Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Социальное развитие и социальные изменения.




Тематика социальных изменений является важным разделом социологии как науки, и его значимость повышается в связи с необходимостью осмысления сложных процессов переходного периода в России, а также изменений в мировом сообществе.

Прежде всего, необходимо разграничивать понятия «социальное изменение» и «социальное развитие». Первое понятие имеет более широкое смысловое содержание, в котором не фиксируется направленность изменений (в сторону улучшения, усложнения или усовершенствования), а лишь констатируется сам факт перемен. И, действительно, существует множество изменений, к которым сложно применить какую-либо оценочную характеристику, например: возникновение, становление, исчезновение, переходный период и т.п. В свою очередь развитие – это всегда позитивные перемены, то есть изменения улучшающие состояние социального объекта.

К социальным изменениям относят изменения: социальных систем, социальных общностей, социальных процессов, институтов, организаций и их взаимодействий.

Социальные изменения могут быть классифицированы – в зависимости от того, по какому из признаков они происходят:

1. Структурные социальные изменения – это изменения в структуре семьи (моногамная, полигамная), социальной общности (класс, нация, территориальная, профессиональная, малая группа), социального института (наука, религия, образование, государство), различных социальных организаций (трудовых, общественных).

2. Функциональные социальные изменения, т.е. изменения функций в различных социальных системах (институтах, организациях, общностях).

3. Изменения в социальных процессах. Они могут затрагивать систему социальных взаимодействий и взаимоотношений различных общностей, институтов, организаций, отдельных личностей, а также многообразных отношений: солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности.

4. Мотивационные социальные изменения (в коллективной или индивидуальной деятельности, поведении), определяемые интересами, потребностями, мотивациями индивидов, социальных общностей, групп.

Очевидно, что все вышеперечисленные изменения между собой тесно переплетены, и социологам хорошо известен тот факт, что при анализе реальной ситуации бывает трудно разграничить сами виды изменений.

Социальные изменения могут также классифицироваться по своему характеру, внутренней структуре и степени влияния на общество. Здесь выделяют: эволюционные, революционные, а также циклические изменения.

К эволюционным относят изменения, которые происходят в социальных системах постепенно и сопровождаются устойчивым изменением каких-либо ее качеств – вне зависимости от того, осуществляются ли они стихийно или сознательно, а также будут ли они иметь восходящую или нисходящую направленность.

Эволюционные социальные изменения не следует рассматривать исключительно в духе эволюционизма XIX века – как универсальную, линейную последовательность изменений восходящей направленности, и относящуюся ко всему социальному организму. Разнонаправленные эволюционные изменения и с разной интенсивностью могут происходить одновременно, в том числе, в рамках одного объекта. Это обычно осуществляется как процесс накопления каких-то новых элементов и свойств, за которыми наступают постепенные изменения – структуры, функций, процессов и т.п.

Революционные изменения отличаются от эволюционных своей радикальностью, гораздо меньшей частотой и, как правило, насильственным способом осуществления. Они предполагают коренную ломку социального объекта или процесса, и также имеют право на существование (по крайней мере, в научном понимании).

Циклические социальные изменения, которым в научной литературе последних лет уделяется все большее внимание, это наиболее сложная форма социальных изменений, поскольку в нее включены, как революционные, так и эволюционные изменения, их восходящая и нисходящая направленность. Сам цикл представляет собой ряд последовательных изменений (а не единичный акт), где его конечная точка повторяет первоначальную – но уже на другом уровне и в других условиях.

Цикличность, присущую изменениям социальных общностей, организаций, институтов и даже обществ в целом, фиксируют социологи различных направлений; при этом могут выделяться такие стадии, как: рост, расцвет, кризис и увядание. Периоды циклов могут составлять от одного сезона (менее года) до многих веков. А это означает, что в каждый конкретный момент истории имеет место сосуществование различных социальных объектов, процессов и явлений, находящихся на разных ступенях развития своего цикла, что уже предопределяет взаимные несоответствия и служит источником многих противоречий и конфликтов.

