и дом садовника располагаются на острове за кухонным корпусом.

У Петергофского шоссе стоит конюшенный корпус, рассчитанный на содержание 72 лошадей. Здесь был манеж, кузница и экипажные сараи. В отдельном помещении находился банный двор и прачечная.

От Петергофского шоссе прямая дорога ведет к гофмейстерскому дому. Здесь находились также квартиры для гостей.

В имении был распланирован обширный пейзажный парк, украшенный скульптурой, прудами, мостами.

 

Церковь Святой равноапостольной княгини Ольги.

В глубине Михайловского парка на верхней террасе берега Финского залива стоит русское чудо – церковь Святой Ольги. Церковь очень нарядна и прекрасно вписывается в окружающий ее парк. В Петербурге нет больше церквей, построенных в честь первой русской христианки – Святой равноапостольной княгини Ольги (до революции 1917 года их было всего 5).



Церковь Святой равноапостольной княгини Ольги была построена по проекту профессора архитектуры Академии художеств надворного советника и кавалера орденов Станислава 2-ой степени и Анны 3-ей степени Давида Ивановича Гримма, которому в 1861 году придворная контора Великого князя Михаила Николаевича, хозяина Михайловской Дачи, поручила эту работу.

Церковь была освящена в честь Святой равноапостольной княгини Ольги – покровительницы любимой жены Великого князя Михаила Николаевича – Ольги Федоровны.

Давид Иванович Гримм закончил Академию художеств с золотой медалью. В 1851 году он был награжден поездкой в Грузию, Испанию, Англию и Голландию.

После возвращения из путешествия он представил Академии художеств отчеты и его признали академиком за искусство и познания. В 1855 году Гримм получил звание титулярного советника, в 1859 году он стал преподавателем Академии художеств и в 1861 году – Надворным советником и профессором.

Д.И. Гримм построил много церквей, но в основном, за границей. Например, в Женеве и ныне стоит во всем великолепии двойник церкви Святой Ольги – Крестовоздвиженская церковь, только – пятикупольная. Д.И. Гримм проектировал церкви в Ницце, Копенгагене, Нью-Йорке, Иерусалиме. Но, несмотря на то, что зодчий большинство своих проектов осуществил за рубежом, он был хорошо известен в России. Его помнили как одного из авторов великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости. В 1883 году он создал проект Покровского храма в Мариенбурге под Гатчиной – такого же изящного, как церковь Святой Ольги в Михайловке.



Церковь в Михайловке строилась в древнерусском стиле. Почему в середине XIX века – периода торжества в Санкт-Петербурге стиля «ампир» – возник интерес к русскому стилю?

«Обращение архитекторов к национальным формам происходит не только под влиянием успехов исторической науки и романтического увлечения стариной. В нем нашла свое прямое воплощение одна из актуальнейших проблем того времени – народность», - пишет А.А. Пунин. Эту проблему диктовал девиз царствования Николая I, отца Великого князя Михаила Николаевича: «Православие, Самодержавие, Народность». Архитектор Д.И. Гримм не подражал древнему церковному строительству, а создал очень красивую новую русскую церковь.

Церковь в Михайловке представляет собой постройку из красного кирпича. Основной объем с трех сторон окружен открытой арочной галереей, которая поддерживается кувшинообразными колоннами из светлого бременского песчаника. Галерея приподнята на невысоком цоколе и замкнута с двух сторон от алтаря небольшими приделами. В юго-восточном приделе находилась ризница, в северо-западном – комната Великого князя Михаила Николаевича и Ольги Федоровны. Алтарь церкви Святой равноапостольной княгини Ольги расположен на северо-востоке соответственно линии берегового обрыва Финского залива.



Критик В.В. Стасов высоко оценил церковь в Михайловке: «Есть у Гримма замечательные постройки в чисто русском стиле, например, церковь в Михайловском имении Михаила Николаевича близ Петербурга – прелестная и оригинальная постройка в суздальско-переяславском стиле, об одной главе, с нижним этажом из арок на кубышках, с необыкновенно изящным широким многослойным карнизом наверху и оригинальной колокольней – особняком, об одном пролете под кровелькой».

Д.И. Гримм не только проектировал церковь Святой равноапостольной княгини Ольги, но и наблюдал за всеми строительными работами. По договору, заключенному придворной конторой Великого князя Михаила Николаевича с Гриммом в 1861 году, следовало построить церковь к осени 1863 года. Но из-за недостатка кирпича со Знаменского кирпичного завода (клеймо ЗКЗ на кирпичах) половина кирпича была доставлена позже из Петербурга. По приказанию Михаила Николаевича сдача церкви была отложена до лета 1864 года.

В 1863-64 годах Д.И. Гримм оплатил по представленным счетам земляные, мостовые, кровельные, печные и другие работы столяра Беляева, скульптора Штаффеля, мастера Лукини, декоратора Рота, садовника Фроста.

