КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПИФАГОР О ВСЕОБЩЕМ(ПЕРΙ TOY OΛOY) Название философия (ФΙΛОΣОФΙА) придумал первым Пифагор, ибо мудрость (ΣОФΙА) есть знание истины, коренящейся в истинно сущем. Истинно сущее нематериально, бестелесно, вечно и одно только действенно. Все остальное, соименное сущему,— это материальные и телесные виды, порожденные и разрушимые и никогда в подлинном смысле слова не существующие. Мудрость (ΣЮФΙА) — это знание о сущих (KYPIΩΝ), а не соименных им подобиях. Тем не менее познание истинно сущего связано с постижением соименных подобий. Те, кто правильно находят общее, смогут правильно рассмотреть и частные вещи. Первосущим и умопостигаемым является природа чисел и пропорций. Одно (ТО EN) — это самобытная сущность, а числа — причины бытия других вещей. Вещи существуют при помощи подражания (MIMHΣEI) числам. Пифагор считал число первоначалом и материей вещей, и как переменные и постоянные свойства (ПАΘН KAI EΞEIΣ). А элементами числа — чет и нечет, одно ограниченное, другое — неограниченное (AIIEIPON). Единица (ТО EN) состоит из обоих. Число состоит из одного (ТО EN). Все небо — числа. Пифагорова философия выявила 10 пар оппозиций (дихотомий) в двух рядах соответствий (ΣYΣTOIXIAI): одно и многое; нечет и чет; ограниченное и безграничное; покоящееся и движущееся; прямое и кривое; квадрат и разносторонний четырехугольник; свет и тьма (белое и черное); право и лево; мужское и женское; добро и зло. Субстанция состоит и вылеплена из этих элементов как из содержащихся в ней составных частей. Мудрость, говорил Пифагор,— это знание прекрасного, первосущего, божественного и несмешанного, всегда тождественного себе и действующего таким образом, что все, к чему оно" ни прикоснется, также становится прекрасным. Философия — ревностное стремление к созерцанию всего этого. Философ — человек, который созерцает подлинно сущее и делает практически должное. Самый бескорыстный нрав у того человека, который занимается созерцанием прекрасного. Он называется философом. Пифагор говорил об уме и исходящем от него познании. Он обнаружил различие между тем, что делается по воле Тюхэ (богини Судьбы), и тем, что делается согласно уму. Пифагору первому принадлежат определения человеческого существа и четкого разграничения между людьми и другими живыми существами. Вся жизнь Пифагора сводилась к следованию богу. В этом — высший смысл его философии. Основа философии Пифагора — знание об умопостигаемом мире и о богах. Он учит всему, что касается естества, а также этической философии, и заканчивает логикой. Из искусств Пифагор уважал больше всех прочих музыкальное, искусство девинации (угадывания воли богов), а также искусство врачевания (особенно диайтическое — касающееся образа жизни). Пифагор передал и общие всем наукам приемы (KOINAΣ ЕПΙΣТНМАΣ): аподейктику (АПОДЕ1К-TIKH), искусство давать определения и искусство расчленять понятия (ANAΛYΣIΣ).
|