Самым наглядным примером циклического характера социальных изменений может служить смена поколений, каждое из которых формируется и осуществляет свой жизненный цикл в специфических социальных условиях. Промежуток времени этого «поколенческого» цикла определяется как средняя величина продолжительности жизни; за последнее столетие в развитых странах Европы она выросла с отметки в 35-40 до 70 лет.

В качестве источников социальных изменений могут выступать весьма многообразные факторы: экономические, политические и даже изменения в самой социальной сфере, появляющихся, как в результате взаимодействия между различными социальными системами, так и внутри них. Накопленный социологией эмпирический материал позволяет утверждать, что причины изменений могут быть весьма сложными и подчас с трудом поддаваться строгому объяснению с точки зрения детерминации.

Оценку характера социальных изменений производят и по их результатам. Конечно, оценки могут быть и субъективными, но могут основываться и на достаточно объективных показате­лях. К субъективным оценкам можно отнести такие, которые исходят из желаний, стремлений, позиций отдельных групп или слоев населения или даже отдельных личностей. Главную роль тут играет удовлетворенность социальных групп проис­шедшими или происходящими изменениями. Если то или иное социальное изменение имеет негативные последствия для по­ложения, статуса некоторой (допустим, небольшой) группы, оно обычно и оценивается ею как ненужное, неправильное, даже антинародное, антигосударственное. Хотя для других групп и большинства общества оно может иметь важное положительное значение. Но бывает и наоборот, когда от измене­ний выигрывает меньшинство, а проигрывает явное большин­ство. В любом случае представители выигравшей группы будут оценивать результаты изменений как положительные, а проиг­равшие — как отрицательные.

При использовании понятия социальное развитие определяют качественную характеристику направленности социальных изменений – в сторону усложнения, усовершенствования, улучшения.Оно не только фиксирует сам факт социального изменения, но и содержит некоторую оценку этого изменения, характеризует его направленность.

Обычно социальное развитие как реальный процесс характе­ризуют тремя взаимосвязанными чертами — необратимостью, направленностью и закономерностью. Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и каче­ственных перемен в течение некоторого промежутка времени. Направленность — ту линию или линии, по которым соверша­ется накопление. Закономерность — процесс накопления не случайный, а необходимый. Принципиально важная характери­стика социального развития — промежуток времени, в течение которого осуществляется развитие. Пожалуй, не менее важно и то, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития, поскольку оно складывается из некото­рой цепочки социальных изменений. Результатом процесса раз­вития является новое качественное (иногда и количественное) состояние социального объекта (например, социальной груп­пы, социального института, организации и всего общества).

Сказанное относится, скорее, к общефилософскому или со­циально-философскому пониманию развития. Социологическое понимание развития требует более конкретного выделения его критериев и показателей. В научной литературе можно встретить разные точки зрения на этот счет. Представляется, что можно выделить прежде всего следующие критерии. Во-первых, соци­альное развитие предполагает структурное усложнение объекта. Как правило, более сложные по своей структуре объекты явля­ются и более развитыми. Во-вторых, социальное развитие озна­чает увеличение числа, усложнение характера или даже видоизменение социальных функций объекта. Если сравнить современ­ное общество, обладающее многоотраслевой промышленно­стью, многочисленными системами государственного и обще­ственного управления, учебными заведениями и научными уч­реждениями, дифференцированное по социальным группам, профессиям, стратам, с обществами, живущими за счет соби­рательства, охоты или земледелия, то становится очевидной ог­ромная разница в степени сложности и развитости этих двух ти­пов обществ. В-третьих, важным критерием социального разви­тия социальных институтов и организаций является повышение результативности, эффективности, конкурентоспособности их деятельности.

Социальное развитие предполагает также увеличение возмож­ностей удовлетворения многообразных потребностей (материаль­ных, интеллектуальных, духовных и т. д.) различных групп насе­ления и отдельных индивидов.

В социологической мысли, в процессе ее развития, произошло выделение двух противоположных точек зрения на проблему социального развития, прогресса в истории общества. Одна из них выражает оптимистический взгляд в светлое будущее, уверенность в неизбежности прогресса, утверждает, что он не остановим и необратим. Эволюционисты XVIII — начала XX в. доказывали, что прогресс носит всеоб­щий характер и проявляется в развитии производительных сил, в науке, технике и технологии, в политической, социаль­ной и духовной сферах жизни общества. Прогресс неостановим, колесо истории вспять обратить невозможно, прогрессивная тенденция пробьет себе дорогу через все препоны.

Другая же – противоположная точка зрения, базируется на отрицании самой возможности научной постановки вопроса о социальном прогрессе – язык науки не позволяет говорить о более высоком качестве одних форм социальной жизни над другими (т.е. проблема прогресса, как субъективное понятие, должна быть вынесена за пределы научных изысканий).

Это понятие, действительно, несет в себе ценностный смысл, оценочное утверждение, что, в свою очередь, приводит к дополнительному размежеванию ученых: на тех, кто считает уместным их использование в социологии (и даже необходимым – из соображений сохранения гуманистической направленности этой науки), и тех, кто категорически их отвергает, в стремлениях избегать в науке субъективистских пристрастий.

С одной стороны, конечно, трудно отрицать наличие таких показателей усовершенствования социальной жизни, как улучшение условий труда, обретение личностью больших социальных и политических прав, усложнения ставящихся перед человечеством задач и одновременно появляющихся больших возможностей их разрешения – хотя бы с помощью технических средств. Происходит развитие науки и усовершенствование образовательных процессов. Но с другой стороны, существует серьезная опасность впасть в эйфорию от безоговорочного восприятия самого факта прогресса, при отсутствии возможности отыскать универсальное и научно-обоснованное его определение.

Социальный прогресс имеет весьма противоречивый характер, в котором происходит одновременное развитие одних объектов, процессов, явлений и деградация – других. К тому же не все сферы социальной жизни поддаются качественному ранжированию. В отношении науки, техники и технологий говорить о существовании прогрессивного развития вполне правомерно. Но как применить понятие прогресса к искусству? Да, оно постоянно изменяется, но можно ли проводить подобное сравнение произведений искусств различных эпох?

Помимо прогресса в социологии рассматривается и такое явление как регресс (реально существующее и противоположное ему по своей направленности), где изменения происходят от высшего к низшему, от сложного к простому, т.е. идет понижение уровня организации, ослабление и даже затухание функций. Могут иметь место и так называемые тупиковые линии развития, приводящие к гибели тех или иных социокультурных форм. В истории известны случаи гибели целых цивилизаций, что послужило основанием для формулирования рядом теоретиков (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби) теорий круговорота истории.

Что касается конкретных критериев социального прогресса, то по этому вопросу также ведутся дискуссии между представителя­ми разных социологических школ и направлений. Наиболее предпочтительны позиции тех авторов, которые стремятся придать критериям социального прогресса гуманистический смысл. Дело в том, что недостаточно говорить о социальных изменениях, в том числе и о социальном развитии, только как об объективно совершающихся процессах, «процессах в себе», говоря философским языком. Не менее важны и другие их сто­роны — их обращенность к человеку, группам, обществу в це­лом. Ведь задача заключается не только в том, чтобы зафикси­ровать сам факт социальных изменений и социального разви­тия, определить их виды, выявить движущие силы и т. д. Задача еще и в том, чтобы обнажить их гуманистический (или антигу­манистический) смысл — ведут ли они к благосостоянию че­ловека, его процветанию или ухудшают уровень и качество его жизни.

Социальная стратификация (от лат. stratum — слой и facio — делаю) — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин «стратификация» вошел в социологию из геологии, где он обозначает расположение пластов земли.

Стратификация(от лат. stratum — слой и facio — делаю) — это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по горизонтали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса).

Теория социальной стратификации представляет собой одну из наиболее развитых частей социальной теории. Основы ее были заложены М. Вебером, К. Марксом, П. Сорокиным, Т. Парсонсом. Основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей.

В английском «Словаре социальных наук» стратификация понимается как процесс, в результате которого семьи и индивиды оказываются не равными друг другу и группируются в иерархически расположенные страты с различным престижем, собственностью и властью.