6 сентября 1864 года церковь Святой равноапостольной княгини Ольги осмотрела и приняла комиссия, в составе которой были архитекторы Карл Циглер и Эдуард Ган. Они подписали акт о приеме церкви и составили опись, хранящиеся сейчас в Российском государственном историческом архиве (РГИА). Великий князь Михаил Николаевич наградил Д.И. Гримма за строительство церкви бриллиантовым перстнем с рубином.

Архитектор Д.И. Гримм умело использовал украшения, подчеркивающие объемность композиции. Церковь украшают килевидные наличники окон. Двойные колонны обрамляют окна наверху. Цоколь церкви, выложенный из путиловской плиты, украшен фигурным карнизом из бременского песчаника. Объемность церкви была подчеркнута также и контрастом между красным фоном стен и светлым фоном восемнадцати колонн наружной галереи. На двенадцати капителях колонн вырезан геометрический орнамент, на шести – библейские изречения:

· Помяни мя, Господи

· Во царствии Твоем

· И исход мой в руци Твоего милосердия вручаю входя

· Яко да поем славу Твою

· Исполни уста наши хваления Твоего

· Вознесели Христос Матерь Божию рекших ангелов – в дом Господен попадем.

Между колоннами на галерее стояли 12 скамеек из искусственного мрамора и висели чугунные кружки для пожертвований, ныне утраченные.

К входам вели две лестницы из искусственного камня. Купол церкви закрывался железной крышей. Глава, поддерживаемая высоким тонким барабаном, была вызолочена, как и крест, венчающий главу. В подвале церкви стояла духовая печь, в алтаре – камин. Парадные двери были украшены зеркальными стеклами. Окна с тройной растекловкой украшались подоконниками из бременского песчаника.

Великолепно выглядело внутреннее убранство церкви. Роспись купола и стен выполнил академик Л.Е. Бейдеман. В Русском музее сейчас хранятся эскизы росписи купола и стен, выполненные академиком Бейдеманом для церкви Святой равноапостольной княгини Ольги. Художник творчески отнесся к работе, передав в образе святых глубокие человеческие чувства.

Пол в церкви был мраморно-мозаичным с фризом. На полу лежал ковер. В подвале пол был вымощен булыжником.

Вдоль трех стен церкви установили медные перила. Пол в ризнице был мозаичным, в комнате Великого князя – паркетным. Эти помещения также расписал академик Бейдеман. Семнадцать рисунков церковной утвари выполнил Д.И. Гримм.

Императрица Мария Александровна, жена Александра II, подарила Великой княгине Ольге Федоровне к освящению церкви Евангелие, крест напрестольный и серебренную церковную утварь. Золотошвейные вещи изготовили в золотошвейном заведении Иосифа Петрова.

В алтаре висело 15 икон. Среди них: образ Успения Божией матери, образы Архангела Михаила, Тихона Задонского и других угодников и мучеников божиих.

Иконостас изготовили из соснового дерева и позолотили. В иконостасе и на стенах церкви было более 50 икон. Многие иконы посвящены были Архангелу Михаилу. Большинство икон Великому князю Михаилу Николаевичу были подарены. Среди дарителей известны: епископ Ставропольский, игумен из Черномории, Экзарх Грузии. Экзархом Грузии были подарены среди прочих и две иконы Святой равноапостольной Нины – просветительницы Грузии, жившей в IV веке. Первый крест Святая Нина сделала из виноградных лоз, обвив их своими волосами. Две иконы в церкви были семейными. На них изображены святые покровители Великого князя Михаила Николаевича, Ольги Федоровны и их детей: Святой Архангел Михаил, Святая равноапостальная княгиня Ольга, Святой Николай Чудотворец, Святая Анастасия, Святой Георгий – Победоносец, Святые Александр, Сергий Радонежский и Алексей. Большинство икон были одеты в богатые ризы. Образ Святого Георгия – Победоносца украшался перламутром.

Престол был выполнен из душистого кипариса. В алтаре и ризнице сверкала вызолоченная утварь. Богатой была и одежда священнослужителей, шитая из муара, украшенная золотым шитьем. Пелены, воздуха, хоругви – все сияло.

Мебель в комнате Великого князя и ризнице была дубовая, резная. На столах лежали книги Священного писания в кожаных переплетах.

Недалеко от церкви стояла колокольня «об одном пролете» с четырьмя колоколами, отлитыми на фабрике Стуколкина. Во время войны колокольня была разрушена.

Церковь Святой равноапостольной княгини Ольги и колокольня, хотя и находились в стороне от главных зданий в Михайловке, созданных другими архитекторами, но не выпадали из общего ансамбля Михайловской Дачи, а гармонично включались в него.

До революции 1917 года церковь Святой Ольги оставалась домовым храмом семьи Великого князя Михаила Николаевича.

 


Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 7; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты