КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПОЛИТИКА ОТ ПИФАГОРА(ПОΛΙΤΙКОΣ ΛОГОΣ, ΠOΛITIKON) Никогда не нужно позволять человеку делать все, что ему захочется, но всегда нужно иметь какое-либо руководство и законную, хорошо организованную власть, которой послушен каждый из граждан. Нет большего зла, чем анархия. Ведь не дано природой человеку сохранить себя, если нет над ним руководителя (бога, отца, закона, судьи и исполнителя). Нужно, чтобы община граждан создала из их вкладов общую казну. С ней надо обращаться так, как будто они собираются сделать наследственное ручательство потомкам. Дружба и согласие граждан — основа благополучия (EYΔAIMΩNIA). Поэтому Пифагор советовал согражданам воздвигать храм Музам, дабы они охраняли царящее общее согласие. Прочным государственное установление будет, если все граждане будут равны и никому не достанется больше, чем должно по справедливости. Поэтому Фалей Халкедонский4 предписывал наделять граждан равными земельными наделами. Справедливое управление своим собственным домохозяйством — начало порядка в полисе в целом, так как полис — совокупность домохозяйств. Более всего полезной для установления справедливости в полисе Пифагор считал власть богов над ним, и, отправляясь именно от нее, установил он государственное устройство, законодательство и правосудие. Первая из властей над полисом — власть Бога и храма, вторая — власть отцов и царя, третья власть — законодательного собрания граждан, четвертая власть — судебная, пятая власть — должностные лица. Изобретенный Пифагором эпитрит (3:4:5) — основа из трех линий государственного устройства. Пифагор осуждал арифметическую пропорциональность как демократическую и охлократическую и ввел вместо нее геометрическую, подобающую конституционной монархии. При геометрическом распределении все распределяется по достоинству, так что избегается смешение всех без разбора и проводится отчетливое различение добрых и худых: каждый получает свое не по назначенному весу и не по жребию, а в соответствии со своими заслугами и недостатками. Он полагал, что такую пропорциональность, именуемую справедливостью (ΔΙКН) и воздаянием (NEMEΣIΣ), вносит бог в распорядок вещей, и она учит нас справедливое принимать за равное (ΙΣON), но не усматривать справедливость в равенстве: то равенство, которого добивается толпа,— величайшая из всех несправедливостей. Пифагор учил, что не стоит ничего считать своей неотъемлемой собственностью. «Первым из зол проникает в домохозяйства и в полисы роскошь, вторым — разнузданность и презрение к законам, третьим — погибель» — учил Пифагор. Он умел убеждать граждан отказаться от роскоши, чему есть немало примеров. Так, после разговора Пифагора с женщинами Кротона о простоте в одежде все они сложили много тысяч роскошных плащей в храме Геры. Пифагор проповедовал воздержание от просьб, ходатайств, жалоб, слез и прочего раболепия (перед властями), считая заискивания делом низким и недостойным мужественного человека. Пифагор вносил гармонию и порядок в жизнь полисов, объятых прежде дионисической смутой, свергая тиранов, устанавливая порядок, давая свободу взамен рабству, прекращая произвол, смиряя дерзость, препятствуя людям наглым и склонным к тирании, милостиво помогая своим руководством людям справедливым и кротким, изгоняя дерзких из людского сообщества, запрещая диким устанавливать свои порядки. Пифагор стремился всячески избежать участия в войнах, ибо война — главный организатор и вдохновитель убийств (живых существ), так как она набирает силу именно от них. Членам совета не подобает произносить имени богов при клятвах, но следует употреблять такие слова, которые и без свидетелей клятвы вызывали бы доверие. Следует правильно клясться (EYOPKEIN). Должностным лицам следует приноравливаться к перечащим, не досадовать на них, а если слушаются — помогать. Поселившись в Кротоне, Пифагор увидел, что города Италии и Сицилии находятся в рабстве друг у друга, одни давно, другие недавно, и вернул им вольность, поселив в них помышления о свободе через своих учеников, которые были в каждом городе. Так он освободил Кротон, Сибарис, Катанию, Регий, Гимеру, Акрагант, Тавромений и другие города, а некоторым, издавна терзаемым распрями с соседями, даже дал законы через Харонда Катанского и Залевка Локрийского. А Симих, тиран города Кент(о)урип5, после его уроков сложил свою власть и раздал свое богатство, частью — сестре, частью — согражданам. Пифагор содействовал низложению тиранов и освобождению городов Италии от их власти. При его участии был низвержен тиран Фаларид в Акраганте, собиравшийся принести непоправимые беды людям. Этим Пифагор освободил Сицилию от жесточайшей тирании.
|