Все критерии социального расслоения должны соответствовать следующим принципам (по М. Веберу и Э. Дюркгейму):

1) следует изучать все без исключения социальные слои данного общества;

2) необходимо соизмерять и сравнивать группы с помощью одних и тех же критериев;

3) критериев должно быть не меньше, чем требуется для доста-

точно полного описания каждого слоя.

П.Сорокин определял социальную стратификацию как «дифференциацию некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества» [5]. Стратификационная модель общества (пирамида, разделенная на слои-страты) была позаимствована П. Сорокиным из геологии. Однако, в отличие от строения горных пород, в обществе:

· низшие слои всегда намного шире высших,

· количество слоев жестко не определяется: все зависит от того, сколько критериев стратификации принято во внимание,

· толщина слоя непостоянна, так как люди могут перемещаться из одного слоя в другой (процессы социальной мобильности).

Существуют два основных способа стратификации общества в зависимости от количества лежащих в ее основе признаков:

Существуют два основных способа стратификации общества в зависимости от количества лежащих в ее основе признаков:

1. Одномерная стратификация. В ее основе лежат одномерные страты, т. е. страты, выделяемые по какому-либо одному социальному признаку. Этот подход предполагает расслоение общества по следующим группам признаков:

1) половозрастные;

2) национально-языковые ;

3) профессиональные;

4) образовательные;

5) религиозные;

6) по поселению.

Некоторые исследователи в основу классификации закладывают и другие признаки.

2. Многомерная стратификация. При этом в основе стратификации лежат несколько признаков.

Ко второму способу стратификации относится деление общества на:

1) социально-территориальные общности (население города, села, региона);

2) этнические общности (племя, народность, нация);

3) система рабства (экономическая, социальная и юридическая форма закрепления людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства);

4) касты (социальные группы, членством в которых человек обязан рождением);

5) сословия (социальные группы, поддерживающиеся сложившимися обычаями или законами, и в которых права и обязанности передаются по наследству);

6) общественные классы.

 

Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации. Социальные страты выстраиваются вертикально и в строгой последовательности по индикаторам благосостояния, власти, образования, досуга, потребления. В социальной стратификации устанавливаются определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и выстраивается иерархия из социальных слоев. Т. о. фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени. Выделенные в обществе социальные слои оцениваются в нем по критерию социального престижа, выражающего социальную привлекательность тех или иных позиций. Но в любом случае социальная стратификация является результатом более или менее сознательной деятельности (политики) правящих элит, крайне заинтересованных в том, чтобы навязать обществу илегитимизировать в нем свои собственные социальные представления о неравном доступе членов общества к социальным благам и ресурсам. Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая — деление общества на элиты и массы. В некоторых из самых ранних, архаических социальных систем структурирование общества на кланы осуществляется одновременно с проведением социального неравенства между ними и внутри их. Так появляются те, кто посвящен в определенные социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвященные — профаны (все остальные члены общества, рядовые члены общины, соплеменники). Внутри них общество может и далее при необходимости стратифицироваться. По мере усложнения (структурирования) общества происходит параллельный процесс — встраивания социальных позиций в определенную социальную иерархию. Так появляются касты, сословия, классы и т. д. Современные представления о сложившейся в обществе стратификационной модели, достаточно сложны — многослойны (полихотомические), многомерны (осуществляются по нескольким осям) и вариативны (допускают порою существование множества стратификационных моделей). цензы, квоты, аттестация, определение статуса, ранги, льготы, привилегии, др. преференции.
Важнейшей динамической характеристикой общества является социальная мобильность — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того жесоциального слоя (горизонтальная мобильность). Наряду с социальными фильтрами, устанавливающими барьеры и тормозящими социальному перемещению, в обществе существуют и "социальные лифты", значительно ускоряющие это процесс (в кризисном обществе - революции, войны, завоевания и т.п.; в нормальном обществе - семья, брак, образование,собственность и т.д.). Степень свободы социальных перемещений из одного социального слоя в другой во многом определяет то, каким является общество — закрытым или открытым.

Неравенство или стратификация возникало постепенно, сопутствуя зарождение человеческого общества. Ее начальная форма уже присутствовала при первобытном ладе. Ужесточение стратификации произошло в период создания ранних государств за счет создания нового класса - рабов.
Рабство - это первая историческая система стратификации. Оно возникло в глубокой древности в Китае, Египте, Вавилоне, Риме, Греции и существовало во многих странах вплоть до настоящего времени. Рабство это социальный, экономический и юридический вид закрепощения людей. Рабство часто вообще лишало человека любых прав и граничило с крайней степенью неравенства.
Смягчение стратификации произошло при постепенной либерализации взглядов. Например, в этот период в странах с индусской религией создается новое разделение общества - на касты. Касты представляют собой социальные группы, членом которой человек становился только из-за того, что родился от представителей той или иной страты (касты). Такой человек лишался на всю свою жизнь права переходить в другую касту, из той, в которой он был рожден. Каст основных 4: шурды – крестьяне, вайшии – купцы, кшатрии – воины и брахманы – священники. Кроме них еще существует около 5 тыс. каст и подкаст.
Все самые-самые престижные профессии и привилегированные должности имеет богатый слой населения. Обычно их работа связана с умственной деятельностью и управлением низшими частями общества. Их примеры - президенты, короли, вожди, цари, политические лидеры, ученые, политические деятели, деятели искусств. Именно они и являются самой высокой ступенькой в обществе.

 

Общество и государство.Общество следует понимать как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, а государство — как искусственный политический конструкт - учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Третье понятие — «страна» — описывает одновременно естественно сложившуюся общность людей (общество) и искусственное территориально политическое образование, имеющее государственные границы.

Итак, страна — часть света или территория, обладающая границами и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство — политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика) и наличие аппарата управления (правительство). Общество — социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени.

Понятия «общество», «государство» и «страна» по объему могут совпадать, но они обязательно различаются по содержанию, ибо отражают разные стороны одного и того же.

Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество — самая большая из проживающих на данной территории группа. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил американский социолог Эдвард Шилз (р. 1911):

Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:

1. Оно не является частью какой-либо более крупной системы.

2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

. 3. Оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются признанными представителями.

4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.

5. У него собственное название и собственная история.

6. Оно обладает собственной системой управления.

7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

8. Его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Признаки общества, выделенные Э. Шилзом, достаточно полно характеризуют общество с социологической точки зрения, ибо указывают на семейно-брачные и кровнородственные отношения, описывают способ социального воспроизводства, систему управления (государство) и культуру, которые связаны социальной структурой, социальными институтами и социальной стратификацией. Отличительная черта государства — суверенность (верховная власть плюс суверенность), которая выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать нормативные акты, в том числе законы, обязательные к исполнению всеми членами общества, осуществлять правосудие. Государство выступает как сила (профессиональный аппарат управления, армия, полиция, сыск, суды, тюрьмы и т. д.), способная осуществлять принуждение в отношении любого члена общества. Исторически общество первично, а государство вторично. Государствовозникает на определенной стадии развития общества для защиты интересов граждан. Отношения между обществом и государством на протяжении всей истории складывались и складываются непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения. Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом как идеалом только в одном случае —когда устанавливается правовое государство. Оно основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах в качестве прирожденных свойств человека. Члены общества добровольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. При таком положении дел личность имеет приоритет перед обществом. Другая ситуация в тоталитарном государстве: личность и Гражданское общество подавляются, права человека не соблюдаются, законы устанавливаются произвольно, в угоду Правящему классу или правителю. Не соблюдается равенство всех граждан перед законом. Гражданское общество олицетворяет все то, что противостоит тоталитарному государству и им подавляется. Тоталитарное государство характеризуют следующие черты: аппарат подавления; преследование инакомыслящих; жесткая цензура и отсутствие Свободы слова; диктатура одной политической партии; в большинстве случаев - монополия государственной собственности; геноцид против собственного народа; подавление личности и отчуждение от государства.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 90; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты